Конспект экспериментирования в подготовительной к школе группе Тема: «Свойства воздуха»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект экспериментирования в подготовительной к школе группе Тема: «Свойства воздуха»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
experimentirovanie_s_vozdukhom.docx | 32.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект экспериментирования в подготовительной к школе группе
Тема: «Свойства воздуха»
Цель:.Закрепление знаний детей о воздухе и его свойствах через экспериментальную деятельность.
Задачи.
Образовательная:
Совершенствовать характер действий экспериментального характера, направленных на выявление скрытых свойств изучаемого объекта неживой природы (воздуха);
Совершенствовать умение определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности;
Учить самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом; ставить цель, составлять соответствующий собственный алгоритм; обнаруживать несоответствие результата и цели; корректировать свою деятельность.
Учить детей самостоятельно составлять модели и использовать их в познавательно-исследовательской деятельности.
Развивающая:
Развивать мышление, внимание; развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования: умение делать выводы и умозаключения,
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к материалам, умение работать по заданному алгоритму, воспитывать внимание, усидчивость, любознательность.
Словарная работа:
Обогащение: бесцветный, безвкусный, вытесняет, давление.
Активизация: воздух, цвет, вкус, запах, вес, форма, дышать.
Планируемые результаты: ребенок выявляет свойства воздуха, в процессе самостоятельного наблюдения.
Предварительная работа:
Оборудование:
Демонстрационный: аудио сообщение детям «Послание от инопланетян», модель для каждого этапа для подведения итогов “Свойства воздуха”: 1.Воздух вокруг нас. 2. Воздух необходим для дыхания. 3. Воздух прозрачный. 4. Воздух имеет вес. 5. Воздух не имеет запаха.6. Воздух внутри нас; линейка, газета, бутылка, тазик с водой.
Раздаточный: картон, бумажные листы, мыльные пузыри, стаканчики с крышками по количеству детей с различными запахами (потухшая спичка, духи, цедра цитрусов и т.д), бумажные медали.
№ | Этапы, продолжительность | Деятельность педагога | Предполагаемая деятельность детей, ответы детей | Методические приемы и указания |
1. | Организационно-мотивационный момент | Ребята, сядьте, пожалуйста на стульчики, у меня для вас есть новость! Сегодня нашей группе удалось наладить контакт с внеземными цивилизациями! Сейчас я дам вам прослушать первое сообщение инопланетян землянам! Вы хотите его послушать? Воспитатель включает детям аудио сообщение: « Здравствуйте, ребята! Мы надеемся, что наше сообщение пришло на Землю и вы его получите. Мы, Лунтики с планеты Марс просим у вас помощи! Мы очень хотим прилететь на Землю, но нам рассказали, что на вашей планете есть ВОЗДУХ! Наши самые умные ученые не могут рассказать нам, что же такое воздух! Мы очень боимся вашего воздуха, вдруг, он опасен? Пожалуйста, расскажите нам, что же такое воздух! | Дети садятся на стульчики Да! | Организация детей Сюрпризный момент |
2. | Основной этап | |||
2.1 | Этап постановки проблемы | Вот это да, настоящее сообщение от инопланетян! Скажите, ребята, о чем же инопланетяне нас просили? А вы можете сказать мне, что такое воздух? Правильно! Но для наших внеземных друзей этой информации будет мало! Скажите, что же мы можем сделать, чтобы побольше узнать о воздухе? Правильно, ребята! Чтобы донести до инопланетян точную, правдивую информацию нам нужно поставить эксперименты! Скажите, кто ставит эксперименты? Воспитатель отводит детей за столы. | Они просили рассказать им, что такое воздух! Воздух- это то, чем мы дышим. Мы можем спросить у воспитателя, прочитать в книге, поставить эксперименты. Ученые. В лаборатории. Да! | Вопросы Обращение к детям |
