Личностно-ориентированная технология как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста по ФГОС
тест

Ярунина Наталия Владимировна

Доклад раскрывает сущность использования нетрадиционных техник при обучении дошкольников творчеству, мастерству и развитию одаренности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад на педсовет19.38 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированная технология как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста по ФГОС

Очень часто мы слышим. Что педагог должен использовать в своей работе образовательные технологии. Которые бы соответствовали современным требованиям образования, это стало особенно актуально с ведением ФГОС ДО которые полностью меняют систему воспитательно - образовательной работы в ДОУ. Одной из таких приоритетных технологий в педагогике является личностно-ориентированная технология.

Личностно-ориентированная технология -  это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса.

Как говорил В. А.  Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

          С помощью личностно-ориентированных технологий мне удалось реализовать индивидуально-дифференцированный и деятельный подход к, воспитанию и обучению детей, принцип единства диагностики и коррекции. 

Творчество для ребёнка - это больше процесс, нежели результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе. Для занятий по развитию творческих способностей для детей дошкольного возраста мы используем нетрадиционные методы и средства.

Нетрадиционные техники рисования  - это способы создания нового, оригинального произведения искусства,в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Мы используем в своей работе такие методики,как:

Кляксография. Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и изображение. Подобные упражнения не только развитие фантазии, но и способ детского самовыражения. Слишком «зажатому» ребенку они помогут расслабиться, почувствовать себя свободнее. Если же ребенок слишком активен и склонен к разрушительной деятельности, не стоит провоцировать его такого рода занятиями. Для тренировки внимания, дисциплины и аккуратности предложите ему фломастеры и карандаши. Тампонирование. Сделаем тампон из марли (можно заменить кусками поролона). Штемпельная подушечка послужит палитрой. Наберем краски и легким прикосновением к бумаге, будем рисовать что-нибудь пушистое, воздушное, прозрачное. В младших группах – облака, солнечные зайчики, сугробы, одуванчики. В средней группе большим тампоном очень приятно рисовать пушистых цыплят, веселых зайцев, доброго снеговика, ярких светлячков (дорисовывая нужные детали). А старшие дошкольники могут на интегрированных занятиях сочетать эту технику с техникой трафарет.

Монотипия. Понадобится гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги. Нарисуем половину круга на правой стороне листа, левую сторону прижмем к правой и разгладим. Откроем лист, что получилось, мяч, солнце. Вначале эту технику можно использовать в качестве упражнений по развитию фантазии, воображения, чувства цвета и формы.

Рисование на мятой бумаге. Эта техника интересна тем, что в местах сгибов бумаги (там, где нарушается ее структура) краска при закрашивании делается более интенсивной, темной – это называется эффектом мозаики. Рисовать по мятой бумаге очень просто, и начинать это можно в любом возрасте. В старшей группе дети сами могут подготовить «холст», аккуратно смяв лист бумаги.

Рисование восковыми мелками или свечой. Такой способ издавна использовался народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц. Суть его в том, что краска скатывается по поверхности, по которой провели восковым мелком или свечой.

Пальчики - палитра. Под рукой нет кисточки. Не беда! Один палец обмакнем в красную краску, а другой – в синюю, третий – в желтую  … Чем не палитра?

Набрызг. Непростая техника, ее суть – в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, (деревянная палочка с расширенными в виде лопатки концами).

Штампы. Простым карандашом со стирашкой на конце оставлять отпечатки на бумаге. Это может быть и горошек для петушка, и зёрнышки для мышки, и ягодки для птичек, и горошинки на платье девочки.

Печать от руки. Обмакнем всю ладонь или часть ее в краску и оставим на бумаге отпечаток. А можно выкрасить ладонь в разные цвета. К отпечатку ладони можно добавить отпечатки одного или двух пальцев в разных комбинациях.

Печатка. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая им пригласительные билеты, открытки, салфетки, платки. Печатки несложно изготовить самим: надо взять ластик, нарисовать на торце задуманный рисунок и срезать все ненужное. Печатка готова.

Цветные ниточки. Возьмем нитки длиной 25 – 30 см., окрасим их в разные цвета, выложим – как захочется – на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выведите наружу. Сложите половинки листа, прижмите их друг к другу, разгладьте. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдергивайте одну нитку за другой. Разверните лист.

И другие.

     Таким образом, представленные методики развития творческих

способностей дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности помогут детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребенку возможность удивиться и порадоваться миру.      

Используя нетрадиционные методики на занятиях по развитию творческих способностей детей, я пришла к выводу, что ребята показывают хорошие результаты по таким критериям как:

-Умение штриховать, наносить различные линии цветными карандашами;

-Умение наносить мазки краски узкой и широкой кистью;

-Умение узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их.

Но одновременно проявились и низкие способности детей:

- Неуверенность и скованность в действиях и ответах на занятиях;

- Пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе;

- Растерянность при использовании способов нестандартного раскрашивания.

Подводя итоги, я понимала, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала углублённо изучать методическую литературу. Для себя чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками. Что позволило определить цель моей работы.

Цель: Развитие воображения детей на занятиях по изобразительной деятельности.

Задачи:

- Создать необходимые условия для самореализации творческого потенциала детей.

- Создать положительное эмоциональное отношение детей к своей продуктивно-художественной деятельности.

- Развить фантазию детей и творческую активность.

На практике эти задачи реализуются мной через рисование и использование на занятиях нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Младший дошкольный возраст и старший дошкольный возраст имеют между собой преемственность. Используя нетрадиционную технику в работе, дети познают выразительные возможности изображения. Что также приводит к положительному эмоциональному отношению к занятиям по изобразительной деятельности.  Удовлетворение потребности детей в познании нового, интересного активизирует творческую активность.

У каждого ребёнка есть потребность в творческой деятельности: ребёнок ищет возможность реализовать свой потенциал, через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность.

Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Дети, с удовольствием знакомятся с различными изобразительными техниками, а также узнают много нового, необычного. Такие занятия развивают творческие способности, активизируют скрытый талант, заставляют думать, изобретать, фантазировать.

В своем докладе мы раскрыли некоторые подходы по развитию творческих способностей посредством занятий художественно - изобразительной деятельности.

Результатом нашей работы стало активное участие детей, как внутри сада, так муниципальных конкурсах и выставках детского творчества.

      Таким образом, мной активно и повседневно используются личностно-ориентированные технология, что позволяет подойти к воспитанию  детей с позиций современной педагогики и психологии. Традиционные методы и приемы успешно перерабатываются, приводятся в соответствие с ФГОС и успешно реализуются в процессе коррекционно-логопе работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование и внедрение развивающей программы «Личностно–ориентированное раннее обучение как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Российское общество, находясь в начале XXI столетия, переживает новый этап культурной революции, характеризующийся как технико–интеллектуальный, в котором происходящие изменения, как известно, сильно ...

Опыт работы по теме «Музыкально- ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

     Материалы опыта могут быть использованы в различных дошкольных учреждениях,  с детьми разных возрастных групп, при организации образовательной, самостоятельно...

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год...

Результат творческого проекта "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

С результатами творческого проекта вы можете ознакомиться по ссылке в приложенном документе....

Педагогическая технология «Цветные фантазии» «Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» (старшая группа «Ягодка»).

1. Актуальность«Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника.Иначе говоря, когда каждый будет находить  радость в своём труде». Роде.«Это правд...