Развитие социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста, по средствам личностно-ориентированной технологии.
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Тема: «Развитие социальных эмоции у детей старшего дошкольного возраста, по средствам личностно – ориентированной технологии».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Опыт работы (познавательно – исследовательской деятельности)
Тема: «Развитие социальных эмоции у детей старшего дошкольного возраста, по средствам личностно – ориентированной технологии».
Цели: развитие социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Расширить эмоциональный опыт детей.
- Увеличить границы сознания.
- Развивать коммуникативные навыки, необходимые для успешного общения
- Развивать нравственную саморегуляцию поведения (умение проявлять эмоции, не причиняя вреда окружающим).
- Формировать адекватную самооценку, повышать уверенность в себе, развивать способность к рефлексии, утверждению собственного Я («Я сам!», «Я сделаю!», «Я сумею!»).
- Формировать положительную мотивацию к общению.
Актуальность: В работе с детьми использование метода проекта. Основывается на личностно – ориентированном подходе. В основе любого проекта лежит проблема. Для ее решения необходим творческий исследовательский поиск. Результаты, которого обобщаются и объединяются в единое целое. В моей деятельности был создан такой проект, направленный на развитие социальных эмоций.
Этапы реализации:
- Этап целепологания;
- Этап разработки проекта;
- Этап выполнения проекта;
Организованная образовательная деятельность
Цель: развитие самосознания детей, минимизация нарушений системы
личностных отношений и негативных вариантов личностного развития
Задачи:
- создать положительный эмоциональный настрой в группе;
- снять эмоциональное напряжение и мышечные зажимы;
- снизить импульсивность, тревогу, агрессию;
- совершенствовать коммуникативные навыки и творческие способности;
- развивать способность к рефлексии;
- расширить эмоциональный опыт;
- развивать способность к самоидентификации;
- диагностировать эмоциональное состояние детей.
Форма работы: подгрупповая.
Количество участников: 6.
Условия проведения: палас, звуковоспроизводящая аппаратура, набор тканей разного цвета, бумага для рисования, цветные мелки.
Описание игр:
- Игра «Искорка».
Здравствуйте, ребята! Давайте передадим друг другу искорку добра и хорошего настроения. Искорка будет в виде пожатия руки. Рукопожатие будет передаваться по кругу, начиная с меня, пока не вернется обратно ко мне. Закрываем глаза и передаем. Искорка вернулась ко мне, пройдя всех! Спасибо!
- Знакомство с «волшебным» цветком.
Дети стоят вокруг «волшебного» цветка, задрапированного из тканей следующих цветов: желтый, красный, синий, голубой, зеленый,
коричневый, фиолетовый, серый, черный, белый. Дети по очереди называют громко свое имя и становятся на понравившийся «лепесток».
- Релаксационное упражнение «Краски и картина».
Воспитатель предлагает детям лечь поудобнее и накрыться выбранным лепестком {включается релаксационная музыка).
- Посмотрите сквозь лепесток и обратите внимание, каким стал мир вокруг вас..., закройте глаза и представьте, что вы - краска, выбранного цвета. Вы яркие и красивые. Представьте, что кто-то взял вашу краску и нарисовал картину. Постарайтесь увидеть, что нарисовано на ней...
- Рисование мелками. Детям предлагается нарисовать представленную картину и описать ее, рассказать какие чувства она вызывает (задание выполняется под музыку).
- Игра «Изобрази цвет». Воспитатель предлагает представить, что дети разучились говорить и просит их показать движениями свой цвет.
- Рефлексия.
Дети с помощью взрослого осуществляют рефлексию:
- Что вы чувствовали, работая со своим цветом?
- Какой цвет ты хотел выбрать, и какой - был вынужден выбрать?
- Какое настроение у тебя сейчас, какой цвет ты выбрал бы сейчас?
- Игра «Прикоснись к цвету».
На счет три дети дотрагиваются до того цвета, который им нравится в данный момент больше всего? Воспитатель фиксирует выборы и обращает внимание детей на то, что у них будет возможность поработать с этим цветом на следующем занятии.
