Выступление «Кукла как национальное средство этнокультурного воспитания»
консультация

Михайлова Ирина Анатольевна

Этнокультурное образование рассматривается как совокупность овладения родным языком, родной культурой и сохранения прогрессивных традиций семьи и быта  своего народа. «Сохранение прошлого – это ключевая характеристика любой культуры. Культура есть там и тогда, где и когда память о прошлом специально поддерживается и возделывается». Основную роль в этнокультурном образовании играют традиции и ценности семьи, народа. Традиции семьи можно проследить на примере игр детей с народными игрушками, которые не просто отражают особенности народной культуры, но и являются этносимволом (знаком) ее своеобразия и неповторимости. Этносимвол дает возможность воссоздать картину мира, так как он выступает в качестве материального носителя культуры. Передача достижений и ценностей из поколения в поколение осуществляется через такие знаковые средства, как язык и невербальные средства, атрибуты (символика одежды, пища, игрушки, этикет, обряд и т.д.). Они выполняют познавательные, коммуникативные функции. Кроме того, в любой национальной культуре имеются свои символические действия. К таким действиям относится и детская игра с куклами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_kukla_kak_nats_sred_obshch.docx25.41 КБ

Предварительный просмотр:

Михайлова Ирина Анатольевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №1 «Берёзка»

Урмарского района

Чувашской Республики

Выступление «Кукла как национальное средство этнокультурного воспитания»

