"Эффективные формы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми,имеющими дисфункции речевого развития"
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему
В век современных технологий взрослые уделяют мало внимания своим детям в плане общения. Тем самым снижается уровень бытовой культуры, происходит обеднение речи. Угроза языковой катастрофы неминуема.
Причинами снижения уровня речевого развития детей, как отмечают современные авторы Г.Н. Доронова, М.А. Поваляева, Н.А. Гордова, Л.Г. Голубева, Т.В. Короткова и др., являются:
- ухудшение здоровья детей;
- неблагополучное социальное окружение ребёнка;
- большое количество времени пассивного пребывания ребёнка у экранов телевизора и компьютера (Е.Смирнова);
пассивность и неосведомлённость родителей в области речевого развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_noyabr.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективные формы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими дисфункции речевого развития
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
В век современных технологий взрослые уделяют мало внимания своим детям в плане общения. Тем самым снижается уровень бытовой культуры, происходит обеднение речи. Угроза языковой катастрофы неминуема.
Причинами снижения уровня речевого развития детей, как отмечают современные авторы Г.Н. Доронова, М.А. Поваляева, Н.А. Гордова, Л.Г. Голубева, Т.В. Короткова и др., являются:
- ухудшение здоровья детей;
- неблагополучное социальное окружение ребёнка;
- большое количество времени пассивного пребывания ребёнка у экранов телевизора и компьютера (Е.Смирнова);
- пассивность и неосведомлённость родителей в области речевого развития. (Родители не придают серьезного значения речевым нарушениям, полагая, что с возрастом они исправятся сами собой, не владеют необходимыми педагогическими компетенциями, не уделяют, в силу своей занятости, достаточно времени для занятий с ребенком дома)
Для нас, учителей-логопедов, поиск новых форм работы с родителями воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи, остается актуальным.
Как указано во ФГОС ДО п.3.2.5 «взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения в образовательную деятельность в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи» является для нас одной из основных задач.
В ходе своей работы мы убедились, что такая форма организации взаимодействия с семьей, как «Школа увлеченных родителей» стала наиболее эффективной.
Целью работы Школы является создание условий для коррекции и развития речи детей через эффективные формы взаимодействия с родителями как участниками образовательных отношений.
Задачами:
- Повысить педагогическую компетентность родителей;
- Привлечь родителей к активному участию в корекционно – образовательной деятельности;
- Обеспечить положительную динамику коррекции и развития речи воспитанников.
«Школа» функционирует на протяжении двух лет. В начале учебного года мы провели опрос среди родителей, с помощью которого выявили, что беспокоит родителей, что интересует в плане речевого развития детей. Нами был разработан перспективный план «Школы увлеченных родителей». Запланированные встречи проходят раз в два месяца. По запросам родителей мы встречаемся чаще, не ограничиваясь родителями только своей группы. Заседания также посещают заинтересованные родители из других групп.
Встречи в Школе увлеченных родителей проходят в виде: семинаров – практикумов с элементами тренинга, мастер-классов, на которых знакомим с играми и игровыми упражнениями, направленными на преодоление речевых нарушений у дошкольников, организуем тематические выставки, консультации специалистов. Ориентируясь на затруднения, которые проявляются у детей, на запросы родителей, рассматриваем вопросы, которые наиболее интересны родителям и актуальны на данный момент. Совместно с воспитателями организуем семейные конкурсы и творческие мастерские, индивидуальные обучающие консультации по вопросам мотивации ребенка и игрового взаимодействия с ним.
Каждое заседание «Школы увлеченных родителей» заканчивается рефлексией, присутствующие подводят итоги состоявшейся встречи, вносят свои предложения и пожелания.
Широко используем занятия - практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми. Проводим их подгруппами и индивидуально. Основное внимание родителей на таких занятиях обращаем на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. Родители обучаются практическим приёмам работы с ребёнком. Например, на семинаре – практикуме «Сказка глазами детей и родителей», дети показали инсценировку по произведению В. Сутеева «Под грибом» (костюмы были изготовлены родителями), совместно поиграли в игру «Вырасти большой», создали творческую работу «Сказочная страна» по произведениям В. Сутеева, А в конце - собрали «ромашку пожеланий».
Также мы применяем в работе с родителями индивидуальное активное консультирование, позволяющее выявить и совместными усилиями в ходе обсуждения наметить пути имеющихся проблем.
В «Школе увлеченных родителей» используем такую форму работы как мастер-классы по таким темам, как:
- «В мире звуков», на котором были представлены и проиграны игры на развитие фонематического слуха («Прочитай по первым звукам», «Фломастеры», «Ищем друзей»)
- «Куклы из бабушкиного сундучка», в процессе которого ребята и родители познакомились с традиционной русской народной игрушкой «Зайчик на пальчик», научились ее изготовлять.
- «Читаем правильно» в процессе которого родители познакомились с правилами чтения художественной литературы для детей, сами попробовали почитать отрывки из произведений русских писателей и поэтов, сделали для себя выводы, как правильно читать, чтобы детям было интересно слушать. В продолжении данного мероприятия родители попробовали свои силы в художественном чтении книг, читая для детей в вечерние отрезки времени. А дети продемонстрировали родителям свои навыки художественного чтения знакомых произведений, показали инсценировку по произведению Тувим «Овощи» для малышей.
