сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста и дидактические игры, направленные на сенсорное развитие.
материал по окружающему миру (младшая группа) на тему

Потапова Ольга Евгеньевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста

          Сенсорное воспитание – это целенаправленное совершенствование и развитие у детей младшего дошкольного возраста сенсорных процессов (ощущения, восприятия, представления). Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного накопления знаний ребенком. Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов  восприятия, являются результатом их переработки. Овладение  знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).                                                                От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению. Так значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.                                    У ребенка следует сформировать способность к рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и т.п. Но обследовать предмет на его свойства недостаточно. Необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов.           Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.                                          Именно ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые и известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.                    Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные произношения), свои – во вкусовом, обонятельном восприятии.

Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это адекватное использование их в качестве единицы измерения при оценке свойств  предметов, веществ и явлений.                                                                  В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено  сенсорной культуры. Воспитательно-образовательная работа с детьми дошкольного возраста осуществляется в разных видах деятельности — игровой, образовательной, трудовой.  Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся различные виды игровой деятельности, в которых усвоение какого-либо  материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в том возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.                                                                                                         Поэтому в своей работе мы ставим и решаем следующие задачи:

  • создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
  • формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).
  • воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению  положительного результата и т.д.).

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

(из опыта работы)

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

  • «Чудесный мешочек»
  • «Определи на ощупь» (найти предметы, различающиеся по одному  признаку)
  • «Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
  • «Узнай фигуру» (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)
  • «Найди пару» (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

  • «Найди предмет указанной формы» (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)  
  • «Из каких фигур состоит?» (нужно по рисунку определить,  из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)
  • «Найди предмет такой же формы» (выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)
  • «Какая фигура лишняя?» ( определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)                

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

  • «Сравни предметы по высоте»
  • «Самая длинная, самая короткая» (предложить разложить разноцветные  ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно  предложить сравнить ленты по нескольким признакам)
  • «Разноцветные кружки» (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)
  • «В какую коробку?» (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)
  • «Дальше – ближе» (предложить по рисунку определить положение   игры и    предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше)

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

  • «Какого цвета не стало?»
  • «Какого цвета предмет?» (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)
  • «Собери  гирлянду» (предложить по памяти собрать гирлянду из   разноцветных кружков в соответствии с образцом)
  • «Какие цвета использованы?» (показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)
  • «Уточним цвет» (различать и называть близкие цвета)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит ос...

Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Как развивать сенсорные способности у детей младшего дошкольного возраста. Дидактические игры....

Презентация самообразования по теме: "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры".

quot;Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры" - тема самообразования, целью которого является повышение своего теоретического уровня, профессионального ...

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»Сенсорное развитие происходи...

«Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры».

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу ...

Творческий отчет «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»

Творческий отчет«Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»...