Доклад на педагогическом совете "Использование инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО"
материал

Дымова  Ирина Вячеславовна

В современных условиях родители (законные представители) воспитанников ДОУ являются непосредственными участниками образовательных отношений. Сотрудничество детей, родителей и педагогов зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_o_rabote_s_roditelyami.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

         Автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования г. Долгопрудного

Центр развития ребенка – детский сад №26 «Незабудка»

ДОКЛАД

на педагогическом совете

на тему:

«Использование инновационных форм взаимодействия воспитателя

с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО»

(из опыта работы)

Подготовили

                                  Воспитатели группы №1

                                                                                   Дымова И.В.

Ивойлова Л.Н.

г. Долгопрудный

2019г.

В связи с переходом дошкольных учреждений на ФГОС ДО, возникли определенные изменения в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В соответствии с Федеральным образовательным стандартом существует три субъекта образовательного процесса: ребенок, воспитатель и родитель. В пункте 1.4. ФГОС ДО, к основным принципам дошкольного образования» относится взаимодействие Организации с семьей,  к тому же, одна из главных задач ФГОС ДО является  «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». В современных условиях родители (законные представители) воспитанников ДОУ являются непосредственными участниками образовательных отношений. Сотрудничество детей, родителей и педагогов зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов. В настоящее время у детских садов появились конкуренты в виде новых организаций дополнительного образования, где, по мнению родителей, с детьми занимаются лучше. Часто бывает, что большая занятость родителей является причиной незаинтересованности жизни детей в детском саду. В связи с этим актуальной на сегодняшний момент является проблема поиска инновационных форм сотрудничества с семьями воспитанников. К каждой семье воспитатели и администрация детского сада должны найти свой подход и учитывать социальный статус и состав семей. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентации. В то же время, преобладающая часть родителей — не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию и обучению своего ребенка. Воспитателю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни группы, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно, тактично воспитатель вовлекает и остальных родителей в сотрудничество, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи. На современном этапе в работе с родителями появляется понятие «включение родителей» в деятельность дошкольного учреждения, т. е. их активное участие в работе ДОУ, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие. К традиционным формам взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников относятся: беседа, родительские собрания, консультирование
 развлекательные мероприятия, выставки совместных работ, оформление стендов.  Однако, на современном этапе, традиционные формы бывают не очень эффективными и привлекательными для родителей. Цель всех форм и методов взаимодействия с семьей является доверительные отношения воспитателя с родителями и детьми. А для того, что бы всегда взаимодействовать с родителями, педагогу необходимо совершенствовать свои знания. Поэтому каждый воспитатель старается «включить» родителей в деятельность детского сада путем привлечения инновационных форм. Рассмотрим данное «включение» на примере плана работы с родителями воспитателей второй младшей  группы №1 «Сказка» АОУ детского сада №26 «Незабудка».  За 2018–2019 учебный год  во второй младшей группе были проведены инновационные формы взаимодействия  с родителями такие как: Показ презентации «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста»,  познакомившую родителей детей  с   понятием  «Мелкая моторика». После просмотра которой они  узнали, что мелкая моторика  является  основой  развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи,  получили   ответ на интересующие их вопросы: «Зачем  развивать мелкую моторику у детей?», «Какими средствами и способами можно развить  ее в домашних условиях?», познакомились  с  играми  и игрушками,  развивающими  мелкую  и крупную  моторику у детей в домашних условиях.  Просмотр на родительском собрании    обучающего  видеофильма «Кризис трех лет», с  профессиональными    рекомендациями  детского психолога,  помог   малышам  и родителям  успешно пережить этот  возрастной этап в жизни семьи. В течение года, дети, родители и воспитатели с  энтузиазмом участвовали в эколого – патриотической  акции «Наш лес. Посади свое дерево»,  где малыши вместе с родителями, воспитателями  и  специалистами лесного хозяйства учились,  правильно сажать и ухаживать за молодыми саженцами плодовых  деревьев!   Также  в группе  активно проводятся тематические развлечения и досуги:  «В гостях у бантиков», «Мамин день», «Путешествие в осенний лес», «Мама, папа, я – дружная семья».  В рамках Дня открытых дверей ДОУ в группе прошел открытый  показ ООД «Птицы», в котором приняли участие воспитанники и родители группы №1 «Сказка». Такие  мероприятия способствуют  укреплению взаимодействия семьи и ДОУ.  В  группе успешно  ведется   проектная деятельность,  в течение учебного  года были  реализованы практико – ориентированные  проекты:  «Моя семья, мой дом, - моя Родина», «Мой папа – защитник Отечества», «Удивительные крошки», «Зимушка, Зима», «Моя мама». Вместе с родителями, воспитателями и родителями были выпущены  тематические стенгазеты:  «Мама – мое солнышко», «Мой папа самый лучший».  В теплой и дружеской атмосфере семейного праздника «Мама, папа, я – дружная семья» в конце учебного года  были подведены итоги работы группы №1 «Сказка». Родители и дети получили памятные подарки и грамоты за активное участие в жизни группы и детского сада.   Группа №1 «Сказка» имеет  собственный персональный сайт,   целью создания  которого является вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс посредством информационных и коммуникационных ресурсов Интернета. На страницах которого  родители могут познакомиться с образовательной  и досуговой деятельностью, проводимой в группе, полюбоваться творческими работами своих малышей, принять участие в  конкурсах и мероприятиях организуемых в  группе, задать в новостном чате интересующие вопросы и получить исчерпывающие ответы воспитателей и специалистов группы.    

