Аттестационная работа « Особенности взаимодействия ДОУ и семьи в процессе музыкального образования ребенка»
материал на тему

Пузанкова Светлана Львовна

Инновационные формы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе музыкального образования ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc134 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Аттестационная работа « Особенности взаимодействия ДОУ и семьи в процессе музыкального образования ребенка»

План

  1. Актуальность рассматриваемой проблемы, анализ традиционных форм работы с семьёй
  2. Теоретическая часть:
  1. Введение
  2. Формы работы с родителями:

а) открытые музыкальные занятия

б) консультации

в) родительские собрания

г) праздники и развлечения

д) домашние задания

  1. Способы организации в семье музыкальной среды:

а) домашний музей

б) домашний театр

в) развлечения с использованием музыки

г) фонотека

д) домашний оркестр

е) слушание и просмотр детских радио- и телепередач

  1. Принципы взаимодействия
  1. Практическая часть:
  1. Направления работы с родителями
  2. Формы взаимодействия ДОУ с семьей:

а) клуб «Агуша»

б) открытые музыкальные занятия

в) беседы

г) родительские собрания

д) праздники

  1. Перспектива на будущее

I.

Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.

Вместе с тем это время, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Ненадлежащий уход, а также поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.

Не случайно становление личности и постепенное вовлечение ребенка в жизнь взрослых назвали образованием- образованием человека.

Главную роль в этом процессе играют родители ребенка. Это они привели его в этот мир – они и несут ответственность за то, каким он станет.

Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Дошкольное учреждение играет важную роль в развитие ребенка. Здесь он получает образование, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, развивается эстетически и музыкально, учится организовывать собственную деятельность.

Никого не нужно убеждать в важности музыкального развития дошкольников. Музыка, как никакой другой вид искусства, находит дорогу к сердцу ребенка, побуждает его к самовыражению, учит сопереживать. Музыкальное движение и пение, помимо эстетических и образовательных задач, способствует еще и укреплению здоровья, развивает память и речь детей. Родные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека, музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. В дошкольном учреждении создаются все условия, чтобы ребенок обладал всеми видами детской музыкальной деятельности, поскольку доказано, что только в процессе овладения деятельностью у ребенка развиваются его способности, нравственно-эмоциональная сфера, познавательные процессы и личностные преобразования, т.е. осуществляется полноценное развитие личности ребенка.

К сожалению, в последние годы наблюдается тенденция к снижению значимости музыкального воспитания дошкольников. На передний план выдвигаются образовательные задачи и забывается основная – сохранение и укрепление здоровья детей. У современных детей катастрофически не хватает времени на игру, в угоду учебной деятельности сокращается продолжительность прогулки, исключается часть эстетического цикла, в том числе музыкальных. С этим нельзя согласиться. Музыка также имеет большое значение в формировании духовного мира ребенка. Насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе ДОУ невозможно.

К середине XX века сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада и семьи, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными.

Прежде всего, это посещение семьи воспитанника, которое предусматривает знакомство педагога с семьей, но не для того, чтобы опираться на ее особенности в дальнейшей работе, а для выяснения общих условий семейного воспитания, выявления педагогических ошибок родителей с целью давать рекомендации и выстраивать воздействие на родителей.

Беседы и консультации мало чем отличаются друг от друга и также направлены на оказание помощи семьям, не справляющимся с воспитательной функцией. Ведущая роль в них отводится педагогу: темы, рассматриваемые во время бесед и консультаций, исходят от педагогов и ведутся в направлении, которое им кажется необходимым.

Родительские собрания также оставляют родителей в роли пассивных слушателей и исполнителей. Родителям не дается право выбора программ и направлений педагогического процесса- они лишь слушают предлагаемое педагогами.

Наглядная пропаганда оформляется педагогами в виде стендов, тематических выставок и т.д., также по своему усмотрению. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда забирают или приводят детей в группу.

Таким образом, анализ традиционных форм работы с семьей в детском саду показал, что:

 – работа с родителями ведется не дифференцированно, без учета особенностей семей;

 –  родители имеют ограниченный доступ к пребыванию в детском саду – «дни открытых дверей» и «дежурства» проводятся строго по заранее составленному плану;

 – родители не могут влиять на педагогический процесс, они привлекаются лишь к осуществлению организационных моментов;

 – ведущая роль в организации работы с семьей отводится педагогам: целью многих форм является помощь родителям, рекомендации, советы, исправление ошибок семейного воспитания.

