Выступление из опыта работы на региональном семинаре-практикуме по проблеме "Социальное партнерство семьи и ДОУ как условие социо-культурного развития личности ребенка в условиях реализации ФГОС" на базе МБДОУ д/с №18 г.Альметьевск, апрель 2017 г.
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему
В данном докладе представлен опыт работы воспитателя школы-интерната для детей с ОВЗ Гимадиевой Г.З. по взаимодействию с родителями и установлению с ними партнерских отношений в условиях реализации ФГОС ДО. К данному сообщению прилагается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novye_formy_vzaimodeystviya.doc | 40 КБ |
prezentatsiya_novye_formy_vzaimodeystviya_s_roditelyami_detey_s_ovz_1.pdf | 955.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МУ "Управление образования
Альметьевского муниципального района"
Региональный семинар педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему:
"Социальное партнерство семьи и ДОУ
как условие социо-культурного развития личности ребенка
в условиях реализации ФГОС ДО"
"Новые формы взаимодействия
с родителями детей с ОВЗ"
Гимадиева Гульнара Замиловна
воспитатель высшей квалификационной категории
ГБОУ "Альметьевская школа-интернат
для детей с ограниченными возможностями здоровья
2017 г.
Я работаю в школе-интернате для детей с ОВЗ воспитателем в подготовительной группе и работе с родителями уделяю особое внимание. Очень часто я задумываюсь о том, как лучше организовать работу с родителями, чтобы взаимодействие семьи и ДОУ в образовательном процессе было наиболее эффективным. В соответствии с новым законом "Об образовании в Российской Федерации" одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является "взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка".
Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.
Я думаю, что в настоящее время, когда в обществе и государстве меняется представление о процессе взаимодействия семьи и образовательного учреждения, не сотрудничество, а именно партнерство является наиболее перспективным и эффективным видом взаимодействия педагогов с родителями. Партнерский уровень взаимоотношений подразумевает взаимовыгодное конструктивное взаимодействие, характеризуется доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием ответственности сторон за результат.
В нашей группе возникла проблема по взаимодействию с родителями воспитанников. Педагогическая пассивность родителей, непонимание родителями свой воспитательной функции, нежелание установить единые требования к ребенку в детском саду и семье, игнорирование родителями того факта, что в определении содержания, форм работы детского сада с семьей не дошкольное учреждение, а именно они выступают социальными заказчиками. Большая занятость и экономическое неблагополучие взрослых так же являются причиной безучастия и незаинтересованности в жизни детей. С целью решения данной проблемы я поставила перед собой следующие задачи:
- установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника
- создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки
- объединение усилий для развития и воспитания детей
- активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития, помимо традиционных форм работы, я использую новые формы работы с семьей. Предлагаю рассмотреть некоторые из них.
1. Обобщение лучшего семейного опыта с использованием современных информационно-коммуникативных технологий. На аудиторию родителей большое влияние оказывает то, что о положительном опыте организации жизни и воспитания детей в семье рассказывает не педагог, а другие родители. К указаниям и требованиям воспитания они могут отнестись скептически, их больше убеждает, когда об этом рассказывают сами родители, испытавшие целесообразность определенных направлений в воспитании и развитии своего ребенка и добившиеся положительных результатов.
Выступления родителей с живым интересом просматриваются и выслушиваются на собраниях, вызывают обсуждения, будят мысли и способствуют обмену опытом семейного воспитания.
На сегодняшний день в воспитательной копилке имеется три презентации. Последняя была проведена в 2016 году и представлена на городском мероприятии "О здоровье всерьез" для родителей школы-интерната и воспитателей.
2. Конкурсы семейных талантов. Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность родителей.
Родители и дети участвуют в школьных, городских и республиканских конкурсах рисунков, поделок, художественной самодеятельности.
. Воспитанники группы стали дипломантами VI фестиваля детей с ОВЗ "Шаг к успеху", лауреатами II регионального фестиваля "Парус надежды"
3. С целью приобщения родителей и детей к здоровому образу жизни, укрепления здоровья воспитанников провожу семейные спортивные встречи.
