Взаимодействие с семьей в вопросах музыкального образования дошкольников
методическая разработка на тему

В работе с родителями я выделила несколько форм работы:круглый стол, родительские собрания консультации, анкетирование, праздники и развлечения совместно с родителями, родительский клуб.

     Прилагается конспект заседания родительского клуба "Музыка и дети", анкета для родителей  "Что Вы считаете наиболее значимым для музыкального развития Вашего ребенка?" 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Взаимодействие с семьей в вопросах музыкального образования дошкольников

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний и навыков родителей для создания необходимых условий правильного воспитания детей.

В работе с родителями я выделила несколько форм работы:

  • Родительские собрания, на которых кратко и доступно раскрываю суть моей работы с детьми, цели и задачи стоящие передо мной.
  • «Круглый стол». В нем принимают участие все специалисты ДОУ. Родители и педагоги свободно общаются друг с другом. Целесообразно использовать такие методы, как постановка дискуссионных вопросов, анализ педагогических ситуаций, обмен опытом родителей. Здесь можно показать родителям открытое занятие или видеозапись музыкального занятия.
  • Наглядные формы работы. Подготовить для родителей наглядный материал на стенде «Домисолька», организовать фотовыставку и выставку рисунков по классическим произведениям, с которыми дети знакомятся на музыкальных занятиях, выставить информацию на сайте дошкольного учреждения
  • «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагога с детьми и самим «включиться» в общение. Они могут сами поучаствовать  в играх, исполнить песню, послушать музыку, поиграть на музыкальных инструментах.
  • Консультации, индивидуальные беседы. Тематика консультаций и бесед разнообразная, возникающая по инициативе одной из сторон. Цель педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу. Темы бесед: «Какую музыку должен слушать ребенок в определенном возрасте?», «Как помочь вашему ребенку красиво и правильно петь?», «Одежда на утренниках» и др.
  • Организация праздников и развлечений совместно с родителями. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, а это в свою очередь помогает в дальнейшем проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
  • Родительский клуб - наиболее эффективная форма работы с родителями, которая позволяет привлечь их к более тесному, плодотворному сотрудничеству.

Заседание родительского клуба

«Музыка и дети»

Цель: повышение педагогической культуры родителей, пополнение их знаний по музыкальному воспитанию ребенка в семье и детском саду; содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение пап и мам в жизнедеятельность группового сообщества; развитие музыкальных и творческих способностей родителей.

Форма проведения: «Музыкальный калейдоскоп».

Участники: родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

План проведения

  1. Вступительное слово.
  2. Результаты анкетирования родителей.
  3. Конкурсная программа «Музыкальный калейдоскоп».
  4. Подведение итогов работы клуба.
  5. Награждение.
  1. Подготовительный этап.
  1. Разработка сценария.
  2. Анкетирование родителей.
  3. Подготовка необходимого оборудования и материалов для проведения «Музыкального калейдоскопа».
  4. Оформление музыкального зала.
  5. Подготовка памятки для родителей.
  6. Организация и проведение конкурсов.
  7. Оформление цитат: «Музыке надо учить всех детей, как учат математике и географии» (Д. Б. Кабалевский), «Музыка – это универсальный язык человечества» (Генри Лонгфелло).
  1. Организационный этап.
  1. Собрание проводится в музыкальном зале; стулья расположены вокруг двух столов; оформлен плакат с надписью родительского собрания.
  2. Родители занимают места  и знакомятся с планом проведения клуба и содержанием цитат, афоризмов о музыке, которые расположены на столах.
  1. Вступительное слово.

Воспитатели и музыкальный руководитель проводят игру «Давайте поздороваемся»

Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.

Родители по сигналу воспитателя начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом.

  • 1 хлопок – здороваемся за руку;
  • 2 хлопка – здороваемся плечами;
  • 3 хлопка – здороваемся спинами.

Для полноты активных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время игры.

Музыкальный руководитель. Все мы хотим видеть наших детей здоровыми, умными, добрыми. Нет, пожалуй, другого такого вида воспитания, который бы вызывал у родителей столько разногласий, вопросов, заблуждений, как музыкальное. Кого учить музыке – всех, или только детей с хорошими музыкальными данными? Зачем вообще нужна ребенку музыка? Дмитрий Борисович Кабалевский   писал: «Музыке надо учить всех детей, как учат математике и географии».

Ребенку совсем необязательно иметь собственный талант, но практика показывает, что немузыкальных детей практически нет. Встречаются дети, которые хорошо слышат и чувствую музыку, но плохо поют из-за отсутствия координации между слухом и голосовым аппаратом. Но нет детей, которые не любили бы слушать музыку, хотя бы из мультиков.