Исходя из этого, к основным направлениям сотрудничества дошкольного учреждения с семьей относятся: 1) создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста; 2) совершенствование уровня включения родителей в деятельность ДОУ; 3) создание благоприятных условий для привлечения родителей к планированию и организации деятельности ДОУ.  Итак, работа воспитателей с применением разнообразных инновационных форм с родителями воспитанников, будет эффективной, только в случае партнерских отношений и позитивного настроя, как воспитателей, так и родителей. Для того чтобы родители стали «помощниками детского сада» педагогическому коллективу необходимо: создать атмосферу взаимопонимания, установить доверительные, партнерские отношения, активизировать и обогатить воспитательный потенциал родителей, сформировать у родителей уверенность в собственных педагогических возможностях. Без родительского участия воспитательный процесс детского сада невозможен. Поэтому особое внимание должно быть направлено внедрению новых форм сотрудничества с родителями, которые позволят применить дифференцированный подход к семьям разного типа. 

Литература:

 1. Бурнашова Е. В. Оптимизация взаимодействия всех участников образовательного процесса. // http://pedsovet.org/dnevniki/pedsovet/-optimizatsiya-vzaimodeystviya-vseh-uchastnikov-obrazovatelnogo-protsessa.

 2. Кисленко О. В. Эффективные формы привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения. // http://svm-realty.ru/effektivnie-formi-privlecheniya-roditelej-k-deyatelnosti-doshkolnogo-uchrezhdeniyay-na-temuorganizatsiya-sotrudnichestva — социальная сеть работников образования.

3.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М.: УЦ Перспектива, 2014. — 32 с.

4.  Огородник С. И., Нестерова Е. В. Использование инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №3. — С. 34-36.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Изменения в системе взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

Изменения в системе взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...

Индивидуальный план по самообразованию по теме "Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО".»

   В данном методическом пособии собраны материалы,  необходимые для организации работы педагога по самообразованию. Пособие  также содержит алгоритм действий педагога, начи...

Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО

Цель: создать необходимые условия для развития и установления доверительных, ответственных отношений между воспитателем и семьями воспитанников, объединяя их в команду; при развитии потребности делить...

Проект на тему: «Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО»

Актуальность проектаВедущей целью взаимодействия детского сада с семьей –это создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечи...

Проект на тему: «Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО»

От того, как прошло детство, кто вёлребенка за руку в детские годы,что вошло в его разум и сердцеиз окружающего мира – от этогов решающей степени зависит, какимчеловеком станет сегодняшний...

Проект на тему: «Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО»

ull;Введение в ФГОС дошкольного образования ст 43 определяет приоритете место взаимодействию с родителями как полноценными равноправными участниками образовательного процесса...