Изучение отношения детей 3-4 лет к игре как элементу сенсорного развития.
методическая разработка (младшая группа)
Сенсорное развитие детей — это своевременное, правильное формирование у них таких систем, как зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Для разного возраста существуют свои нормы и определённый набор методик, с помощью которых можно развивать детей до необходимого уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursovaya_rabota2016_1.docx | 90.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образование и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет»
Цент педагогического образования
Межвузовская кафедра общей и вузовской педагогики
Курсовая работа
по педагогике
Изучение отношения детей 3-4 лет к игре как элементу сенсорного развития
Кемерово 2016
Оглавление
Введение…………………………………………………………….. | 3 |
Глава 1. Дидактическая игра как элемент сенсорного развития детей 3-4 лет…………………………………...………………5 | |
| 5 |
1.2. Дидактические игры как элемент сенсорного развития детей 3-4 лет……………………………………………………………………… | 12 |
Глава 2. Изучение отношения детей 3-4 лет к игре как элементу сенсорного развития………………………………………… | 21 |
2.1. Исследование отношения детей 3-4 лет к игре как элементу сенсорного развития …………………………………………………….. | 21 |
2.2. Методические рекомендации для родителей по использованию дидактических игр как элемента сенсорного развития.. | 24 |
Заключение………………………………………………………… | 35 |
Список литературы………………………………………………... | 37 |
Приложения………………………………………………………… | 40 |
Введение
Актуальность. Сенсорное воспитание ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. [24]. Значение сенсорного развития в возрасте 3-4 лет переоценить трудно. Именно этот возраст считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
В игровой деятельности происходит наиболее интенсивное развитие всех психологических функций, в том числе и сенсорное развитие. Следовательно, в воспитательно-образовательный процесс необходимо включать дидактические игры, упражнения для развития сенсорной сферы ребенка, основная цель которых ознакомление младших дошкольников со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов.
Особенности сенсорного развития детей 3-4 лет заключается в том, что оно тесно связано с мозгом, который активно развивается в этот период. Движущей силой познавательной деятельности ребенка является растущий и развивающийся мозг. И наоборот, чем больше ребенок получает впечатлений, чем разнообразнее ему предлагаются упражнения и материалы для восприятия, тем быстрее идет образование связей и развитие мозга. В этот период особенно активны органы восприятия - слух, зрение, обоняние, осязание и вкусовые ощущения.
Занятия с детьми должны иметь постоянный, систематический характер, не только в ДОУ, но и дома, в семье.
Цель нашей курсовой работы: теоретическое и эмпирическое исследование отношения детей 3-4 лет к игре как элементу сенсорного развития.
Объект: игра детей 3-4.
Предмет: отношение детей 3-4 лет к игре как элементу сенсорного развития.
Задачи:
1. Теоретически изучить дидактическую игру детей 3-4 лет как элемент сенсорного развития.
2. Подобрать методы и методики для эмпирического исследования отношения детей 3-4 лет к игре как элементу сенсорного развития.
Гипотеза: мы предположили, что использование дидактических игр детей 3-4 лет положительно влияют на сенсорное развитие, если их использовать не только на занятиях в ДОУ, но и систематически дома в семье.
Методы исследования: теоретические: анализ, синтез, обобщение; эмпирические: анкетирование.
Теоретическая значимость исследования: углубление, расширение, обобщение материала по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста.
Практическая значимость заключается в разработке методических рекомендаций для педагогов и родителей по использованию дидактических игр для сенсорного развития детей 3-4 лет.
Глава 1. Дидактическая игра как элемент сенсорного развития
детей 3-4 лет
1.1. Особенности сенсорного развития детей 3-4 лет
Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности [12].
Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания [цит. по 19].
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. В дошкольной педагогике разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов [1; 4; 9; 16]. Анализ дидактических систем перечисленных авторов с позиций принципов отечественной теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого-педагогических исследований.
Рассматривая психолого-педагогические подходы к сенсорному развитию детей, отметим некоторых деятелей, оказавших значительное влияние на исследование этой проблемы.
Великий педагог Фридрих Фребель [25] следовал принципу «Будем жить ради наших детей», что и сегодня является побудительным мотивом к поиску и созданию новых путей и методов воспитания детей. Знакомство с системой Пестолоцци, произведения великого Яна Амоса Каменского «Материнская школа» подтолкнула Фребеля к созданию собственной теории. Фридрих Фребель стремился построить свою теорию на прочной методической основе:
- Мир един и одновременно многообразен, а многообразие предполагает наличие отдельных элементов, единых по сущности.
- Проявление многообразия и единства, выявление их, приспособление их для познания окружающего мира.
- Движущие силы развития: внутренние и внешние.
- Совместное действие равных и противоположных условий (факторов) и путем уравнения, связи их в жизни [25].
Глубокий гуманизм воспитательной работы, отсутствие авторитаризма выдающегося педагога Марии Монтессори привлекают к себе внимание уже 100 лет [цит по 19]. Ряд ее идей положены в основу сенсорного воспитания, разработанной Л.А.Венгером и его учениками [4]. Педагогика Монтессори удивительно технологична и продумана [19]. Она позволяет ребенку развиваться в его собственном темпе, соответствующим его способностям. В результате самостоятельной работы с автодидактическим материалом в развивающей предметной среде дети становятся более независимые, самостоятельные, адаптированные и счастливые.
Сенсорное воспитание дошкольников имеет большое значение в системе М. Монтессори. «Воспитание чувств надо начинать методически с самого раннего возраста и продолжить его во весь период обучения, который подготавливает индивидуума для жизни в обществе…». Задача не в информации, а насыщение подсознания ребенка опытом, переходящим в сознание, выводам и открытиям [18].
Психологический комфорт и свобода благотворно влияют на психологическое развитие детей. Глубокое осмысливание педагогической идеи на основе анализа ее философских взглядов и понимания ее природы и процессов системы Монтессори возможно лишь на основании анализа ее философских взглядов и понимания ее природы и развития ребенка [19].
В трудах М. Монтессори термины «воспитание» и «развитие» встречаются повсеместно, а «образование» и «обучение» значительно реже. Цель воспитания – содействовать психофизическому развитию. Сущность воспитания по М. Монтессори «помощь жизни с самого рождения».
Центральный метод Монтессори – свободная работа детей в «подготовленной среде» при ограничении прямого воздействия.
Важное значение сенсорного воспитания признавали ЛА. Венгер [5], Л.С. Выготский [7], В.С. Мухина [15], Э.Г. Пилюгина [20; 21]. В настоящее время широко известна и повсеместно используется система дошкольного воспитания Л.А. Венгера и его школы. Необходимо отметить, что в ее основу положены некоторые идеи М. Монтессори. Главное значение сенсорного воспитания - в создании основы для развития мышления через расширение поля восприятия.