Приобщение ребенка к музыке начинается с рождения. Родители включают музыку на 20-30 секунд, чтобы привлечь внимание ребенка.

Важные музыкальные впечатления связаны с пением матери, но, к сожалению, мамы стали петь реже, а жаль. Если вы не приобщили малыша к слушанию музыки в раннем возрасте, то приступайте к этому сегодня, когда вашему ребенка 4-6 лет.

А какую музыку давать слушать детям? Ребенок может и должен слушать Чайковского, Бетховена, Моцарта, Шопена. Особенно большое значение имеет настрой родителей. Если вы с нетерпением ожидаете концерт то телевидению, то это передается и ребенку.

  1. Результаты анкетирования. (Приложение 1)

Музыкальный руководитель подводит итоги анкетирования.

Анализ ответов родителей на вопросы анкеты показывает, что в целом они не в полной мере способствуют воспитанию музыкально-эстетической культуры своих детей.

На вопрос: как Вы приобщаете своего ребенка к музыке – 53% родителей ответили: считаю, что это должны делать в дошкольном учреждении, поэтому социальный заказ родителей на музыкальное воспитание востребован.

  1. Конкурсная программа «Музыкальный калейдоскоп»

Музыкальный руководитель. Поэтому сегодня мы окунемся в мир волшебной музыки и проведем вместе с вами игру «Музыкальный калейдоскоп». Вас ждут каверзные вопросы, творческие задания на музыкальную тему, а также информация для размышления.

Естественно, вам сегодня очень повезло - вы сможете и спеть, и станцевать, и поучаствовать в разнообразных конкурсах. Так пусть же впечатления, которые останутся у вас о сегодняшнем мероприятии, будут похожи на яркие, радостные, разноцветные краски калейдоскопа. Надеемся, что мы весело и с пользой проведем время.

Итак, как вы уже заметили, вы сидите, разделившись на две команды. Вам необходимо выбрать капитана и придумать музыкальное название для своей команды. В вашем распоряжении 30 секунд.

Сегодня соревнуются: команда «Домисоль-ка» и команда «Ка-питошка»! А оценивать вас будет компетентное жюри. (Представление жюри.)

Задание 1. «Разминка».

Проверим ваш музыкальный кругозор.

Если команда дает неправильный ответ, то право ответа переходит к другой команде. Время на обдумывание не дается, отвечаем сразу.

1. Какой музыкальный инструмент используют шаманы во время проведения культовых обрядов? (Бубен.)

2. Как называется очень быстрая игра на барабане двумя палочками? (Дробь.)

3. Каким веществом натирают волосы смычка для получения чистого и сильного звука? (Канифоль.)

4. Какого композитора слушают все новобрачные? (Феликс Мендельсон, «Свадебный марш».)

5. Какой русский народный инструмент по звучанию очень похож на испанские кастаньеты? (Ложки.)

6. Каким термином обозначается скорость исполнения музыкального произведения? (Темп.)  

7. Как называется дирижер, который руководит хором? (Хормейстер)                                                                                                                                                                                                          

8. Какой музыкальный инструмент сочетает в себе фортепиано и гармонь? (Аккордеон.)

9.  Какой европейский город считают родиной вальса? (Вена в Австрии.)

10. Какую птицу называют «певцом русских полей». (Жаворонок.)

11.  Музыкальное произведение, предназначенное для организованного движения войск, массовых шествий, ходьбы. (Марш.)

12. Графические знаки для обозначения музыкальных звуков. (Поты.)

13. Как называется соловьиная песня? (Трель.)

14.  Русский народный трехструнный щипковый инструмент. (Балалайка.)

15. Каким музыкальным инструментом владел Садко? (Гусли.)

16. Как называют страстного любителя пения, музыки? (Меломан.)

17. Название какого инструмента содержит два термина «громко» и «тихо»? (Фортепиано.)

18. Большой коллектив музыкантов, руководимый дирижером. (Оркестр.)

19. Как называют модную песенку, гвоздь сезона? (Шлягер.)

20. Перерыв между действиями в спектакле, опере или между отделениями концерта. (Антракт.)

Задание 2. «Угадай-ка».

Угадывание детских песен по фрагментам.

Музыкальный руководитель. Сейчас наше жюри подсчитывает баллы за два задания, а командам предлагается немного отдохнуть от конкурсной борьбы и внимательно послушать сообщение музыкального руководителя о музыкальном развитии дошкольников.

VI. Педагогический всеобуч «Музыка и дети» (приложение 2) Сообщение музыкального руководителя, после сообщения родители задают вопросы - музыкальный руководитель отвечает.