- Заключительная игра «Я есть...».
Дети выкрикивают свое имя, соблюдая алгоритм действий:
- Я (топают правой ногой)
- есть (топают левой ногой)
- Аня (выпрыгивают с поднятыми над головой руками).
Список литературы:
1/ Л.Р. Постоева, Г.А. Лукина. Интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей 4-6 лет. - М.: Книголюб, 2006.
2/ О.А. Орехова. Цветовая диагностика эмоций. Типология развития. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
3/ Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. - М.: Книголюб, 2004.
Организованная образовательная деятельность
Цель: развитие самосознания детей, минимизация нарушений системы
личностных отношений и негативных вариантов личностного развития.
Форма работы: подгрупповая.
Задачи:
- создать положительный эмоциональный настрой в группе;
- привлечь внимание к цвету;
- экспресс-диагностика эмоционального состояния;
- совершенствовать коммуникативные навыки и творческие способности;
- способствовать идентификации ребенка со своим именем, формирование позитивного отношения к своему Я;
- стимулировать творческое самовыражение;
- развивать способность к рефлексии как определенного понимания и умения оценивать себя;
- развивать способность к самоидентификации, утверждению собственного
Я.
Количество участников: 6.
Условия проведения: палас, звуковоспроизводящая аппаратура,
релаксационная музыка, набор цветных тканей, пластилин, гуашь, мелки, бумага, картон, ножницы, клей.
- Приветствие «Ласковые имена».
Воспитатель. Давайте поприветствуем друг друга по кругу, называя при этом соседа ласково, по имени.
- Сказка «Разноцветные имена».
Воспитатель. Мне очень понравилось, как вы ласково друг друга называли по имени. Совсем недавно я прочитала очень интересную сказку об именах. Хотите, я вам ее расскажу.
(Дети свободно располагаются на коврике, а педагог читает сказку.)
* * *
Однажды детки крепко-крепко спали. И приснился им интересный, цветной и очень красивый сон. В этом сне все было разноцветным. И все меняло свои цвета. Небо могло быть синим, потом — оранжевым, голубым и фиолетовым. Могло даже стать серым или черным, если у него было плохое настроение.
Это была волшебная страна! Страна разноцветных имен. Здесь у всех людей были имена разных цветов: красные, синие, зеленые, фиолетовые, желтые, коричневые, голубые и еще разные -разные. Люди очень любили свои имена. И рассказывали всем, какого цвета у них имя. Все имена были красивые. Когда люди встречались, они спрашивали друг у друга, какого цвета у них имя. Потому что каждый день имена бывали разного цвета, смотря какое настроение было у этого человека.
И жили в этой стране брат и сестра Тим и Тома. Они не любили свои имена. И когда бабушка звала их домой с улицы, они не откликались. Их имена загрустили и стали серого, а потом черного цвета. А однажды совсем ушли. Утром брат и сестра опоздали в детский сад, потому что мама не разбудила их, ведь у них не было имен. Как же их будить? На улице ребята не звали их играть, потому что не знали, как их называть. Бабушка не смогла их позвать на обед, и они остались голодные. Они даже не могли поговорить друг с другом, ведь брат не з: как назвать свою сестру, а сестра — брата. А вечером был большой праздник и папа раздавал всем замечательные подарки. Он говорил: «Это маме Марине это папе Сереже, это бабушке Даше, это деду Гене». А мальчику и девочке досталось подарков, потому что они были для Тимы и Томы, а таких имен в доме не было. Загрустили брат и сестра. И когда вечером пошли спать, стали просить прощения у своих имен. Они обещали их любить и называть друг друга только ласковыми именами, а не так, как раньше, — Тимка и Томка. Утром услышали, как мама будит их: «Тим, Тома вставайте, пора в детский сад». Они так обрадовались возвращению своих имен, что их имена засверкали разными цветами, как радуга, а может быть — как солнышко или как блестящий дождик, а может — как полянка с цветами или как красивая бабочка.