Это указывает на то, что семья воспринимается общественностью как педагогически несовершенный фактор в становлении личности ребенка.

За пределами детского сада осуществлялась широкая педагогическая пропаганда. Ее цель – охватить подавляющее большинство родителей дошкольников независимо от того, посещают их дети детский сад или нет. Формы этого направления работы с семьей напрямую нацелены как на убеждение родителей в важности общественного воспитания, так и на теоретическую помощь семье в процессе воспитания ребенка. Кроме того, во всех формах работы с семьей за пределами детского сада все также активно главенствует общественность и незаметна индивидуальность семьи.

Перечисленные выше формы взаимодействия ДОУ с семьей показывают, что в нашей стране имеется немалый опыт педагогического просвещения родителей. Но содержание программ нередко подвергалось идиологизации. Кроме того, часто педагоги для общения с родителями избирают назидательный тон: не советуют и предлагают, а требуют; не подсказывают, а наставляют и выступают в роли судейской, а не партнерской. Все это отталкивает родителей. А итог один – детский сад и родители занимаются воспитанием ребенка, не взаимодействуя друг с другом. Да и сами формы работы с семьей не дают должных результатов, так как направлены на взаимодействие с широким кругом родителей. В этих условиях невозможно разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально.

Наличие такого количества недостатков в работе с родителями требует не только изменения подхода к семье, но и создания новых форм работы школьного учреждения с семьей и в частности в процессе музыкального образования ребенка.

II.

Успешность музыкально развития детей, посещающих ДОУ, в большой степени зависит от того, какая атмосфера создана родителями в семье, имеет ли продолжение музыкальное развитие ребенка дома, насколько родители осознают необходимость содействия педагогам детского сада в осуществлении непростых задач, связанных с формированием у детей этого базового объема знаний, умений и навыков в области музыкальной деятельности, который необходим ребенку и с которым он пойдет в школу.

Дошкольнику за сравнительно короткий временной период предстоит освоить очень многое в области музыкального искусства. И хотя те знания, те понятия о музыке, которые он получает в детском саду, элементарны, а умения и навыки в области музыкальной деятельности вполне доступны данному возрасту, все же достигнуть хороших результатов, как показывает опыт, невозможно без определенных усилий, как со стороны педагога, так и со стороны ребенка. Как правило, те знания и представления о музыке и музыкальной деятельности, с которыми ребенок приходит в детский сад, не систематизированы, отрывочны, не имеют под собой хорошей базы. Многие представления, навыки просто отсутствуют. Не секрет, что во многих семьях родители совсем не уделяют внимания музыкальному развитию детей, считая, что это не обязательно. Гораздо важнее, по их мнению, научить ребенка читать, писать, считать.

Эта ошибочная позиция. И это понимает каждый педагог, но в этом необходимо убедить родителей, показав важность музыкального развития, его преимущества. Ведь музыкальное развитие очень тесно связано и с развитием эмоционального мира ребенка, и с его интеллектуальным развитием, с формированием важных нравственных понятий. Очень благотворно занятия музыкой влияют на физическое развитие ребенка. А самое главное - без приобщения к этой области искусства невозможно полноценное становление личности ребенка.

Педагоги детского сада должны работать в тесном единстве с семьей. Только в том случае, если родители станут помощниками, союзниками детского сада в их очень непростой работе, осознав ее важность, возможен хороший результат. Участие родителей в жизни детей не только дома, но и в детском саду, обеспечит целостность педагогического процесса, поможет детям лучше усваивать музыкальный материал, а взрослым поможет осознать важность всей этой работы.

Участие пап и мам в праздниках, развлечениях, в музыкальных занятиях поможет снизить нагрузку на детей и позволит повысить качество музыкального развития детей. Наблюдения показали, что благодаря взаимодействию музыкального руководителя с семьей, личному участию родителей в педагогическом процессе, использованию некоторых семейных материалов (аудио-, видео-, грамзаписей, книг, журналов, фотографий и др.) работа по музыкальному воспитанию детей стала интереснее, активнее. Были «разрушены» недоверие и непонимание между родителями и педагогами детского сада. Участие родителей в праздниках не только в качестве зрителей, но и в роли исполнителей, организаторов очень сблизило детей, родителей и педагогов. Совместные действия вселяли уверенность родителей и детей в свои силы, способствовали совместному сопереживанию событий, предшествующих празднику, и самого праздника.

Формы работы с родителями могут быть самыми разнообразными.