В числе ярких, талантливых, создавших оригинальную систему дошкольного воспитания педагогов, необходимо отметить Елизавету Ивановну Тихееву, которая ратовала за: «воспитание подрастающего поколения, вбирающее в себя положительный опыт разных педагогических систем, с учетом, как уровня развития общества, так и знания о природе ребенка» [цит. по 8]. Разрабатывая теорию дошкольного воспитания, она сумела творчески использовать классическое наследие. Воспитывать маленького ребенка нужно в гармоничной целостности всех природных способностей. Истоки развития – внешний мир, окружающий ребенка, предметы, средства, игра, труд, общение со взрослыми. Роль педагога – исследовательская. Педагог изучает личность ребенка в целом [19].
Л.А. Венгер считает, что главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой, созданной человечеством. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представления о сенсорных эталонах – общепринятых образцов внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности; в качестве эталонов формы – геометрические фигуры; величины – метрическая система мер. Свои виды сенсорные эталоны имеют в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), во вкусовом и обонятельном [5].
Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство (как иногда считают не слишком искушенные педагоги). Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях, т.е. усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. Именно с 3 лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования путем обучения продуктивным видам деятельности (рисованию, лепке, аппликации, конструированию), как на занятиях, так и в повседневной жизни. Каждый вид продуктивной деятельности предъявляет свои требования к детскому восприятию и способствует его развитию.
Сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества. Сенсорное воспитание – это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия.
В возрасте 3-4 лет ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого периода у него сформировались такие познавательные процессы, как ощущения, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. В процессе действия с предметами он накопил опыт, словарный запас, он понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям младший дошкольник начинает активно осваивать окружающий его мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие [23].
Развитие восприятия в разные периоды имеет свои особенности.
В раннем детстве восприятие остается очень несовершенным. Ребенок не может последовательно осмотреть предмет и выделить разные его стороны.
Восприятие младшего дошкольника носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др. – не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете [8].
Сенсорное развитие в младшем дошкольном периоде – это совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений. В этом возрасте у детей снижаются пороги ощущений, повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса предметов [15].
Восприятие признаков объекта возникает при выполнении предметной деятельности. У младшего дошкольника обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям. На протяжении дошкольного возраста игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметами с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом.
Л. А. Венгер [5] считает, что в дошкольном возрасте практическое действие с материальным объектом «расщепляется». В нем выделяются ориентировочная и исполнительская части. Ориентировочная часть, предполагающая, в частности, обследование, еще совершается во внешней развернутой форме, но выполняет новую функцию – выделение свойств предметов и предвосхищение последующих исполнительских действий. Постепенно ориентировочное действие становится самостоятельным и выполняется в умственном плане.
У младшего дошкольника меняется характер ориентировочно-исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций с предметами дети переходят к ознакомлению с предметами на основе зрения и осязания. Преодолевается разобщенность между зрительным и осязательным обследованием свойств и возрастает согласованность осязательно-двигательных и зрительных ориентировок. Важнейшей особенностью восприятия детей выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих. Оно позволяет охватить все детали, уловить их взаимосвязи и качества. Формируется акт рассматривания.
А.П. Усова, выделяя период младшего дошкольного возраста в сенсомоторном развитии, считала, что это особая познавательная деятельность, имеющая свои цели, задачи, средства и способы осуществления [24].
Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависит от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет дошкольник. В этом возрасте основное внимание уделяется не изолированным упражнениям органов чувств, а формированию различных сенсорных способностей в процессе различных видов осмысленной деятельности. Поэтому главными линиями развития восприятия младшего дошкольника выступает освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий, освоение сенсорных эталонов. и способы их использования.
В результате сенсорного развития младший дошкольник овладевает перцептивными действиями, основная функция которых заключается в обследовании объектов и вычленении в них наиболее характерных свойств, а также в усвоении сенсорных эталонов, общепринятых образцов чувственных свойств и отношений предметов. Наиболее доступными для дошкольника сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра.
Исследования ученых А.В.Запорожца [11], Л.А. Метиевой [12] и др. показали, что качественные различия между восприятием ребенка раннего возраста и младшего дошкольника связаны с переходом от простейших предметных действий к более сложным видам продуктивной деятельности (рисованию, конструированию, лепке и т.д.), которые предъявляют более высокие требования к детскому восприятию. Ученые пришли к выводу, что возрастные изменения восприятия не могут рассматриваться изолированно от всех других проявлений личности ребенка, поскольку они являются подчиненными моментами в общем ходе изменения его взаимоотношений с окружающей действительностью, в общем ходе развития детской деятельности.
Сенсорные процессы развиваются не изолированно, а в контексте комплексной деятельности ребенка и зависят от условий и характера этой деятельности [8].
Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствуют ускорению развития восприятия, но если эта активность не организована целесообразно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребенка о ряде свойств предметов. Незавершенность в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных процессов.
Таким образом, в младшем дошкольном возрасте у детей должны сформироваться сенсорные этапы – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.
1.2. Дидактическая игра как средство сенсорного развития
детей 3-4 лет
Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Игра в детском возрасте – норма, ребенок должен играть, даже если он делает самое серьезное дело. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающей жизни, в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми.
Игра – это особый вид деятельности дошкольников, а так же средство для умственного и нравственного развития и воспитания. Именно в игре со сверстниками или старшими детьми воспитанники обогащают друг друга новыми знаниями, учатся считаться с требованиями других ребят, развивают свою речь, обогащая словарь [1].
Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной игровой деятельности, нравственных и эстетических переживаний.
В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей [4].
Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Л.А. Венгером [5; 6], Л.С. Выготским [7], А.В. Запорожцем [11] и др. Авторами ранней системы дидактических игр являются известные педагоги и психологи: Л.А. Венгер [5], А.П. Усова [24] и другие. Много таких дидактических игр представлено в работах отечественных исследователей и педагогов [9; 15; 16; 26], а также в специальных сборниках игр [19].
Ф. Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду по восприятию [25]. В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками, расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий.
Неоднозначную оценку получила и другая всемирно известная система дидактических игр, автором которой является Мария Монтессори [18]. Она считала, что игра должна быть обучающей, в противном случае это «пустая игра», не оказывающая влияния на развитие ребенка.
В современной системе сенсорного воспитания наряду с учебными занятиями определенное место отводится занятиям, которые проводятся в форме организованных дидактических игр.
В непосредственной образовательной деятельности такого рода сенсорные и умственные задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме, связывает с игрой. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит не в процессе образовательной деятельности, а в ходе интересных игровых действий (прятанья и поиска, отгадывания и загадывания, изображения различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата). Но проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников.
По мнению В.Н. Аванесовой, в образовательной деятельности, важная роль должна принадлежать дидактическим играм, так как она выступает своеобразной игровой формой занятия и проводится со всеми детьми организованно в часы занятий; и в повседневной жизни, в часы самостоятельной игровой деятельности [цит. по 23].
