Конспект Непосредственно-образовательной деятельности "Моя семья"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

ДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №21

«Семицветик» ООО «Озон»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект

 непосредственно образовательной деятельности.

Образовательная область  «Познание».

«Моя семья»

 

 

 

 

 

 

 

 Подготовила:  Цариценцева О.П.

Воспитатель,1 категория.                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оренбург – 2014

 

 

 

 

 

 

Тема:  «Моя семья».

 

Цель:  Закрепить представления детей о семье, об индивидуальных отличиях каждой семьи, о родственных отношениях. Формировать представления о составе семьи. Обогащать словарный запас терминами.

 

Задачи:

Воспитательные: Воспитывать любовь и уважение к своим близким. Доброжелательное отношение к членам своей семьи  и других семей.

 

Развивающие: Развивать познавательный интерес, мышление.

 

  Образовательные: Формировать представление о том, что такое род и родословная. Закрепить представления у детей о семье, об индивидуальных отличиях каждой семьи. Формировать представления о составе семьи, используя фотографии членов семьи.

 

Расширять и активизировать словарный запас: семья, «ласковушка», трудолюбивая, крепкая, заботливая, корни , плоды, радость, забота.

 

Предварительная работа.

1) Беседы: «Наша дружная семья», «Дом в котором ты живешь», «Семейные традиции», «Лучший в мире папа», «Бабушка и дедушка».

2) Рисование портретов членов своей семьи, своего дома.

3) Рассматривание семейных альбомов с фотографиями.

4) Рассматривание репродукций с изображением семей.5) Повторение терминов родства (дедушка, бабушка, мать, отец, сын, внук, муж, жена, дочь), уважительных,  старинных форм терминов родства, обращений к родным (батюшка, матушка, сестрица, братец).

6) Рисование: «Семейный портрет».

7) Чтение художественной литературы: С.Баруздин «Мамина работа», Р.Галезатов «Мой дедушка», В.Драгунский «Моя сестренка Ксения», Э.Машковская «Про бабушку», В.Осеева «Сыновья».

9) Дидактическая словесная игра «Кто что может?».

10) Использование физкультминуток «Семейная зарядка», «Кто живет у нас в квартире?».

11) Игра «Найди лицо с таким же настроением».

 

 

 

 

Приемы руководства деятельностью детей в НОД:

1.    Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: Рассматривание семейных альбомов с фотографиями.

2.    Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: беседа, проблемной ситуации, обследование, анализ и выводы.

3.    Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, музыкальное сопровождение, предложение по продолжению деятельности в данном направлении во взаимодействии с родителями, чередование видов детской деятельности.

4.    Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определение качества продуктивной детской деятельности, взаимопомощь детей.                                 

 

Виды детской деятельности в НОД:

Игровая.

Коммуникативная.

Познавательно-исследовательская.

Продуктивная.

Чтение художественной литературы.

 

Ожидаемые результаты:

- развитие у воспитанников интереса представления о своей семье  ;

- умения детей действовать самостоятельно;

- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со сверстниками и взрослыми;

- воспитание нравственных качеств;

- умение воспитанников  решать интеллектуальные и личностные задачи;

         - расширение  и активизация  словарного запаса

 

 

Критерии оценки деятельности детей на занятии

1.     Ребенок задает вопрос.

2.     Проявляет самостоятельность.

3.     Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим сверстникам.

4.     Сопереживает.

5.     Эмоционально реагирует.

6.     Проявляет волевое усилие.

7.     Аргументирует оценку.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход НОД:

1.Вводная часть:  

- Играет музыка «Спокойной ночи малыши».

Воспитатель (в костюме сказочницы): Ребятки слышите, это сказка нас к себе зовет. Ведь сказки, как дети они не могут найти дорогу к нам, где-то прячутся. Давайте ее позовем!

Дети: Сказка, сказка, отзовись, поскорей сюда явись!

Сказочница: Дети, вы любите сказки? (Да).

Сегодня я расскажу вам новую сказку.