Одной из таких форм являются открытые музыкальные занятия, на которых могут присутствовать родители. В зависимости от их количества можно предложить им не просто присутствовать на занятии, но и принимать в нем активное участие, например: стать участниками оркестра музыкальных инструментов, детских игр, инсценировок, танцев, исполнить вместе с детьми знакомую песню или спеть самостоятельно свою любимую песню и т.д.

Консультации. Эта форма не нова, но она может быть достаточно эффективной. Консультации по вопросам музыкального воспитания детей могут проводиться как индивидуально, когда есть необходимость в общении с отдельной семьей, например, многие родители испытывают затруднение в том, как организовать музыкальное воспитание ребенка дома, на что оно должно быть направлено, какие методы и приемы в этом случае можно использовать, так и коллективно. В этом случае важно найти интересную форму общения. Это может быть, например, «Заседание чай-клуба», где за чашечкой чая обсуждаются с родителями разные проблемы воспитания. В любом случае это общение должно быть очень доверительным. В ходе его родители должны почувствовать желание педагогов помочь им в воспитании ребенка и приобрести нужные знания о том, как в семье создавать необходимые условия для музыкального развития.

Родительские собрания. Это тоже достаточно традиционная форма работы. Она, конечно, необходима, но, как и консультации, организация родительских собраний требует продуманности и тщательной подготовки. Собрания могут быть посвящены тем темам, которые наиболее актуальны в данный момент для учебно-воспитательного процесса. На них могут обсуждаться вопросы, связанные, например, с подготовкой к совместному с детьми празднику, организацией совместного посещения музыкального спектакля, кукольного театра, циркового представления и т.д.

Возможна и такая форма работы, как семинар-практикум для родителей. Он может быть посвящен разным темам, например, «Домашний оркестр музыкальных инструментов» или «Кукольный театр в семье» и др. Такие семинары можно организовать для родителей, которых интересуют данные темы.

Совместные праздники и развлечения также являются очень эффективной формой работы с родителями. Конечно, не всех родителей можно привлечь к активному участию в их подготовке и проведении, но это и не обязательно. Всегда найдутся среди родителей несколько энтузиастов, которые с удовольствием откликнутся на предложение поучаствовать в детском празднике. Музыкальный руководитель может обсудить с ними план проведения праздника или развлечения, пригласить их на репетиции, поручить исполнять определенные роли или подготовить для детей несложный кукольный спектакль.

Родителям, которые стесняются выступать на публике, но тоже хотят принять посильное участие в мероприятиях, можно предложить выполнять задания другого плана, например, сшить костюмы, сделать декорации к кукольному спектаклю или сказке, сделать для детского оркестра несложные музыкальные инструменты, подготовить необходимое оборудование на участке детского сада для проведения спортивного праздника и т.д.

Важной формой взаимодействия являются домашние задания. На каждом музыкальном занятии дети получают посильное для них задание, к выполнению которого обязательно должны подключаться родители. Выполняя его, дети закрепляют определенные навыки, полученные на занятиях, и в то же время взаимодействуют с родителями, что улучшает климат семьи, вызывает у родителей естественный интерес к жизни ребенка в детском саду.

Немаловажно и то, что присутствие родителей на всех мероприятиях, связанных с музыкально-эстетическим воспитанием детей, является для них своеобразной школой, где они учатся общаться с детьми, играя. Многое из того, что родители увидят во время открытых музыкальных занятий, проведения совместных с детьми праздников и развлечений, они перенесут в свой семейный досуг.

Задача родителей - содействовать музыкально-творческому развитию ребенка, поддерживая стремление к пению, движениям под музыку, игре на музыкальных инструментах, стимулируя попытки детей к самостоятельным действиям. А задача педагогов детского сада состоит в том, чтобы научить родителей правильно и интересно организовывать в семье жизнь ребенка, создавая необходимую музыкальную среду, организуя семейный досуг.

Одним из способов организации в семье музыкальной среды и привлечения внимания ребенка к музыкальному искусству может быть создание «домашнего музея». 

Посещение музея - интересное событие для ребенка, особенно если в этом музее собрана коллекция старинных музыкальных инструментов, как, например, в Государственном центральном музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки. Здесь дети и взрослые могут не только увидеть музыкальные инструменты, но и услышать их звучание. Однако своеобразный домашний музей можно организовать и в семье, стараясь увлечь ребенка интересным и полезным делом. Тут все зависит от творчества и увлеченности самих родителей, а главное, от их желания помочь своим детям развить их способности, расширить кругозор, сделать их жизнь интересной.