Соответствии с современными требованиями к освоению программы дошкольного воспитания основное внимание направлено на формирование у детей таких знаний, как первичные представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу, семейных традициях; об обществе, о его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему, о мире. Это становится возможным, если ребенок воспитывается на родном языке, на основе культуры своего народа. Поэтому каждое дошкольное учреждение строит педагогическую работу на основе этнокультурного образования. Этнокультурное образование рассматривается как совокупность овладения родным языком, родной культурой и сохранения прогрессивных традиций семьи и быта  своего народа. «Сохранение прошлого – это ключевая характеристика любой культуры. Культура есть там и тогда, где и когда память о прошлом специально поддерживается и возделывается». Основную роль в этнокультурном образовании играют традиции и ценности семьи, народа. Традиции семьи можно проследить на примере игр детей с народными игрушками, которые не просто отражают особенности народной культуры, но и являются этносимволом (знаком) ее своеобразия и неповторимости. Этносимвол дает возможность воссоздать картину мира, так как он выступает в качестве материального носителя культуры. Передача достижений и ценностей из поколения в поколение осуществляется через такие знаковые средства, как язык и невербальные средства, атрибуты (символика одежды, пища, игрушки, этикет, обряд и т.д.). Они выполняют познавательные, коммуникативные функции. Кроме того, в любой национальной культуре имеются свои символические действия. К таким действиям относится и детская игра с куклами. О постепенном исчезновении народных игрушек из быта семьи свидетельствуют результаты мониторингового исследования «О состоянии потребностей личности общества и государства по этнокультурному образованию в дошкольных учреждениях», проведенного в 2007 г. Сотрудниками Научно -исследовательского института национальных школ Республики Саха (Якутия). Республика многонациональна, в ней проживают представители более чем 120 национальностей России. Мониторинговое исследование проводилось в местах компактного проживания четырех национальностей: якутов, русских, эвенов, эвенков. Им были охвачены 556 родителей, 126 воспитателей дошкольных учреждений. Намского и Таттинского улусов, города Вилюйска (якуты). Томпонского улуса (эвены); Оленекского улуса (эвенки) и города Якутска (якуты, русские). Основное внимание уделялось проблемам приобщения ребенка к родному языку и семейно-бытовым традициям, общению с детьми, а также отношению родителей к ценностным качествам развития личности ребенка. Один из вопросов мониторинга был посвящен семейно-бытовым традициям в семье; при этом основное внимание уделялось проблеме сохранения предметов быта предков. Примерно 54,4% респондентов ответили, что у них дома есть национальные посуда, костюм, украшения. Меньше семей (20–24%) сохранили народные игрушки, музыкальные инструменты. И в то же время родители отметили большой интерес детей к национальным играм, труду взрослых и фольклору. Исчезновение из семейного обихода народных игрушек – показатель недостатка внимания родителей к ним как традиционному элементу воспитания. С древних времен игрушки несут в себе определенную символику и значение. Они являются копиями реальных предметов быта (ножи, стрелы, лук и т.д.), знакомят с их функциональным назначением, что помогает ребенку войти в мир традиционных вещей. Например, якуты в основном занимались разведением скота и лошадей, охотой. Поэтому в якутских семьях игрушки для детей делали из тальника, бересты, лучины, глины, костей животных (зайца, коров и т.д.) и костяных позвонков крупных рыб. Причем, как свидетельствуют этнографы, игрушки из тальника и бересты «вырезали как бы увиденными сверху. т.е. статичными, без конечностей. Такие игрушки не имеют аналогов в материальной культуре других сибирских народов». А этнопедагог В.Ф. Афанасьев отмечал еще одну особенность: «Малыши, из бересты или другого материала делая фигурки домашних животных, распределяли между собой, кому сколько сделать быков, коров и т.д.».  В своих этнографических трудах И.А. Худяков и В.Л. Серошевский особое место отводили народным играм якутов. Собирая материалы с описанием игр, они отмечали, что дети играют куклами, коровами из тальника, строят из палочек юрты и урасы (Летнее жилище. В землю по кругу диаметром около 5 м вкапывалось 10–12 столбов высотой около 2 м. По верхним концам столбов накладывали деревянный круг, к которому на расстоянии около 0,25 м друг от друга прислонялись шесты длиной до 8 м. Прикрывалась ураса кусками бересты).  Играя, дети собираются в группы и из лучинок, веточек строят юрты, хотоны (помещения для скота, пристроенные с северной стороны к якутской юрте), дворы, где располагают стада коров, телят, быков, вырезанных из тальника или бересты. «Хозяевами» становятся фигуры людей из суставов (бабок) коров, из камешков, обернутых лоскутами ткани, листьями, из палочек, костей (так, нижняя челюсть черепа зайца становилась лошадью, а верхняя – человеком) и т.д. Фигуры людей были условными (не было лица, рук, ног), и в ходе игры дети могли наделять их определенным характером, особенностями поведения, взятыми из реальных отношений и обязанностей окружающих людей и своего воображения, т.е. в игре    моделировать действительность. Игра длилась долго и по ходу дополнялась персонажами образами, новыми сюжетными перипетиями, увлекательными и поучительными. А ребенок идентифицировал себя с образами окружающей реальной среды. Дети северных народов летом из камней и ветвей кустарников изготавливали караваны оленей, из веток и камней сооружали человечков, из глины лепили зверей. Взрослые делали для детей игрушечные луки (коки), оленей из тальника, свистульки, волчки (кукурэн), пропеллеры (курэкэн), маленькие лыжи (мэрэнтэлли кайсар) и сани (туркикан). Позднее стали шить кукол из тканей и шерсти (бэйкэн) [6. С. 16]. Такие игры и игрушки детей якутов, эвенов и других народов Севера расширяли представления об окружающем мире, о семейных ценностях.  Особое место в сюжетноролевых играх детей занимали игры с куклами, отражающие общечеловеческие ценности, а также идеалы семейной жизни и особенности культуры своего и других народов. Кукла – это целый мир, отражающий особенности жизни того или иного народа в разные исторические эпохи. У всех народов куклы первоначально воспринимались как обрядовые, как предметы культа. В древности кукла служила и тотемом, и талисманом, и обрядовым символом, и только гораздо позже превратилась в сувенирное изделие и детскую игрушку. Вместе с тем кукла для детей является образом символом людей и воплощает особенности материальной и духовной культуры народа. У русского народа куклы связаны с традиционными календарными праздниками крестьян. Их использовали при проведении различных обрядов в Рождество, Крещение, Благовещение и т.д. Такие куклы изготавливали из природных материалов: бересты, соломы, ткани, кудели и т.д. Например, куклу Бессонницу, сооруженную из четырехугольного платка, клали ребенку в колыбель, если он долго не засыпал; куклу Пеленашку из ткани использовали как свадебную [3. С. 182]. История использования кукол в играх детей народов Якутии изучена недостаточно. Но доподлинно известно, что появились они в давние времена: куклы из бабок и природных материалов, завернутые в лоскутки, тряпичные куклы (кокуукка), куклы закрутки (сыахай). Особенно была распространена игра с простыми с точки зрения изготовления, а значит, доступными куклами закрутками (сыахайынан оонньуу). Дети сами могли сделать семьи (бабушка, дедушка, мать, отец, дети разного возраста) из разных лоскутков ткани, придумывали они и домики и мебель для них из простых материалов и играли продолжительное время. Так дети начинали глубже понимать окружающий мир, приобретали жизненный опыт. Это был естественный способ самовыражения ребенка и его социализации (личное и общественное отношение между участниками игры, выполнение ими неписаных правил и норм). Тряпичная кукла и кукла за крутка могли позволить себе дети из зажиточных семей. В фондах Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера имени Е. Ярославского хранится тряпичная кукла, одетая в национальном стиле. Она была приобретена М.М. Измайловой в Жех согонском наслеге Таттинского улуса в 1927 г. Кукла одета в повседневную одежду якутов: пальто (кытыылаах сон), шапку (дьабака бэргэhэ) из родвуги (оленья шкура, обработанная под замшу) и сукна, платье (ырбаахы) из хлопчатобумажной ткани, унты (этэрбэс) и сутуруо (меховая одежда, надеваемая на бедра, или ноговица) из родвуги, украшенные крупным прозрачным и белым бисером (оуруо).  Паль то сшито вручную из черного сукна и окантовано красным материалом (кытыы), имеет пуговицы из прозрачного бисера. Традиционная женская шапка представляет собой усеченный конус, спереди украшенный круглой белой бляшкой –символом солнца. Платье – с длинными рукавами из цветной ткани. Одежда куклы сшита так, что ее можно снимать и надевать. Это дает основание думать, что это была детская кукла. Кукла любого народа как символ культуры может многое рассказать о неписаных правилах жизни и моральных ценностях данного народа, в наряде кукол сохраняются традиции народного костюма: фасон, цвет, орнамент, украшения и т.д. И это понятно: каждая мать, изготавливая кукол, старалась сохранить национальные традиции шитья, украшения. В каждом районе традиции шитья могли быть разные. Особенности кроя пальто, шапки, унтов и шитье зависели и от мастерства матери, бабушки, и от местных обычаев шитья традиционной одежды.  Таким образом, во все времена рукотворная кукла была средством постижения тонкостей межличностных отношений и важнейшим педагогическим инструментом, посредством которого происходила передача ценнейшего опыта жизни народа, знаний о народных традициях, обычаях и обрядах, а также различных навыков, необходимых ребенку для дальнейшей жизни. Ребенок со своей куклой переживает события собственной и чужой жизни во всех ее эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию [5. С. 248].  

