Доклад Современные личностно- ориентированные технологии,как средство формирования
методическая разработка ( группа) на тему
Предварительный просмотр:
На тему:
Роль современных личностно-ориентированных технологий, как средство формирования математических представлений.
Выполнил:
воспитатель МКДОУ «Почепской детский сад» Цой П. А.
2016 год
Технология– это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса . (Б.Т.Лихачёв)
Личностно-ориентированный подход относиться к числу современных образовательных технологий. Важную роль имеет личный подход к каждому ребёнку, в осебенности в разновозрастной группе, где дети разные по возрасту, уровню психического и физического развития. Да и не только в этом, ведь все дети отличаются друг от друга по состоянию душевному ………, складу характера, воспитанию.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования, личность ребёнка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
Данная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.
СЛАЙД 1.
Цели, которые ставят перед собой ЛОТ
- Формировать познавательную деятельность, превращая ребенка в субъекта, заинтересованного в учении, собственной деятельности.
- Создать условия для каждой воспитанника как индивидуальности.
Отмечаются попытки создания средств математических представлений, где создаются условия личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющие ребёнку проявлять собственную активность, наиболее полно продемонстрировать свои способности.
СЛАЙД 2.
Воспитательный процесс в целом влияет на формирование личности ребёнка, выражает его индивидуальность и уникальность.
Режим жизни в ДОУ перенасыщен , и именно реализация идей ЛОТ , предоставляет детям возможность для самореализации в игре, даёт возможность проявлять собственную смекалку и воображение. Воспитателем предоставляются индивидуальные и дифференцированные задания, которые, в свою очередь, развивают мышления и память, тем самым обогащая сенсорный опыт детей.
СЛАЙД 3.
Задачи
1.Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ
2. Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка, реализация ее природных потенциалов, индивидуальный подход к воспитанникам.
В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании – понимание.
Фундаментальная идея ЛОТ состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению.
Основная установка педагога – не на познание «предмета», а на общение, взаимопонимание с детьми. На осуществление их творческих способностей. Поскольку интеллектуальные и физические способности детей не настолько развиты, то непосредственно педагог помогает ему справиться с творческими задачами.
СЛАЙД 4.
Методы :
- Репродуктивный
- Частично - поисковый
- Исследовательский
- Проблемный
- Творческий
СЛАЙД 5
В рамках личностно ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются
- Гуманно – личностные технологии отличаются своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем .
- Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования ,равенство в отношении педагога ё ребенком , партнерство в системе
взаимоотношений « Взрослый – ребенок»
Сущность ЛОП в образовательном процессе в целом конструируется на основе поставленных установок, целей.
Будь то математическое развитие ,физическое ,речевое или нравственное.
Таким образом специфика личностного подхода состоит в том ,что воспитательно – образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей.
СЛАЙД 6
Существуют формы организации образовательного процесса в математическом развитии
1. Игры, спортивные досуги, НОД
2. Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность
3. Гимнастика, массаж, тренинг, образно-ролевые игры, этюды
Тем самым обогащается опыт детей. Я на собственном опыте использую ЛОП к каждому ребенку для развития математических способностей на протяжении 3 х лет Детей младшей группы .обучаю действиям с предметами : нанизывать на стержень пирамидки кольца. Отличать цвета ,нанизывать на шнурок деревянные фигурки( рыбки бусы итп.
Слайд 7 Характер деятельности
Ребенок является субъектом
собственной деятельности.
учится ставить цель,
планировать деятельность,
контролировать себя,
оценивать себя
СЛАЙД 8
Организация занятия в системе ЛОП
Цель : создать условия для проявления математических способностей.
1.Атмосфера заинтересованности для каждого ребенка
2 Формы и методы для раскрытия субъектного опыта
3. Стимулировать воспитанников к высказываниям
4. Условия для выбора способа работы
5. Формы: Коллективно распределённая деятельность
6. Методы: Исследовательский проблемный диалог рефлексивные диагностические
Все это создаёт индивидуальность
Слайд 9 ;
Организация продуктивной деятельности по группам и парам.
Слайд 10;
Для средней и старших групп
Обеспечение эмоционального благополучия через:
- непосредственное общение с каждым ребенком;
- уважительное отношение к каждому ребенку.
Слайд 11
Развивающая игра « Разноцветные ленты»
В данной иге ребенок получает индивидуальное задание , самостоятельно ставит елочки --( 4)на верхнюю ленту - (3) цветочка на нижнюю и т п.