В этом случае сами родители, используя соответствующую литературу, фонозаписи, могут на время стать для своих детей экскурсоводами и рассказать им о разнообразных музыкальных инструментах, показывая их изображение на картинках или, что еще лучше, использовать магнитофонные записи звучания этих инструментов.

Родители сами могут познакомить ребенка с творчеством разных композиторов, собрав предварительно информацию с доступными для ребенка сведениями из истории их жизни, а также предложив послушать отдельные музыкальные произведения этих композиторов или фрагменты из них.

Можно дома создать музей любимого композитора, постепенно собирая книги о композиторе, интересную информацию, портреты, фотографии, аудиозаписи с его музыкой. Если это современный композитор, то, например, видеозаписи с его выступлениями на концертах, записи мультфильмов с его музыкой, концертные программки и т.д.

Домашний музей может быть создан и на основе коллекции детских музыкальных игрушек и музыкальных инструментов промышленного изготовления. Но это не так просто и не каждая семья может осуществить эту идею. Поэтому можно начать с музея самодельных музыкальных инструментов, постепенно расширяя его экспозицию и привлекая ребенка к посильным действиям по созданию «музыкальных инструментов» из самых разнообразных подсобных материалов - деревянных брусочков, пуговиц и ореховых скорлупок, прикрепленных на ниточки; пластиковых контейнеров из-под чипсов, киндер-сюрпризов, жестяных баночек, коробочек из-под конфет и печенья и др. Все эти емкости можно наполнить крупой, мелкими камешками, песком, и тогда они по-разному будут звучать.

Жестяные коробочки разного размера можно превратить в барабанчики. Стеклянные баночки, стаканчики тоже легко превратить в музыкальный инструмент, наполнив их водой до разного уровня, чтобы они по-разному звучали при ударе палочкой. Домашний музей можно пополнить детскими погремушками, которые удалось сохранить и которые тоже могут передавать разное звучание.

Подобные инструменты можно использовать, например, сопровождая их звучанием рассказ, сказку. Подражая родителям, дети сами смогут делать то же самое и даже сочинять свои маленькие сказки, изображая с помощью инструментов сказочных персонажей.

В процессе пополнения домашнего «музея» новыми «экспонатами» ребенок все больше вовлекается в интересную для него деятельность и, когда в дом приходят гости, становится «экскурсоводом», демонстрируя то, что находится в экспозиции музея, и увлеченно рассказывая о том, какие инструменты из чего и как сделаны, и демонстрируя их звуковые возможности.

Домашний театр

Проявляя заботу о музыкально-эстетическом развитии ребенка, родители могут продумать возможность посещения театров (драматического, музыкального, кукольного), концертных залов, цирковых представлений и т.д. Старших дошкольников следует приобщать к восприятию музыкально-сценических произведений - оперы, балета, мюзикла, в основе которых сюжеты доступных детям этого возраста художественных произведений.

Посещение театра дает ребенку огромный запас ярких, незабываемых впечатлений. Опираясь на них, ребенок передает свое собственное отношение к окружающему в самостоятельной музыкально-театрализованной деятельности, В этой связи очень важным моментом является создание домашнего «театра» - кукольного, драматического, в котором актерами могут быть и взрослые члены семьи, и дети.

Родители могут организовать кукольный театр, используя для этой цели, имеющиеся в доме игрушки или изготовив кукол своими руками из разных материалов, например, из папье-маше, дерева, картона, ткани, ниток, соломы, старых носков, перчаток и др. К работе по изготовлению кукол, костюмов для домашних спектаклей хорошо привлекать детей. Сделанные собственными руками куклы, декорации, костюмы доставят ребенку много радости, удовлетворения от этой интересной творческой деятельности. В дальнейшем он будет с удовольствием использовать их, разыгрывая сюжеты знакомых сказок или сочиняя свои собственные.

В домашних спектаклях может использоваться музыка - магнитофонные записи, музыкальное сопровождение с помощью детских музыкальных инструментов или инструментов-самоделок, имитирующих разные шумовые эффекты. Дети очень любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских спектаклей и т.д. И в этом родители могут помочь им, поддерживая их инициативу, изготавливая импровизированные костюмы, участвуя в этих мини-спектаклях в качестве рассказчика или в качестве одного или даже нескольких персонажей. Вместе с родителями дети могут заранее подготовить такие маленькие представления, а затем показать своим гостям во время семейных праздников.