Однажды все звезды, планеты собрались на небе на «Космический совет». Почему? Они узнали, что на Земле дети и их родители много и часто болеют, грустят, огорчаются и решили помочь людям. Солнце сказало: «Давайте превратим мои лучики в волшебных мальчиков и девочек, и назовем их  «Веселыми помощниками» и отправим их на Землю. Пусть они научат людей любить друг, друга, заботиться о себе и о других. Звезды одобрительно замигали и растаяли в небе и один лучик-помощник  попал к нам.

      (Сказочница показывает  на место где лежит игрушка солнышко), ой ребята к нам и правда кто-то в гости пожаловал (Показывает детям игрушку).

Лучик (поёт песенку) : Целый день я все гуляю

                                    В прятки с облачком играю

                                    Наиграюсь лягу спать

                                Завтра выгляну опять

                                Лучик мой веселый, жаркий

                                 Будет лучшим вам подарком.

Ребята, Лучик  хочет поближе с вами познакомиться , но он любит только когда все друг друга называют ласково, а как это? Поиграем в игру «Ласковушка» Дети бросают мяч друг другу, называя ласковыми именами ловящего мяч).

 

                                                       

2. Основная часть:

 

Сказочница: Вот Лучик  и познакомился с вами, он очень рад ,что вы по доброму относитесь друг к другу, как его семья, но она далеко. А давайте расскажем ему  о семье которая живет на Земле .

       Назовите мне, что такое семья? (Ответы детей). Кто в ней живет?

Сказочница: Семья – это самое главное, самое дорогое, что есть у человека.

Семья  объединяет  родных: родителей и детей, бабушек и дедушек, братьев и сестер. Это наши родные, родственники, родня

. Скажите самые хорошие слова про маму, какая она (заботливая,

трудолюбивая, нежная, ласковая...)?

А что мама умеет делать? (шить, готовить, стирать, мыть...)

А папа какой? (сильный, смелый, трудолюбивый...)

А папа что умеет делать? (мастерить, пилить, копать, пылесосить)

 

     Семью почитали ещё с древних времён , народ сложил много пословиц о семье .Давайте вспомним их.

(Дети говорят пословицы о семье)

           Вся семья вместе, и душа на месте.

          Золото, серебро не стареет, отец и мать цены не имеют.

           Русский человек без родни не живет.

           Нет такого дружка, как родная матушка.

           Дети – цветы жизни.

Сказочница: А еще ребята, Лучик  хотел поиграть в игру «Собери семью животных вместе», но у него ничего не получается, поможем ему?

 (Заранее приготовлены изображения животных и птиц. Дети выбир ают по очереди иллюстрацию одного члена семьи и выставляют на мольберт, И рассказывают о нем, как они приходятся друг другу).

Сказочница: Молодцы девочки и мальчики, помогли Лучику, а то он все напутал и  зайца в семью волка поселил, и белку к воробьям .  Как вы думаете все семьи одинаковые? Или они разные? Чем они отличаются?

Дети: Все семьи разные. Есть большие и маленькие. Люди из разных семей отличаются фамилиями, именами, внешностью. Они живут в разных домах, в разных квартирах.

Физминутка «Семья »

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)

Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)

Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)

Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я-

Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)

Сказочница: У каждого из вас есть семья. Семья – это папа, мама, их дети. Это люди, которые живут вместе и очень друг друга любят, заботятся друг о друге. . Папа, мама и дети – это ваша маленькая семья. У вас есть и большая семья, в нее входят ваши бабушки, дедушки, тети и дяди.  А давайте ещё Лучика научим нашей интересной игре.

Игра «А ты мне кто? ».

(Дети становится в круг, воспитатель подходит к любому ребенку и спрашивает: «Я – мама, а ты мне кто? » (Дочка, сын). Кто ответил, становится ведущим и задает другому вопрос: я – папа, я – брат, я сестра, я–бабушка.)

Сказочница: А у вас ребята какая семья?

