Конспект ООД в подготовительной группе воспитатель И.Н. Евтушенко Тема: « Волшебный воздух» (экспериментально-исследовательская деятельность).
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
В представленном занятии дети закрепляют свойства воздуха, учатся делать выводы в процессе эксперимента.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект
ООД в подготовительной группе
воспитатель И.Н. Евтушенко
Тема: « Волшебный воздух» (экспериментально-исследовательская деятельность).
Дата проведения: 10.02.2016 г.
Задачи:
- Учить делать выводы в процессе эксперимента.
- Закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не
имеет запаха, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается).
- Развивать познавательную активность детей в процессе
экспериментирования.
- Способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми.
- Активизировать речь и обогащать словарь детей.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения.
- Формировать умений у детей правил по соблюдению правил техники
безопасности при проведении экспериментальной деятельности детей.
- Закрепить правила безопасности при поведении опытов и экспериментов с
воздухом.
- Воспитывать уважительного отношения к труду людям науки.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы, загадывание загадок, наблюдение за погодой (ветер, туман). Опыты с водой, магнитом, песком, глиной и другими материалами.
Оборудование:
Воздушный шар (с гелием), ёмкость с холодной и горячей водой, пластмассовые бутылки, шарики, 3 стаканчика, ИКТ (ноутбук), мыльные пузыри, пакеты, свистульки, маркеры, рукав для плавания, песочные часы (1 мин.)
Воспитатель: Давайте поздороваемся друг с другом, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и скажем:
«Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться:
Доброе утро!
Доброе утро!
Солнцу и птицам.
Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро
Длится до вечера!
Сейчас в ваших руках тепло и доброта и это тепло и доброту мы отправим друг другу. Поднимите руки и подуйте на свои ладошки сильно. Вот мы и поделились друг с другом своей добротой.
Воспитатель: (стук в дверь, влетают воздушные шарики, один сдут). Ребята, посмотрите, к нам гости! Кто это прилетел? ( ответ детей) Какой он веселый, радостный. Ой, посмотрите, а этот шарик маленький и грустный. Давайте его развеселим. Нам нужен важный помощник, отгадайте загадку, о чем я говорю.
Загадка:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Невидимка он, и все же
Без него мы жить не можем. (воздух)
Воспитатель: Правильно, воздух, он нам и поможет справиться с этой задачей. ( надувает шарик) А есть ли он, этот воздух? Ребята давайте разберемся. Не будем доверять слухам, а проверим с помощью научных опытов и экспериментов: существует ли воздух и какими свойствами он обладает. Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас! Ребята, я предлагаю вам пойти в нашу лабораторию и, как настоящим ученым, провести опыты, чтобы узнать много интересного о воздухе. Вы согласны? Тогда – вперед! Но для начала вспомним правила проведения опытов.
Кто видел воздух? (ответы детей). Да воздух невидимка, но он всегда вокруг нас. Без него мы не могли бы жить, так как нечем было бы дышать.
1. Опыт: «Сколько можно прожить без воздуха»
А теперь, ребята, давайте проверим, как долго мы можем не дышать. Посмотрите, это песочные часы, они отсчитывают 1 минуту. Как только я их переверну, зажмите нос и постарайтесь не дышать. (дети задерживают дыхание и следят за песочными часами).
Вот видите, даже песок не успел пересыпаться, а вы уже стали задыхаться, не смогли прожить без воздуха, даже одну минуту. Для чего он нам нужен? (ответы детей.)
2. Опыт: « Воздух внутри человека».
Воспитатель: Ребята, раз мы дышим, значит, что воздух живет внутри людей. И мы сейчас с вами это докажем. Посмотрите ребята, что это?
Дети: шарики.
Воспитатель: Да, это воздушные шарики, попробуйте их надуть (дети дуют). Вот сколько в нас воздуха, какие большие шары мы надули. А теперь смотрите, я выпускаю воздух из шарика на себя, получается ветер. Ветер это движение воздуха. А теперь вы попробуйте.
Вывод: вот мы и доказали: оказывается воздух живет внутри нас. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Дети: мы его вдыхаем через нос.
3. Опыт.
Воспитатель: Воздух? А что это такое? Давайте проведем опыт. Сомните лист бумаги и затолкайте его в стакан так, чтоб он не выпал при переворачивании стакана. Погрузите стакан полностью под воду, держа его вверх дном. Достаньте стакан. Проверьте, намокла ли в нем бумага? Дети: Бумага в стакане остается сухой.
Воспитатель: Вода не может заполнить перевернутый стакан, потому что он уже заполнен воздухом. «Пустой» стакан полон воздуха. Воздух – не имеет размера и формы, но может заполнить любое пространство.
Вывод: Воздух существует!
Воспитатель: Ребята, а вы видели, воздух?
Дети: Нет.
Воспитатель: Если мы его не видим, значит он какой?
Дети: Невидимый.
4. Опыт: « Воздух легкий».
