Приобщение детей к национальной культуре – одно из средств этнокультурного воспитания дошкольника
статья по теме
Дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага, памятные места своего города.
Но еще есть историческая память поколений. Задача педагогов – передать ее детям, наполнить их сердца не гаснувшим светом народной культуры, знанием традиции и истории своей страны.
Самый благодарный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Не показное «сувенирное», а каждодневное обращение к ним диктует и нетрадиционные подходы к процессу воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приобщение детей к национальной культуре | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение детей к национальной культуре – одно из средств этнокультурного воспитания дошкольника
«Народ, который не знает своей культуры,
истории, - презренен и легкомысленен
Н.М Карамзин
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится поликультурное воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, преумножить богатство своей страны.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, родным местам, родной стране.
Дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага, памятные места своего города.
Но еще есть историческая память поколений. Задача педагогов – передать ее детям, наполнить их сердца не гаснувшим светом народной культуры, знанием традиции и истории своей страны.
Самый благодарный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Не показное «сувенирное», а каждодневное обращение к ним диктует и нетрадиционные подходы к процессу воспитания.
Высшей ценностью общества является человек. Забота о его всестороннем развитии должна быть основной задачей воспитателя.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям. Это корни, связывающие его с родным домом и близким окружением. Формирование личности ребенка, воспитания у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное, гармоничное развитие чувств.
Чувства интернационализма формируются у детей в процессе взаимодействия их с взрослыми. Для реализации принципа регионизации и гуманизации воспитания решено использовать наши возможности по воспитанию дошкольников в духе дружбы между народами, любви к Родине, приобщению к национальной культуре.
Важнейшей предпосылкой полноценного культурного развития личности ребенка является беспрепятственный диалог различных культур. Но чтобы понять национальную душу соседствующего народа мало иметь представление о его обычаях и традициях, укладе жизни, фольклоре и литературе, нужно, прежде всего, познать и почувствовать наследие своего собственного народа.
Чтобы у ребенка формировалось чувство к своему Отечеству, необходимо воспитать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории, приобщать к культуре народов своего края.
В результате сложившихся тесных эмоциональных, политических и культурных связей между народами, проживающих на территории Мордовии, в их творчестве много общего. Но при всей близости каждый народ имеет черты национальных традиций, национального колорита.
Сохранение всех этих особенностей, индивидуального «облика» каждого народа представляется чрезвычайно уникальным для нашего региона. В нашей республике проживают люди разных национальностей. Однако многие из них не знают истории, культуры, традиций и обычаев друг друга. Да не только друг друга, даже историю своего народа. И мы решили – необходимо углубленно решать эту проблему с использованием национально-регионального компонента.
Начиная работу по патриотическому воспитанию, воспитанием любви к родному краю нужно было самим педагогам. Изучив множество методической и исторической литературы, мы подумали, что целесообразно показать детям и о чем рассказать, особо выделив то, что характерно для нашего региона, через что можно показать связь нашего города, посёлков, деревень, где живут близкие наших детей. А поскольку в наш детский сад ходят дети разной национальности (мордва, русские, татары), мы, говорим обо всех, подробно останавливаясь на обычаях и традициях каждого народа, на его литературе и фольклоре
В нашем городе, жили и живут люди, тонко чувствующие прекрасное, истинные носители народной культуры, мастера своего дела. Для «внутреннего здоровья» человеку нужно с детства знать и любить свои корни, родителей, родную землю, родной язык, культуру, историю.
Педагоги нашего коллектива поставили перед собой задачу: знакомить детей с традициями своих предков, воспитать уважение к культуре своего народа, к знаменитым землякам, прививать любовь к родной природе.
Педагоги детского сада внедрили проекты: «Моя большая и маленькая Родина», «Город, в котором я живу», «Подвижные игры народов Поволжья», «Ушаков», программу приобщения детей к мордовскому языку, народной культуре, национальным традициям. Педагоги на непосредственно организованной деятельности, используют региональный компонент. Например: читая М. Пришвина, проводят параллель с «Лесными страничками» Ф. Атянина, Я. Пинясова с известными мордовскими детскими писателями.