Развлечения с использованием музыки

Родители могут стать инициаторами в организации в домашней обстановке разнообразной музыкальной деятельности детей.  Это может быть совместное пение или пение взрослыми доступных песен для ребенка, игры-забавы, музыкальные конкурсы, подвижные игры-драматизации под пение типа «У медведя во бору», «Каравай», «Репка», слушание музыкальных композиций, сказок, записанных на аудиокассетах, слушание детских радио- и телепередач и др.

Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании особой, дружеской, доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений.

Для осуществления всей этой интересной работы в семье должна быть создана соответствующая музыкальная среда, которая предполагает: наличие музыкальной фонотеки, детских музыкальных инструментов, инструментов-самоделок, дидактических игр. Но самое главное - это организация взрослыми разнообразной, совместной с ребенком музыкально-творческой деятельности в различных формах (музицирование с помощью элементарных музыкальных инструментов, пение, игры, танцы, хороводы, драматизации и др.).

В каждой семье желательно иметь хотя бы скромную фонотеку, состоящую из подборки грампластинок, аудио- и видеокассет, с записью музыки для детей. Само собой разумеется, что это должна быть музыка, ценная в художественном отношении, воспитывающая у детей нравственно-эстетические чувства, способствующая первоначальному формированию основ музыкального вкуса и доступная для восприятия ребенка. Сейчас в продаже имеются аудиокассеты с классической, народной и современной музыкой для детей.

Основной совет, который можно дать родителям, - побольше слушать с детьми хорошую музыку, сделав это занятие семейной традицией. Если родители сами любят и часто слушают музыку, то и для их ребенка постепенно слушание музыки станет потребностью.

Создание домашнего оркестра является частью музыкальной среды. Хорошо, если кто-то в семье владеет каким-либо музыкальным инструментом. Свои умения надо как можно чаще демонстрировать детям, играя на баяне, аккордеоне, гитаре, скрипке и любом другом инструменте.

Если же в доме нет настоящих музыкальных инструментов и взрослые не владеют игрой на них, они могут приобщать своих детей к игре на простейших музыкальных инструментах, представляющих ударную группу, - барабанчиках, бубнах, колокольчиках, треугольнике, металлофоне, ксилофоне, губной гармонике и др. или на инструментах-самоделках, используя для этой цели некоторые предметы домашнего обихода, например, деревянные или металлические ложки, коробочки, детские погремушки, пластиковые бутылки, футляры от киндер-сюрпризов и др. Необходимо больше предоставлять возможности самому ребенку экспериментировать с разными предметами, изучая возможности их звучания.

Используя эти простейшие инструменты или самоделки, взрослые могут организовать своеобразный домашний «оркестр», привлекая детей к музицированию и сопровождая звучанием инструментов исполнение знакомых песен или музыкальных произведений в записи на пластинке или аудиокассете.

Все эти инструменты - ударные. Они не передают точной высоты звучания, но с их помощью можно развивать у детей чувство ритма, предлагая ребенку выполнять очень простые ритмические упражнения: отстучать палочками, брусочками свое имя или имя папы, мамы, брата и т.Д.; отстучать ритм слов, например: ма-ма, ма-моч-ка, па-па, па-поч-ка, пал-ка, па-лочка; ритм знакомых несложных попевок: Со-ро-ка, со-ро-ка, где бы-ла? Да-ле-ко!.. и т.д. Затем – сопровождать музыкальными инструментами собственное исполнение песенки или музыки, записанной на аудиокассете.

Одним из компонентов музыкальной среды в доме и одновременно еще одной формой музыкального воспитания в семье являются слушание и просмотр детских радио- и телепередач. Эта форма сегодня доступна практически каждой семье, однако здесь важно соблюдать умеренность, помня о том, чтобы не навредить здоровью ребенка. Кроме того, очень важно чтобы такие передачи ребенок слушал и смотрел не в одиночестве, а с кем-либо из родителей, чтобы они могли при необходимости объяснить что-то ребенку, привлечь его внимание к тем или иным важным моментам, используя их как средство воспитания ребенка, расширения его познавательной сферы, накопления разнообразных впечатлений.

Радио- и телепередачи являются источником новой информации, разнообразных впечатлений, которые дети отражают в своих играх, Б музыкальной деятельности. Они предлагают ребенку различные модели поведения, что важно для социализации детей, для развития их взаимоотношений с окружающими. Эти впечатления являются мощным стимулом и для творческих проявлений ребенка.

