Конспект НОД в подготовительной группе «Увеличительные приборы или Волшебные стёклышки» (занятие по экспериментальной деятельности)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

знакомство детей с увеличительными приборами: лупа, микроскоп 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx18.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе                                                              «Увеличительные приборы или Волшебные стёклышки.»                                                              (занятие по экспериментальной деятельности)

Цель: познакомить детей с увеличительными приборами: лупа, микроскоп,

Программные задачи

Воспитательные:

- воспитывать интерес к собственным высказываниям и высказываниям сверстников о наблюдаемых объектах и явлениях природы;

- воспитывать желание заботиться о своём здоровье.

Образовательные:

- познакомить детей с увеличительными приборами – лупой и микроскопом и принципами их работы;

- помочь выявить особенности увеличительных приборов;

- способствовать расширению знаний об окружающем мире.

Коррекционно-развивающие:

- развивать любознательность, пытливость, терпение, умение доводить начатое до логического конца;

- пополнять активный и пассивный словарь

Словарная работа: микроскоп, тубус, окуляр, линза, пинцет.

Ход НОД:

-Ребята! Сегодня утром на крыльце садика я нашла посылку с адресом нашей группы – давайте посмотрим, кто и что нам прислал.

ПИСЬМО:

-Дорогие ребята, здравствуйте! Пишет вам знаменитый астроном из Цветочного города – Стекляшкин. Я очень любознательный и интересующийся, очень похож на вас. Надеюсь, что вы помните меня. Я- друг Незнайки! Я очень хотел к вам прийти на занятие в вашу лабораторию и рассказать вам о волшебных стекляшках. Что это такое как их используют люди. Но, к сожалению приболел и поэтому посылаю вам в посылке эти волшебные стёклышки.»

(Воспитатель показывает посылку).

-Ребята, а как вы думаете о каких волшебных стекляшках идёт речь в письме? (Это увеличительные приборы)

-Какие увеличительные приборы вы знаете? (лупа, микроскоп)

-Давайте раскроем посылку и посмотрим что же нам прислал Стекляшкин. (лупа, микроскоп)

-Для чего нужны эти увеличительные приборы? (Для того, чтобы рассмотреть лучше самые маленькие предметы, которые мы не можем разглядеть так).

-Сначала появилась лупа. А знаете, как всё начиналось?

- Давным - давно, мастер стекольщик проверял сделанные им стекла, отбрасывал брак. Одно стеклышко получилось кривым, мастер просто так, случайно, посмотрел сквозь него. Буквы, на которые посмотрел мастер из маленьких вдруг стали большими. Он сначала очень испугался, а потом подумал, что с таким стеклом он будет лучше видеть. Так люди стали пользоваться лупой.

-С помощью лупы учёные увидели то, чего не могли разглядеть раньше. Например, строение цветка растений, глаза, усики, ножки насекомых и т. д.

-Лупа-простейший увеличительный прибор, состоящий из линзы, оправы и ручки.

-Возьмите лупу в правую руку и рассмотрите буквы на листочке газеты (дети рассматривают)

-Что вы заметили? (ответы детей: маленькое стало большим)

- Какими стали буквы?

-Но есть такие маленькие объекты, которые нельзя рассмотреть через увеличительное стекло. Человек любознателен, ему хочется все знать, рассмотреть строение листа, узнать, из каких частичек состоит кровь, увидеть микробы. Для этого ученые создали микроскоп.

-Давайте повторим его название. (Индивидуальные ответы детей)                                            

-Через микроскоп можно увидеть много необычного.

- Ребята, микроскоп является увеличительным прибором.

-Значит, что он делает? (Микроскоп увеличивает).

-Это очень сложное устройство. Если под лупой, маленькое становилось большим, т.к там одно волшебное стёклышко, то в микроскопе  волшебных стёклышек 2-3, поэтому увеличение сильнее. Всё самое крохотное становится большим, видимым.

-Посмотрите, какие разные микроскопы существуют.

-Существуют много видов микроскопов: микроскопы старого образца и современные микроскопы, механические и электронные. Но, несмотря на все это разнообразие, все они работают по одному принципу.

- Где же это волшебное стеклышко в микроскопе? Как нужно пользоваться микроскопом? Сейчас я вам об этом расскажу.

(Воспитатель показывает части микроскопа и рассказывает о них)

- Объектив - самая важная часть микроскопа! Потому что в нем спрятана одна маленькая, но важная деталь - линза! Ее еще называют –увеличительное стекло, вы наверняка слышали это название. Именно с помощью линзы, спрятанной в объективе, мы можем увидеть самые маленькие предметы, и даже рассмотреть из чего они состоят. Именно от линзы зависит качество изображения, то есть картинки, которую увидят ваши глазки.

-На сложных микроскопах, которыми пользуются ученые, бывает сразу несколько объективов, это сделали для того, чтобы было удобней работать, и увидеть один и тот же предмет с разным увеличением.

-Окуляр - это часть микроскопа. Окуляр закрыт стеклышком. Это сделано для того, чтобы защитить объектив и линзу от пыли. Объектив и окуляр - как братья, всегда дружат и работают вместе.

-Посмотрите, эта часть микроскопа называется – тубус!

-На что он похож? (Тубус похож на трубу, на трубку).
-Верно, на трубку! Тубус –это полая, то есть пустая трубка, которая соединяет объектив и окуляр между собой на определенном расстоянии и под определенным углом, таким, чтобы было удобно рассматривать предметы под микроскопом! Тубус –это тоннель, который помогает окуляру и объективу дружить!