2.2 | Этап практического решения проблемы | Посмотрите, ребята, как здесь много интересного! Но прежде чем мы сядем за столы, я напоминаю вам, как нужно вести себя в лаборатории: Мы друг друга не перебиваем, без разрешения ничего не трогаем, ведь тогда эксперимент может не получится! Нам нужен тот, кто будет управлять экспериментами. Можно, я буду главным ученым? Спасибо! Внимательно слушайте мои указания, чтобы наш эксперимент получился! Вам понятны правила? Все наши наблюдения мы будем фиксировать в схемах. 1 Опыт: «Воздух вокруг нас» Есть ли воздух вокруг нас? Узнать это очень просто. Возьмите лист картона и помашите им у лица. Что вы чувствуете? А что же такое ветер? Какой вывод можно сделать? Вывод: Воздух вокруг нас. Воспитатель предлагает одному из детей вывесить на доску первую схему. 2 Опыт: «Воздух необходим для дыхания» Ну-ка давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Что мы с вами вдохнули? (воздух) А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно? (плохо) Какой вывод можно сделать? А кто еще дышит воздухом? Что было бы, если на земле исчез воздух? Правильно, тогда планета Земля стала бы безжизненным небесным телом. Вывод: Воздух необходим для дыхания. Воспитатель предлагает одному из детей вывесить на доску схему. 3 Опыт: «Воздух прозрачный» Воспитатель показывает детям пустую пластиковую бутылку. Ребята, как вы считаете, эта бутылка пустая? Посмотрите внимательно, есть ли в ней что-нибудь? А сейчас мы это проверим. Возьмем бутылку и таз с водой. Опустим бутылку в таз с водой, чтобы она начала заполняться. Что вы видите? Да, из горлышка выходят пузырьки. Это вода вытесняет воздух из бутылки. Почему же мы сначала думали, что бутылка пустая? Именно поэтому воздух называют невидимкой. И все пустые предметы на самом деле заполнены воздухом. Скажите, если воздух прозрачный, у него есть свой цвет? Вывод: Воздух прозрачный, не имеет цвета. Воспитатель предлагает одному из детей вывесить на доску схему. 4 Опыт: «Воздух имеет вес» Скажите, ребята, вы имеете свой вес? Правильно, все объекты имеют свой вес и этим весом они давят на поверхности, на которых находятся. Это называется давление. На самом деле, ребята, воздух постоянно давит на предметы. Мы привыкли к давлению воздуха и не замечаем его. Но в том, что воздух имеет свой вес, легко убедиться! Воспитатель проводит эксперимент «Линейка и газета», озвучивая этапы: 1. Кладем деревянную линейку на стол так, чтобы примерно 10см выступало за край стола. 2. Накрываем линейку листом газеты, сложенным пополам. 3. Резко ударяем по торчащему кончику линейки. Посмотрите, что произошло? Правильно! А теперь я разглажу газету и положу ее на линейку снова. Что произошло? Молодцы! Это произошло потому, что на газету давит воздух. Воздух давит на нее с большой силой, но когда газета сложена, воздух так же проникает и под нее и давит на нее равномерно, от чего линейка легко может подбросить ее в воздух! Но когда мы расправляем газету и прижимаем к столу, воздух не успевает проникать под нее и он давит на нее только сверху из-за чего линейке не хватает сил, чтобы поднять такую тяжелую газету. Воспитатель предлагает одному из детей вывесить на доску схему. В нашей лаборатории объявляется перерывФиз.минутка: Предлагаю вам всем мои друзья ученые пройти на ковер Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево) Выходи гулять! («зовут») Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево) Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах) Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте) Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки) Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте) Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам) Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках) Самого кристального воздуха найду! («фонарики») Перерыв закончился, пора возвращаться к нашим опытам Присаживаемся на стульчики 5 Опыт: « Воздух не имеет запаха» Продолжим исследования. Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи. Какой же можно сделать вывод? Вывод: Собственного запаха воздух не имеет, абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества. Воспитатель предлагает одному из детей вывесить на доску схему. 6 Опыт «Воздух внутри нас» Как мы уже с вами выяснили, все мы дышим воздухом. Скажите, ребята, как вы считаете, есть ли воздух внутри нас? Мыльный пузырь - это тоненькая пленочка мыльной пены, внутри которой воздух. Воздух легкий, поэтому пузыри» летают». Воспитатель предлагает ребенку вывесить последнюю схему. Чтож, господа ученые, вы провели просто фантастические эксперименты, и теперь, как ученым, нам нужно подвести итоги! | Можно!
