Коллективное творчество в создание макетов и игрушек из поделочного материала
статья (старшая группа) на тему

Попова Светлана Владимировна

Способность творчества есть великий дар

природы; акт творчества в душе творящей

есть великое таинство; минута творчества

есть минута великого священнодействия.

Белинский В. Г.

Творчество – это процесс, присущий деятельности человека. Творчество доступно каждому. Ребенок, строящий свой первый дом из песка, и архитектор, создающий проект ультрасовременного здания, могут быть названы творцами. Творчество означает созидание нового, под которым могут подразумевать как преобразования в сознании и поведении объекта, так и порождаемые им, но отчуждаемые от него продукты.  

Опираясь на примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,  в образовательной области «Художественно – эстетического развития»  большое внимание уделено формированию у детей творческих способностей.

Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчёркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в художественно - эстетическом развитии личности. Однако для реализации такого развития необходимы соответствующие условия. И если для развития творчества созданы условия в группе, в детском саду, дети с удовольствием рисуют, лепят, вырезают и наклеивают, конструируют, создают макеты и  игрушки из поделочного материала, готовы проводить за этими занятиями много времени. А каковы же эти условия? Во – первых, это положительный психологический климат в детском коллективе; во – вторых, использование таких видов деятельности, как лепка, аппликация, конструирование, прикладное творчество. Значительное количество детей, несмотря на имеющиеся у них навыки и умения, испытывают трудности в творческом выражении. Основной причиной является: недостаточный уровень познавательных интересов, отсутствие активности, инициативности, настойчивости и умения достигать поставленной цели.

Решая проблему развития коллективного творчества в создание макетов и игрушек из поделочного материала,  педагог должен основываться на следующих принципах:

×                творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества;

×                учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии;

×                управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности;

×                комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников.

Коллективные работы с детьми создаются (начиная с младшего дошкольного возраста) по художественно – эстетическому развитию,  в старших группах добавляется конструктивно – модельная деятельность и прикладное творчество, включающие  создание макетов и игрушек из поделочного материала. Все работы должны иметь целевое назначение. Педагог подводит детей к тому, чтобы вместе создать макет, сделать украшения к празднику (панно), ко дню рождения ребёнка, спектаклям (игрушки). В. Маяковский сказал: «Чего один не сделает, сделаем вместе».

Поэтому одной из форм проведения, как в совместной деятельности, так и в самостоятельной деятельности в старших группах в детском саду являются коллективные работы, итогом которых становятся создание макетов и игрушек из поделочного материала. Макетирование имеет большое значение в развитии детского игрового творчества. Макет – это уменьшенная модель объекта (леса, гор, поля, озера, вулкана, солнечной системы, города, улицы),  фиксированная  конструкция. Он должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место, не бояться случайных сотрясений, служить длительное время и в любой момент доступен детям для игры, экологическим.

Макет - это и результат конструктивно-творческой деятельности и очень привлекательное для детей игровое пространство. Преимущественно макеты рассматриваются детьми как игровая среда, в которой можно развернуть различные игровые сюжеты. Он может быть: настенным в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а задний – картина; напольным, и тогда он имеет более крупные конструкционные объемы; настольным, тогда размер ограничивается размером стола или его части; подиумным (на специальных подставках-подиумах). Интересный и любимый вариант - макеты в специальных стеклянных шкафах и полках.

Работа по созданию макетов проводится поэтапно.

×                1 этап. Предварительная работа, включающая в себя обогащение личного опыта детей (проведение бесед, рассматривание картин и иллюстраций, прогулки, экскурсии, чтение художественной литературы).

×                2 этап. Изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом. Происходит конструирование и художественно-изобразительное творчество в виде скульптурного моделирования из пластических материалов, формирование представлений о природных ландшафтах. Персонажи изготавливаются совместно с детьми и воспитателем из бумаги, картона, проволоки, солёного теста, природного и бросового материала.

×                3 этап. Взаимодействие с родителями (подбор материала, участие в конкурсах).

Педагогу в начале работы по созданию макетов необходимо составить перспективно – тематическое планирование, которое поможет систематизировать эту деятельность. А так же отобрать темы, материалы, продумать формы организации работы. (Приложение).

Достойное место в процессе творческой деятельности детей в детском саду занимает прикладное творчество,  одной из задач, которого является  закрепление умения делать игрушки из поделочного материала. Вначале педагог предлагает детям тщательно продумать тему для преобразования предметов (например: театр). Уже сама постановка конкретной задачи дает толчок детскому воображению, заставляет ребенка думать,  как её выполнить, то есть творчески осмыслить. Затем приготовить  все необходимые материалы. Например: бутылочки, формы из-под "киндер-сюрприза", крышки, ткань и  какие – то дополнительные детали. Дети стремятся усовершенствовать выбранный предмет, сделать его более красивым и полезным, то есть у них пробуждается творческое мышление. Изготовленные игрушки можно использовать не только в театре, но и просто в играх, подарить в качестве подарка. Так же, как и макетирование, изготовление игрушек из поделочного материала является творческой коллективной деятельностью.