 Дети: Трудолюбивая, крепкая, заботливая, ласковая, веселая, здоровая, крепкая, счастливая, дружная.)   Вы каждый день приходите в детский сад, в группу.  И находитесь здесь почти весь день. Мы друг друга любим, уважаем. Этим мы похожи на дружную семью!

 

 

 

3.Заключительная часть:

 Сказочница:Ребята, я очень рада, что у каждого из вас есть родной дом, где вас любят, ждут, заботятся, приходят на помощь. Хочется, чтобы и вы ценили своих близких, никогда не огорчали, заботились о них. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Я хочу вам предложить нарисовать свою семью, для того что бы Лучик полетел к себе домой и рассказал, какие  замечательные у всех семьи.

(Дети рисуют рисунки своей семьи)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20мин

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 5мин.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ndomoya_semya.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

ДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №21

«Семицветик» ООО «Озон»

Конспект

 непосредственно образовательной деятельности.

Образовательная область  «Познание».

«Моя семья»

 Подготовила:  Цариценцева О.П.

Воспитатель,1 категория.                                                                                  

Оренбург – 2014

Тема:  «Моя семья».

Цель:  Закрепить представления детей о семье, об индивидуальных отличиях каждой семьи, о родственных отношениях. Формировать представления о составе семьи. Обогащать словарный запас терминами.

Задачи:  

Воспитательные: Воспитывать любовь и уважение к своим близким. Доброжелательное отношение к членам своей семьи  и других семей.

Развивающие: Развивать познавательный интерес, мышление.

  Образовательные: Формировать представление о том, что такое род и родословная. Закрепить представления у детей о семье, об индивидуальных отличиях каждой семьи. Формировать представления о составе семьи, используя фотографии членов семьи.

Расширять и активизировать словарный запас: семья, «ласковушка», трудолюбивая, крепкая, заботливая, корни , плоды, радость, забота.

Предварительная работа.

1) Беседы: «Наша дружная семья», «Дом в котором ты живешь», «Семейные традиции», «Лучший в мире папа», «Бабушка и дедушка».

2) Рисование портретов членов своей семьи, своего дома.

3) Рассматривание семейных альбомов с фотографиями.

4) Рассматривание репродукций с изображением семей.5) Повторение терминов родства (дедушка, бабушка, мать, отец, сын, внук, муж, жена, дочь), уважительных,  старинных форм терминов родства, обращений к родным (батюшка, матушка, сестрица, братец).

6) Рисование: «Семейный портрет».

7) Чтение художественной литературы: С.Баруздин «Мамина работа», Р.Галезатов «Мой дедушка», В.Драгунский «Моя сестренка Ксения», Э.Машковская «Про бабушку», В.Осеева «Сыновья».

9) Дидактическая словесная игра «Кто что может?».

10) Использование физкультминуток «Семейная зарядка», «Кто живет у нас в квартире?».

11) Игра «Найди лицо с таким же настроением».

Приемы руководства деятельностью детей в НОД:

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: Рассматривание семейных альбомов с фотографиями.
  2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: беседа, проблемной ситуации, обследование, анализ и выводы.
  3. Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, музыкальное сопровождение, предложение по продолжению деятельности в данном направлении во взаимодействии с родителями, чередование видов детской деятельности.
  4. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определение качества продуктивной детской деятельности, взаимопомощь детей.                                  

Виды детской деятельности в НОД: 

Игровая.

Коммуникативная.

Познавательно-исследовательская.

Продуктивная.

Чтение художественной литературы.

Ожидаемые результаты:

- развитие у воспитанников интереса представления о своей семье  ;

- умения детей действовать самостоятельно;

- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со сверстниками и взрослыми;

- воспитание нравственных качеств;

- умение воспитанников  решать интеллектуальные и личностные задачи;

         - расширение  и активизация  словарного запаса

 

Критерии оценки деятельности детей на занятии

  1. Ребенок задает вопрос.
  2. Проявляет самостоятельность.
  3. Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим сверстникам.
  4. Сопереживает.
  5. Эмоционально реагирует.
  6. Проявляет волевое усилие.
  7. Аргументирует оценку.