Таким образом, успешность музыкально-эстетического воспитания старших дошкольников в огромной степени зависит от тесного взаимодействия семьи и детского сада. С одной стороны, знание педагогами ДОУ особенностей и традиций семьи, стилей общения позволяет им дифференцированно подходить к воспитанию ребенка в детском саду, с другой – родители имеют возможность наблюдать в условиях дошкольного учреждения, как ведет себя их ребенок, чем он занимается, как общается со сверстниками, как осуществляется его музыкально-эстетическое развитие.

Работа детского сада и семьи должна строиться на принципах взаимодействия, взаимосотрудничества. Благодаря этому родители обогащают свои собственные знания и представления о том, как возможно осуществлять музыкально-эстетическое развитие ребенка в домашних условиях.

В этой связи следует отметить, что детский сад должен быть открытой системой – родители должны иметь возможность прийти в детский сад, чтобы понаблюдать за своим ребенком, а педагоги дошкольного учреждения должны быть готовы к позитивному взаимодействию с родителями, оказывая им необходимую консультативную и другую помощь. Важно, чтобы ни родители, ни педагоги не испытывали дефицита информации о ребенке, об особенностях его развития и поведения, учитывая, что только при условии такого взаимодействия возможен успех в осуществлении задач музыкального развития.

Чтобы совместная работа принесла желаемые результаты, педагоги детского сада должны соблюдать следующие принципы взаимодействия: 

- с уважением и пониманием относиться друг к другу, поддерживать своих коллег во всех творческих начинаниях;

- с уважением относиться к личности ребенка, никогда не сравнивать его с другими детьми (т.е. не говорить, что кто-то из детей выполнил задание лучше его, что он способнее его и т.д.);

- учитывать точку зрения самого ребенка, не игнорировать его чувства, эмоции, желания, привязанности и антипатии;

- проникнуться чувством искреннего уважения к деятельности ребенка, к тому, что создается им в процессе этой деятельности (рисунок, песенка, танец, сказка, мелодия, сочиненная на музыкальном инструменте, и т.д.);

- поддерживать инициативу, самостоятельность ребенка, тем самым способствуя развитию у него уверенности в своих силах и возможностях;

- с уважением и пониманием относиться к родителям, привлекая их в качестве союзников к активному участию в процессе музыкального воспитания детей;

- у детей воспитывать бережное и уважительное отношение к родителям, стремление вовлекать их в совместные действия, игры.

 

III.

Дошкольное образовательное учреждение, где я работаю музыкальным руководителем – общего типа. Мой педагогический стаж – 35 лет.  Успех музыкального образования, осуществляемого в дошкольном учреждении, во многом зависит от постановки воспитания в семье. Именно в семье, в ее традициях кроются истоки музыкального дарования ребенка, которые еще не пробудились, но ждут чуткого своевременного прикосновения к ним. В семье завершается процесс закрепления приобретенного в детском саду. Это значит, что за формирование художественного вкуса, музыкальных навыков, равно как и за формирование личности ребенка, несут ответственность воспитатель, музыкальный руководитель и родители.

Родители должны осознать цель и задачи музыкального воспитания их детей, быть знакомы с методикой работы, приемами и средствами, способствующими выработке тех или иных музыкальных навыков, и, безусловно, понять роль единых требований в развитии музыкальных способностей каждого ребенка. В этом родителям должны помочь педагоги и музыкальный руководитель дошкольного учреждения.

Оказание реальной помощи родителям становится возможным только при условии комплексного подхода к работе, которая должна осуществляться по двум взаимосвязанным направлениям.

Первое направление:

– работа с педагогическим коллективом детского сада по анализу международных и российских нормативных документов, определяющих права детей и родителей, соблюдение которых зависит от деятельности дошкольных учреждений и органов управления;

– изучение состояния воспитательно-образовательной работы с детьми с точки зрения соблюдения прав детей.

Второе направление непосредственно связано с работой педагогического коллектива с родителями и включает:

– изучение семей воспитанников;

– повышение правовой и психолого-педагогической культуры родителей;

– создание условий для формирования доверительных отношений родителей с педагогическим коллективом детского сада в процессе повседневного общения и специально организованных мероприятий (праздников, консультаций, выставок детских рисунков после прослушивания музыкальных сказок, совместный просмотр и организация театрализованной деятельности и др.)