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности.
В отличие от учебной сущности образовательной деятельности в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное. Учебное, познавательное, начало в каждой игре выражается в определенных дидактических задачах, преследующих, например цели сенсорного и умственного воспитания детей. Наличие дидактических задач, ради которых создаются и проводятся с детьми обучающие игры, придает игре целенаправленный, дидактический характер. Но дидактическая игра становится настоящей игровой формой обучения лишь в том случае, когда учебные задачи ставятся перед детьми не прямо, а через игру, тесно связываются с игровым, занимательным началом – с игровыми задачами и игровыми действиями.
Дидактические игры могут выполнять еще одну функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.
1-й уровень: хаотичные пробы и ошибки.
2-й уровень: целенаправленные пробы.
3-й уровень: безошибочно подбирает детали.
Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры занятия и дидактические или автодидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к образовательной деятельности использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснением, показом.
В каждой дидактической игре должно быть предоставлено развернутое игровое действие. По мнению группы педагогов [1; 9], дидактическая игра становиться игрой благодаря наличию в ней разных игровых моментов: ожидания и неожиданности, элементов загадки, движения, соревнования, распределения ролей и др.
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность осознана на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если эти правила детьми усвоены. Роль взрослого заключается в том, чтобы у детей было в запасе много таких игр, в которые они играют сами, если интерес к игре пропадает, то необходимо позаботится об усложнении игр, расширении их вариативности.
Исследователями в области игры выделена ее структура: дидактическая задача, игровые правила, игровые действия [9].
Мотивом выполнения дидактической задачи становится естественное для дошкольника стремление играть, желание достигнуть игровой цели, выиграть. Именно это заставляет детей внимательнее всматриваться, вслушиваться, быстрее ориентироваться на нужное свойство, подбирать и группировать предметы, как это требуется по условиям и правилам игры.
А.К. Бондаренко говорит, что дидактическая игра будет интересна детям до тех пор, пока в ней есть какая-то тайна, загадка, неизвестность. По его мнению, дидактическая игра быстро устаревает, если детям становятся понятны дидактические задачи [4].
Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Обязательным компонентом игры являются и ее правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом. Правила направляют игру по заданному пути, соединяют игровые и дидактические задачи, организуют поведение и взаимоотношения детей.
В практике работы нередко происходит смешение понятий «игра» и «игровое упражнение» и часто именно игровые упражнения педагогами необоснованно именуются играми. Преимущественное применение игровых упражнений нередко приводит к быстрому угасанию интереса детей к предлагаемой взрослым деятельности.
Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова [14] выделяют следующие компоненты игры с правилами: игровые действия (что необходимо делать каждому участнику игры); игровые правила, обязательные для выполнения всеми участниками (как надо действовать в игре); выигрыш (как сопоставление результатов играющих). Если в предлагаемой педагогом деятельности отсутствует соревновательный компонент и выигрыш, как способ фиксации первенства играющих, можно смело называть ее игровым упражнением. Поэтому чтобы игра не становилась игровым упражнением, необходимо ввести в игровые действия соревновательный компонент.
В педагогической литературе встречается несколько классификаций дидактических игр: по игровому действию и правилам, по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя.
Традиционно все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.
Игры с предметами. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуются использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным признакам, свойствам, находят алгоритмы в суждениях и др.
А.Н. Аванесова, исходя из опыта сенсорного воспитания, приводит следующие виды дидактических игр по игровому действию:
- Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т.п.
- Игры с прятанием и поиском. Основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению.
- Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?».
- Сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослых: продавца, покупателя, почтальона – или животных: волка, гусей и т.д.
- Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть: «Кто первый», «Кто быстрее», «Кто больше» и т.д.
- Игры в фанты или игры в запретный «штрафной» предмет (картинку) или его свойство (например, цвет), связанные с интересными игровыми моментами – избавиться от ненужного, сбросить карту, удержаться, не потребовать себе штрафной предмет или картинку, не сказать запретного слова [цит. по 23].
По мнению А.Н. Аванесовой для формирования у детей общих представлений о цвете, о солнечном спектре как системе цветовых отношений (что принимается за меру, эталон в опознании цвета предметов) первоначально нужны дидактические игры, в которых дети овладевают умением различать, узнавать и называть основные цвета солнечного спектра (красный, желтый, синий). Затем детей знакомят с дополнительными цветами (зеленый, оранжевый, фиолетовый). После этого предлагаются игры, упражняющие детей в различении и назывании оттенков основных и дополнительных цветов (красный, темно-красный, светло-красный, вишневый, розовый и т.д.). Наконец на этой основе происходит формирование (закрепление) представлений об определенной системе цветовых отношений, о месте и последовательности каждого цвета в солнечном спектре [цит. по 23].
Полученные детьми знания о цвете способствуют сенсорному и умственному развитию. Используя эти знания как эталоны, как средство познания предметов, дети начинают лучше и быстрее, осознаннее и точнее ориентироваться в окружающем мире: вся их деятельность становится совершеннее. Роль дидактических игр в данном случае заключается в расширении практики использования эталонов, в расширении практических ориентировок. Здесь функция дидактических игр не учебная, а направленная на использование уже имеющихся знаний.
Игры могут быть включены практически в любую образовательную деятельность. Целесообразно сопровождать их загадками, потешками, стихами – это помогает эмоционально воспринимать и осознать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствует развитию образного мышления, воображения.
Руководство дидактическими играми в младшем дошкольном возрасте:
1.У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу.
2.Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.
3.Учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее.
4. С детьми младшего возраста воспитателю необходимо самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть дидактическим материалом (башенки, яйца). Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним.
5. Для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал (игрушки), который можно обследовать и активно действовать с ним.
6. Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводиться что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.
7.При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.
8.Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках.
9.Подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста, воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что), убрали на место игрушки.
10.Интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры (если это посуда, то поиграть в детский сад, в повара и др.).
Можно сделать вывод, что с помощью использования дидактических игр в образовательном процессе, осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата.
Глава 2. Изучение отношения детей 3-4 лет к игре как элементу
сенсорного развития
2.1. Исследование отношения детей 3-4 лет к игре как элементу сенсорного развития
Главной задачей нашей курсовой работы было изучение отношения детей 3-4 лет, воспитателей и родителей к игре как элементу сенсорного развития.
В течении учебного периода с сентября 2015г. по декабрь 2015г. мы проводили занятия с детьми младшей группы Промышленновского детского сада №1 «Рябинка» в форме систематических дидактических игр (Приложение 1). В результате этого, в конце декабря 2015г. в детском саду №1 «Рябинка» было проведено исследование 12 воспитателей, 25 детей 3-4 лет младшей группы, 25 родителей.
