Выступление на педагогическом совете по теме : «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
консультация
МКДОУ Доволенский детский сад №2
Новосибирская область, Доволенский район, с. Довольное
Выступление на педагогическом совете по теме : «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Подготовила воспитатель: Кирсенко Т.А
Январь 2020 год
Цель – развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Задачи:
- Владение речью как средством общения и культуры. Надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим.
- Обогащение активного словаря. Происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно-тематическом планировании работы.
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Связная речь состоит из диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения.
- Развитие речевого творчества. Работа не простая, предполагает, что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия.
- Развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха. Ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи.
- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей.
- Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
Причины низкого уровня развития речи:
• Половина детей дошкольного возраста, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.
По результатам наблюдений следует отметить следующие недостатки:
• связные высказывания короткие;
• отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
• состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
• уровень информативности высказывания очень низкий.
Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания. При проведении занятия педагог видит себя и приемы, но не видит ребенка т. е на занятии мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог. Недостаточная подготовка к занятию. При рассматривании картины, проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы.
Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Педагоги задают детям образцы правильной литературной речи:
• Речь педагога четкая, ясная, полная, грамматически правильная;
• В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в признательный период.
Развитие речи – главный показатель умственного развития ребёнка. Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определённой для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики.
Основные задачи развития речи — это воспитание орфоэпической культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, её связности при построении развёрнутого высказывания — решаются на каждом возрастном этапе. Однако от возраста к возрасту происходит постепенное усложнение каждой задачи, меняются методы обучения, удельный вес той или иной задачи также меняется при переходе от группы к группе. Воспитателю надо представлять основные линии преемственности задач по развитию речи, которые решаются в предыдущей и последующей возрастной группе и комплексный характер решения каждой задачи.
Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах, как на специальных речевых занятиях, так и в партнёрской и самостоятельной деятельности.
Начнём нашу деловую игру, которая поможет нам систематизировать некоторые знания и умения в данной области.
(Педагоги делятся на 3 команды по возрасту. В процессе работы за каждый правильный ответ команда получает фишку).
В состав экспертной комиссии входят: заведующий, учитель-логопед, музыкальный работник. Они оценивают ответы и выполненные задания.
Ведущий напоминает правила игры:
— уметь слушать других;
-вырабатывать общее решение вопроса;
— принимать активное участие в игре;
— не оспаривать оценку жюри;
— соблюдать культуру речи и тактичность;
— придерживаться регламента.
1 часть.
1. «Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей Вопросы 1 команде:
• Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)
• Речь одного собеседника, обращенная к слушателям (монолог)
• Рассказ сюжет, которого развертывается во времени (рассказ повествование)
• Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)
Вопросы второй команде.
• С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
• Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (прием отраженной речи — педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)
Вопросы третьей команде.
• Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая)
• Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)
• Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
2 часть.
Ведущий предлагает командам ответить на следующие вопросы:
1. Что мы понимаем под развитием речи ребенка?
Развитие речи — это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлении языка и речи.
2. Что включает в себя образовательная область «Речевое развитие»?
(Речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.)
3. Каковы задачи по формированию словаря?
Обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей.
4. Назовите приемы обучения рассказыванию:
1. образец рассказа
2. частичный образец рассказа
3. дублер образца
5. Мы с вами знаем, что существуют 3 метода ознакомления детей с литературой
(словесный, практический и наглядный) и вам необходимо подобрать к каждому из них приемы. Команды вытягивают билет и записывают на листах приемы, соответствующие каждому методу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 20.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ Доволенский детский сад №2
Новосибирская область, Доволенский район, с. Довольное
Выступление на педагогическом совете по теме : «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Подготовила воспитатель: Кирсенко Т.А
Январь 2020 год
Цель – развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Задачи:
- Владение речью как средством общения и культуры. Надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим.
- Обогащение активного словаря. Происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно-тематическом планировании работы.
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Связная речь состоит из диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения.
- Развитие речевого творчества. Работа не простая, предполагает, что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия.
- Развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха. Ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи.
- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей.
- Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
Причины низкого уровня развития речи:
• Половина детей дошкольного возраста, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.
По результатам наблюдений следует отметить следующие недостатки:
• связные высказывания короткие;
• отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
• состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
• уровень информативности высказывания очень низкий.
Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания. При проведении занятия педагог видит себя и приемы, но не видит ребенка т. е на занятии мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог. Недостаточная подготовка к занятию. При рассматривании картины, проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы.
Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Педагоги задают детям образцы правильной литературной речи:
• Речь педагога четкая, ясная, полная, грамматически правильная;
• В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в признательный период.
Развитие речи – главный показатель умственного развития ребёнка. Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определённой для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики.
Основные задачи развития речи — это воспитание орфоэпической культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, её связности при построении развёрнутого высказывания — решаются на каждом возрастном этапе. Однако от возраста к возрасту происходит постепенное усложнение каждой задачи, меняются методы обучения, удельный вес той или иной задачи также меняется при переходе от группы к группе. Воспитателю надо представлять основные линии преемственности задач по развитию речи, которые решаются в предыдущей и последующей возрастной группе и комплексный характер решения каждой задачи.
Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах, как на специальных речевых занятиях, так и в партнёрской и самостоятельной деятельности.
Начнём нашу деловую игру, которая поможет нам систематизировать некоторые знания и умения в данной области.
(Педагоги делятся на 3 команды по возрасту. В процессе работы за каждый правильный ответ команда получает фишку).
В состав экспертной комиссии входят: заведующий, учитель-логопед, музыкальный работник. Они оценивают ответы и выполненные задания.
Ведущий напоминает правила игры:
— уметь слушать других;
-вырабатывать общее решение вопроса;
— принимать активное участие в игре;
— не оспаривать оценку жюри;
— соблюдать культуру речи и тактичность;
— придерживаться регламента.
1 часть.
1. «Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей Вопросы 1 команде:
• Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)
• Речь одного собеседника, обращенная к слушателям (монолог)
• Рассказ сюжет, которого развертывается во времени (рассказ повествование)
• Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)
Вопросы второй команде.
• С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
• Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (прием отраженной речи — педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)
Вопросы третьей команде.
• Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая)
• Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)
• Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
2 часть.
Ведущий предлагает командам ответить на следующие вопросы:
1. Что мы понимаем под развитием речи ребенка?
Развитие речи — это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлении языка и речи.
2. Что включает в себя образовательная область «Речевое развитие»?
(Речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.)
3. Каковы задачи по формированию словаря?
Обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей.
4. Назовите приемы обучения рассказыванию:
1. образец рассказа
2. частичный образец рассказа
3. дублер образца
5. Мы с вами знаем, что существуют 3 метода ознакомления детей с литературой
(словесный, практический и наглядный) и вам необходимо подобрать к каждому из них приемы. Команды вытягивают билет и записывают на листах приемы, соответствующие каждому методу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический педагогический совет На тему: «Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»
Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста. Задачи:1)актуализация знаний педагогов, компетентности в осуществлении ведущих задач учебного года;2) развива...
Педагогический совет на тему "Речевое развитие дошкольников в контексте ФГОС ДО"
предлагаемый материал для старших воспитателей ДОУ...
Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника в условиях ДОУ)
Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника...
Доклад по теме: «Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – зна...
Доклад по теме: «Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – зна...
Протокол педагогического Совета №3 Тема: Речевое развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы ДОУ"
Протокол педагогического Совета №3 Тема: Речевое развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы ДОУ"...
Протокол педагогического Совета №3 Тема: Речевое развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы ДОУ"
Протокол педагогического Совета №3 Тема: Речевое развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы ДОУ"...