Доклад на педагогическом совете "Использование инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО"
материал
В современных условиях родители (законные представители) воспитанников ДОУ являются непосредственными участниками образовательных отношений. Сотрудничество детей, родителей и педагогов зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_o_rabote_s_roditelyami.docx | 21.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования г. Долгопрудного
Центр развития ребенка – детский сад №26 «Незабудка»
ДОКЛАД
на педагогическом совете
на тему:
«Использование инновационных форм взаимодействия воспитателя
с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО»
(из опыта работы)
Подготовили
Воспитатели группы №1
Дымова И.В.
Ивойлова Л.Н.
г. Долгопрудный
2019г.
В связи с переходом дошкольных учреждений на ФГОС ДО, возникли определенные изменения в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В соответствии с Федеральным образовательным стандартом существует три субъекта образовательного процесса: ребенок, воспитатель и родитель. В пункте 1.4. ФГОС ДО, к основным принципам дошкольного образования» относится взаимодействие Организации с семьей, к тому же, одна из главных задач ФГОС ДО является «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». В современных условиях родители (законные представители) воспитанников ДОУ являются непосредственными участниками образовательных отношений. Сотрудничество детей, родителей и педагогов зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов. В настоящее время у детских садов появились конкуренты в виде новых организаций дополнительного образования, где, по мнению родителей, с детьми занимаются лучше. Часто бывает, что большая занятость родителей является причиной незаинтересованности жизни детей в детском саду. В связи с этим актуальной на сегодняшний момент является проблема поиска инновационных форм сотрудничества с семьями воспитанников. К каждой семье воспитатели и администрация детского сада должны найти свой подход и учитывать социальный статус и состав семей. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентации. В то же время, преобладающая часть родителей — не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию и обучению своего ребенка. Воспитателю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни группы, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно, тактично воспитатель вовлекает и остальных родителей в сотрудничество, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи. На современном этапе в работе с родителями появляется понятие «включение родителей» в деятельность дошкольного учреждения, т. е. их активное участие в работе ДОУ, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие. К традиционным формам взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников относятся: беседа, родительские собрания, консультирование
развлекательные мероприятия, выставки совместных работ, оформление стендов. Однако, на современном этапе, традиционные формы бывают не очень эффективными и привлекательными для родителей. Цель всех форм и методов взаимодействия с семьей является доверительные отношения воспитателя с родителями и детьми. А для того, что бы всегда взаимодействовать с родителями, педагогу необходимо совершенствовать свои знания. Поэтому каждый воспитатель старается «включить» родителей в деятельность детского сада путем привлечения инновационных форм. Рассмотрим данное «включение» на примере плана работы с родителями воспитателей второй младшей группы №1 «Сказка» АОУ детского сада №26 «Незабудка». За 2018–2019 учебный год во второй младшей группе были проведены инновационные формы взаимодействия с родителями такие как: Показ презентации «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста», познакомившую родителей детей с понятием «Мелкая моторика». После просмотра которой они узнали, что мелкая моторика является основой развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, получили ответ на интересующие их вопросы: «Зачем развивать мелкую моторику у детей?», «Какими средствами и способами можно развить ее в домашних условиях?», познакомились с играми и игрушками, развивающими мелкую и крупную моторику у детей в домашних условиях. Просмотр на родительском собрании обучающего видеофильма «Кризис трех лет», с профессиональными рекомендациями детского психолога, помог малышам и родителям успешно пережить этот возрастной этап в жизни семьи. В течение года, дети, родители и воспитатели с энтузиазмом участвовали в эколого – патриотической акции «Наш лес. Посади свое дерево», где малыши вместе с родителями, воспитателями и специалистами лесного хозяйства учились, правильно сажать и ухаживать за молодыми саженцами плодовых деревьев! Также в группе активно проводятся тематические развлечения и досуги: «В гостях у