Игры с элементами сенсорной интеграции в семье
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Игры с элементами сенсорной интеграции в семье»
Технический прогресс порождает дефицит множества факторов, позитивно влияющих на естественное развитие ребенка. В игре маленький человек получает те навыки и способы обработки информации, которые впоследствии служат базой для более сложных умений и навыков, в свою очередь позволяющих формировать речь, регулировать поведение. Дети вне образовательного учреждения зачастую лишены значимой группы сверстников, в которой может формироваться подражательная игра. Ребенок практически лишен полноценной игры с природными материалами и получения базы сенсорного опыта (например, игра с песком, водой, глиной, снегом и т.д.). Родители далеко не всегда могут позволить малышу кувыркаться, качаться, бегать и прыгать столько, сколько диктует естественная потребность, а не общие режимные моменты.
Создать оптимальную развивающую среду, сформировать действительно полезную игровую активность ребенка поможет понимание механизмов функционирования детского организма в естественных условиях. И умение моделировать их в условиях игрового занятия.
Игры с элементами сенсорной интеграции
Цели: развить, усилить, сбалансировать обработку сенсорных стимулов нервной системой.
В перспективе это:
- развитие тактильного, зрительного, слухового, вкусового и обонятельного восприятия;
- развитие высших психических функций;
- совершенствование моторики;
- стимуляция познавательной активности;
- формирование и развитие всех компонентов речи;
- коррекция и развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сферы;
- совершенствование игровой, предметно-практической и трудовой деятельности;
- помощь в адаптации ребенка к новым условиям.
Гравитационное восприятие (восприятие положения в пространстве) можно развивать, используя:
- качели различных модификаций, на которых можно качаться в различных положениях;
- гамаки из лайкры, создающие эффект плотного облегания и просто гамаки;
- качели-гнезда, где можно спрятаться, качание на простыне ;
- доски-балансиры, надувные балансиры;
- фитболы большого диаметра (из нескользящего материала);
- дорожки из веревок, «кочек», невысокой качающейся доски, по которым необходимо пройти, сохраняя равновесие;
- горки прямые, спиральные, плоские и в виде трубы, самодельные из мягких модулей;
- батуты;
- тоннели, маты, под которыми можно проползти;
- групповые активности с шелковым разноцветным парашютом (хоровод «надуваем пузырь», прятки, пробегание, проныривание под ним, выполнение задания, пока он в воздухе, разделение задания по цвету сегмента, под которым ребенок находится).
Для развития тактильного восприятия можно использовать:
- бассейн с водой и всевозможными приспособлениями для переливания, отжимания, разбрызгивания, изменения свойств воды и декорирования дна и «берегов» бассейна;
- баночки с водой и декором для рассматривания и манипулирования;
- тактильное панно из разных материалов (кожи, меха, перьев, шерсти и т.п.);
- тактильные мешочки и дорожки;
- сенсорные коробки - контейнеры с различными наполнителями (песком, крупами, травой, камешками, а также бусинами, гидрогелем, тканями, лентами, нитками и т.д.);
- крупные шишки как массажные мячики разного диаметра;
- материалы для лепки и моделирования (глина, пластилин, соленое тесто);
- природные материалы для создания композиций и сказочных историй;
- сортеры с различными наполнителями.
Развиваем зрительное восприятие при помощи волшебных предметов:
- цветной фон для выделения предмета на нем (например, фетр или естественные и цветные крупы, окрашенные пищевыми красителями);
- цветные элементы определенного цвета (необходимого размера) в монохромной среде;
- зеркала;
- калейдоскоп;
- цветные «стеклышки» для разглядывания мира вокруг (можно использовать пластиковые папки, бутылочки из яркого пластика и т.п. небьющиеся аналоги);
- театр теней;
- игра с песком на подсвеченном столе (белая или цветная подсветка позволяет моделировать фон: песок расцвечивается голубым (море), зеленым (травка), желтым (песок), красным (огонь) или нейтральным, создавая универсальный фон для игры).
Слуховое восприятие можно тренировать чаще всего не изолированно, а в совокупности с другими техниками.
В качестве самостоятельно используемых звучащих игрушек можно использовать небольшие емкости с наполнителем из круп, песка, камней и других натуральных материалов. Игра будет заключаться в поиске аналогично звучащего предмета, определения голоса или звука, принадлежащего действию или персонажу (шаги по песку, плеск воды, шум ветра, рык зверя, пение птички и т.п.).
Чем больше у ребенка будет сенсорный опыт, тем лучше будет работать его мозг в целом. Мозг обучаем.
Таким образом, включая в игру элементы сенсорной интеграции, создавая на их основе ежедневную игровую рутину, мы формируем базу, которая в дельнейшем позволит улучшить качество речи, саморегуляции и поведения ребёнка – основы способности к обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование элементов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с ООП»
Если надеть на палец кукольную головку, снабдить её речью и движениями, то получится мини-кукольный театр, артисты которого могут исполнять самые необычные роли и будут послушны каждому движению руки...
Элементы сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с РАС
Главной составляющей полноценного развития детей является развитие сенсорной интеграции.Сенсорная интеграция - это взаимодействие всех органов чувств. Она начинается очень рано, уже в утробе мате...
Методы речевого развития. Элементы сенсорной интеграции в логопедической работе.
ull;Использование сенсорного оборудования позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребенка, является действенным средством профилактики вторичных дефектов.• Нельзя развить речь, е...
Использование элементов сенсорной интеграции в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ
Данный материал содержит опыт работы педагога психолога по использованию элементов сенсорной интеграции в работе с детьми с ОВЗ...
Буклет " Элементы сенсорной интеграции на логопедических занятиях"
Просветительский буклет о применении сенсорно-интегративных техниках на логопедических занятиях ....
НАРУШЕНИЕ ОБРАБОТКИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ У ВОСПИТАННИКОВ ДОМА РЕБЕНКА. МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ЧЕРЕЗ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
В 2022/23 учебном году мы осуществляем проект «СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА». В рамках этого проекта мы подготов...
Использование элементов сенсорной интеграции в работе учителя-дефектолога. Тематические сенсорные коробки.
Метод сенсорной интеграции. Сенсорная интеграция: теория и практика, берут свое начало в 90-х гг. XX в. Впервые метод начал разрабатываться калифорнийским трудотерапевтом Энн Джин Айрис в 1950 г., раб...