VII. Продолжение конкурса

Ведущий. Спасибо за сообщение. Жюри, объявите, пожалуйста, итоги двух конкурсов. (Слово жюри.)

Переходим к заданию 3 - «Песни-перевертыши».

Проверим дословное знание песен, а также внимательность и смекалку, которая немаловажна в деле музыкального воспитания детей. Слова из знакомой песни «перевернуты», т. е. заменены другими противоположными по значению словами. Например: черное - белое, пол - потолок.

1. За поле березу срубили. (В лесу родилась елочка.)

2. Девушек вот мало замужних. (Парней так много холостых.)

3. До гримасы светлая ночь темней. (От улыбки хмурый день светлей.)

4. Он не был никогда хорошим предметом с именем. (Я был когда-то странной игрушкой безымянной.)

5. Там некто в бочке поднялся. (Вот кто-то с горочки спустился.)

6. Смейся мальчик, наступит засуха. (Не плачь, девчонка, пройдут дожди.)

А сейчас переходим к заданию 4 - «Музыкальный кроссворд». Посмотрим, насколько крепки ваши знания в области музыкальных инструментов, а также проверим ваш тембровый слух

(звучит тот или иной музыкальный инструмент, родители определяют и заполняют кроссворд).

1. Виолончель.

2. Труба.

3. Арфа.

4. Флейта.

5. Балалайка.

Задание 5. «Хоровое пение».

Музыкальный руководитель. А сейчас задание на знание детского песенного репертуара. А также проверим вокальные данные, умение петь в хоре. Как говорится, поющий родитель - поющие дети.

Но краткой характеристике нужно отгадать песню, а затем хором ее исполнить. Оценивается чистота интонирования и выразительность исполнения.

1. Эта песня о том, как вели себя домашние птицы, жившие у немолодой женщины. (Два веселых гуся.)

2. Эта песня о трагической судьбе мирного насекомого. (В траве сидел кузнечик.)

3. Это песня о том, как хорошо в дождь играть на гармошке, отмечая свой день рожденья. (Песенка крокодила Гены.)

Жюри подводит итоги, а в это время команды слушают выступления родителей из опыта семейного воспитания по теме собрания ( 2-3 небольших выступления родителей).

Музыкальный руководитель. Результаты за предыдущие конкурсы... (Слово жюри.)

Задание 7. «Высокая поэзия».

Ведущий. Каждый родитель у нас - творческая личность, И сейчас вам предоставляется шанс это продемонстрировать. Придумайте окончание стихотворения.

1.  Шла собака по роялю, говоря примерно так...

2. Вы слыхали, на базаре балалайку продавали...

3. Царь издал такой указ: «Всем боярам тот же час...»

Жюри, пожалуйста, подведите итоги прошедших конкурсов...

(Слово жюри.)

 8. «Танцевальные движения».

Вce родители встают в круг. Включаются фрагменты танцевальных мелодий (цыганочка, ламбада, вальс, краковяк, марш и т. п.) и участники команды по очереди выполняют движения под музыку.

Музыкальный руководитель.  А теперь предоставляется слово жюри. (Подведение и объявление итогов конкурса. Награждение команд.)

Вот и подошел к концу наш «Музыкальный калейдоскоп».

Мы выяснили, что в музыкальных инструментах вы разбираетесь, вокальные данные присутствуют, вы любите и умеете петь, танцевать, фантазии и творчества у вас не занимать, поэтому со всей уверенность можно сказать, что вашим детям повезло с родителями. Родители смогут увлечь их музыкальным искусством, научить любить и понимать музыку, а мы - педагоги, вам в этом поможем.

VIII. Заключительная часть собрания

На заключительном этапе собрания проводятся подведение итогов и награждения за конкурсы.

Чтобы узнать мнение родителей, используется прием «Рисунок дня». Около выхода из зала ставится мольберт с большим листом бумаги и маркеры. Родители выражают свое отношение к собранию с помощью соответствующего рисунка, который они изображают на листе. По необходимости, можно словами пояснить его смысл. («Рисунок дня» может быть нарисован на небольших индивидуальных листах и приклеен на общий лист). 

Итог. 
Музыкальный руководитель. Уважаемые родители! В завершении нашего разговора хочется выразить Вам благодарность за участие в собрании, за то, что нашли время прийти на нашу встречу и активно участвовали в ней. Надеемся, что вас тоже заинтересовал вопрос музыкального развития детей и его роль на развитие человека в целом. Если вы иногда будете уделять слушанию музыки вместе с вашими детьми чуть больше внимания – это обязательно даст свои плоды! 
Хочется закончить нашу встречу словами Д. Шостаковича: "Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся…Чтобы полюбить музыку надо прежде всего её слушать". 