Это "Спортивные старты", "Дни здоровья", общешкольные мероприятия "Зарница", "Масленица", совместные занятия по физкультуре. Родители активно вовлекаются в образовательный процесс: играют с мячом, делают зарядку, собирают мягкие модули. Родители получают возможность не только видеть своего ребенка в ситуации, отличной от семейной, но и сами становятся активными участниками этой деятельности.
4. Участие родителей в повседневной жизни группы, на занятиях.
Такую форму работы провожу сравнительно недавно. Предварительно обсудив и подготовив родителя предлагаю заменить себя на непродолжительный период времени, например, на занятии, в игре, во время выполнения зарядки. Сама присутствую при этом. Выбранная форма работы позволила родителям оценить трудности педагогической деятельности. Сформировалось понимание значимости данной профессии и уважение к труду воспитателя. Укрепились партнерские отношения.
5. С 2012 года в школе стала издаваться газета "Школьный калейдоскоп", в которой есть страница и для родителей. Странички газеты информируют обо всех ярких событиях, достижениях дошкольных групп или классов, знакомят с консультациями логопеда, дефектолога, педиатра, психолога, что вызывает неподдельный интерес у мам, пап, бабушек и дедушек. Так, например, недавно родители моей группы опубликовали на страницах газеты выставку семейных эмблем по здоровому образу жизни. Лучшая эмблема заслужила приз.
6. Что может так сплотить родителей и педагога и установить доверительное отношение, как не совместная организация досуга детей? Развлечения, поэтические и музыкальные вечера, тематические праздники "День матери", "День профессий", "День семьи". Родители не сидят на празднике как зрители, а участвуют в сценках, играх, помогают в оформлении зала, готовят атрибуты, костюмы.
Родители советуются друг с другом и со мной, предлагают, убеждают, как лучше организовать праздник.
Много различных форм работ с родителями апробировано. Привлечение родителей к жизни детского сада ещё недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная.
- Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы.
- Изменилось общение педагога и родителя. Взаимоотношения с семьями воспитанников становятся партнерскими.
- Я стала проявлять больше творчества, выдумки, фантазии в целях претворения новых идей в жизнь.
- И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.
Благодарю за внимание!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция «Педагогические условия эмоционально – нравственного развития личности ребенка в дошкольном образовательном учреждении», методический материал для педагогов ДОУ
Актуальность Развитие личности ребенка требует проектирования особой системы образования. Прежде всего этот тезис имеет смысл применительно к дошкольному...
«Развитие личности ребенка в условиях организации технологии «Детский сад-открытая система» в ДОУ»
Представление опыта работы ДОУ по организации работы технологии "Детский сад-открытая система"....
Социальное партнерство ДОУ и семьи — основа развития личности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО
Задача детского сада - «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и...
Выступление на районных педагогических чтения «Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания» Доклад: «Музыкально-театральная деятельность, как средство развития креативности и личности у детей старшего дошкольного возраста»
29 ноября 2019 года проходили районные педагогические чтения "Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания».Я выступала с докладом и презентацией на тему:...
План работы по самообразованию Значение развивающей среды на развитие личности ребенка в условиях реализации программы ФГОС ДО.
МесяцРабота с детьмиРабота с педагогамиРабота с родителямиСентябрьСбор растений для гербария.Рекомендации воспитателям по содержанию детских игровых центров.Привлечение родителей к организации предмет...
Выступление из опыта работы на методическом семинаре-практикуме «Организация методической работы с педагогами образовательных учреждений и родителями по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма»
Выступление из опыта работы на методическом семинаре-практикуме «Интегрированный подход по изготовлению светоотражающих элементов»...
Выступление из опыта работы на региональном семинаре-практикуме «Особенности внедрения культурных практик в систему ДОУ»
Выступление из опыта работы на региональном семинаре-практикуме «Современные подходы к организации образовательной деятельности в ДОО, как условие освоения культурных практик с детьм...