Ответы детей: да, нет. Дети берут картон и машут им. Мы чувствуем ветер! Ветер- это движение воздуха Дети вдыхают и выдыхают. Воздух. Дети задерживают дыхание. Нет, было плохо! Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может. Не было бы жизни на земле. Да, пустая! В ней ничего нет. Из бутылки выходят пузыри! Потому что воздух прозрачный, невидимый. Нет! Да! Нет! Дети наблюдают за проводимым экспериментом. Газета подлетела! Газета осталась на месте! Воздух имеет вес! Дети выполняют движения за воспитателем в соответствии со словами. Дети садятся на стульчики. Пахнет гарью, лимоном, апельсином, духами и т.д… Собственного запаха воздух не имеет, абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества. Ответы детей. Дети надувают мыльные пузыри. Да! Внутри нас есть воздух! | Повторение правил поведения Вопросы Вопросы Указание Вопросы Указание Вопросы Вопросы Указание Вопросы Вопросы Указание Вопросы Вопросы Показ воспитателя Вопросы Вопросы Физкултурная минутка Художественное слово Указание Вопросы Указание Объяснение Вопросы |
3. | Заключительный этап | Ребята, чем мы сегодня занимались? Что было самое интересное? Теперь нам с вами нужно сделать выводы и решить, что же мы сообщим инопланетянам о воздухе! Посмотрите на модели на доске и постарайтесь по ним вспомнить, какими свойствами обладает воздух: Скажите, должны ли инопланетяне бояться воздуха? Так мы и напишем им в письме! Вы сегодня были просто прекрасными учеными и я хочу наградить вас медалями за старание! Ребята, сегодня было очень увлекательное и интересное занятие. Воспитатель хвалит каждого ребенка за то, что у него получилось лучше всего. А теперь нам пора возвращаться обратно в группу! | Выполняли опыты с воздухом! Ответы детей Воздух находится везде, необходим живым существам для дыхания, он прозрачный, не имеет запаха и цвета, имеет вес и есть внутри нас! Нет, воздух полезный! Спасибо! | Подведение итогов Похвала детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект проведения опытнической работы с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Свойства воды»
в данном конспекте показано, как в игровой форме дати знакомятся со свойствами воды...
Конспект ОД по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в подготовительной к школе группе Тема «Круговорот воды в природе» Воспитатель: Гладкова Любовь Ивановна МАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин
Конспект ОД по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в подготовительной к школе группе Тема «Круговорот воды в природе»Воспитатель: Гладкова Любовь ИвановнаМАДОУ ...
КОНСПЕКТ НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «СРАВНЕНИЕ СВОЙСТВ И КАЧЕСТВ БУМАГИ И ТКАНИ» (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)
Занятие, которое поможет познакомить дошкольников со свойствами бумаги и ткани....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по экспериментированию в подготовительной к школе группе Тема: «Свойства воды».
Цель: развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой....
Конспект Непосредственной образовательной деятельности детей старшей группы. Тема: «Свойства воздуха».
Способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха...
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ. ТЕМА: «СВОЙСТВА ВОДЫ».
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ. ТЕМА: «СВОЙСТВА ВОДЫ»....
КОНСПЕКТ исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Волшебный воздух»
Волшебный воздух Задачи:Образовательные:Учить моделировать, работать с пиктограммами.Систематизировать знания детей о свойствах воздуха.Закреплять знания детей о безопасности жизнедеятельности.Ра...