В анкетировании приняло участи 12 педагогов в возрасте от 24 до 52 лет. Из них: в возрасте 24-30 лет 1 педагог, в возрасте 31-40 лет 4 педагога, 41-50 лет 5 педагогов и 2 педагога в возрасте старше 50 лет.
Мы выявили, что стаж педагогической деятельности педагогов составляет (данные отражены в таблице 1). До 5-ти лет - 1 педагог (8,3%), стаж педагогической деятельности от 6-ти до 10-ти лет 4 педагога (33,4%), от 11-ти до 15-ти лет 5 человек (41,6%), стаж педагогической деятельности более 15-ти лет 2 педагога (16,7 %).
Талица 1. Стаж педагогической деятельности воспитателей
До 5-ти лет | От 6 до 10-ти | От 11 до 15-ти | Более 15-ти лет | |
Чел. | 1 педагог | 4 педагога | 5 педагогов | 2 педагога |
% | 8,3% | 33,4% | 41,6% | 16,7% |
Это позволяет нам сделать вывод, что более половины педагогов имеют большой педагогический стаж работы с детьми.
Вопрос №1. «Какое место занимает дидактическая игра в формировании сенсорных эталонов детей 3-4 лет?»
Ответы получены следующие:
Главное место – 9 человек (75%).
Не самое главное – 3 педагога (25%).
Не задумывался – 0.
Мы сделали вывод, что педагоги понимают важность в педагогической деятельности дидактических игр.
Вопрос №2. «Вы в своей педагогической практике много времени уделяете дидактическим играм для сенсорного развития?»
Ответы:
Много времени – 9 педагогов (75%).
Не очень много, но достаточно – 2 педагога (16,7%).
Не задумывался над этим – 1 педагог (8,3%).
По результатам анкетирования видно, что более половины педагогов отмечают важность и нужность дидактических игр для сенсорного развития детей, и используют их в своей педагогической практике. Всего 3 педагога (25%) не очень много времени отводят дидактической игре.
Мы наблюдали за 25 детьми возраста 3-4 лет: 12 девочек (45%) и 13 мальчиков (55%).
Анализируя знания детей 3-4 лет на данном этапе, мы отмечаем, что дети:
- успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;
- большинство умеют группировать в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей;
- соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре;
- активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша), цвета (трава, помидор, цыплёнок и др.);
- отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски - «кирпичики» или кубики определённого цвета, подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды);
- начинают активно пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета, часто в отрыве от конкретного предмета (синим он может называть и жёлтый, и зелёный предмет).
Было проведено анкетирование 25 родителей детей младшей группы детского сада №1 «Рябинка». Всего в анкетировании участвовало 13 женщин (55%) и 12 мужчин (45%). В возрасте от 25 до 54 лет. Высшее образование из них имеют 18 человек (70%).
Вполне удовлетворены организацией образовательного процесса в детском саду 24 человека (95%). Считают, что сенсорное развитие детей улучшилась за последнее время 23 человека (90%), считают, что усвоение сенсорных эталонов в процессе игровой деятельности в детском саду их детям вполне по силам 20 родителей (80%).
Все 25 человек (100%) родителей ответили, что дети делятся с ними своими впечатлениями от игрового процесса в детском саду, что позволяет говорить о достоверности результатов.
По мнению анкетируемых, оценивают взаимодействие ДОУ и семьи в организации образовательной деятельности (использовали дидактические игры как элемент сенсорного развития в домашних условиях, основываясь на наших рекомендациях) детей 3-4 лет, как эффективное и плодотворное, участвуют в учебно-воспитательной работе детского сада – 18 родителей (70%), оценивают как малоэффективное, практически не участвуют в учебно-воспитательной работе детского сада – 8 (30%) родителей. Что позволяет нам сделать вывод, что большинство родителей заинтересованы в сенсорном развитии детей.
2.2. Методические рекомендации для родителей по использованию дидактических игр как элемента сенсорного развития
Именно в дошкольном детстве складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.
Но для достижения устойчивого педагогического и психологического эффекта необходима систематическая работа по сенсорному развитию детей не только в ДОУ, но также и дома с родителями.
Период от рождения до поступления в школу является возрастом, наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка отличается большой познавательной активностью, любознательностью, подражательностью, пластичностью нервной системы, большой эмоциональностью и впечатлительностью, большой ранимостью организма. При таких особенностях дошкольного возраста необходим правильный подход в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Как сказано в концепции дошкольного воспитания идея дошкольного воспитания социализируется в окружающем мире и определяется социальной ситуацией развития ребёнка, тем, кто и как воспитывает его, в какую деятельность вовлечён ребёнок, с кем он её осуществляет. Ребёнок усваивает знания о предметах, явлениях, жизни людей, животных и так далее.
Решать задачи сенсорного развития детей дошкольного возраста можно с помощью разных средств: учебной, бытовой, трудовой, игровой и других видов активной деятельности ребёнка. Однако игровая деятельность является самой приемлемой и эффективной в раннем дошкольном возрасте, так как, по мнению большинства психологов, игра является ведущей деятельностью в этом возрасте, сенсорные способности детей развивают дидактические игры. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды.
С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей, но и дома, в семье родителям стоит целенаправленно, систематически побуждать детей 3-4 лет к сенсорному развитию с помощью проведения совместных игр.
Мы разработали, на основании проведенного нами исследования комплекс дидактических игр для родителей.
Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определённым признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твёрдых, глубоких знаний.
Знание сенсорных эталонов учит пользоваться представлениями о разновидностях каждого свойства для анализа и выделения свойств самых различных предметов в различных ситуациях, то есть использовать их в качестве «единиц измерения». А начинаем мы знакомить ребенка с сенсорными эталонами уже в раннем возрасте. Слово играет большое значение при усвоении сенсорных эталонов. В процессе восприятия ребенок накапливает зрительные, слуховые, осязательные (тактильные), вкусовые и обонятельные образы. Но при этом необходимо, чтобы свойства и отношения предметов, которые ребенок воспринимает, были соединены – обозначены словом, что помогает закрепить в представлении образы предметов, сделать их более стойкими, четкими. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка и тогда, когда от момента восприятия прошло некоторое время, а объект восприятия уже отсутствует в поле зрения. Для этого достаточно произнести соответствующее слово-название. Таким образом, именно при помощи слова удается закрепить полученные образы восприятия, формируя на их основе представления.
Комплекс дидактических игр с детьми 3-4 лет:
Ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств:
• цвет – красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый, черный и белый;
• форма – круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;
• величина – большой, маленький, средний, одинаковый (такой же) по величине;
• звуки – звучание различных детских музыкальных инструментов, музыкальных произведений, человеческой речи различной громкости;
• элементарное количество (без счета) – много, мало, один, ни одного, столько же [26].
Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины, прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, то есть при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой, показывать ребенку картинки с изображением цветов.
Сначала в определении цвета большую роль играет промеривание, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенку не сложно обнаружить их одинаковость или неодинаковость. При этом он может еще и не владеть восприятием цвета, не знать, что оба предмета красные или один из них красный, а другой желтый, но увидит, что цвета одинаковые или, что они разные.
Когда ребенок научится определять цвета при их непосредственном контакте, то есть путем наложения и приложения, можно переходить к задаче выбора по образцу (к настоящему восприятию цвета), а затем к обучению его названиям цветов.
На основе восприятия цвета формируются и соответствующие представления о нем. Благодаря этому дети могут не только применять цвет в своей деятельности (изобразительной, трудовой), в игре, но использовать его как сигнал к действию в быту (например, понимать сигналы светофора).
На улице, дома, в гостях обращаем внимание детей на четыре основных цвета: красный, синий, желтый, зеленый; спрашиваем о названии цвета. Научить ребенка оперировать цветами спектра, классифицировать предметы по признаку – цвет поможет игра «Разложи по цвету». Приготовим 4 коробки (банки, контейнеры и др.), раскрасим их в четыре основных цвета. Подберем шарики (крышки, кружечки, мелкие одноцветные игрушки) соответствующих цветов [13].
Ставим перед ребенком коробочки. «Смотри, что у меня есть – коробочки. Эта коробочка красная, эта синяя, эта – желтая, а вон – зеленая!» Таким же образом раскладываем шарики. «Шарики весело гуляли на солнышке, но вот пошел дождик. Шарикам нужно быстро спрятаться в домике-коробочке. У каждого шарика свой домик. У синего шарика… дай мне синий шарик, у синего шарика – синий домик (кладем шарик в синюю коробочку, сравниваем сходство цвета шарики и коробочки). Остальные шарики ребенок разложит сам. Повторите игру, дав возможность ребенку разложить шарики без вашей помощи. Если ребенок ошибается, сравните цвет шарика с цветом коробки, попросите ребенка исправить ошибку. В следующий раз увеличьте количество шариков. К примеру, по 5 шариков каждого цвета. В следующее использование игры шарики заменяем другими предметами, чтоб цвет для ребенка не ассоциировался с шариком, «не привязывался» к данному объекту.
Дидактические игры, направленные на усвоение сенсорного эталона «Цвет».
1. «Накормим птичек».
Материал: 4 небольшие емкости основных цветов и наполнение для них таких же цветов (мозаика, крышки, маленькие кубики и так далее на усмотрение), птички (можно вырезать из цветного картона). Весь материал представлен в 4 цветах: красный, желтый, зеленый, синий.
Ход игры: ведущий демонстрирует птичек, обращая внимание на их цвет. Затем предлагает ребенку покормить их, но обязательно «кормом» того цвета, какого сама птичка. Ребенок заполняет емкости деталями соответствующих цветов и соотносят их с цветом птички.
2. «Спрячь мышку».
Материал: домики, вырезанные из картона, с прорезями для окон и изображением мышек; цветные вкладыши-окна (красные, желтые, зеленые, синие).
Ход игры: ведущий предлагает вниманию ребенка домики с изображением мышек в окошках и просит спрятать мышек, то есть закрыть окошки вкладышами соответствующих цветов.
3. «Бабочки».
Материал: вырезанные либо наклеенные на картон половинки бабочек различных цветов, вторые половинки бабочек.
Ход игры: ведущий показывает детям половинки бабочек и говорит, что бабочки летали и потеряли свои крылышки. «Как же мы можем им помочь? Давайте найдем среди этих крылышек (показывает вторые половинки) подходящие для каждой бабочки». Дети находят для каждой бабочки крылышки соответствующих цветов и прикладывают их либо приклеивают [23].
4. «Дорожка»
Материал: разноцветные камушки (красные, желтые, зеленые, синие), пластилиновые основы с изображением домика.
Ход игры: ведущий предлагает вниманию ребенка пластилиновые основы и предлагает придумать, кто же живет в домике. Затем говорит: «Но посмотри, к домикам нет дорожек, как же мышке (зайке, собачке) до него добраться? Давай мы сейчас построим дорожки к домикам, чтобы их жители смогли по ним пройти». Ребенок выкладывает камушки на основу, чередуя их по цветам.
Важными сенсорными эталонами являются геометрические фигуры. Ведь все предметы, объекты окружающего мира имеют форму, которая так или иначе рассматривается в сравнении с эталоном. При ознакомлении с геометрической формой, важным становится не только компонент зрительного восприятия, но и компонент тактильных ощущений, тактильного восприятия. Для ознакомления детей с геометрическими фигурами, вырезаем из картона плоскостные круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.
Чтобы фигуры стали интересными для детского восприятия. Оживляем их (рисуем глазки, носик, ротик). Знакомим с геометрическими фигурами постепенно. Начинаем с круга. Спросите, знает ли ребенок, как зовут этого человечка, на что он похож? Предложите погладить круг, обратите внимание, что он гладкий, нет острых уголков, что он может кататься. Круг хочет погостить у нас. Разместите круг на уровне глаз ребенка. Поищите в предметах ближайшего окружения предметы, похожие на круг (тарелка, колесо от машинки и др.). Так же гостями комнаты становятся и другие фигуры-человечки. На прогулке, в помещении обращайте внимание ребенка на форму объектов окружающей действительности.
Научить классифицировать предметы по форме поможет игра. Приготовьте «домики» для фигур (коробки, банки и т.п.), наклейте на них сенсорный эталон – геометрическую фигуру. На один «домик» наклейте круг, на другой – квадрат и т.д. На первом этапе игры предложите ребенку раскладывать геометрические фигуры: квадратики, кружочки, треугольники, овалы, прямоугольники по своим «домикам». Затем стоит усложнить игру. Вместо геометрических фигурок предложите по «домикам» раскладывать картинки с изображением предметов: стол, окно, аквариум, тарелка, крыша дома и т.д. Таким образом, вы будете способствовать не только развитию восприятия, но и развитию у него наглядно образного мышления [15].
Дидактические игры, направленные на усвоение сенсорного эталона «Форма».
1. «Дополни картинку».
Материал: картинки с изображением различных предметов на усмотрение (машина, игрушки, посуда и другое), вкладыши различной формы, вырезанные из бумаги (круг, квадрат, треугольник).
Ход игры: ведущий демонстрирует ребенку картинки и просит подобрать детали соответствующей формы для наложения там, где это необходимо (колеса для машины и так далее).
2. «Пуговицы на платье».
Материал: пуговицы различной формы (квадрат, круг, треугольник), куклы.
Ход игры: детям демонстрируются куклы с пришитыми на платья пуговицами определенной формы. Ведущий говорит: «Помоги куклам! У них оторвались пуговки с платьев и все перемешались. Посмотри внимательно и выберите для каждой куколки нужные пуговицы». Ребенок сортирует пуговицы по форме.