 В практике существуют разнообразные формы работы для выполнения коллективной деятельности (например: по созданию макетов и игрушек).

1. Совместно-индивидуальная (ребенок-участник деятельности - выполняет часть работы индивидуально, а на завершающем этапе она становится частью общей композиции).

2. Коллективно модельная деятельность на основе совместно –

последовательной формы организации (результат действия выполненного одним становится предметом деятельности другого)

3. Совместно-взаимодействующая (формирования умений планировать координировать свою деятельность и оценивать объективно результаты коллективного творческого труда).

Руководство педагога на разных этапах осуществления плана коллективной творческой деятельности (в создании макетов и игрушек) имеет свои особенности. На первом этапе, планируя коллективные действия, педагог стремится к созданию мотивационного резонанса - возникновению у каждого ребенка желания включиться в коллективное дело. Важно объединить детей общей целью, привлекательностью будущего результата деятельности, вызвать эмоциональный подъем, хороший деловой азарт.

Следующим этапом в коллективном взаимодействии является распределение ролей предстоящей деятельности между детьми. Для того чтобы участие в общем деле помогло каждому ребенку раскрыться со стороны лучших качеств, педагогу важно выявить индивидуальные способности и склонности каждого участника. Выявление индивидуальных особенностей детей позволяет педагогу наметить перспективу развития коллективного творчества.

Другой вариант организации сотрудничества детей заключается в том, что общая цель деятельности выполняется несколькими подгруппами и итоговый результат зависит от качества работы каждой подгруппы. Деятельность такого типа вызывает чувство удовлетворения у каждого ее участника, у ребенка возникает ощущение полезности и личного вклада в общее дело, что придает ему уверенность в своих силах.

Заключительные этапы коллективного взаимодействия связаны с достижением, осознанием и оценкой значимости полученного результата. При этом педагог акцентирует внимание детей на личном вкладе каждого в общее дело, подчеркивает, что без совместных усилий реализация коллективного замысла была бы невозможна. Хорошо, когда успешность коллективной деятельности оценивается не только самими детьми, но и людьми, мнением которых они дорожат - родителями, другими воспитателями, детьми других групп.

Недостатком в работе педагогов, мешающим развитию детского творчества, является излишняя опека ребёнка, т. е. вмешательство воспитателя в сам творческий процесс ребёнка, навязывание своей идеи работы. Следующим недостатком, следует считать ограниченность материалов, предлагаемых детям для создания макета и игрушек, ограниченность детьми способов работы. Самый отрицательный недостаток работы в развитии детского творчества, неправильное руководство детским творчеством и низкий уровень квалификации педагога, т. е в педагоге отсутствует творческий потенциал для решения данного вопроса.

Таким образом, творческая деятельность дошкольника делает  его существом, обращенным к будущему, ведь ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенной природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструктивно – модельной деятельности и прикладном творчестве, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои макеты, игрушки, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Педагогу важно правильно организовать работу по развитию творческого макетирования и созданию игрушек. Детей увлекающихся модельно – конструктивной деятельностью и созданием игрушек из поделочного материала, отличает богатые фантазия и воображения, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать. Развивается логическое мышление, память, что является основой интеллектуального развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Попова С.В.,

МБДОУ ЦРР детский сад № 44 «Золушка»,

г. Старый Оскол, Белгородская область.

«Коллективное творчество в создание макетов и игрушек из поделочного материала»

Способность творчества есть великий дар

природы; акт творчества в душе творящей

есть великое таинство; минута творчества

есть минута великого священнодействия.

Белинский В. Г.

Творчество – это процесс, присущий деятельности человека. Творчество доступно каждому. Ребенок, строящий свой первый дом из песка, и архитектор, создающий проект ультрасовременного здания, могут быть названы творцами. Творчество означает созидание нового, под которым могут подразумевать как преобразования в сознании и поведении объекта, так и порождаемые им, но отчуждаемые от него продукты.  

Опираясь на примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,  в образовательной области «Художественно – эстетического развития»  большое внимание уделено формированию у детей творческих способностей.

Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчёркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в художественно - эстетическом развитии личности. Однако для реализации такого развития необходимы соответствующие условия. И если для развития творчества созданы условия в группе, в детском саду, дети с удовольствием рисуют, лепят, вырезают и наклеивают, конструируют, создают макеты и  игрушки из поделочного материала, готовы проводить за этими занятиями много времени. А каковы же эти условия? Во – первых, это положительный психологический климат в детском коллективе; во – вторых, использование таких видов деятельности, как лепка, аппликация, конструирование, прикладное творчество. Значительное количество детей, несмотря на имеющиеся у них навыки и умения, испытывают трудности в творческом выражении. Основной причиной является: недостаточный уровень познавательных интересов, отсутствие активности, инициативности, настойчивости и умения достигать поставленной цели.

