Экспериментально-исследовательская, проектная деятельность дошкольников
статья на тему

Использование экспериментально-исследовательской, проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование экспериментально-исследовательской, проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников.

Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопрос и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне, в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.

К. Е. Тимирязев

В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди — это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. В связи с этим тема экологического воспитания в настоящий момент актуальна как никогда. Становление осознанно правильного отношения к объектам природы начинается в дошкольном возрасте.

Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи к ее охране, экологическое воспитание всего населения, а особенно молодого подрастающего поколения – одна из актуальных задач сегодняшнего дня.

Данная тема мне интересна и для меня, как педагога, очень важна.

Целями и задачами экологического воспитания в дошкольном возрасте является:

- развитие у дошкольников экологической культуры;

- формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

- развитие способности к исследовательскому типу мышления, познавательного интереса к миру природы

-формирование системы элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника.

Научить ребенка любить и беречь природу дело сложное.

В соответствии с последними преобразованиями в системе образования, введением федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, были пересмотрены формы и методы работы с детьми - дошкольниками, отобраны наиболее адекватные их возрасту.

Изменяется и способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка, что является наиболее естественным и эффективным способом развития в дошкольном возрасте.

Одним из ведущих видов деятельности является познавательно -исследовательская.

Поэтому активно внедряю в практику работы детское экспериментирование.

Основной упор делаю на наблюдение, эксперимент, опыт. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает такие мыслительные операции, как:

-анализ (наблюдая за объектом природы, дети рассматривают и изучают их строение);

-сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов);

-умение устанавливать взаимосвязь (дети находят механизмы приспособления к сезону и к среде обитания);

-обобщения (дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков)

При планировании опыта пользуюсь такими принципами, как научность, целостность, систематичность и последовательность, индивидуально – личностный подход, доступность, активность обучения, креативность, результативность.
В обыденной жизни дети сами часто экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое, но такая самодеятельность иногда бывает опасной. Эксперимент, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка, и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы. Сначала дети проводят эксперименты на специально организованных занятиях совместно с педагогом и только затем переходят к самостоятельной деятельности.

Для организации занятий – экспериментирования использую следующий алгоритм:

1.Предварительная работа (наблюдения. беседы, изучение теории вопроса, зарисовки отдельных явлений, фактов).

2.Определение темы занятия – экспериментирования.

3.Выбор цели и задач (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные)

4.Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.

5.Предварительная исследовательская деятельность с использованием оборудования, учебных пособий (в мини-лаборатории или в уголке экспериментирования).

6.Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, выбранной темы.

7.Обобщение результатов наблюдений в различных формах (фотографии, рисунки, дневник наблюдений, таблицы и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Выбирая тему, стараюсь придерживаться следующих правил:

  1. Тема должна быть интересна ребенку. Оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
  2. Задачи должны быть выполнимы.

Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к природе и навыков экологически грамотного поведения. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в природе все взаимосвязано.

В своей группе я оборудовала уголок экспериментирования(детская лаборатория), чтобы дети в своей свободной деятельности могли там заниматься. Наш уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом и интересами детей.

Оснащение детской лаборатории:

  • Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, песочные часы, компасы и магниты;
  • Прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки;
  • Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть;
  • Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока, деревянные, пластмасса, металлические предметы и деревянные катушки;
  • Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, наждачная;
  • Красители: ягодный сироп, акварельные краски;
  • Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, мензурки, вата, воронки, мерные ложечки;
  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, стейки , нитки.

Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста, занятия по детскому экспериментированию я начинаю проводить с младшей группы.

С малышами проводится подготовка к экспериментированию.

Младшие дошкольники осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомлю их со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега.

Провожу с детьми следующие игры - эксперименты: «Лепим пирожки», где дети получают представления о том, что из влажного песка можно лепить.

«Считалочка – купалочка» - знакомлю со свойствами воды (льется, движется)

«Игры с соломинкой» - дети узнают, что внутри человека есть воздух.

«Чудесный мешочек» - определяют температурные качества предметов (теплый – холодный)

«Тает льдинка» - знакомлю, что вода замерзает на холоде и тает в тепле

В старшем дошкольном возрасте все более и более углубляются представления детей об окружающем мире, эксперименты усложняются по содержанию и методике проведения.

На этом этапе идет практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвуют в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомятся со способами фиксации полученных результатов.

«Мы фокусники» - выявляют материалы, взаимодействующие с магнитом.

«Круговорот воды»- знакомимся с круговоротом воды в природе.

«Далеко – близко» - влияние на температуру воздуха удаленность от солнца.

Специально организованные занятия по экспериментированию я провожу на основе самостоятельного составления конспектов и использования конспектов из опыта работы других педагогов

Данная работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи.

Так, например, мы предлагаем детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например: где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.

Родители помогают в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию.

Кроме этого, родители привлекают детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье.

Для родителей разработаны рекомендации

«Опыты в домашних условиях»

Проведены консультации:

«Опытно-экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников»

«Почему дошкольнику полезно быть исследователем»,

На родительском собрании «Роль семьи в развитии интереса к опытно-экспериментальной деятельности дошкольников  родителям были предложены игры, активизирующие мыслительную деятельность детей, смоделированы проблемные ситуации и даны рекомендации для разрешения их в семье.

С помощью презентации знакомлю родителей с разными темами исследовательских работ.

Разработаны шпаргалки для родителей: «Роль детского проектирования в развитии мыслительной активности»; «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Как помочь маленькому исследователю».

Постоянно действует рубрика в родительском уголке «Поэкспериментируем!».

По рекомендации воспитателей и по собственной инициативе родители проводят с детьми эксперименты дома, предоставляют детям литературу, материалы для самостоятельного исследования, оказывают помощь воспитателю в создании и обогащении предметно-развивающей среды группы. Большой популярностью и у детей и у родителей пользуются тематические выставки фотографий «Исследую дома», «Моя семья в лесу», «Наши домашние питомцы»

В результате организации экспериментирования, у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к исследованию природы.

Расширяется кругозор, обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.

У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

Развиваются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.

Таким образом, я пришла к выводу, что экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника. Исследовательская работа подводит их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде. Через экспериментирование решаются многие задачи экологического воспитания детей. Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает нашим детям успешно развивать творческие способности и в школе.

Литература:

  1. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом»
  2. Зыкова О.А. «Экспериментирование с живой и неживой природой»
  3. Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста»
  4. Таглина О.В. «Секреты живой природы»
  5. Энциклопедия для детей: «Вулканы», «Земля и вода», «Тайны природы»
  6. Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Обруч».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проектной деятельности Авторы Веракса Н. Е. Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников» Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова « Образовательные проекты в детском саду»

Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о  ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни,...

Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»).

  Актуальность:    В ХХI веке образование становится одной из самых значительных сфер человеческой деятельности. В связи с этим возросли требования к технологичности во...

Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»)

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования....

Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»).

Технология проектной деятельности.(Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»)....