План повышения квалификации (самообразования) воспитателя МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 68» НМР РТ на 2019 – 2023 г.г.
проект по окружающему миру на тему
Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное ребенком. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть. Дети общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе радуются прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, ребенок непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность развитию логического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.26 КБ |
Предварительный просмотр:
План повышения квалификации (самообразования)
воспитателя МБДОУ
«Детский сад комбинированного вида № 68» НМР РТ на 2019 – 2023 г.г.
Ф.И.О. Снопкова Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель.
Образование: Высшее. ИЭУиП – 2005г.,
Профессиональная переподготовка: Институт экономики, управления и права (г.Казань), 612часов, по программе «Педагогика дошкольного образования» диплом 162401637481 регистрационный номер 2494/2014-Н,от 23 мая 2014 года.
Повышение квалификации: «Реализация основной образовательной программы дошкольного образования с учетом требований ФГОС» 64 часа
Частное образовательное учреждение высшего образования «Казанский инновационный университет имени В.Г.Тимирясова (ИЭУП)» КИУ регистрационный номер ПК-757-2017 23 марта 2017года, удостоверение
Квалификационная категория: Первая
Стаж: 19 лет
Дата составления плана:
Тема самообразования: «Развитие познавательных способностей дошкольников посредством ознакомления с природой»
Счастье – это быть с природой,
Видеть ее, говорить с ней.
(Л.Н.Толстой).
- Актуальность темы и ее обоснованность. Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное ребенком. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть. Дети общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе радуются прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, ребенок непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность развитию логического мышления.
- Цель: повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
- Задачи:
1. изучить методическую и детскую художественную литературу по данному вопросу;
2. расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях;
3. развивать познавательные интересы, наблюдательность и любознательность, любовь и бережное отношение к природе; развивать бережное отношение к своему здоровью;
4. формировать обобщённые представления о признаках природных объектов и явлений, устанавливать простейшие связи между ними;
5. развивать эстетическое восприятие природных явлений;
6. упражнять в определении состоянии погоды, закреплять представления о сезонных изменениях, поведении животных и птиц;
7. приобщать детей к выращиванию растений в уголке природы, клумбе, ухаживанию за ними.
- Ожидаемый результат: Работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить свой теоретический, практический и научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.
Блок «Родители». У родителей повышается потребность в бережном отношении к природе.
Блок «Педагог». Повышение уровня использования мною современных технологий по ознакомлению с окружающим миром, использование наблюдения, экспериментирования, беседы, игры в различных видах образовательной деятельности.
Блок « Дети»:
• учить детей различать по существенным признакам объекты живой и неживой природы (признаки живого: двигаются, размножаются, дышат, питаются, у них бывают детки);
• знакомить детей с ростом, развитием и размножением живых организмов (животных и растений), их потребностью в пище, свете, тепле, воде;
• формировать у детей навыки экологически грамотного поведения в природных условиях (во время прогулок, экскурсий, и в процессе повседневной жизни);
• приобщать детей к экспериментированию с природными и искусственными материалами (камешки, шишки, песок, глина, пластмасса и др.).
• использовать разные методы и формы ознакомления дошкольников с природой;
• воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе.
• привлечь родителей к сотрудничеству при ознакомлении дошкольников с природой.
- Механизм реализации:
- сроки 5 лет
- блоки.
Подготовительный этап.
- Создание условий для развития когнитивных способностей дошкольников.
Теоретический этап.
- Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме.
Аналитико-диагностический:
- проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители);
- задачи для каждого этапа (для достижения промежуточного результата);
- перспективные планы (технологическая карта).
