Кукла, как национальное средство этнокультурного воспитания.
методическая разработка (средняя группа) на тему

Александрова Екатерина Юрьевна

Основную роль в этнокультурном образовании, играют традиции и ценности семьи, народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukla.docx15.57 КБ

Предварительный просмотр:

Кукла, как национальное средство этнокультурного воспитания.

В соответствии с современными требованиями к усвоению программы дошкольного воспитания основное внимание направлено на формирование у детей таких знаний, как первичные представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определённому полу, семейных традициях; об обществе, о его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире. Это становится возможным, если ребёнок воспитывается на родном языке, на основе культуры своего народа. Сохранение прошлого – это ключевая характеристика любой культуры. Основную роль в этнокультурном образовании, играют традиции и ценности семьи, народа. Традиции семьи можно проследить на примере игр детей с народными игрушками, которые являются знаком её своеобразия и её неповторимости. Особое место в сюжетно-ролевых играх детей занимают игры с куклами, отражающие общечеловеческие ценности, а также идеалы семейной жизни и особенности культуры своего     и других народов .Кукла – это целый мир, отражающий особенности жизни того или иного народа в разные исторические эпохи. У всех народов куклы первоначально воспринимались как обрядовые, как предметы культа. В древности кукла служила и тотемом, и талисманом, и обрядовым символом, и только гораздо позже превратилась в сувенирное изделие и детскую игрушку. Вместе с тем кукла для детей является образом-символом  людей и воплощает особенности материальной и духовной культуры народа.  У русского народа куклы связаны с традиционными календарными праздниками крестьян. Их использовали при проведении различных  обрядов в Рождество, Крещение, Благовещение и т. д. Такие куклы изготавливали из природных материалов: бересты, соломы, ткани, кудели и т. д. Например, куклу Бессонницу, сооружённую из четырёхугольного платка, клали ребёнку в колыбель, если он долго не засыпал; куклу Пеленашку из ткани использовали как свадебную; кукла «Рождественский ангел» дарилась на Пасху и Рождество – они отличались тем, что на Пасху делали красных, белых и зелёных ангелов, а на Рождество- белых и голубых. Кукла может многое рассказать о неписаных правилах жизни и моральных ценностях народа, в наряде кукол сохраняются традиции народного костюма: фасон, цвет, орнамент, украшения и т. д. И это понятно: каждая мать , изготавливая кукол, старалась сохранить национальные традиции шитья, украшения. Особенности кроя и шитьё зависел и  от мастерства матери, бабушки, и от местных обычаев шитья традиционной одежды. Таким образом, во все времена    рукотворная кукла была средством постижения тонкостей межличностных отношений и важнейшим педагогическим инструментом, посредством которого происходила передача ценнейшего опыта жизни народа, знаний о народных традициях, обычаях и обрядах, а также   различных навыков, необходимых ребёнку для дальнейшей жизни. Ребёнок со своей куклой переживает события собственной и чужой жизни во всех её эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. В настоящее время в дошкольных учреждениях сюжетно-ролевые игры с куклами становятся естественной школой социализации, привития ребёнку семейных ценностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к национальной культуре – одно из средств этнокультурного воспитания дошкольника

Дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага, памятные места своего города.Но еще есть историческая память поколе...

Кукла как национальное средство этнокультурного воспитания.

Кукла – это целый мир, отражающий особенности жизни того или иного народа в разные исторические эпохи....

Консультация для воспитателей на тему: «Кукла как национальное средство этнокультурного воспитания.»

Кукла-это целый мир, отражающий особенности того или иного народа в различные исторические эпохи. У всех народов куклы первоначально воспринимались как обрядовые, как предметы культа. В древности кукл...

Фольклор как средство этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста

Процессы, происходящие в нашем государстве и связанные с усиленной миграцией различных этнических групп в Сибирский регион, формированием на данной территории многонационального общества, вызывают пот...

Мастер-класс «Круги Луллия, как средство этнокультурного воспитания дошкольников»

Познакомить педагогов с кругами Луллия, для применения их в педагогической деятельности....

Мастер-класс «Круги Луллия, как средство этнокультурного воспитания дошкольников»

Познакомить педагогов с кругами Луллия, для применения их в педагогической деятельности.Обосновать актуальность использования игр с кругами Луллия  в работе с детьми дошкольного возраста.Варианты...

Выступление «Кукла как национальное средство этнокультурного воспитания»

Этнокультурное образование рассматривается как совокупность овладения родным языком, родной культурой и сохранения прогрессивных традиций семьи и быта  своего народа. «Сохранение прошлого ...