Традиционные и инновационные подходы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе музыкального воспитания ребенка
статья (подготовительная группа)
Основная цель системы работы педагогического коллектива с родителями-установление партнерских отношений
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Традиционные и инновационные подходы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе музыкального образования ребенка»
Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные усилия для вхождения маленького человека в большой мир.
В статье 44 Закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится: родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Не случайно становление личности и постепенное вовлечение ребенка в жизнь взрослых назвали образованием- образованием человека. Главную роль в этом процессе играют родители ребенка. Это они привели его в этот мир – они и несут ответственность за то, каким он станет.
Основная цель системы работы педагогического коллектива с родителями (законными представителями) - установление партнерских отношений, создание условий для взаимодействия, доверия и общности интересов. В соответствии с ФГОС ДО педагоги должны обеспечить профессиональную поддержку семье и повысить компетентность родителей в вопросах развития и образования детей.
Основные требования ФГОС к реализации образовательной программы отражают необходимость внедрения в работу ДОУ различных традиционных форм взаимодействия с семьей, среди которых основными являются:
-психолого-педагогическое просвещение родителей, обмен опытом;
-вовлечение родителей в педагогический процесс;
В настоящее время одновременно с традиционными формами особую актуальность приобретают инновационные формы взаимодействия семьи и детского сада, которые позволяют эффективно реализовывать основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Традиционные формы работы с семьей в настоящее время рассматриваются как препятствие к функционированию ДОУ в режиме развития. Вместе с тем в современной науке высказывается мысль, что традиции и инновации, традиция и современность взаимосвязаны и взаимообусловлены. Многие традиционные формы работы с семьей, которые раньше рассматривались как сугубо устойчивые и неизменные, в действительности существуют бок о бок с современными формами работы, начинают соответствовать новым требованиям, видоизменяясь при этом по существу, выступая в качестве проводника современности и некогда традиционных подходах.
Музыкальное движение и пение, помимо эстетических и образовательных задач, способствует еще и укреплению здоровья, развивает память и речь детей. Родные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека, музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. В дошкольном учреждении создаются все условия, чтобы ребенок обладал всеми видами детской музыкальной деятельности, поскольку доказано, что только в процессе овладения деятельностью у ребенка развиваются его способности, нравственно-эмоциональная сфера, познавательные процессы и личностные преобразования, т.е. осуществляется полноценное развитие личности ребенка.
Успешность музыкально развития детей, посещающих ДОУ, в большой степени зависит и от того, какая атмосфера создана родителями в семье. Имеет ли продолжение музыкальное развитие ребенка дома, насколько родители осознают необходимость содействия педагогам детского сада в осуществлении непростых задач, связанных с формированием у детей этого базового объема знаний, умений и навыков в области музыкальной деятельности, который необходим ребенку и с которым он пойдет в школу.
Задача педагогов помочь родителям владеть более расширенной информацией используя инновационные формы работы не нарушая традиции. Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию талантов и способностей ребёнка, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным!
Работая музыкальным руководителем в ДОУ, хочу поделиться некоторыми инновационными формами взаимодействия с родителями воспитанников.
1. Совершенно новый потенциал для взаимодействия с родителями и педагогами несёт в себе создание сайта детского сада. Сайт разработан и функционирует, как источник познавательной, аналитической, наглядной и просветительной информации. Сайт имеет понятный рядовому пользователю интерфейс. Простое и наглядное меню навигации обеспечивает свободное перемещение по всем разделам и музыкальным страницам сайта. Сайт рассчитан на широкую аудиторию посетителей.
2. Новой формой работы с родителями ДОУ стало создание сайта группы с музыкальным руководителем. На сайте, с целью выявления заинтересованности родителей в музыкальном воспитании их детей, в начале учебного года и в конце предлагаю родителям ознакомительное анкетирование. Данный метод помогает более быстро и локально выстроить свою работу с родителями и детьми. Анкетирование (в начале учебного года) с целью выявления интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. В конце года, с целью выявления удовлетворённости воспитательно-образовательным процессом, их потребностей и пожеланий.
На сайте группы родители получают: полезные советы на интересующие вопросы по развитию музыкальности ребенка, по личному запросу знакомятся с результатами диагностического обследования своего ребенка, с индивидуальным маршрутом сопровождения одаренного ребенка по музыкально-художественной деятельности.