План работы
№ п/п | Блоки | Мероприятия | Сроки проведения | Отметка о выполнении, качественная характеристика выполнения |
2019 – 2020 учебный год | ||||
1. | Теоретический | Нормативная база современного до-школьного образования: санитарные пра-вила и нормы. ФГОС 2017 г. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155. Вступил в силу с 1 января 2014 го-да. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в вопросах и ответах. Ин-формационно-методическое сопровождение специалистов дошкольного образования. ФГОС ДО Кудрявцева Е.А., Гулидова Т.В. 2016 г. Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 2014 Метод проектов в образовательной работе детского сада. Пособие для педагогов ДОО. ФГОС Михайлова-Свирская Л.В. 2015 г. Работа с родителями. Пособие для педагогов ДОО. ФГОС Михайлова-Свирская Л.В 2017 г. * Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций. ФГОС Нищева Н.В. 2015 - О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом - занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» / М.: Творческий Центр «Сфера», 2002г. - Веракса Н.Е. , Галимов О.П. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. ФГОС» / М.: «Мозаика-Синтез», 2016г. - Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа. ФГОС» / М.: «Мозаика-Синтез», 2014г. - Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа. ФГОС» / М.: «Мозаика-Синтез», 2015г. - Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. ФГОС» / М.: «Мозаика-Синтез», 2016г. - Николаева С.Н. «Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома»/ М.: «Мозаика-Синтез», 2015г. 2.Подбор литературы, дидактического материала: - М.Султанова «Простые опыты с водой для дошкольников» / М.:ООО «Хатбер-пресс», 2014г. - М.Султанова «Простые опыты с воздухом для дошкольников» / М.: ООО «Хатбер-пресс», 2014г. - Л. Гилпин, Л. Пратт «Большая книга занимательных опытов» / М.: «РОСМЭН», 2008г. 3. Пройти курсы повышения квалификации в 2020 г | В течении года | |
2020 – 2021 учебный год | ||||
2. | Разработка Программно-методического обеспечения образовательного процесса | 1.Составление перспективного плана по образовательной области «Познавательное развитие» для детей средней группы, включающие в себя занятия по экологическому воспитанию, беседы, экскурсии, наблюдения за предметами живой и неживой природы, эксперименты и опыты, опираясь на учебную рабочую программу, методическую и детскую художественную литературу. 2. Разработка диагностических карт для мониторинга по экологическому воспитанию детей. 3. Разработка анкет для родителей. 4. Разработка и изготовление дидактического и демонстрационного материала, дидактических игр и пособий. | В течение учебного года | |
2021 – 2022 учебный год | ||||
3. | Практический: 1. работа с детьми 2. Работа с родителями 3. Работа с педагогами | Сентябрь Игра «Что нам осень принесла» (см. А.О. Соломенникова стр.28) Цель: Уточнить представления о времени года осень, ее отличитель-ных особенностях от других времен года, закрепить знания о названиях, форме, вкусе, цвете, запахе овощей, фруктов и о месте их произрастания; формировать представления о неко-торых способах употребления овощей и фруктов в пищу; развивать сенсорные чувства, речь, внимание; вырабатывать умение объединять плоды по сходному признаку. Организация опытно-экспериментальной деятельности в форме игры «Угадай по вкусу и запаху» Игра «Времена года» Цель: уточнить представления о временах года, их отличительных особенностях друг от друга, закрепить знание названий природных явлений. Организация опытно-экспериментальной деятельности «Для чего растениям вода?» Октябрь Мониторинг по экологическому воспитанию Интегрированное занятие «Осень золото роняет…» Цель: Расширять представление де-тей об осенних изменениях в природе. Помочь увидеть многоцветие осени, учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира. Учить проявлять свой эмоциональный всплеск в практическом применении через рисунок. Экскурсия в природу «Прохождение экологической тропы» (А.О. Соломенникова стр.33) Цель: Продолжить знакомство с осенними изменениями в природе. Собрать природный материал для ручного труда. Изготовление коробочек для хранения природного материала Цель: Воспитывать бережливость. Сбор и просушка семян садовых цветов. Цель: Воспитывать бережливость, знакомить с разновидностью садовых цветов. Учить различать их по внешним признакам (строение листьев, вид цветка, внешний вид семян). Развивать наблюдательность, любознательность. Выставка поделок «Этот гриб любимец мой» (совместное с родителями творчество). Цель: закрепить знания детей полученные на занятиях, привлечение родителей в воспитательно - образовательный процесс экологического, познавательного и художественно-эстетического воспитания. Ноябрь Развлечение «Осенняя сказка» (осенний утренник) Цель: Учить проявлять свой эмоциональный всплеск через самовыражение в музыке, игре, танце, пении. Подбор книг для чтения детям Цель: Знакомить с произведениями детской литературы о природе, об осенних явлениях. Выставка детских работ из природного материала, рисунков о природе: тема «Осенняя фантазия» Цель: Развивать творческие способности. Учить работать с природным материалом (с участием родителей). Беседа «Наш природный уголок» Цель: Знакомить с комнатными растениями и способами ухода за ними. Декабрь Развлечение на улице «Здравствуй, гостя зима!» Цель: Знакомить с временем года зима, ее отличительными особенностями, Знакомство с народным творчеством (потешки, прибаутки, пословицы, поговорки) о зиме. Развивать наблюдательность, умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. «Кормушка для птиц» (изготовление кормушек из бросового материала совместно с родителями) Игра «Путешествие в царство комнатных растений» Цель: Закреплять знания комнатных растений, отмечать различия и сходства между ними. Воспитывать желание ухаживать за ними. Опытно-экспериментальная деятельность «Как растения воду пьют» Цель: Познакомить детей с понятием сок движение. Практическим путем познакомить с процессом поглощения воды растениями. Интегрированное занятие «В лесу родилась ёлочка» Цель: Воспитывать бережное отношение к природе. Учить передавать впечатления о новогоднем украшенном дереве через рисунок и музыкальную деятельность. Наблюдения за зимними явлениями в природе. Опыты со снегом и льдом. Цель: Развивать познавательный интерес, наблюдательность, речь. Январь Развлечение «Зимние забавы» Цель: Воспитывать здоровый образ жизни. Настольный театр «На деревенском дворе» и «Лесные хоромы». Цель: Конкретизировать представления о домашних и диких животных и птицах, вызвать интерес к животным, развивать речь, мышление. «В гости к деду Природоведу» Цель: расширять представления детей о зимних явлениях в природе. А.О. Соломенникова стр.50-53. Практическая деятельность «Подкормим птиц зимой» Цель: Закреплять знания детей о зимних явлениях природы. Формировать желание подкармливать птиц зимой. Расширять представления о зимующих птицах. Февраль Интегрированное занятие «Белая сказка» из цикла «Новые разноцветные сказки» (совместно с родителя-ми). Цель: Расширять представление детей о зимних изменениях в природе. Помочь увидеть красоту зимнего времени года, учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира. Учить проявлять свой эмоцио-нальный всплеск в практическом применении через рисунок. Выставка рисунков детей на тему: «Зимние фантазии» Цель: Учить передавать свои впечатления о зиме в рисунке. Развивать творчество, эстетическое восприятие окружающего мира. Чтение рассказов о природе, знакомство с авторами. Цель: Развивать познавательный интерес, внимание. Учить эмоционально воспринимать рассказы, понимать содержание. Экскурсия «Деревья на нашем участке» Цель: расширять представления о деревьях. Показать особенности хвойных и лиственных деревьев в зимний период. «Посадка лука» Цель: расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). А.О. Соломенниковастр.54-57. Март Беседа на тему: «Март улыбкою сияет» Цель: Знакомить детей с признаками весны. Учить замечать изменения, происходящие в природе. Опытно-экспериментальная деятельность «на веточках набухли почки, скоро появятся листочки» Цель: познакомить детей с изменениями в растительном мире с приходом весны путем практического наблюдения за веточками в вазе. Развлечение «Широкая масленица» Цель: Знакомить детей с народными праздниками. Развивать желание веселиться, играть. Беседа «День весеннего равноденствия – главная встреча весны». Праздник «Навруз». Цель: познакомить со значением дня весеннего равноденствия – 22 марта. Игровое занятие «Светит солнышко в окошко» Цель: Продолжать знакомить с признаками весны, учить устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы. Игра «Солнечные зайчики» (с помощью зеркал учить пускать зайчиков, стремиться вызвать радостное настроение) Апрель День птиц – 1 апреля. Цель: Знакомить с перелётными птицами. Расширять представления о поведении птиц весной. Вывешивание скворечников, сделанных папами и дедушками. Вывешивание скворечников, сделанных папами и дедушками. Развлечение «Апрель, апрель, на дворе звенит капель» Цель: Продолжать знакомить с признаками весны. Развивать интерес к играм-хороводам с песнями. «Экологическая тропа весной» Цель: Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. А.О. Соломенникова стр.66. Выставка рисунков «Пришла весна с цветами» (совместное с родителями творчество). Театрализованная деятельность: «В гостях у бабушки-загадушки» Цель: Учить разгадывать загадки о живой и не живой природе. Развивать образное мышление, речь. Май Экскурсия к цветущим плодовым деревьям. Цель: Закрепить знания о весенних изменениях в природе. Развивать умение сравнивать разные периоды весны. Воспитывать радостное, бережное, заботливое отношение к пробуждающейся природе. «В гости к хозяйке луга» Цель: Расширять представление детей о разнообразии насекомых. А.О. Соломенникова стр.59. Чтение и заучивание потешки «Божья коровка, улети на небо». Цель: Закрепить желание наблюдать за насекомыми, учить различать их по внешнему виду. Воспитывать бережное отношение к насекомым. Фольклорный праздник на улице. Высаживание рассады цветов на участке совместно с родителями Труд на цветнике. Цель: Расширять знания о цветах, о способах их выращивания и ухода. Развивать практические навыки по уходу за цветами. 1. Проведение родительских собраний о воспитательно-образовательных возможностях занятий по ознакомлению с окружающим миром и экологическому воспитанию в развитии познавательных и практических способностей детей дошкольного возраста. 2. Проведение совместных мероприятий, досугов, развлечений, экскурсий в природу. 3. Выставки работ, выполненные детьми с родителями: «Этот гриб любимец мой»; «Осенние фантазии» выставка поделок из природного материала; «Зелёная красавица» – конкурс на изготовление ёлки и елочных игрушек из любого материала; «Кормушка для птиц» из бросового материала; Интегрированное занятие «Белая сказка» из цикла «Новые разноцветные сказки» Вывешивание скворечников изготовленных папами; Высаживание рассады. Фольклорный праздник «День цветов». 4. Консультации для родителей: – «Восприятие красоты окружающего мира природы»; - «Занимательные опыты с воздухом для детей» – «Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности»; – «Занимательные опыты с водой для детей»; 5. Провести анкетирование по теме: «Воспитание детей через изучение природы».