Далее решаются текущие вопросы группы, подготовка и проведение совместных культурно-досуговых мероприятий, принимается решение.

Приложение 1

Анкета для родителей.

Уважаемый родитель! Не откажите себе в удовольствии принять участие в анкетировании! Мы хотим, чтобы музыка стала неотъемлемой частью жизни ребенка. Поэтому надеемся на сотрудничество. Для нас важно узнать Ваше мнение о том, что Вы считаете наиболее значимым для музыкального развития своего ребенка.

1. Какое значение вы придаете музыке в развитии своего ребенка?

а

Считаю частью его будущей образованности.

13

68%

б

Отвожу одну из главных ролей.

6

32%

2.Как ребенок относится к музыкальному репертуару дошкольного учреждения?

А

Поет детские песни с удовольствием.

15

79%

б

Предпочитает копировать песни взрослых.

4

21%

в

Совсем не поет и не говорит о детских песнях.

0

г

Поет только со взрослыми.

0

3. Как вы приобщаете ребенка к музыке?

А

Посещаю с ним концерты

1

5%

б

Беседую с ним о музыке.

4

21%

в

Считаю, что это должны делать в дошкольном учреждении.

10

53%

г

Предпочитаю отдать ребенка в музыкальную школу

4

21%

4. Каков интерес вашего ребенка к музыке?

А

Интереса не проявляет.

3

16%

б

Рассказывает о том, что делали на музыкальном занятии.

11

58%

в

Говорит со мной о музыке, если я его спрашиваю

5

26%

5. Как ребенок реагирует на музыку?

а

Сразу начинает петь, как только услышит знакомую                       7 песню

37%

б

Внимательно слушает музыку

4

21%

в

Пытается движением воспроизвести характер музыки.

16%

г

Равнодушен к музыке.

5

26%

6. Какие условия созданы для домашнего музицирования?

А

Не занимаюсь этим.                                                                           12

63%

б

Есть музыкальный инструмент.                                                           1

5%

в

Есть фонотека с детским репертуаром.                                             6

32%

                                                                                                                     

                                                                                                                       Спасибо!


Приложение 2

Беседа с родителями на тему: «Музыка в жизни ребенка»

В детском саду мы ежедневно занимаемся музыкальной деятельностью. Работаем над развитием музыкальных способностей, прививаем эстетический вкус. Детский сад и семья два главных коллектива, ответственных за развитие и воспитание ребенка.

Музыкальное искусство имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании. Начинаем работать с детьми в возрасте от полутора лет и провожаем их в школу. На этом этапе пути продолжительностью в шесть лет ребята систематически, последовательно занимаются всеми видами музыкальной деятельности. Учим детей петь, танцевать, слушать, играть на музыкальных инструментах. В процессе разучивания, пения у детей развивается память, крепнут голосовые связки, умение правильно дышать. Идет постоянная работа над дикцией, ребенок учится правильно пропевать звуки, слова, предложения.

Учим детей выразительно, ритмично, красиво танцевать. Выражать в танце свои чувства и эмоции. Дети учатся приглашать на танец друг друга и провожать после танца. Танцевать это очень полезно для здоровья, у ребенка развивается правильная осанка, в дальнейшем он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации. Так же прививаем любовь к классической музыке, расширяется кругозор. При систематическом слушании музыки у детей вырабатывается усидчивость, внимание это уже подготовка к школе и дальнейшей жизни. Мы видим в каждом ребенке таланты и способности, помогаем развивать их в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с семьей по вопросам трудового воспитания дошкольников

Статья о сотрудничестве с родителями воспитанников по вопросам трудового воспитания. Раскрывается актуальность проблемы, рассказывается о направлениях, формах и методах работы с родителями....

Статья "Формы взаимодействия с семьёй по вопросам музыкального воспитания дошкольников."

В статье раскрыты вопросы по взаимодействию музыкального руководителя  и родителей. Приведены примеры  некоторых форм работы  с родителями....

Инновационные формы взаимодействия с родителями в процессе музыкального образования дошкольников –залог их успешного развития

Цель взаимодействия музыкального руководителя с семьей – это создание в дошкольной образовательной организации необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьям...

«Дистанционное музыкальное образование дошкольников через взаимодействие с семьей»

В связи со сложившимся эпидемиологическим положением в мире, жизнь людей изменилась. Пандемия коснулась каждого. Семьи оказались в замкнутом пространстве на долгое время....

Статья «Формы взаимодействия с семьёй по вопросам музыкального воспитания дошкольников».

С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Одни из основных принципов дошкольного образования:– сотрудничество Организац...


 

Комментарии

Севостьянова Оксана Юрьевна

Спасибо за интересный материал!