3. Для более эффективного взаимодействия с родителями на родительских собраниях выступаю с тематическими презентациями, которые разработаны в программе PowerPoint. Программа помогает легко и быстро создать яркие, наглядные презентации, которые включают в себя оформленные таблицами, картинками, чертежами и т.д. Нетрадиционная методика подачи информации повышает интерес к вопросам развития детей в музыкальной деятельности, а так же активизирует родителей на решение проблем в музыкальном воспитании.
4. Достаточно распространенной формой, которая даёт возможность познакомить родителей с музыкально-образовательным процессом, особенностями музыкального развития, является день открытых дверей. Я могу показать родителям открытые занятия , охватывая все виды музыкальной деятельности, могу провести беседу, а можно, благодаря ИТК, показать всё это в форме рекламного видеоролика или тематической презентации.
5. Для эффективности взаимодействия с семьёй из инновационных форм использую:
- на сайте группы папки – передвижки «Музыкальная шкатулка» для каждой возрастной группы с информационным материалом о музыкальном воспитании в семье. Материал публикуется на разные музыкальные темы и ежемесячно обновляются . Этот же материал можно найти и в печатном варианте в музыкальном уголке группы.
- мастер-классы для родителей по видам музыкальной деятельности: пение, движение, слушание, приёмы игры на детских музыкальных инструментах. Это позволяет родителям приобрести правильные навыки подачи музыкального материала дома с детьми.
- знакомство с музыкальными профессиями родителей (концертные выступления родителей-музыкантов, хореографов, вокалистов, пианистов);
- на сайте группы размещаю фото-выставки праздников, спектаклей, квестов, развлечений и занятий;
- ведение блога или странички специалиста «Специалист рекомендует» на сайте ДОУ;
- «Почтовый ящик доверия музыкального руководителя», куда родители помещают интересующие их вопросы и предложения, дать советы или делятся с родителями информацией или предложениями.
Степень вовлечения родителей может быть весьма разнообразной - это зависит во многом от их желания и возможностей. Благодаря инновационным формам сотрудничества с семьёй, родители нашего ДОУ на протяжении всего учебного года с желанием участвуют в совместной музыкальной деятельности: праздниках, развлечениях, вечерах, квестах, проектах и театральной деятельности. «Неделя театра», которая проходит ежегодно в ДОУ, на 100% позволяет вовлечь родителей в педагогический процесс.
Такое участие родителей в жизни детей не только дома, но и в детском саду, обеспечит целостность педагогического процесса, поможет детям лучше усваивать музыкальный материал, а взрослым поможет осознать важность всей этой работы. Только в том случае, если родители станут помощниками, союзниками детского сада в их очень непростой работе, осознав ее важность, возможен хороший результат. И чем разнообразнее музыкальная деятельность, тем интересней участвовать в ней детям и родителям!
Вспоминая и учитывая в работе давно забытые традиции, мы открываем все новые и новые формы взаимодействия с родителями, которые и помогают нам достигать высоких результатов в воспитании наших детей.
Список используемой литературы:
1. Доронова Т.Н. Вместе с семьёй - М.: Просвещение, 2006.
2. Давыдова И.А. Формы работы музыкального руководителя ДОУ с родителями // 1 сентября. 2013.
3. Зацепина М.Б. Развитие ребёнка в музыкальной деятельности - М.: Творческий центр, 2010.
4. Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве // Управление ДОУ. Сфера. 2008. №6.
5. Радынова О.П. Музыкальное воспитание в семье - М.: Просвещение, 1998г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
: Проект «Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе правового воспитания дошкольников ».
Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества с гражданско-правовой культурой. В Законе РФ «Об образовании» го...
Проект взаимодействие ДОУ и семьи в процессе правового воспитания дошкольников «Путешествие в Правоград»
Взаимодействие детского сада с родителями обеспечивает преемственность воспитания в семье и детском саду, позволяет повысить правовые знания детей и их родителей, и как следствие, развивать положитель...
Современный детский сад: интеграция традиционных и инновационных подходов в воспитании и образовании.
В веке инновационного общества человеку уже нелбходимо не логическое мышление, а синтезирующие в основе которой лежит интеграция разных знаний....
Аттестационная работа « Особенности взаимодействия ДОУ и семьи в процессе музыкального образования ребенка»
Инновационные формы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе музыкального образования ребенка....
ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕБЕНКА
Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. И семья, и дошкол...
Семинар-практикум для родителей "Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе музыкального образования детей дошкольного возраста"
Основная задача музыкального образования дошкольников состоит в том, чтобы приобщить ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности, формиров...