6. Совместно с родителями пополнить природный уголок комнатными растениями, а книжный уголок познавательной литературой. 7. Благотворительная акция «Покормите птиц зимой» по изготовлению кормушек для птиц. Благотворительная акция «Скворечник» 9. Попросить о помощи в обустройстве игровой и экспериментальной зоны на участке в зимний и летний период. 1. Посещение занятий по проблеме. 2. Участие в семинарах-практикумах 3. Показ открытого занятия по проблеме. | Сентябрь, 2019 г. Первая декада октября 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя в течение зимы 2 неделя 3 и 4 неделя 5 неделя в течение зимы 1 неделя 2 неделя В вечер-ний отре-зок вре-мени 3 неделя 4 неделя 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 неделя 2 неделя 3 - 4 неделя Сентябрь Май сентябрь – май октябрь, ноябрь, декабрь, январь февраль апрель май октябрь, декабрь, февраль апрель апрель- май декабрь январь апрель декабрь май в течение учебного года |
2022 – 2023 учебный год | ||||
№ п/п | Блоки | Мероприятия | Дата проведения | Форма отчета |
4. | Обобщение и распространение опыта работы по теме. 1. Диагностический блок 2.Аналитический блок. | Определение уровня освоения программного материала детьми на начало и на конец года. Обоснование и анализ уровня освоения программы. Анализ уровня достижения поставленных целей и задач по теме самообразования. | октябрь, апрель апрель май | Диагностика и заполнение диагностических карт. Сравнительный анализ по уровню освоения материала на начало и конец учебного года. Отчет о проделанной работе по теме самообразования. |
5. | Подведение итогов самообразования | Подготовка к прохождению аттестации. 1.Изучение нормативных документов по аттестации 2.Подготовка заявления на педагогическую аттестацию. 3.Подготовка к проведению и видео-съемке открытого мероприятия для педагогической аттестации. 4.Подготовка к прохождению профессионального тестирования для педагогических работников 5. Работа на сайте nsportal.ru. 6. Продолжить работу над выбранной методической темой. Формулирование темы творческого отчёта. 7. Оформление педагогического опыта в форме портфолио. 8.Обобщение и распространение опыта работы в ходе дальнейшей педагогической деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя МБДОУ «Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи № 68» Ермохиной Т. А.
План по самообразованию "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста"....
План повышения квалификации (самообразования) воспитателя МБДОУ № 4 «Солнышко», пгт Камские Поляны на 2011 – 2016 уч.год
Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных пре...

Индивидуальный план повышения квалификации старшего воспитателя МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 31» Колобковой Татьяны Александровны на 2020-2024 г.г.
В.А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу....
План повышения квалификации (самообразования) воспитателя Шамсутдиновой Р.Т. МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 92 «Ладушки»
План самообразования...

Индивидуальный план повышения квалификации учителя - логопеда МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 68»НМР РТ на 2018-2021 г.г.
Индивидуальный план повышения квалификации учителя - логопеда МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 68»НМР РТ на 2018-2021 г.г....
План повышения квалификации (самообразования) воспитателя Ибрагимовой В.К. на 2017-2021гг.
Тема самообразования: «Развитие творческо-художественного потенциала детей дошкольного возраста в различных видах деятельности»Актуальность темы и ее обоснованность:Развитию творческих спо...

План повышения квалификации (самообразования) воспитателя
Тема самообразования: «Инновационные технологии как средство развития познавательного интереса у дошкольников». Актуальность темы и ее обоснованность. Ребенок дошкольного возраста &nd...