3. «Что лишнее?»
Материал: предметы различной формы (по несколько штук каждой). Предметы можно заменить картинками.
Ход игры: вниманию ребенка предлагается ряд предметов (картинок), одинаковых по форме (например: мяч, диск, пуговица, колесо) и один предмет другой формы. Вместе с ребенком рассматриваем предметы, проговариваем их названия, назначение и, главное, форму. Затем просим внимательно посмотреть и сказать, какой предмет лишний и почему. Ребенок, возможно с помощью родителя, выбирает предмет, форма которого отличается от формы других предметов.
4. «Найди такой же».
Материал: картинки с изображением геометрических форм: круга, квадрата, треугольника.
Ход игры: показывать ребенку картинку с изображением какой-либо геометрической формы и просить найти в помещении предмет такой же формы. Например, круг. Ребенок находит в комнате мяч, тарелку, барабан, овощи и другое.
В раннем возрасте ребенку свойственно определять величину объектов окружающего мира понятиями «большой» и «маленький». Важно познакомить ребенка и с другими понятиями «высокий» и «низкий», «длинный» и «короткий», «широкий» и «узкий», научить ребенка употреблять эти слова-понятия по назначению. А так как в раннем возрасте мышление ребенка наглядно-действенное, будем знакомить ребенка с вышеперечисленными понятиями через действия с предметами. Подскажите, покажите ребенку как правильно сравнить данные ему предметы, используйте приемы приложения и наложения одного предмета на другой. Важно самим взрослым правильно употреблять понятие величины: ленточки длинная и короткая (а не большая и маленькая), папа большой, а сын маленький. В раннем возрасте авторитет взрослого очень весом. Ребенок – ваше зеркало. Он подражает вам во всем, «ловит» ваши слова «на лету». Говорите правильно и ребенок тоже будет говорить правильно. Не забывайте в быту, на прогулке, в гостях, дома закреплять понятия величины: «Посмотри, Ваня, какой высокий дом, а вот низкий» [13].
Дидактические игры, направленные на усвоение сенсорного эталона «Величина».
1. «Спрячем шарики в ладошках».
Материал: массажные шарики (большие и маленькие).
Ход игры: Предложить ребенку разнос с массажными шариками разной величины. Берем маленький шарик и просим ребенка взять в руки такие же, а затем спрятать их в ладошках. Далее берется большой шарик, и просим спрятать его в ладошках. Ребенок убеждается, что большой шарик спрятать невозможно. Все действия проговариваются с обязательным словесным обозначением величин.
Обычно к трем годам дети уже обладают достаточно большим запасом слуховых впечатлений, однако они еще не умеют управлять своим слухом: прислушиваться, сравнивать и оценивать звуки по силе, тембру, характеру. Малыши, как правило, не отдают себе отчет в том, что именно они слышат, т.е. воспринимают на слух. Это происходит потому, что окружающие звуки чаще всего воспринимаются ими неосознанно, сливаясь с другими, более важными для них впечатлениями. Звуки порою не замечаются детьми, слабо выделяются ими.
Последовательность игр определяется нарастанием сложности слуховой задачи и осознанности слухового восприятия. Вначале дети отгадывают источник звука – голос своего ровесника или озвученную игрушку. В дальнейшем дети под руководством взрослого улавливают особенности знакомых звуков и передают их характер с помощью доступных им средств – движением, звукоподражанием или словом. Это способствует тому, что дети начинают целенаправленно сравнивать звуки между собой, различать их. Так в игре постепенно формируется способность слышать и понимать звуки [21].
Для успешного формирования целенаправленного слухового восприятия в игре необходимо соблюдать два основных условия. Во-первых, нужно обязательно отделить «загадочный» звук от других звуковых впечатлений. Для этого необходима полная тишина в моменты загадывания и отгадывания звуковых загадок. Для успешного развития детского слуха очень важно проводить эти игры систематически, повторяя их изо дня в день.
Дидактические игры, направленные на усвоение сенсорного эталона «Звук».
«Узнай по звуку»
Цель. Развитие слухового внимания, фразовой речи.
Оборудование: различные игрушки и предметы (бумага, ложка, полочка и т.д.)
Описание игры. Взрослый, отвернувшись от ребенка, производит шумы и звуки разными предметами. Ребенок, догадавшись, чем производен шум, говорит ему об этом.
Шумы можно производить разные: бросать на стол ложку, ластик, кусок картона, ударять предмет о предмет, мять бумагу, рвать ее, разрезать материал и т. д.
Для ознакомления детей младшего возраста с такими характеристиками предметов, как цвет, форма и величина, эффективно используются различные виды деятельности (экспериментирование, конструирование, изобразительная деятельность, игры с сенсорным материалом (шнуровки, прищепки, застежки, мозаика и другое), игры с песком и прочим природным материалом (листьями, шишками, цветами, глиной), но наибольшее внимание должно уделяется дидактическим играм, организованным взрослым, так как они предоставляют широкие возможности для реализации всего круга задач данного направления.
Развитие сенсорного восприятия в дошкольном возрасте влияет на мышление, речь, эстетическое восприятие окружающего мира, воображение, и как следствие творческие способности ребенка. Ведь только тонко чувствующий, замечающий малейшие оттенки цветов или звуков ребенок способен по-настоящему насладиться красотой музыкального или художественного произведения, а в последствии и создать его самостоятельно [15].
Дидактическую игру нужно использовать не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в условиях повседневной жизни детей. Основными методами деятельности педагога с детьми являются: игровые приемы, речевой образец, показ способа действий, использование элементов сюрпризности. Когда детям предлагаются игры, они достаточно живо и с интересом принимают участие. Для поддержания интереса вводится соревновательный момент. Дети активно включаются в игры: каждый ребенок имеет возможность проявить активность, сделать выбор, помочь герою. Отмечается более уверенное владение детьми эталонами, небольшое количество ошибок даже в сложных заданиях.
Подводя итог можно отметить, что дидактические пособия и игры сочетают в себе все обучающие, развивающие и воспитательные функции, с их помощью осуществляются сенсорные операции, обогащающие опыт ребенка, способствующие формированию и развитию сенсорных способностей.
Заключение
Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений. Игры как элемент сенсорного развития дают ребенку возможность различать и классифицировать предметы по размеру, форме, окраске, степени шероховатости или гладкости, по весу, температуре, вкусу, шуму, звучанию.
Наиболее активной формой обучающего воздействия для детей раннего возраста являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные занятия и игры. На них воспитатель имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные сведения, формировать умения и некоторые важные качества.
Дидактические игры и занятия дадут хороший результат лишь в том случае, если воспитатели ясно представляют, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности организации этих занятий на ступени раннего детства. Очень важно помнить, что занятия должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость, а также проводиться дома, в семье.