Слайд 12
- Поддержка индивидуальности и инициативы детей через:
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности;
- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности
средства формирования элементарных математических представлений:
— комплекты наглядного дидактического материала для занятий;
— оборудование для самостоятельных игр и занятий детей;
— методические пособия для воспитателя детского сада, в которых раскрывается сущность работы по формированию элементарных математических представлений у детей в каждой возрастной группе и даются примерные конспекты занятий;
— сборной дидактических игр и упражнений для формирования количественных, пространственных и временных представлений у дошкольников;
— учебно-познавательные книги для подготовки детей к усвоению математики в школе в условиях семьи.
При формировании элементарных математических представлений средства обучения выполняют разнообразные функции:
— реализуют принцип наглядности;
— адаптируют абстрактные математические понятия в доступной для малышей форме;
— помогают дошкольникам овладевать способами действий, обходимыми для возникновения элементарных математических представлений;.
— способствуют накоплению у детей опыта чувственного восприятия свойств, отношений, связей и зависимостей, его постоянному расширению и обогащению, помогают осуществить постепенный переход от материального к материализованному, от конкретного ж абстрактному;
— дают возможность воспитателю организовывать учебно-познавательную деятельность дошкольников и управлять этой работой, развивать у них желание получать новые знания, овладевать счетом, измерением, простейшими способами вычисления и т. д.;
— увеличивают объем самостоятельной познавательной деятельности детей на занятиях по математике и вне их;
— расширяют возможности педагога в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач;
— рационализируют и интенсифицируют процесс обучения.
Таким образом, средства обучения выполняют важные функции :в деятельности педагога и детей при формировании у них элементарных математических представлений. Они постоянно изменяются, новые конструируются в тесной связи с совершенствованием теории и практики предматематической подготовки детей детских дошкольных учреждениях.
Основным средством обучения является комплект наглядного дидактического материала для занятий. В него входит следующее: И — объекты окружающей среды, взятые в натуральном виде: Разнообразные предметы быта, игрушки, посуда, пуговицы, шишки, желуди, камешки, раковины и т. д.;
— изображения предметов: плоские, контурные, цветные, на подставках и без них, нарисованные на карточках;
— графические и схематические средства: логические блоки, фигуры, карточки, таблицы, модели.
При формировании элементарных математических представлений на занятиях наиболее широко используются реальные предметы и их изображения. С возрастом детей происходят закономерные изменения в использовании отдельных групп дидактических средств: наряду с наглядными средствами применяются опосредованная система дидактических материалов. Современные исследования опровергают утверждение о недоступности для детей обобщенных математических представлений. Поэтому в работе со старшими дошкольниками все шире используются наглядные пособия, моделирующие математические понятия.
Дидактические средства должны меняться не только с учетом возрастных особенностей, но в зависимости от соотношения конкретного и абстрактного на разных этапах усвоения детьми программного материала. Например, на определенном этапе реальные предметы могут быть заменены числовыми фигурами, а они в свою очередь цифрами и т. п.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста, по средствам личностно-ориентированной технологии.
Тема: «Развитие социальных эмоции у детей старшего дошкольного возраста, по средствам личностно – ориентированной технологии»....
«Личностно-ориентированная технологиия обучения -средство повышения качества образования»
Личностно-ориентированный подход в воспитании детей предполагает обучение самостоятельности, ответственности и способствует формированию творческой личности. Если главной целью традиционного воспитани...
Методическая разработка «Театрализованная деятельность как способ реализации личностно-ориентированных технологий при формировании связной речи дошкольников с ОНР»
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками с ОНР относится формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе по формированию элементарных математических представлений с использованием личностно-ориентированной технологией на тему: «Драматизация сказки «Заюшкина избушка»»
Видите, как лед превращается в водичку. Давайте положим их в ведерко, и вытрем ручки салфетками. А где, в какой сказке вот так же растаяла избушка и у кого? (в сказке «Заюшкина избушка» и лисы). Давай...
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием игровых и личностно – ориентированных технологий в средней группе «Калейдоскоп математических игр».
Увлекательная игра с использованием математических игр....
Личностно-ориентированная технология как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста по ФГОС
Доклад раскрывает сущность использования нетрадиционных техник при обучении дошкольников творчеству, мастерству и развитию одаренности....
"Развитие инициативы детей старшего дошкольного возраста средствами личностно-ориентированных технологий"
Система дошкольного воспитания и образования на сегодняшний период набирает стремительные темпы развития. Социальные запросы современных родителей требуют высокой профессиональной деятельности от педа...