При обучении обрядам, обычаям, играм педагоги значительное внимание уделяют познанию детьми истории и этнографии родного народа.
С этой целью создан в МДОУ мини-музей «Краеведение», где собраны и экспонируются старинные предметы быта, одежда. В целом опыт коллектива детского сада обращен к лучшим обрядам и обычаям народа, благотворно влияет на воспитание детей.
Приобщение детей к национальной культуре, к ее обычаям и традициям, мы начали с ознакомления со столицей нашей республики. Организованы экскурсии по улицам города, знакомим с достопримечательностями и памятными местами, посетили Краеведческий музей им. И.Д. Воронина, Музей боевой славы и Мордовский Республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрзи. Из многочисленных рассказов, экскурсий дети узнали о подвигах, совершенных нашими земляками в годы отечественной войн, где лучшие люди отдали свою жизнь во имя счастливой жизни. Итогом этих мероприятий стали вечера: «Пою тебе, мой край родной» , «Беседа о родном городе» и др.
Литература не только источник познания? Она призвана выполнять задачи нравственного воспитания, пробуждать любовь к родному краю, к своему народу, развивать чувство прекрасного. Через традиции: народную песню, сказку, игру ребенок дошкольного возраста получает первые впечатления о культуре своего народа.
Поэтому, в первую очередь, мы начали знакомить детей с устным народным творчеством – национальном достоянием каждого народа – русских, мордвы, татар.
Совместно с родителями собрали библиотеку стихов, сказок, загадок, пословиц, поговорок.
Из произведений И.Д.Воронина, Т.Тимохина, С Люлякиной и др. дети узнали о нашей земле, о ее красоте, ее сыновьях и дочерях, живущих в дружной семье народов.
Вся работа по приобщению детей к национальной культуре строиться в тесном контакте с родителями. Родители принимают участие в сборе иллюстрационного материала, предметов быта. С их участием проводятся вечера отдыха по традициям русского народа «Первый шаг ребенка», мордовского обряда «Укладываю в люльку новорожденного» и другие мероприятия. Для родителей проводятся консультации «Растите детей интернационалистам», «На экскурсию всей семьей» и др.
Анализируя работу, проведенную детским садом, прихожу к выводу, что работа такая необходима. По мнению родителей, знакомство с богатством народного творчества служит действенным средством поликультурного воспитания дошкольников, способствует формированию у них чувства интернационализма.
В конце выступления мне хотелось бы выразить надежду на то, что знания и впечатления, полученные детьми в этом возрасте, все открытия, совершенные в данном направлении, станут основой для этнокультурного воспитания и будут реализовываться на протяжении всей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей к национальной культуре, обычаям, традициям ногайского народа.
Чтобы у ребенка формировалось чувство к своему Отечеству, необходимо воспитать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимат...
Консультация "Русские народные праздники, как средство приобщения детей к национальной культуре и традициям"
Консультация из опыта работы "Русские народные праздники. как средство приобщения детей к национальной культуре"...
Статья "Русский народный танец как средство приобщения детей к национальной культуре"
В статье рассматривается влияние русского народного танца на приобщение детей к русской национальной культуре. Как же при помощи танца раскрыть богатую русскую культуру....
Обучение дошкольников государственным языкам РТ через приобщение детей к национальной культуре татарского и русского народов
Перед современной системой образования стоит задача приобщения молодого поколения к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях.Знание наследия необходимо каждому народу...
Кукла как средство приобщения детей к национальной культуре.
Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. В наше время дети видят на прилавках магазина обычные куклы, которых в свою очередь очень много ...
Доклад по теме: " «Хакасские народные подвижные игры как средство приобщения детей к национальной культуре»
Приобщение детей к национальной культуре с помощью хакасских народных игр....
«Хакасские народные подвижные игры как средство приобщения детей к национальной культуре»
Статья направлена на необходимость ознакомления детей с национальной культурой через хакасские народные подвижные игры....