План повышения квалификации (самообразования)
материал ( группа) на тему
План повышения квалификации (самообразования)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_povysheniya_kvalifikatsii_samoobrazovaniya.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План повышения квалификации (самообразования)
(воспитателя Кормиличевой Е.М.на 2013 – 2018 учебный год)
Тема: «Пальчиковые игры как средство развития речи»
Цель:
Улучшение координации и мелкой моторики, переключения внимания
Задачи:
- Развитие и совершенствование речи детей посредством развития мелкой моторики руки.
- Совершенствовать знания игр и упражнений для тренировки пальцев с речевой деятельностью, развитие точечных умений пальцев рук.
-Совершенствовать активную речь детей, познавательную активность, психические процессы: память, внимание, мышление, зрительное и слуховое восприятие, воображение посредством развития мелкой моторики пальцев и кистей рук.
-Воспитывать интерес к речетворному, народному фольклору, через пальчиковые игры, формировать положительный эмоциональный настрой.
-Обогатить предметно-развивающую среду, способствующую всестороннему развитию речи детей и развитию мелкой моторики рук.
-Продолжать работу по повышению педагогической компитетности родителей в вопрсе развития речи детей через развитие мелкой моторики руки.
Актуальность.
Формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцами рук достигают достаточной точности. Другими словами формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль и глаза ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Влияние ручных действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжения не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Пальчиковые игры, не развлекательное, а развивающее и оздоравливающее действие.
Актуальности решения вопросов развития детской руки способствует то, что для успешного обучения в школе ребенок должен не только легко и без напряжения говорить, но и выполнять письменные работы. Доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигает достаточной точности, что несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук не дает ребенку овладеть письмом, рисованием и другими важными в учебном процессе навыками. Поэтому так необходимо с раннего возраста заниматься развитием руки малыша через организацию самообслуживания, разных видов продуктивной деятельности, специальных игр и упражнений.
Раздел плана
Сроки
Содержание работы
Форма отчетности
Диагностический
2013– 2014 у.г.
1. Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов)
2. Изучение передового педагогического опыта работы по развитию мелкой моторики.
3. Оснащение в группе предметно-развивающей среды.
4. Подбор методического оснащения
5. Пополнение методической копилки
Прогностический
2014 - 2015 у.г.
1.Определение целей и задач темы.
2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
3.Анализ развития мелкой моторики у детей.
4.Разработка перспективного плана по развитию речи детей посредством развития мелкой моторики руки 1блок. «Пальчиковые игры»
5.Мастер-класс для родителей на тему «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников.
6. Составить картотеку заданий и игр для развития мелкой моторики рук.
Практический
2015 – 2016 у.г.
1. Внедрение опыта работы.
2. Формирование методического комплекса.
3. Корректировка работы.
4.Разработка перспективного плана по развитию речи детей посредством развития мелкой моторики руки 2 блок. «Пальчиковые игры с предметами»
5. Консультация для родителей «Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики пальцев».
Практический
2016 - 2017 у.г.
1. Внедрение опыта работы.
2. Формирование методического комплекса.
3. Корректировка работы.
4.Реализация проекта «А на ручках пальчики девочки и мальчики»
5.Разработка перспективного плана по развитию речи детей посредством развития мелкой моторики руки 3 блок. «Пальчики рассказывают сказки»
6. Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»
Обобщающий
2017 - 2018 у.г.
1. Подведение итогов.
2. Распространение опыта своей работы
3.Разработка перспективного плана по развитию речи детей посредством развития мелкой моторики руки 4 блок. «Пальчиковые шаги»
2. Составить программу «Развитие мелкой моторики детей посредством развития мелкой моторики руки».
3. Показ мероприятия родителям и педагогам.
4. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.
5 . Выставка пособий, наглядного материала, дидактических игр, конспекты занятий для педагогов.
Список литературы
- Антакова-Фомина Л. В. «Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук» (Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД), М., 1974
- Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
- Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М., 1966. - 349 с. - с139
- Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
- Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Изд. АПН СССР, 1960. - 500 с.
- Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Мн.: Харвест, 1998.
- Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
- Жукова О. Г., Дьяченко И. И. «Волшебные ладошки», «Волшебные краски».
- Козлова Н.В. Взаимодействие с семьей в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста (из опыта работы). [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» : [сайт]. - М., 2005-2006. - URL: <#"justify">12.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В.. - Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. - 192 с.
- Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
- Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
- Мельникова А. А. Мы охотились на льва. Развитие моторики. М.: «Карапуз», 2006.
- Никитина A. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
- Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
- Прищепа С. Р. ,Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Москва, Издательство «Родничок», 1999
- Сухомлинский, В.А. Родительская педагогика. - М.: Знание, 1978. - 96 с.
- Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
- Ткаченко Т.А. "Развиваем мелкую моторику", М. Издательство ЭКСМО,2007
- Ткаченко Т.А. "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков", М. Издательство ЭКСМО, 2010
- Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка»
- Фадина Г.В. Специальная дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов / Г. В. Фадина. - Балашов: Николаев, 2004. - 80 с.
- Фатеева А. А.«Рисуем без кисточки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План повышения квалификации (самообразования) воспитателя МБДОУ № 4 «Солнышко», пгт Камские Поляны на 2011 – 2016 уч.год
Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных пре...
План повышения квалификации (самообразования) воспитателя Шамсутдиновой Р.Т. МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 92 «Ладушки»
План самообразования...
План повышения квалификации (самообразования) воспитателя МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 68» НМР РТ на 2019 – 2023 г.г.
Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное ребенком. Разнообразны...
План повышения квалификации (самообразования) по теме "Формирование и развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста" Терентьевой Ю.Х.
Представляю План повышения квалификации (самообразования) по теме "Формирование и развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста" Терентьевой Ю.Х. сроком на 5 лет (2018-2023 гг...
План повышения квалификации (самообразования) педагога-психолога МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 68» НМР РТ на 2014 – 2018 г.г.
В настоящее время неоднократно звучит мысль о том, что создание системы образования для детей дошкольного возраста является из основных направлений продолжения модернизации российского образования. Пр...
План повышения квалификации (самообразования) воспитателя Ибрагимовой В.К. на 2017-2021гг.
Тема самообразования: «Развитие творческо-художественного потенциала детей дошкольного возраста в различных видах деятельности»Актуальность темы и ее обоснованность:Развитию творческих спо...
План повышения квалификации (самообразования) воспитателя
Тема самообразования: «Инновационные технологии как средство развития познавательного интереса у дошкольников». Актуальность темы и ее обоснованность. Ребенок дошкольного возраста &nd...