В настоящее время в дошкольных учреждениях сюжетноролевые игры с куклами становятся естественной школой социализации, привития ребенку семейных ценностей. В соответствии с новыми Федеральными государственными требованиями к Основной общеобразовательной программе дошкольного образования ведущее место в жизни ребенка в дошкольном учреждении должна занимать самостоятельная игровая деятельность, в том числе на основе принципов народной педагогики. Развитие самостоятельных игр зависит от создания соответствующей предметно –игровой среды, обогащения детей опытом игровой деятельности, привития игровой культуры. Традиции использования народных игрушек, кукол, особенно в сюжетно -ролевых играх, помогут сохранить ценности человеческих отношений и этнокультуры

в семье, обществе и передать молодому поколению социальный опыт народа. Для этого необходимо разрабатывать современные модели работы с куклами. В Республике Саха (Якутия) в целях приобщения детей дошкольного возраста к культурному наследию якутского народа, популяризации среди населения национальных культурных ценностей, разработки эффективных форм их передачи подрастающему поколению объявлен республиканский конкурс по созданию коллекции кукольных костюмов персонажей героического эпоса олонхо народа Саха. Коллекция кукольных костюмов, разработанная профессиональными дизайнерами-модельерами, художниками, народными мастерами, обогатит детскую игру, приобщит детей к культуре народа и возрождению игровых кукол в играх детей дошкольного возраста.

Рекомендуемая литература

1. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979.

2. Дьячковский К.Д.Этносемиотика культуры и образования: постановка проблем, методология. Якутск, 2000.

3. Котова И.Н., Котова А.С.Русские обряды и традиции. Народная кукла. СПб: Паритет, 2008.

4. Лобок А.М.Алмазная земля педагогики олонхо. Опыт педагогического эпоса. Ч. 1. Якутск, 2007.

5. Мухина В.С.Психология детства и отрочества / Ин-т практ. Психологии. М., 1998.

6. Никитина Р.С., Тарабукина  У.П.Народная педагогика эвенов. Якутск, 2008.

7. Культурное наследие народа Саха. СПб;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к национальной культуре – одно из средств этнокультурного воспитания дошкольника

Дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага, памятные места своего города.Но еще есть историческая память поколе...

Кукла как национальное средство этнокультурного воспитания.

Кукла – это целый мир, отражающий особенности жизни того или иного народа в разные исторические эпохи....

Кукла, как национальное средство этнокультурного воспитания.

Основную роль в этнокультурном образовании, играют традиции и ценности семьи, народа....

Консультация для воспитателей на тему: «Кукла как национальное средство этнокультурного воспитания.»

Кукла-это целый мир, отражающий особенности того или иного народа в различные исторические эпохи. У всех народов куклы первоначально воспринимались как обрядовые, как предметы культа. В древности кукл...

Фольклор как средство этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста

Процессы, происходящие в нашем государстве и связанные с усиленной миграцией различных этнических групп в Сибирский регион, формированием на данной территории многонационального общества, вызывают пот...

Мастер-класс «Круги Луллия, как средство этнокультурного воспитания дошкольников»

Познакомить педагогов с кругами Луллия, для применения их в педагогической деятельности....

Мастер-класс «Круги Луллия, как средство этнокультурного воспитания дошкольников»

Познакомить педагогов с кругами Луллия, для применения их в педагогической деятельности.Обосновать актуальность использования игр с кругами Луллия  в работе с детьми дошкольного возраста.Варианты...