Наши родители - люди разных профессий. Среди них: учитель начальных классов, преподаватель художественной школы, библиотекарь, педагоги из горно-технического колледжа и просто интересные люди со своими увлечениями. Мы предложили им поделиться с другими родителями своими находками в вопросах речевого развития детей, и они откликнулись.
Так, одна из мам провела мастер-класс «Игры, сделанные своими руками», в процессе которого были изготовлены игры на закрепление различных речевых навыков, в которые можно играть дома. Игры подобраны с учетом того, что родители большую часть времени заняты ежедневными домашними делами. Данные игры не требуют сложной подготовки и особых финансовых затрат.
- «Игры – моталки» (на развитие мелкой моторики)
- Игра «Воздушная карусель» (на развитие речевого дыхания)
- «Игры – бродилки» (на автоматизацию звуков словах)
Еще одна мама, являясь преподавателем детской художественной школы, организовала мастер – класс «Рождественский ангел». Не только дети с огромным удовольствием слепили из глины ангелочков, но и взрослые получили возможность проявить свои способности.
Уже традиционной для нас стала такая форма, предложенная родителями, как организация акций. В ходе реализации акций решаем задачи речевого развития: обогащаем активный словарь, развиваем грамматически правильную диалогическую речь, детей знакомим с книжной культурой, детской литературой. Проведенная акция «Неделя детской книги», привлекла внимание родителей к вопросу ознакомления детей с произведениями детской литературы, пополнилась развивающая среды в группе. А акция «Книга на память», позволила детям совместно с родителями изготовить книжки-малышки о весне и подарить их малышам.
Использование совместной проектной деятельности также помогает активизировать родителей. Например, с целью привлечения к образовательному процессу большего количества родителей, был реализован познавательно-игровой проект «Мама может…», итоговым мероприятием которого стала викторина – посиделки «Истоки русской культуры».
В ходе реализации проектов родители принимают участие в пополнении развивающей среды разнообразным материалом, изготовленным своими руками. Так было создано многофункциональное игровое пособие «Сундучок будущего первоклассника». Содержание которого включило в себя игровой материал, направленный на все аспекты развития речи, такие как: фонематический слух, звукобуквенный анализ, грамматические навыки, лексический запас, связная речь, обучение чтению, игры на активизацию мышления, внимания, памяти. Например, игра «Звуковые часы» направлена на развитие фонематического слуха, игра «Придумай истории» способствует развитию связной речи, игра Домино «Один – много» упражняет в согласовании числительных с существительными.
В ходе работы возникла еще одна идея - создание «Родительского кейса». «Родительский кейс» - это такой своеобразный банк игр по преодолению речевых нарушений у детей, воспользоваться которыми могут абсолютно все родители в удобное для них время. Изначально в «кейсе» предполагали размещать игры на автоматизацию и дифференциацию звуков, а в ходе его использования, содержание «кейса» расширилось. И теперь в нем находятся: игры на развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности; развитие психических процессов. В изготовлении игр для «кейса» активное участие принимают и родители.
На заседания «Школы увлеченных родителей» мы приглашаем специалистов Учреждения, социальных партнеров. Так, например, увлекательным для всех участников встречи был марафон «Счастливый билет в страну Звуков», проведенный совместно с инструктором по физической культуре и музыкальным работником; встреча родителей и учителей под названием «Скоро в школу» оказалась познавательна для всех. Встречи в «Школе увлеченных родителей» проходят не только в пределах здания нашего образовательного учреждения, но и за его пределами. Так было организовано силами родителей посещение детской библиотеки с целью содействия раннему приобщению детей дошкольного возраста к книге и чтению, литературному развитию читательского таланта детей, поддержки семейного чтения.
Преимущества данных форм взаимодействия с семьями воспитанников неоспоримы и многозначны. Об этом свидетельствуют и результаты:
- увеличилась посещаемость мероприятий родителями, их активность. Родители стали чаще общаться между собой, в том числе не только в рамках «Школы увлеченных родителей».
- благодаря родителям, активно участвующим в оформлении дидактических игр, пополнилась развивающая предметно-пространственная среда группы. «Родительский кейс» постоянно обновляется.
- дошкольники применяют игры, изготовленные родителями, в самостоятельной деятельности
Однако, следует заметить, что только система мероприятий в этом направлении помогает решить проблемы речевого развития и тем самым обеспечить детям равные возможности для полноценного развития в период дошкольного детства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная деятельность специалистов ДОУ как средство повышения эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии
В статье обобщается опыт интегрированной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ по коррекции у детей отклонений в речевом развитии...
Презентация "Особенности физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии"
В презентации представлены формы работы по физическому воспитанию с детьми-логопатами....
Взаимодействие специалистов и семьи в процессе коррекционно- развивающих занятий с ребёнком, имеющим тяжелые нарушения развития
В статье раскрываются направления по взаимодействию педагогов и семьи в процессе коррекционно-развивающих занятий с ребёнком с ОВЗ....
Форма работы с детьми, имеющих диагноз: «Задержка речевого развития (ЗРР)"
При задержке речевого развития детей особое место в активизации речи занимают сюжетные игры. Предлагаю вашему вниманию варианты таких игр: Сюжет...
«Технологии используемые в коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии»
Для повышения мотивации коррекционного обучения, формирования качественных знаний, воспитанников с ОНР мы используем данные технологии....
Презентация "Коррекционная работа с детьми, имеющими третий уровень речевого развития".
В презентации отражены цели, задачи и основные направления коррекционной работы с детьми,имеющими третий уровень речевого развития....