Подготовкой педагогического коллектива к работе с родителями занимается заведующая. Мы, педагоги дошкольного учреждения, самым тщательным образом продумываем все свои шаги в рамках образовательного процесса, определяем стратегию и тактику новой, достаточно сложной деятельности, отражая ее в планах.

Детский сад – первое общественное воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От качества этой работы в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

В наш детский сад дети поступают с 1 года. И у нас, педагогов, сразу возникают вопросы: какие формы взаимодействия с родителями наиболее эффективны и каковы пути их реализации. Мы считаем, что основное – это вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразить формы дифференцированной работы с ними, чтобы пробудить интерес к жизни детей в дошкольном учреждении, активизировать участие родителей в различных мероприятиях.

Формы взаимодействия дошкольного учреждения с родителями очень разнообразны. Вот уже семь лет как в нашем детском саду работает клуб молодой семьи «Агуша» для родителей детей, посещающих группу раннего возраста (от 1 до 2 лет) цель которого: приобщение родителей к музыкальному воспитанию малышей. Заседания клуба проводим 1 раз в месяц, начиная с октября. В сентябре месяце проводим анкетирование для родителей с целью выявить вопросы музыкального воспитания. Проанкетировав ответы родителей, совместно с педагогом группы, мной и заведующей намечаем наиболее актуальные темы в области музыкального воспитания малышей. На первом заседании знакомим родителей с задачами музыкального воспитания, рассматриваем и принимаем предложенные нами темы и вопросы для будущих заседаний клуба. Родители охотно включаются в работу клуба, с удовольствием посещают занятия. На занятиях с родителями объясняем им, что каким бы одаренным не был их малыш, существуют возрастные особенности развития ребенка, которые надо учитывать и не ждать от 1,5 – 2 летнего малыша результатов, которые можно достигнуть в старшей группе. «Почему мой малыш не поет?» - обиженно спрашивает мама. А малышу только 1 год и шесть месяцев, и мы радуемся, что он уже подпевает нам «баю-бай» и «ля-ля» в песенке или пляске. Зато сколько гордости испытывают родители, когда рассказывают воспитателю, как их ребенок повторил дома все движения пляски, подпевая себе «ля-ля», как весело хлопал в ладоши, показывал бабушке «фонарики»! К концу учебного года родители, посещающие клуб «Агуша», совершенно преображаются. Они уже имеют представление о том, что должен в данном возрасте знать и уметь малыш, а главное, как его этому научить. Родители вырастают в своей самооценке как воспитатели собственного ребенка. У них появляется уверенность в своих силах, и они точно знают, чем занять малыша и как это сделать.

Методическую помощь родителям оказывают специальные открытые музыкальные занятия, которые проводим 1 раз в месяц для всех желающих. Посещение этих занятий дает возможность родителям наблюдать не праздничное выступление, в котором будет виден результат всей воспитательной работы, а обычную рабочую обстановку, в которой развиваются музыкальные навыки и умения их детей. Часто предлагаю родителям не просто присутствовать на занятии, а поучаствовать вместе с детьми, например, в музыкальной игре или проявить творчество в пляске с платочком. Привлекая родителей к участию в музыкальных занятиях, я стремлюсь создать у детей чувство психологического комфорта, вызвать интерес к занятию музыкой и способствовать эмоциональному взаимодействию ребенка и взрослого. Такой способ работы позволяет выработать единые требования в музыкальном развитии каждого ребенка в детском саду и дома.

Посещение семьи педагогами также оказывает действенную помощь в создании единых требований по музыкальному воспитанию детей. Педагоги видят, как знания, полученные на занятиях, развлечениях и праздниках, дети используют в своем творчестве в кругу семьи.

Важное место в музыкальном просвещении родителей отвожу индивидуальным беседам. Обычно беседу провожу в присутствии воспитателя. Сначала стараюсь расположить родителей к разговору, настроить на контакт. Стараюсь не только говорить сама, но и внимательно слушать собеседника, сопереживать, побуждать дополнить свой рассказ новой информацией. Во время таких бесед знакомлю родителей с уровнем музыкальных способностей ребенка, с тем, как он справляется с заданиями на занятиях, какая роль ему будет отведена на предстоящем празднике или развлечении, какую помощь в этом могут оказать родители.

Кроме устных индивидуальных бесед использую также письменные рекомендации при взаимодействии с родителями.