Имена всех-всех людей могут быть разноцветными. И если вы любите свое имя, оно будет ярким и красочным. А если вы кого-нибудь называете грубым именем: Маринка или Вовка, то их имена могут обидеться и стать черного цвета, а кому хочется, чтобы у него было черное имя. Давайте же не будем обижать имена ни свои, ни чужие, пусть они всегда будут разноцветными, тогда в будет весело и счастливо жить!
Ваши родители так любят вас и ваши имена! Когда они вас называют ласковыми именами, то имена становятся теплыми и пушистыми. Когда вам нравится, как называют вас родители, обязательно прижмитесь к маме или папе, бабушке или дедушке, к брату или сестре. И они почувствуют, какими вы стали теплыми и ласковыми. Может, тогда они еще чаще будут вас так называть.
- Упражнение «Какого цвета твое имя?» (с цветными тканями - « лепестками»).
Представьте, каких цветов и на что похожи сейчас ваши имена. Можете встать и немного потанцевать под музыку, но сначала возьмите ткань того цвета, которое похоже на ваше имя.
4. Релаксационное упражнение «Мое имя».
(Музыкальное сопровождение меняется).
Воспитатель: Слышите волшебные звуки музыки... Давайте присядем и приготовимся к встрече со своим именем. Закройте глаза и представьте себе, на что похоже ваше имя, как оно выглядит, из чего оно сделано, как оно пахнет, как двигается.
- Творческая мастерская «Наши имена».
Воспитатель: А теперь, используя эти волшебные предметы (пластилин, гуашь, мелки, бумагу, картон, ножницы, клей и т.д.), попробуйте смастерить свое имя. Выбирайте, что вам нравится, и приступайте к работе.
Под музыку дети выполняют задания. После завершения работы они садятся в круг и представляют свои имена.
Список литературы:
1/ JI.P. Постоева, Г.А. Лукина. Интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей 4-6 лет. - М.: Книголюб, 2006.
2/ О.А. Орехова. Цветовая диагностика эмоций. Типология развития. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
3/ Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. - М.: Книголюб, 2004.
4/ Н.Ю. Куражева. Цветик-семицветик. - СПб.: Речь, 2011.
Организованная образовательная деятельность
Цель: развитие самосознание детей, минимализация нарушений системы личностных отношений вариантов личностного развития
Задачи:
- создать положительный эмоциональный настрой в группе;
- привлечь внимание к цвету;
- экспресс-диагностика эмоционального состояния;
- формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения;
- стимулировать творческого самовыражения;
- совершенствовать коммуникативные навыки и творческие способности;
- способствовать получению позитивного двигательного опыта, снятие психомышечного напряжения;
- развивать двигательную произвольность;
- развивать способность к рефлексии;
- развивать способность к самоидентификации.
Форма работы: подгрупповая.
Количество участников: 6.
Условия проведения: палас, звуковоспроизводящая аппаратура,
релаксационная музыка, набор тканей.
Описание игр:
1. Приветствие «Ласковые имена».
Воспитатель. Давайте поприветствуем друг друга по кругу, называя при этом соседа ласково, по имени.
- Упражнение «Выбери лепесток».
Дети стоят вокруг «волшебного» цветка, задрапированного из тканей следующих цветов: желтый, красный, синий, голубой, зеленый,
коричневый, фиолетовый, серый, черный, белый. Дети по очереди называют громко свое имя и становятся на понравившийся «лепесток».
- Упражнение «Подарок» (из ткани).
Педагог предлагает детям подарить друг другу свои лепестки с добрыми пожеланиями.
- Упражнение «Моя волшебная страна» (с тканями).
Детям предлагается присесть на свой лепесток и представить свою «Волшебную страну» и описать ее. Например, мой лепесток белого цвета
- это снежное поле, оно сверкает на солнце ... (задание выполняется под музыку).
Воспитатель подытоживает, какие волшебные страны придумали дети и предлагает отправиться в путешествие по ним.
- Психодинамическая медитация «Путешествие».
