Фольклор как средство этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста
статья по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Процессы, происходящие в нашем государстве и связанные с усиленной миграцией различных этнических групп в Сибирский регион, формированием на данной территории многонационального общества, вызывают потребность в определении новых педагогических подходов, направленных на развитие у подрастающего поколения высокого уровня культуры межнационального общения, воспитания будущего гражданина, осознающего значимость культурных ценностей, способного к толерантности и поликультурному общению.Широкие возможности в данном направлении предоставляет фольклор.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Прощенко Лариса Викторовна,
воспитатель,
МБДОУ ЦРР ДС № 27 «Сказка»,
г. Саяногорск
Фольклор как средство этнокультурного воспитания
детей дошкольного возраста
Процессы, происходящие в нашем государстве и связанные с усиленной миграцией различных этнических групп в Сибирский регион, формированием на данной территории многонационального общества, вызывают потребность в определении новых педагогических подходов, направленных на развитие у подрастающего поколения высокого уровня культуры межнационального общения, воспитания будущего гражданина, осознающего значимость культурных ценностей, способного к толерантности и поликультурному общению. Для гуманистической педагогики целью воспитания является культурное развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации. Как правило, результат воспитания – воспитанность человека.
Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей. От познания своей национальной культуры, понимания и принятия этнокультурных различий – к убеждению, что этнокультурное многообразие – это позитивное, прогрессивное явление, и затем к выстраиванию положительного взаимодействия с другими людьми.
Широкие возможности в данном направлении предоставляет фольклор. Фольклор (от английского «folklore» - народная мудрость, народное знание) – виды и роды когда-либо существовавшего и продолжающего существовать в народном быту устного непрофессионального эпоса, лирики и драмы. Дошкольники очень восприимчивы к слову, всё быстро запоминают и воспроизводят: ведь у них активно «работает» непроизвольная память, т. е. они запоминают всё буквально, даже не желая того. Таким образом, фольклор - это и волшебный мир, в который с удовольствием погружается ребёнок, и источник информации об окружающей среде.
Колыбельные песенки, сказки, потешки, считалочки, загадки, поговорки – бесценный материал, который позволяет ребёнку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность, ритм, проникнуться народным духом. Малыши, придя в наш детский сад, в основном уже знают такие русские народные сказки, как «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», но они с удовольствием слушают эти сказки, договаривают вместе с воспитателем повторяющиеся фразы, а затем делают это самостоятельно. Ну а песенки-потешки сопровождают их в процессе многих режимных моментов.
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб кусался зубок,
Чтоб смеялся роток!
Очень любят малыши колыбельные песенки. Сочетание «баю-бай» всегда связано для ребёнка с укладыванием спать, это приобретено и пережито в собственном опыте.
Спи, младенец миленький,
Голубочек сизенький,
Мой младенец будет спать,
А я буду напевать.
Подрастая, дети учатся играть, соблюдая определённые правила, часто приходится выбирать ведущего, и тут на помощь приходят считалочки.
Конь ретивый
С длинной гривой
Скачет,
Скачет.
По полям
Тут и там!
Тут и там!
Где проскочит он –
Выходи из круга вон!
Постепенно дети открывают для себя очарование земли хакасской, на которой расположен наш город Саяногорск. При освоении образовательной области «Познание» они узнают о животном и растительном мире Хакасии. Образовательная область «Художественное творчество» знакомит их с бытом хакасов, их национальными костюмами, узорами, их значением, всё это сравнивается с русской культурой. Освоение образовательных областей «Художественная литература», «Коммуникация» предоставляют широкие возможности проявления творческой активности в процессе знакомства с хакасским фольклором. Дети с интересом узнают, что в Хакасии распространены сказки о животных, которые рассказываются без музыкального сопровождения - эти сказки и называются «пешие» – «чазаг-нымах». Сказки про богатырей всегда рассказывались с музыкальным сопровождением и называются «сказки с богатырями» - «алыптыг-нымах». Рассказывали их, складывая в рифмы, в сопровождении музыкального инструмента чатхана или хомыса и журчащего, как ручей, горлового пения - хая. Рассказывание должно было проходить в благочинности, настраивающей людей на высокое внимание. Исполняли эти прекрасные сказки мастера устного сказа или, как их называли в народе, хайджи. Дети с удовольствием участвуют в драматизации сказок, отмечая похожее в фольклорных произведениях разных народов, что свидетельствует о единстве нашего многообразного мира.
Таким образом, фольклор является продуктивным средством этнокультурного воспитания детей, т. к. неразрывная связь с жизнью позволяет им получить социальный и поликультурный опыт, который пригодится ребятам в жизни, а также способствует воспитанию гражданина не только своей страны, но и мира.
Список литературы:
- Захарова Л. М. Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста в отечественной педагогике. Проблемы образования, науки и культуры. 2010. № 6.
- Ченкураева Е. Н. Педагогические условия становления этнокультурного образования в инновационном образовательном учреждении (на примере национальной гимназии) : автореф. дис. канд. пед. наук. Волгоград, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Фольклор -как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам народной культуры "
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.Сохранить человечность в наших детях, ...
Татарский фольклор как средство воспитания детей дошкольного возраста
Фольклор является величайшим достижением национальной культуры каждого народа. Народное творчество является важнейшим средством формирования личности ребенка и имеет многообразные воспитательные функц...
Фольклор,как средство развития детей дошкольного возраста.
Творчество взрослых и детей в народной жизни переплетено и взаимосвязано. Во все времена ребенок в крестьянской семье засыпал под ласковые напевы песен и его взросление сопровождалось музыкально-поэти...
Конспект НОД по музыке на тему: «Музыкальный фольклор, как средство воспитания детей дошкольного возраста»
Конспект НОД по музыке на тему:«Музыкальный фольклор, как средство воспитания детейдошкольного возраста» Музыкальный руководитель: Новикова Е.А. Цель: Развитие эмоцион...
Лепбук. "Устное народное творчество - фольклор" как средство ознакомления детей дошкольного возраста с народной культурой
В статье рассказывается о том, как можно использовать в работе с детьми лепбук на тему "фольклор". Какие жанры устного народного творчества использую с детьми для знакомства с народной культ...
«Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
Фольклер в ДОУ...
Фольклор как средство этнокультурного воспитания дошкольников.
воспитание дошкольников...