Среди разнообразных форм общения педагогов детского сада с родителями сохраняют свою популярность групповые родительские собрания. Современный педагог детского сада должен учиться слушать и слышать родителей; понимать невербальный язык сообщения и адекватно на него реагировать; передавать информацию разными способами; устанавливать обратную связь. Мы на родительских собраниях стараемся использовать диалог – это шаг к взаимопониманию, ступенька к обретению доверия, обмену духовными ценностями, эмоциями, опытом, знаниями. У нас в детском саду мы стали проводить собрания в форме КВНов, встреч за «круглым столом», вечеров вопросов и ответов, «Огоньков». К собраниям готовимся заранее, темы подбираем те, которые наиболее актуальны в данный момент для учебно-воспитательного процесса в музыкальном образовании детей.

Праздники и развлечения в детском саду проводим также в самых разных формах. Кроме традиционных концертов или музыкальных спектаклей детей для взрослых или других детей организовываем концерты бывших воспитанников детского сада; концерты взрослых для детей; интегрированные тематические занятия; занятие-концерт, посвященное знакомству какому-либо инструменту симфонического оркестра; занятие-концерт с использованием видео- и аудиозаписей. Один раз в год показываем театрализованное представление для детей силами родителей.

Я хочу видеть в родителях своих союзников и помощников. А для этого необходимо довести до них наиболее полную информацию о собственной работе по музыкальному воспитанию и о роли музыки в жизни ребенка. Для этого я оформляю информационные стенды, где знакомлю родителей с репертуаром, помещаю загадки о музыкальных инструментах, речевые игры и попевки, даю краткие, но содержательные консультации по различным вопросам музыкальной деятельности детей, по проведению детских праздников дома.

Взаимодействие с родителями оказывается эффективным лишь при планомерной и целенаправленной работе, которая проводится в течение всего учебного года. Педагоги нашего детского сада постоянно ищут интересные и содержательные формы работы с родителями. Я со своей стороны также выявляю семьи, которые с удовольствием включились бы в музыкально- творческую жизнь ДОУ. Провожу тематические беседы, консультации, круглые столы, семинары-практикумы по формированию музыкальных интересов ребенка в семье, музыкальные гостиные, даю рекомендации по подготовке родителей к участию в различных мероприятиях.

В результате такого взаимодействия в течение учебного года родители становятся нашими непременными помощниками, активными участниками всех дел детского сада. Они проникаются нашими заботами и стремлениями и знают обо всем, что происходит в ДОУ не понаслышке, а из собственной работы.

В перспективе мы продолжим взаимодействовать с семьями воспитанников, организовывать наиболее востребованные формы взаимодействия детского сада с семьей. В лучших традициях детского сада будем проводить такие мероприятия, как музыкально-литературные, театральные встречи, праздники и дни рождения, семейные викторины и встречи с интересными людьми.

Список литературы:

  1. Е.С. Евдокимова «Детский сад и семья» - Москва 2007 г.
  2. Управление ДОУ, приложение «Работа с родителями в ДОУ»- Москва 2005 г.
  3. Л.М. Комиссарова «Ребенок в мире музыки»- Москва 2006 г.
  4. О.Л. Зверева «Родительские собрания в ДОУ» - Айрис Пресс, Москва 2006 г.
  5. А.В. Козлова «Работа ДОУ с семьей»- Москва 2004 г.
  6. Управление ДОУ № 3- 2008 г.
  7. Журнал «Дошкольное воспитание» № 1-2004 г., № 6- 2003 г.

     

 

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с семьей в вопросах музыкального образования дошкольников

В работе с родителями я выделила несколько форм работы:круглый стол, родительские собрания консультации, анкетирование, праздники и развлечения совместно с родителями, родительский клуб.    ...

"Эффективные формы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми,имеющими дисфункции речевого развития"

В век современных технологий взрослые уделяют мало внимания своим детям в плане общения. Тем  самым снижается уровень бытовой культуры, происходит обеднение речи. Угроза  языковой катастрофы...

Традиционные и инновационные подходы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе музыкального воспитания ребенка

Основная цель системы работы педагогического коллектива с родителями-установление партнерских отношений...

Инновационные формы взаимодействия с родителями в процессе музыкального образования дошкольников –залог их успешного развития

Цель взаимодействия музыкального руководителя с семьей – это создание в дошкольной образовательной организации необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьям...

ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕБЕНКА

Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. И семья, и дошкол...

Семинар-практикум для родителей "Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе музыкального образования детей дошкольного возраста"

Основная задача музыкального образования дошкольников состоит в том, чтобы приобщить ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности, формиров...