Каждый ребенок приглашает остальных в свою Волшебную страну. Педагог помогает детям перевоплотиться, вербализируя детские представления.
/Сказочный лес. Мы в сказочном лесу. Мы идем по земле. Земля разная. Она бывает сухая и мокрая, горячая и холодная. На земле бывает и трава, и песок, и шишки, и даже стекло. А в волшебном лесу все меняется. Вот сейчас мы идем по зеленой мягкой травке, она приятно ласкает нам ноги. А теперь вдруг у нас под ногами песок, он становится все горячее и горячее. Он просто обжигает ноги. Ой! Но вдруг выпал снег. И мы идем по мягкому пушистому, но холодному снегу. И снова все изменилось в лесу. Теперь мы идем по осеннему лесу, у нас под ногами шуршат осенние листья. И вот мы вышли к лесному болоту. И теперь мы идем к болоту. Наши ноги засасывает, мы их с трудом передвигаем, силой вытягивает из тины. Но вот мы вышли из болота и побежали по теплым лужам... а сейчас мы снова идем по лесной дорожке. У нас под ногами иголочки, шишки, сучки. Они щекочут и покалывают ноги.
Вода. Мы вышли к сказочному озеру. И в сказке, и в жизни вода тоже бывает разная. Бывает она теплая и холодная, прозрачная и мутная... Сейчас вдруг пошел дождь. Это сказочный дождь, он дает силу и смывает усталость. А теперь мы с разбегу бросаемся в озеро. Ныряем под воду. Брызгаемся. А сейчас мы выходим из озера и подходим к роднику. И умываемся чистой водой из родника. Но вот озеро превращается в волшебную бурную реку. И мы переплываем через нее.
И так далее.
- Игра с волной (тканью голубого цвета).
'' Педагог изображает волну при помощи ткани. Дети наблюдают за движением «волны». Как только «волна начинает накатывать на берег» (ведущий двигается к детям), дети убегают. «Волна откатывается в море» {ведущий отходит), и дети снова подбегают к кромке «моря».
- Рефлексия.
Дети с помощью взрослого осуществляют рефлексию:
- Что вы чувствовали, работая со своим цветом?
- Какой цвет ты хотел выбрать, и какой - был вынужден выбрать?
- Какое настроение у тебя сейчас, какой цвет ты выбрал бы сейчас?
- Заключительная игра «Я есть...».
Дети выкрикивают свое имя, соблюдая алгоритм действий:
- Я (топают правой ногой)
- есть (топают левой ногой)
- Аня (выпрыгивают с поднятыми над головой руками).
Список литературы:
1/ Тренинг по сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2002.
2/ О.А. Орехова. Цветовая диагностика эмоций. Типология развития. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
3/ Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. - М.: Книголюб, 2004.
4/ Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. Практикум по креативной терапии. - СПб.: Речь, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс для воспитателей «Игровые подходы в развитии социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: представление опыта работы по использованию игровых технологий, направленных на развитие социальных навыков у старших дошкольников....
Индивидуальный план самообразования воспитателя коррекционной группы «Применение упражнений-этюдов на развитие выразительности эмоций у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной игры».
Индивидуальный план самообразования воспитателя коррекционной группы...
Консультация. "Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста"
Коммуникативные способности - это те способности, которые нужно и можно развивать....
Из опыта работы «Развитие социально-коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе через квест-технологию».
В данном опыте предлагается система работы по развитию социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста через квест технологию. Применение данного опыта возможно в условиях ДОУ ...
«Методические рекомендации для педагогов ДОО по использованию современных методов и средств в развитии социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Методические рекомендации для педагогов ДОО по использованию современных методов и средств в развитии социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»...
Игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста
Игры по развитию социальных эмоций направлены на многообразие переживаний, значимые для ребёнка, в процессе игры происходят глубокие преобразования эффектных тенденций и замыслов, сложившихся в его жи...
Игры, упражнения для развития базовых эмоций у детей старшего дошкольного возраста.
Изучение эмоции начинается с теоретического обсуждения с детьми изучаемой эмоции....