Ход НОД:

1.Вводная часть:  

- Играет музыка «Спокойной ночи малыши».

Воспитатель (в костюме сказочницы): Ребятки слышите, это сказка нас к себе зовет. Ведь сказки, как дети они не могут найти дорогу к нам, где-то прячутся. Давайте ее позовем!

Дети: Сказка, сказка, отзовись, поскорей сюда явись!

Сказочница: Дети, вы любите сказки? (Да).

Сегодня я расскажу вам новую сказку.

Однажды все звезды, планеты собрались на небе на «Космический совет». Почему? Они узнали, что на Земле дети и их родители много и часто болеют, грустят, огорчаются и решили помочь людям. Солнце сказало: «Давайте превратим мои лучики в волшебных мальчиков и девочек, и назовем их  «Веселыми помощниками» и отправим их на Землю. Пусть они научат людей любить друг, друга, заботиться о себе и о других. Звезды одобрительно замигали и растаяли в небе и один лучик-помощник  попал к нам.

      (Сказочница показывает  на место где лежит игрушка солнышко), ой ребята к нам и правда кто-то в гости пожаловал (Показывает детям игрушку).

Лучик (поёт песенку) : Целый день я все гуляю

                                    В прятки с облачком играю

                                    Наиграюсь лягу спать

                                Завтра выгляну опять

                                Лучик мой веселый, жаркий

                                 Будет лучшим вам подарком.

Ребята, Лучик  хочет поближе с вами познакомиться , но он любит только когда все друг друга называют ласково, а как это? Поиграем в игру «Ласковушка» Дети бросают мяч друг другу, называя ласковыми именами ловящего мяч).

                                                       

2. Основная часть:

Сказочница: Вот Лучик  и познакомился с вами, он очень рад ,что вы по доброму относитесь друг к другу, как его семья, но она далеко. А давайте расскажем ему  о семье которая живет на Земле .

       Назовите мне, что такое семья? (Ответы детей). Кто в ней живет?

Сказочница: Семья – это самое главное, самое дорогое, что есть у человека.

Семья  объединяет  родных: родителей и детей, бабушек и дедушек, братьев и сестер. Это наши родные, родственники, родня

. Скажите самые хорошие слова про маму, какая она (заботливая,

трудолюбивая, нежная, ласковая...)?

А что мама умеет делать? (шить, готовить, стирать, мыть...)

А папа какой? (сильный, смелый, трудолюбивый...)

А папа что умеет делать? (мастерить, пилить, копать, пылесосить)

     Семью почитали ещё с древних времён , народ сложил много пословиц о семье .Давайте вспомним их.

(Дети говорят пословицы о семье)

           Вся семья вместе, и душа на месте.

          Золото, серебро не стареет, отец и мать цены не имеют.

           Русский человек без родни не живет.

           Нет такого дружка, как родная матушка.

           Дети – цветы жизни.

Сказочница: А еще ребята, Лучик  хотел поиграть в игру «Собери семью животных вместе», но у него ничего не получается, поможем ему?

 (Заранее приготовлены изображения животных и птиц. Дети выбир ают по очереди иллюстрацию одного члена семьи и выставляют на мольберт, И рассказывают о нем, как они приходятся друг другу).

Сказочница: Молодцы девочки и мальчики, помогли Лучику, а то он все напутал и  зайца в семью волка поселил, и белку к воробьям .  Как вы думаете все семьи одинаковые? Или они разные? Чем они отличаются?

Дети: Все семьи разные. Есть большие и маленькие. Люди из разных семей отличаются фамилиями, именами, внешностью. Они живут в разных домах, в разных квартирах.

Физминутка «Семья »

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)

Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)

Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)

Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я-

Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)

Сказочница: У каждого из вас есть семья. Семья – это папа, мама, их дети. Это люди, которые живут вместе и очень друг друга любят, заботятся друг о друге. . Папа, мама и дети – это ваша маленькая семья. У вас есть и большая семья, в нее входят ваши бабушки, дедушки, тети и дяди.  А давайте ещё Лучика научим нашей интересной игре.