бантиков», «Мамин день», «Путешествие в осенний лес», «Мама, папа, я – дружная семья». В рамках Дня открытых дверей ДОУ в группе прошел открытый показ ООД «Птицы», в котором приняли участие воспитанники и родители группы №1 «Сказка». Такие мероприятия способствуют укреплению взаимодействия семьи и ДОУ. В группе успешно ведется проектная деятельность, в течение учебного года были реализованы практико – ориентированные проекты: «Моя семья, мой дом, - моя Родина», «Мой папа – защитник Отечества», «Удивительные крошки», «Зимушка, Зима», «Моя мама». Вместе с родителями, воспитателями и родителями были выпущены тематические стенгазеты: «Мама – мое солнышко», «Мой папа самый лучший». В теплой и дружеской атмосфере семейного праздника «Мама, папа, я – дружная семья» в конце учебного года были подведены итоги работы группы №1 «Сказка». Родители и дети получили памятные подарки и грамоты за активное участие в жизни группы и детского сада. Группа №1 «Сказка» имеет собственный персональный сайт, целью создания которого является вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс посредством информационных и коммуникационных ресурсов Интернета. На страницах которого родители могут познакомиться с образовательной и досуговой деятельностью, проводимой в группе, полюбоваться творческими работами своих малышей, принять участие в конкурсах и мероприятиях организуемых в группе, задать в новостном чате интересующие вопросы и получить исчерпывающие ответы воспитателей и специалистов группы.
Исходя из этого, к основным направлениям сотрудничества дошкольного учреждения с семьей относятся: 1) создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста; 2) совершенствование уровня включения родителей в деятельность ДОУ; 3) создание благоприятных условий для привлечения родителей к планированию и организации деятельности ДОУ. Итак, работа воспитателей с применением разнообразных инновационных форм с родителями воспитанников, будет эффективной, только в случае партнерских отношений и позитивного настроя, как воспитателей, так и родителей. Для того чтобы родители стали «помощниками детского сада» педагогическому коллективу необходимо: создать атмосферу взаимопонимания, установить доверительные, партнерские отношения, активизировать и обогатить воспитательный потенциал родителей, сформировать у родителей уверенность в собственных педагогических возможностях. Без родительского участия воспитательный процесс детского сада невозможен. Поэтому особое внимание должно быть направлено внедрению новых форм сотрудничества с родителями, которые позволят применить дифференцированный подход к семьям разного типа.
Литература:
1. Бурнашова Е. В. Оптимизация взаимодействия всех участников образовательного процесса. // http://pedsovet.org/dnevniki/pedsovet/-optimizatsiya-vzaimodeystviya-vseh-uchastnikov-obrazovatelnogo-protsessa.
2. Кисленко О. В. Эффективные формы привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения. // http://svm-realty.ru/effektivnie-formi-privlecheniya-roditelej-k-deyatelnosti-doshkolnogo-uchrezhdeniyay-na-temuorganizatsiya-sotrudnichestva — социальная сеть работников образования.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М.: УЦ Перспектива, 2014. — 32 с.
4. Огородник С. И., Нестерова Е. В. Использование инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №3. — С. 34-36.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Изменения в системе взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"
Изменения в системе взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...
Индивидуальный план по самообразованию по теме "Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО".»
В данном методическом пособии собраны материалы, необходимые для организации работы педагога по самообразованию. Пособие также содержит алгоритм действий педагога, начи...
Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО
Цель: создать необходимые условия для развития и установления доверительных, ответственных отношений между воспитателем и семьями воспитанников, объединяя их в команду; при развитии потребности делить...
Проект на тему: «Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО»
Актуальность проектаВедущей целью взаимодействия детского сада с семьей –это создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечи...
Проект на тему: «Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО»
От того, как прошло детство, кто вёлребенка за руку в детские годы,что вошло в его разум и сердцеиз окружающего мира – от этогов решающей степени зависит, какимчеловеком станет сегодняшний...
Проект на тему: «Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО»
ull;Введение в ФГОС дошкольного образования ст 43 определяет приоритете место взаимодействию с родителями как полноценными равноправными участниками образовательного процесса...