Если педагог хочет, чтобы дидактические игры дали ребенку толчок в развитии, то он должен сделать все, чтобы занятия с дидактическим материалом приносило ребенку как можно больше положительных эмоций, уметь расположить к себе ребенка, сформировать доверительную атмосферу, в которой ребенок чувствовал бы себя спокойно, уметь видеть его состояние в каждый момент совместной деятельности и быстро реагировать на изменения в его поведении и эмоциональном состоянии. На наш взгляд именно вопрос педагогического взаимодействия является ключевым при организации дидактических игр с детьми раннего дошкольного возраста.
Обязательным компонентом игры являются и ее правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом.
В нашем исследовании были применены следующие методы: теоретические: анализ, синтез, обобщение; эмпирические: анкетирование.
Выборка: исследование проводилось среди 25 родителей, 25 детей 3-4х летнего возраста — младшая группа, 12 педагогов МБДОУ Промышленновского д/с №1 «Рябинка» в период с сентября 2015г. по декабрь 2015г.
В ходе анализа результатов анкетирования мы пришли к выводу, что удовлетворены организацией образовательного процесса в ДОУ 100% педагогов и 95% родителей дошкольников. Считают, что сенсорное развитие детей за последнее время повысилась – 90% родителей. Положительно отвечают на вопрос о том, что занятия вполне по силам детям в детском саду 95% педагогов и 80% родителей.
Делятся своими впечатлениями от проведенных занятий с педагогами и родителями 100% детей.
Считают, что игры в ДОУ нравятся детям, считают 95% педагогов и родителей.
Анализируя полученные нами результаты, выявленные в ходе практического исследования, следует отметить, что гипотеза, выдвинутая в начале исследования, полностью подтвердилась, использование дидактических игр положительно влияет на сенсорное развитие детей не только на занятиях в детском саду, но и систематически дома, с родителями.
Результаты нашего исследования могут быть использованы педагогами в работе с детьми 3-4 лет с целью развития у детей сенсорных способностей.
Список литературы
1.Арсентьева, В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве [Текст]: Учеб, пособие / В.П. Арсентьева – М.: ФОРУМ, 2009.-С.100-109.
2. Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей [Текст]: Учеб, пособие / Т.В. Башаева.- М.: Просвещение, 2005. – 80с.
3. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - М.: Академический проспект: Культура, 2005. - С.157-159.
4.Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Книга для воспитателей детского сада. – 2-е изд., дораб. / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2009. – 169с.
5. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст]: Книга для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. – М.: Просвещение, 2007.- С.3-5.
6. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст]: Книга для воспитателей детского сада / Л.А. Венгер. - М.: 2004. – 109с.
7.Выготский, Л.С. Психология [Текст]: / Л.С. Выготский. – М.: Издательство ЭКСМО – Пресс, 2010. – 859с.
8. Даутова, В.Х Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр [Электронный ресурс] / Проект младшая группа - Режим доступа - http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/rukovodstvo-protsessom-formirovaniya-struktury-slozhnykh-predlozheniy-v-0- (Дата обращения - 25.12.2015г.)
9. Дидактические игры одно из средств умственного воспитания детей младшей группы [Электронный ресурс] - Режим доступа- http://centr-zdorovjay.edusite.ru/DswMedia/didakticheskieigryi.pdf (дата обращения: 20.12.2015).
10. Дошкольное образование. Словарь терминов [Текст]: Дошкольное воспитание и развитие / Н.А Виноградова – М.: Айрис-пресс, 2005.- С.77-289.
11. Запорожец, А.В. Сенсорное воспитание дошкольников [Текст]: книга для воспитателей детского сада / А.В. Запорожец. - М.: Просвещение, 2003. – 98с.
12. Метиева, Л.А. Развитие сенсорной сферы [Электронный ресурс]: Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. - Режим доступа - http://www.prosv.ru/ebooks/Metieva_Razvitie_sensornoi_sferi/index (дата обращения: 21.12.2015).
13. Методические рекомендации для родителей воспитанников младшего дошкольного возраста "Сенсорное воспитание» [Электронный ресурс] / Методическая разработка - Режим доступа - http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/metodicheskie-rekomendatsii-dlya-roditeley-vospitannikov (дата обращения - 22.12.2015)
14. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст]: пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: ГНОМ и Д, 2000. – 96 с.
15. Мухина, В.С. Сенсорное развитие дошкольника. Детская психология. [Текст]: Учёное пособие для студентов пед. институтов / В.С. Мухина, Л.А. Венгер.- 2-ое изд. перераб. и доп.-М.: Просвещение, 2004 - C.221-235.
16. Никитин, Б.П. Развивающие игры. [Текст]: Учебное пособие / Б.П. Никитин – 5-ое изд. допол. - М.: Знание, 2012 – 39с.
17. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию [Текст]: Учебное пособие / Э.Г. Пилюгина.- М.: Политиздат, 2003. – 198с.
18. Плеханов, А. Теория и практика Марии Монтессори [Текст]: / А. Плеханов // Журнал Дошкольное воспитание. – 2009.-№10. – с. 66 – 70.
19. Поздоровкина, Н.В. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр [Электронный ресурс] / работа с дошкольниками. Режим доступа - http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/sensornoe-razvitie-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami (дата обращения 25.12.2015).
20. Пилюгина, Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста [Текст]: Книга для воспитателей детского сада и родителей / Э.Г. Пилюгина, - М.: Просвещение, 2, АО «Учебная литература», 2010. – 135с.
21. Пичугина, Н.О. Дошкольная педагогика [Текст]: Конспект лекций / Н.О. Пичугина, Г.А. Айдашева, С.В. Ассаулова.- Ростов н/Д: Феникс, 2004.- С.277- 346.
22. Умственное воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / под ред. Ф.С. Сохиной, Н.Н. Подьяковой. - М.: Просвещение, 2009.- С.6-9
23. Усвоение сенсорных эталонов детьми раннего возраста в дидактических играх в условиях ДОУ [Электронный ресурс]: работа с дошкольниками. - Режим доступа- http://webspier.ru/doc/879654 (дата обращения 27.12.2015).
24. Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника [Текст] / А.П. Усова //Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. - М., Просвещение, 2005.
25. Фридрих Фребель. Будем жить для своих детей [Текст]: сост. предисловия Л.В. Волубцева. – М.: Карапуз, 2001.
26. Янушко, Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года) [Текст]: Учебное пособие / Е.А. Янушко.- М.:Мозаика-Синтез,2010. – 72с.
Приложение 1
Дидактические игры для детей 3-4 лет
«Загадочные пуговки»
Цель игры:
- Развитие умения узнавать и называть цвета.
- Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал:
Представлено полотно, разделенное на 4 сектора, разного цвета, к нему прилагается 4 пуговки и 4 ленточки, каждая из которых соответствует определенному цвету сектора.