Воспитатель: А еще, ребята, воздух очень легкий. Предлагаю вам в этом убедиться, посмотрите, я в контейнер опускаю шарик, спасательный нарукавник и бутылочку. Почему шарик и спасательный нарукавник плавают, а бутылочка с водой утонула? (ответы детей). Выньте бутылочку и вылейте воду, закройте пробку и снова опустите в воду. Что видите? (бутылочка плавает сверху) Почему? В первый раз бутылочка наполнилась водой, воздух из неё вышел, и бутылочка утонула, потому что вода тяжелая. Во второй раз запустили воздух, бутылочка, как и шарик, плавает сверху. Значит, воздух, какой? (легкий)
Давайте это докажем еще раз поиграв с мыльными пузырями. Мыльные пузыри можно перемещать даже дыханием (дети играют с мыльными пузырями).
Вывод: Воздух очень лёгкий.
Физминутка Знаем мы все части тела:
Руки, ноги, голова.
На руках у нас пять пальцев, знаем мы их имена.
На голове у нас:
Два глаза, уха два, есть рот и нос,
Брови щеки, подбородок, шея, плечи, грудь, живот.
И колени у нас гнуться, можем сесть, а можем – встать
Если руки мы поднимем, можем ими помахать.
Плечики поочередно будем вместе поднимать,
Ну а спину мы свободно будем вместе наклонять.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, а на чем можно путешествовать? (ответы детей). А чтобы лететь на воздушном шаре, нам нужна горелка. Скажите, зачем под шаром расположена горелка? (ответы детей). Сейчас мы с вами узнаем, что происходит с воздухом, когда его нагревают.
5. Эксперимент: « Воздух сжимается и расширяется».
Воспитатель: Для этого эксперимента нам понадобится пустой воздушный шарик и пластиковая бутылка. Шарик нужно надеть на горлышко бутылки и подержать ее в течение 1 мин. в горячей воде. - Что вы видите? (Шар надувается) Как вы думаете, почему он надулся? (предположения детей)
Вывод: При нагревании воздух в бутылке расширяется и заполняет шар, он надувается.
Воспитатель ставит бутылку с шариком в холодную воду.
- Что происходит с шариком? (шарик сдувается) Почему шарик сдувается? (предположения детей)
Вывод: Воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика - он сдувается.
Воспитатель: Зачем же нужна горелка? (ответы детей). При нагревании воздух расширяется и заполняет шарик. Когда горелка выключается, воздух постепенно охлаждается и сжимается - шар сдувается.
Воспитатель: какого цвета воздух?
Дети: бесцветный, прозрачный.
6. Опыт: « Воздух можно поймать».
Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха. Воздух занял всё место в мешке. Посмотрите кто у нас получился. Забавные ушки. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? ( в нем нет воздуха). Давайте снова надуем и завяжем пакеты и нарисуем забавные мордашки.
Вывод: воздух невидимый, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке.
7. Опыт: « Воздух можно услышать».
Воспитатель: А как вы думаете, сможем ли мы услышать воздух? (ответы детей)
Воспитатель: На самом деле звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед, это называется колебание. Повторите, как это называется. (словарная работа)
Дети: Колебание
Воспитатель: Посмотрите, у меня есть свистулька, через нее можно пустить быструю струю воздуха?
Дети: Да
Воспитатель: Благодаря свистульке мы смогли услышать воздух? Также мы можем другим способом услышать воздух. Каким? (ответы детей). Давайте с вами попробуем подуть.
Подведение итогов:
Воспитатель: Ребята вам понравились опыты про воздух? Какой опыт понравился вам больше всего? (ответы детей) Мы с вами узнали много нового:
- воздух нас окружает постоянно;
- воздух легче воды;
- воздух есть внутри людей:
- воздух есть внутри предметов;
- воздух невидим, но его можно поймать;
- без воздуха невозможна жизнь;
- воздух можно услышать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной к школе группе На тему: «Воздух и его свойства»
Развивать у детей познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, воспитывать бережное отношение к природе....
План кружка «Эколошка» во второй младшей группе (экспериментально - исследовательская познавательная деятельность)
В младшем возрасте закладываются основы физического, умственного, нравственного развития ребёнка. Решить проблемы младшего возраста – значит обеспечить полноценное развитие детей в дошкольном и школьн...
Экспериментально-исследовательская, проектная деятельность дошкольников
Использование экспериментально-исследовательской, проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников....
Конспект экспериментирования в подготовительной к школе группе Тема: «Свойства воздуха»
Конспект экспериментирования в подготовительной к школе группе Тема: «Свойства воздуха»...
Конспект НОД в подготовительной группе «Увеличительные приборы или Волшебные стёклышки» (занятие по экспериментальной деятельности)
знакомство детей с увеличительными приборами: лупа, микроскоп...
Конспект НОД в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим «Воздух и его свойства».
Познакомить детей с тем, что воздух есть вокруг нас, что на Земле кроме четырёх океанов, есть ещё и пятый – воздушный океан. Познакомить детей с понятием «атмосфера», дать представле...
КОНСПЕКТ исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Волшебный воздух»
Волшебный воздух Задачи:Образовательные:Учить моделировать, работать с пиктограммами.Систематизировать знания детей о свойствах воздуха.Закреплять знания детей о безопасности жизнедеятельности.Ра...