Фольклор как средство этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста
статья по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Прощенко Лариса Викторовна

Процессы, происходящие в нашем государстве и связанные с усиленной миграцией различных этнических групп в Сибирский регион, формированием на данной территории многонационального общества, вызывают потребность в определении новых педагогических подходов, направленных на развитие у подрастающего поколения высокого уровня культуры межнационального общения, воспитания будущего гражданина, осознающего значимость культурных ценностей, способного к толерантности и поликультурному общению.Широкие возможности в данном направлении предоставляет фольклор.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Прощенко Лариса Викторовна,

воспитатель,

 МБДОУ ЦРР ДС № 27 «Сказка»,

г. Саяногорск

Фольклор как средство этнокультурного воспитания

детей дошкольного возраста

Процессы, происходящие в нашем государстве и связанные с усиленной миграцией различных этнических групп в Сибирский регион, формированием на данной территории многонационального общества, вызывают потребность в определении новых педагогических подходов, направленных на развитие у подрастающего поколения высокого уровня культуры межнационального общения, воспитания будущего гражданина, осознающего значимость культурных ценностей, способного к толерантности и поликультурному общению. Для гуманистической педагогики целью воспитания является культурное развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации. Как правило, результат воспитания – воспитанность человека.

Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей. От познания своей национальной культуры, понимания и принятия этнокультурных различий – к убеждению, что этнокультурное многообразие – это позитивное, прогрессивное явление, и затем к выстраиванию положительного взаимодействия с другими людьми.

Широкие возможности в данном направлении предоставляет фольклор.  Фольклор (от английского «folklore» - народная мудрость, народное знание) – виды и роды когда-либо существовавшего и продолжающего существовать в народном быту устного непрофессионального эпоса, лирики и драмы. Дошкольники очень восприимчивы к слову, всё быстро запоминают и воспроизводят: ведь у них активно «работает» непроизвольная память, т. е. они запоминают всё буквально, даже не желая того. Таким образом, фольклор -  это и волшебный мир, в который с удовольствием погружается ребёнок, и источник информации об окружающей среде.

Колыбельные песенки, сказки, потешки, считалочки, загадки, поговорки  – бесценный материал, который позволяет ребёнку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность, ритм, проникнуться народным духом. Малыши, придя в наш детский сад, в основном уже знают такие русские народные сказки, как «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», но они с удовольствием слушают эти сказки, договаривают вместе с воспитателем повторяющиеся фразы, а затем делают это самостоятельно. Ну а песенки-потешки сопровождают их в процессе многих режимных моментов.

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,

Чтоб кусался зубок,

Чтоб смеялся роток!

Очень любят малыши колыбельные песенки. Сочетание «баю-бай» всегда связано для ребёнка с укладыванием спать, это приобретено и пережито в собственном опыте.

Спи, младенец миленький,

Голубочек сизенький,

Мой младенец будет спать,

А я буду напевать.

Подрастая, дети учатся играть, соблюдая определённые правила, часто приходится выбирать ведущего, и тут на помощь приходят считалочки.

Конь ретивый

С длинной гривой

Скачет,

Скачет.

По полям

Тут и там!

Тут и там!

Где проскочит он –

Выходи из круга вон!

        Постепенно дети открывают для себя очарование земли хакасской, на которой расположен наш город Саяногорск. При освоении образовательной области «Познание» они узнают о животном и растительном мире Хакасии. Образовательная область «Художественное творчество» знакомит их с бытом хакасов, их национальными костюмами, узорами, их значением, всё это сравнивается с русской культурой. Освоение образовательных областей «Художественная литература», «Коммуникация» предоставляют широкие возможности проявления творческой активности в процессе знакомства с хакасским фольклором. Дети с интересом узнают, что в Хакасии распространены сказки о животных, которые рассказываются без музыкального сопровождения - эти сказки и называются «пешие» – «чазаг-нымах». Сказки про богатырей всегда рассказывались с музыкальным сопровождением и называются  «сказки с богатырями» - «алыптыг-нымах». Рассказывали их, складывая в рифмы, в сопровождении музыкального инструмента чатхана или хомыса и журчащего, как ручей, горлового пения - хая.  Рассказывание должно было проходить в благочинности, настраивающей людей на высокое внимание. Исполняли эти прекрасные сказки мастера устного сказа или, как их называли в народе, хайджи. Дети с удовольствием участвуют в драматизации сказок, отмечая похожее в фольклорных произведениях разных народов, что свидетельствует о единстве нашего многообразного мира.

Таким образом, фольклор является продуктивным средством этнокультурного воспитания детей, т. к. неразрывная связь с жизнью позволяет им получить социальный и поликультурный опыт, который пригодится ребятам в жизни, а также способствует воспитанию гражданина не только своей страны, но и мира.

Список литературы:

  1. Захарова Л. М. Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста в отечественной педагогике. Проблемы образования, науки и культуры. 2010. № 6.
  2. Ченкураева Е. Н. Педагогические условия становления этнокультурного образования в инновационном образовательном учреждении (на примере национальной гимназии) : автореф. дис. канд. пед. наук. Волгоград, 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Фольклор -как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам народной культуры "

         Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.Сохранить человечность в наших детях, ...

"Фольклор как средство развития речи дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей на тему: "Фольклор как средство развития речи дошкольного возраста"...

Татарский фольклор как средство воспитания детей дошкольного возраста

Фольклор является величайшим достижением национальной культуры каждого народа. Народное творчество является важнейшим средством формирования личности ребенка и имеет многообразные воспитательные функц...

Фольклор,как средство развития детей дошкольного возраста.

Творчество взрослых и детей в народной жизни переплетено и взаимосвязано. Во все времена ребенок в крестьянской семье засыпал под ласковые напевы песен и его взросление сопровождалось музыкально-поэти...

Конспект НОД по музыке на тему: «Музыкальный фольклор, как средство воспитания детей дошкольного возраста»

Конспект НОД по музыке на тему:«Музыкальный фольклор, как средство воспитания детейдошкольного возраста»  Музыкальный руководитель: Новикова Е.А. Цель: Развитие эмоцион...

Лепбук. "Устное народное творчество - фольклор" как средство ознакомления детей дошкольного возраста с народной культурой

В статье рассказывается о том, как можно использовать в работе с детьми лепбук на тему "фольклор". Какие жанры устного народного творчества использую с детьми для знакомства с народной культ...