Ход игры:
Воспитатель показывает ребенку панно разделенное на 4 сектора разного цвета, он рассказывает, что это домики для пуговок. Воспитатель обращает внимание на то, что каждая пуговка живет в домике своего цвета, и просит детей помочь найти пуговкам домик.
Взялись цвета мы изучать
Ну и с чего же нам начать?
Есть чудо пуговки у нас
Помогут нам они сейчас.
Мы в руки пуговки возьмём
И дом по цвету им найдем.
«Волшебное поле»
Цель игры:
- Развитие умения узнавать и называть цвета.
Игровой материал:
Круг с изображением 4 основных цветов, и стрелкой в верху, карточки основных цветов.
Ход игры:
Воспитатель показывает ребятам круг с изображением основных цветов, поясняя при этом, что это волшебное поле, на котором живут цвета. Далее детям раздаются карточки соответствующих цветов. Воспитатель поворачивает волшебное поле, стрелка находящаяся на нем указывает на какой либо цвет, а дети в свою очередь должны поднять карту этого цвета.
Есть у нас игра одна
Очень круглая она
Тот кружок наш разделен
Четыре цвета включает он
И ребята с ним играют
Все цвета, там изучают
Зеленый, красный
Желтый, синий
Все известны нам отныне.
«Шарики»
Цель игры:
- Развитие умения узнавать и называть цвета,
- Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал:
Плоские шарики 4 основных цветов, и 4 ленты аналогичных цветов к ним.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям четыре воздушных шарика основных цветов и четыре ленточки таких же цветов к ним. Детям предлагают попробовать к каждому шарику подобрать ленточку того же цвета.
Красный, желтый, голубой,
Шар выбирай себе любой.
Чтобы шарик удержать
Нужно ленту привязать,
Мы в руки ленточки возьмем
И шар по цвету им найдем.
«Бабочка»
Цель игры:
- Развитие умения узнавать и называть цвета,
- Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал:
Плоское панно с изображением бабочки, крылья бабочки разделены на 4 основных цвета. В них проделаны отверстия, в которые вставлены горловины от бутылок, к которым прикручиваются крышки подходящего цвета.
Ход игры:
Воспитатель показывает бабочку, крылья которой четырех основных цветов, в них проделаны отверстия в которые вставлены горловины от бутылок. Нужно украсить крылья бабочки, прикрутив крышки, лежащие в предлагаемом детям поддоне к горловинам. Цвет крышки должен соответствовать цвету крыла бабочки.
Появилась перед нами
Бабочка – красавица.
Будем с бабочкой играть,
Цвет крышек к крыльям подбирать.
«Яблонька»
Цель игры:
- Развитие сенсорного восприятия,
- Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал:
Пособие представлено в виде игрового панно с изображенной яблонькой, в панно проделаны отверстия, в которые вставлены горловины от бутылок, к которым прикручиваются крышки (яблочки).
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям панно с изображенной на ней яблонькой, и контейнер с крышками разных цветов, ребенку предлагается подобрать яблочки определенного цвета (красные, желтые). Дети берут крышки и прикручивают их к горловинам.
Будем с крышками играть,
Разные яблочки собирать.
«Волшебные колпачки»
Цель игры:
- Развитие сенсорного восприятия,
- Развитие слухового внимания,
- Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал:
Представлены панно с изображением снеговиков, цветов, и т.д. В нем находятся отверстия, в которые вставляются горловины от бутылок. К ним дети прикручивают крышки.
Ход игры:
Воспитатель рассказывает, что снеговик спешил в гости, но споткнулся и потерял один комочек. Нужно помочь снеговикам, воспитатель обращает внимание на то, что комочки у него белого цвета.
Воспитатель с детьми рассматривают картинку с изображением цветов, и обращают свое внимание на то, что у цветов нет серединки, он предлагает ребятам подобрать крышку, соответствующую по цвету каждому цветочку, и прикрутить ее к горловине.
«На что похожа фигура?»
Цель:
- Развивать умение у детей группировать предметы по форме.
Игровой материал:
Вырезанные из плотного материала геометрические фигуры 4 основных цветов.
Ход игры:
Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т.д.).
«Спрячемся от дождика»
Цель:
- развивать умение у детей группировать предметы по форме.
Игровой материал:
Предварительно изготавливаются геометрические фигуры и три рисунка зонтиков. Взрослый выкладывает под каждый зонтик по одной геометрической фигуре, это образец для детей.
Ход игры:
Игровая ситуация: “В теплый солнечный денек вышли геометрические фигурки погулять. Как вдруг на небе появилась огромная серая туча, закрыла солнышко, и пошел дождик. Квадратикам, кружочкам и треугольникам надо спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть. А куда же спрятаться?”
«Выбери пуговки»
Цель:
- развивать умение группировать предметы по величине.
Игровой материал:
2 коробочки, большая и маленькая, пуговицы разные по величине (большие и маленькие)
Ход игры:
Педагог вместе с детьми раскладывает пуговицы на группы: самые большие, большие, маленькие и т.д. Рассматривая размеры пуговиц, сравнивает, прикладывает пуговку к пуговке. Взрослый активизирует речь детей.
«Найди домик»
Цель:
- развивать умение различать предметы по величине.
Игровой материал:
Изготовленные из картона домики разной величины, изготовленные из картона зайчики разной величины.
Ход игры:
Воспитатель рассказывает ребятам, что зайчики потерялись и не могут найти свой домик. Педагог предлагает ребятам помочь зайчикам, найти каждому домик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности с элементами сенсорного развития для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Образовательной целью занятия является расширение знаний о видах транспорта (наземном, воздушном, водном).Развитие наблюдательности и пространственного ориентирования в о...
Презентация для воспитателей "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Игры, направленные на сенсорное развитие"
В презентации педагоги детского сада смогут освежить свои знания о сенсорном развитии детей дошкольного возраста. Мы, педагоги, знаем, насколько важно сенсорное воспитание на протяжении всего дошкольн...
НАРУШЕНИЕ ОБРАБОТКИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ У ВОСПИТАННИКОВ ДОМА РЕБЕНКА. МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ЧЕРЕЗ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
В 2022/23 учебном году мы осуществляем проект «СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА». В рамках этого проекта мы подготов...
Игры с элементами сенсорной интеграции в семье
Консультация для родителей детей с ОНР....
Развивающая игра «Кто живет в лесу?» с элементами сенсорного развития для детей раннего возраста
Игра направлена на формирование у детей первоначальных представлений о диких животных, на развитие сенсорных впечатлений и мелкой моторики пальчиков....
Конспект по развитию речи с элементами сенсорного развития: "Весеннее солнышко"
Цель: -Знакомить детей с предметами ближайшего окружения; - Формировать знания детей о цвете, форме предметов...