Использование всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребенка в условиях реализации ФГОС
статья по теме
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_innovatsii_6_str.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребенка в условиях реализации ФГОС
«Любая реформа образования должна опираться на личность человека.
Если мы будем следовать этому правилу, ребенок, вместо того,
чтобы обременять нас, проявит себя как самое великое
и утешительное чудо природы!»
Мария Монтессори
Введение федерального государственного образовательного стандарта позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребенка.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 20) говорится, что в образовательных организациях осуществляется инновационная деятельность «в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования».
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Это дает современному педагогу – воспитателю свободу в выборе форм и методов организации детской деятельности, главным результатом этого выбора должны стать личностные качества ребенка. Поэтому педагогическая деятельность, сегодня должна стать качественно новой, более гибкой, инновационной при которой происходит развитие образовательного процесса.
В первые 5 лет жизни у ребенка закладывается эмоциональное отношение к жизни, людям, природе, наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию, которые оставляют неизгладимый след на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека.
Как современный педагог должен построить свою деятельность и организовать деятельность своих воспитанников так, что бы она соответствовала требованием времени и помогла добиться нужного результата.
Принципы, упитывающиеся при планировании образовательного процесса:
- партнерские взаимоотношения детей и взрослых;
- развитие инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности;
- включение ребенка в различные виды деятельности;
- взаимодействие ребенка с людьми, культурой и окружающим миром.
Содержание взаимоотношений с детьми должно обеспечивать развитие личности, способностей и мотивации детей в совместной деятельности взрослого и ребенка в различных видах детской деятельности, в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей и охватывать основные направления развития ребенка: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Поэтому, планируя каждый день своей работы, воспитатель должен находить решение таких задач:
1.Какие современные формы, методы и приемы работы помогут мне вовлечь в образовательный процесс каждого ребенка?
2.Какой вид детской деятельности выбрать для решения педагогической задачи?
3.Как вовлечь родителей в совместный воспитательно-образовательный процесс в роли равноправных партнеров?
Инновационная деятельность в ДОУ направлена «на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий». Сегодня поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении.
Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно – методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
В российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур, научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.
Сегодня быть компетентным специалистом нельзя без изучения всего арсенала педагогических технологий. Выделим наиболее используемые педагогические технологии:
- авторитарные технологии – педагог – единоличный субъект воспитательно-образовательного процесса. Технологии отличаются жесткой организацией, подавлением инициативы и самостоятельности;
- личностно – ориентированные технологии – ставят в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития;
- гуманно – личностные технологии – исповедуют идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергают принуждение;
- технологии сотрудничества – реализуют демократизм, равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка;
- технологии свободного воспитания – делают акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности, осуществляя выбор, ребенок заявляет свою позицию;
- игровая технология – расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности.
- проблемная технология – реализация педагогом модели «обучение через открытие»:
- коммуникативная характеризуется различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения;
- имитационное моделирование жизненно важных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения;
- психологическая – самоопределение (выбор) ребенка по выполнению той или иной деятельности;
- деятельностная – способность ребенка проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом;
- рефлексивная – сознание ребенком деятельности: каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что при этом он чувствовал;
- технология проектной деятельности дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым, позволяя ему успешно адаптироваться к школе;
- исследовательские технологии дают возможность детям самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения;
- технология организации совместной деятельности направлена на организацию детского опыта (детских открытий);
- портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений дошкольника в определенный период его обучения;
- ИКТ – на данный момент это: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, видеомагнитофон, телевизор, принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера. Использование ИКТ в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности самого педагога, что оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников;
- здоровьесберегающие технологии в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
- приобщение детей к физической культуре;
- использование развивающих форм оздоровительной работы.
Здоровьесберегающие технологии обеспечивают повышение уровня здоровья дошкольнику. Воспитывает культуру осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, позволяют дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Методическая работа в ДОУ при условии постоянного учета актуальных потребностей воспитателей в педагогических знаниях, учета трудностей воспитателей и рациональной координации их работы; введения разнообразных форм и интерактивных методов работы с воспитателями; включения инновационных педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ будет эффективно способствовать повышению профессиональной компетентности воспитателей.
В заключение хочется сказать:
Дети мира невинны, уязвимы и зависимы.
Они также любознательны и полны надежд.
Их время должно быть временем радости, мира игр, учебы и роста.
Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве.
Их жизнь должна становиться более полнокровной по мере того,
как расширяются их перспективы и они обретают опыт.
Из Конвенции о правах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий педсовета с элементами деловой игры «Развитие педагогических компетенций в вопросах организации работы в условиях реализации ФГОС ДО»
Сценарий педсовета с элементами деловой игры«Развитие педагогических компетенций в вопросах организации работы в условиях реализации ФГОС ДО»Старший воспитатель: Козловская В.И.Повестка дня:1....
«Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС».
В свете реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОО мето...
Выступление из опыта работы на региональном семинаре-практикуме по проблеме "Социальное партнерство семьи и ДОУ как условие социо-культурного развития личности ребенка в условиях реализации ФГОС" на базе МБДОУ д/с №18 г.Альметьевск, апрель 2017 г.
В данном докладе представлен опыт работы воспитателя школы-интерната для детей с ОВЗ Гимадиевой Г.З. по взаимодействию с родителями и установлению с ними партнерских отношений в условиях реализации ФГ...
Доклад на педагогическом совете "Использование инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО"
В современных условиях родители (законные представители) воспитанников ДОУ являются непосредственными участниками образовательных отношений. Сотрудничество детей, родителей и педагогов зависит, прежде...
«Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС»
В докладе для воспитателей подробно рассмотрено понятие проектной деятельности, вариативность использования данного метода в педагогическом процессе детского сада, общая схема организации проектной де...
Проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС
Презентация знакомит с технологией проектирования в деятельности дошкольного учреждения, применение которой способствует поддержке детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, с...
Выступление на педагогическом совете по теме : «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
МКДОУ Доволенский детский сад №2Новосибирская область, Доволенский район, с. Довольное Выступление на педагогическом совете по теме : «Речевое развитие д...