-Предметный столик –это место, куда кладется тот предмет, который мы хотим рассмотреть.

- Отражающее зеркало –это специальное зеркало, которое используют для освещения рассматриваемого предмета. Это необычное зеркало, оно не похоже на зеркала, которые есть у каждого из нас дома. Отражающее зеркало собирает лучики света, которые исходят от лампы, окна и направляет их на рассматриваемый нами предмет, освещая его.

-Посмотрите на тубус. На его спинке спряталась еще одна важная часть микроскопа – фокусировочный механизм! Сложное название, не правда ли?

-А сейчас повторим его название вместе по слогам!

(Дети называют хором: ФО-КУ-СИ-РО-ВОЧ-НЫЙ МЕ-ХА-НИ-ЗМ!)

-Этот механизм умеет показывать фокусы! Посмотришь в окуляр, например, на капельку, а ее совсем не видно. Вот тогда и приходит он на помощь. Нужно только немного покрутить ручку, и капелька станет видна.

- У микроскопа есть маленькие помощники:

пинцет –с его помощью мы берем и переносим маленькие кусочки разных предметов, чтобы их не сломать и не испортить;

предметное стекло –нужно для того, чтобы класть на него различные предметы, которые хочется рассмотреть;

покровное стекло –покровным стеклом накрывается предмет, лежащий на предметном стекле.

-Вот сколько деталей в микроскопе. Я вам еще раз их назову — окуляр, объектив, тубус, предметный столик, отражающее зеркало, фокусировочный механизм, штатив.

- А сейчас давайте отдохнём и поиграем:

«Мы устали чуточку,                                                                                                                                                            Отдохнём минуточку.

Из-за парт мы быстро встали                                                                                                                                                             И на месте зашагали.                                                                                                                                                                                 Очень много мы узнали,                                                                                                                                                            Наши головы устали                                                                                                                                                                                                  Покачаем влево-вправо…                                                                                                                                                                 А теперь глаза закроем                                                                                                                                                                                     Обо всём забудем, но не навсегда!                                                                                                                              А теперь глаза откроем,                                                                                                                                                                           Полной грудью все вздохнём.                                                                                                                                                     А теперь мы улыбнулись,                                                                                                                                                                                           Выше-выше потянулись.                                                                                                                                            Сели-встали, сели-встали                                                                                                                                                                      Плечи ваши распрямите,                                                                                                                                                                                               Поднимите, опустите,                                                                                                                                                                   Вправо, влево повернитесь                                                                                                                                                                                          И за парту вновь садитесь.                                                                                                                                    

-Из каких частей состоит микроскоп? Я буду показывать, а вы называть эту часть микроскопа.

(Педагог показывает указкой на части микроскопа, а дети их называют, при затруднении педагог им помогает).

-Как называются помощники микроскопа? (Пинцет, предметное и покровное стекло).

-Итак, с какими увеличительными предметами, мы сегодня познакомились? (лупа и микроскоп)

-А где ещё применяются такие волшебные стёклышки, как у лупы и микроскопа? (Учёные астрономы используют телескоп для наблюдений за небесными светилами. Моряки используют бинокль для наблюдений за морем. Через бинокль, подзорную трубу хорошо видно. Монокли. Очки.

- Ребята, время работы нашей лаборатории подходит к концу. В следующий раз мы с вами продолжим работу с микроскопом.  Давайте поблагодарим астронома Стекляшкина за такую интересную посылку и пожелаем ему, чтобы он быстрее выздоравливал.

-Дорогие ребята, здравствуйте! Пишет вам знаменитый астроном из Цветочного города – Стекляшкин. Я очень любознательный и интересующийся, очень похож на вас. Надеюсь, что вы помните меня. Я- друг Незнайки! Я очень хотел к вам прийти на занятие в вашу лабораторию и рассказать вам о волшебных стекляшках. Что это такое как их используют люди. Но, к сожалению приболел и поэтому посылаю вам в посылке эти волшебные стёклышки.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НДО в подготовительной группе по позновательному развитию в интеграции с художественно-эстетической деятельностью "Живая природа".

Познакомить детей с живой природой, систематизировать имеющиеся знания, развивать любознательность, воспитывать интерес и стремление изучать живую природу....

Конспект НОД в подготовительной группе тема:"Зимние загадки"+презентация к занятию.

Конспект  НОД в подготовительной группе тема:"Зимние  загадки"+презентация к занятию....

Конспект НОД в подготовительной группе тема "Весенние загадки +презентация к занятию "

Конспект НОД в подготовительной группе тема "Весенние загадки +презентация к занятию "...

Конспект НОД в средней группе "Кораблики изо льда" образовательная область "Познавательное развитие" (экспериментальная деятельность)

Программное содержание:Сформировать понятие о состоянии воды: жидкая вода, твердый лед, при кипении вода превращается в парС помощью эксперимента подвести к пониманию: что лед в горячей воде тает быст...

Конспект НОД в подготовительной группе по речевому развитию «Волшебные слова»

Развитие нравственных представлений, чувств посредством расширения и углубления знаний детей "о добрых словах"...

Конспект НОД в подготовительной группе «Правила пожарной безопасности»+презентация к занятию.

Конспект НОД в подготовительной группе «Правила пожарной безопасности»+презентация к занятию...

Конспект ООД в подготовительной группе Тема: «Наши герои – земляки» (интегрированное занятие)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательно учреждение «Детский сад № 16»     Конспект ООД в подготовительной группе Тема: «Наши герои – зем...