Игра «А ты мне кто? ».

(Дети становится в круг, воспитатель подходит к любому ребенку и спрашивает: «Я – мама, а ты мне кто? » (Дочка, сын). Кто ответил, становится ведущим и задает другому вопрос: я – папа, я – брат, я сестра, я–бабушка.)

Сказочница: А у вас ребята какая семья?

 Дети: Трудолюбивая, крепкая, заботливая, ласковая, веселая, здоровая, крепкая, счастливая, дружная.)   Вы каждый день приходите в детский сад, в группу.  И находитесь здесь почти весь день. Мы друг друга любим, уважаем. Этим мы похожи на дружную семью!

3.Заключительная часть:

 Сказочница:Ребята, я очень рада, что у каждого из вас есть родной дом, где вас любят, ждут, заботятся, приходят на помощь. Хочется, чтобы и вы ценили своих близких, никогда не огорчали, заботились о них. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Я хочу вам предложить нарисовать свою семью, для того что бы Лучик полетел к себе домой и рассказал, какие  замечательные у всех семьи.

(Дети рисуют рисунки своей семьи)

 

5 мин

20мин

   

 5мин.

Речь – это яркий показатель развития ребенка. Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения.

 Условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками..Из собственных наблюдений, и об этом говорят учителя в школе Что большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме.  Работа по обучению рассказывания ведётся уже с младшего возраста.

Учим детей составлять рассказы описательного характера. Описание игрушек, предметов, картин. Например давайте сейчас попробуем описать игрушку:

Что это? Как его зовут? Из чего сделана игрушка?

Также и описывают сюжетные картины. Вы можете когда идёте домой  с ребёнком описать состояние природы.

На следующем этапе учим детей пересказыванию сказок рассказов. Прочитав сказку мы беседуем задавая наводящие вопросы по прочитанному, а затем дети сами пересказывают весь сюжет. Дома с детьми вы также можете прочитав попросить ребёнка рассказать. Можно попросить его рассказать сказку мишке или зайке. А что бы заинтересовать ребёнка предложите ему поменять героя в сказке. Например: «Кот в сапогах» вместо кота в сюжете обычный мальчик и как будет развиваться сказка. Или придумайте с ребёнком новый конец к сказке. Когда вы рассматриваете иллюстрации к сказкам предложите «Озвучить» картинку. Пусть он вспомнит, что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли.

В пересказывании мы используем наглядное моделирование то есть рассказать сказку с помощью заместителей. Вы тоже можете использовать этот приём в домашних условиях. Например «Заюшкина избушка» берутся круги разного цвета у каждого круга свой герой сказки. Заместителями могут служить различные предметы (бокалы, ложки, шпульки разноцветных ниток).

   Затем переходим к драматизации сказки. Вы дома также можете создать маленький театр. По желанию ребёнка выбирается сказка. Распределяются роли, и разыгрывается сказка. На каком то очередном семейном событии вы можете показать спектакль своим гостям и так же привлечь их в участии.

Хочется предложить ещё несколько игр.

Всё это способствует в развитии связной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Моя семья. Подарок для мамы» (панно из соленого теста)

Учить отвечать на вопросы, развивать навыки правильного грамматического строя речи...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности "Моя семья"

Этот конспект можно использовать при проведении итогового интегрированного занятия в средней группе детского сада. Моя семья- это семья, в которой я родился, республика, в которой я живу, и детский са...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Моя семья"

Данный конспект предназначен для детей средней группы....

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Моя семья"

Направление: социально-коммуникативное. Интеграция образовательных областей:"Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное", "Речвое развитие", "Физическое ра...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «День семьи»

Конспект непосредственно образовательной деятельности  «День семьи»Цели: Воспитать любовь  к своей семьи , родным и близким.Воспитать желание заботиться о близких людях.Формирова...

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Дружная семья"

Цель: Формировать  у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.Задачи:Коррекционно...