Решая проблему развития коллективного творчества в создание макетов и игрушек из поделочного материала,  педагог должен основываться на следующих принципах:

  • творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества;
  • учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии;
  • управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности;
  • комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников.

Коллективные работы с детьми создаются (начиная с младшего дошкольного возраста) по художественно – эстетическому развитию,  в старших группах добавляется конструктивно – модельная деятельность и прикладное творчество, включающие  создание макетов и игрушек из поделочного материала. Все работы должны иметь целевое назначение. Педагог подводит детей к тому, чтобы вместе создать макет, сделать украшения к празднику (панно), ко дню рождения ребёнка, спектаклям (игрушки). В. Маяковский сказал: «Чего один не сделает, сделаем вместе».

Поэтому одной из форм проведения, как в совместной деятельности, так и в самостоятельной деятельности в старших группах в детском саду являются коллективные работы, итогом которых становятся создание макетов и игрушек из поделочного материала. Макетирование имеет большое значение в развитии детского игрового творчества. Макет – это уменьшенная модель объекта (леса, гор, поля, озера, вулкана, солнечной системы, города, улицы),  фиксированная  конструкция. Он должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место, не бояться случайных сотрясений, служить длительное время и в любой момент доступен детям для игры, экологическим.

Макет - это и результат конструктивно-творческой деятельности и очень привлекательное для детей игровое пространство. Преимущественно макеты рассматриваются детьми как игровая среда, в которой можно развернуть различные игровые сюжеты. Он может быть: настенным в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а задний – картина; напольным, и тогда он имеет более крупные конструкционные объемы; настольным, тогда размер ограничивается размером стола или его части; подиумным (на специальных подставках-подиумах). Интересный и любимый вариант - макеты в специальных стеклянных шкафах и полках.

Работа по созданию макетов проводится поэтапно.

  • 1 этап. Предварительная работа, включающая в себя обогащение личного опыта детей (проведение бесед, рассматривание картин и иллюстраций, прогулки, экскурсии, чтение художественной литературы).
  • 2 этап. Изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом. Происходит конструирование и художественно-изобразительное творчество в виде скульптурного моделирования из пластических материалов, формирование представлений о природных ландшафтах. Персонажи изготавливаются совместно с детьми и воспитателем из бумаги, картона, проволоки, солёного теста, природного и бросового материала.
  • 3 этап. Взаимодействие с родителями (подбор материала, участие в конкурсах).

Педагогу в начале работы по созданию макетов необходимо составить перспективно – тематическое планирование, которое поможет систематизировать эту деятельность. А так же отобрать темы, материалы, продумать формы организации работы. (Приложение).

Достойное место в процессе творческой деятельности детей в детском саду занимает прикладное творчество,  одной из задач, которого является  закрепление умения делать игрушки из поделочного материала. Вначале педагог предлагает детям тщательно продумать тему для преобразования предметов (например: театр). Уже сама постановка конкретной задачи дает толчок детскому воображению, заставляет ребенка думать,  как её выполнить, то есть творчески осмыслить. Затем приготовить  все необходимые материалы. Например: бутылочки, формы из-под "киндер-сюрприза", крышки, ткань и  какие – то дополнительные детали. Дети стремятся усовершенствовать выбранный предмет, сделать его более красивым и полезным, то есть у них пробуждается творческое мышление. Изготовленные игрушки можно использовать не только в театре, но и просто в играх, подарить в качестве подарка. Так же, как и макетирование, изготовление игрушек из поделочного материала является творческой коллективной деятельностью.

 В практике существуют разнообразные формы работы для выполнения коллективной деятельности (например: по созданию макетов и игрушек).

1. Совместно-индивидуальная (ребенок-участник деятельности - выполняет часть работы индивидуально, а на завершающем этапе она становится частью общей композиции).

2. Коллективно модельная деятельность на основе совместно –

последовательной формы организации (результат действия выполненного одним становится предметом деятельности другого)

3. Совместно-взаимодействующая (формирования умений планировать координировать свою деятельность и оценивать объективно результаты коллективного творческого труда).

Руководство педагога на разных этапах осуществления плана коллективной творческой деятельности (в создании макетов и игрушек) имеет свои особенности. На первом этапе, планируя коллективные действия, педагог стремится к созданию мотивационного резонанса - возникновению у каждого ребенка желания включиться в коллективное дело. Важно объединить детей общей целью, привлекательностью будущего результата деятельности, вызвать эмоциональный подъем, хороший деловой азарт.

Следующим этапом в коллективном взаимодействии является распределение ролей предстоящей деятельности между детьми. Для того чтобы участие в общем деле помогло каждому ребенку раскрыться со стороны лучших качеств, педагогу важно выявить индивидуальные способности и склонности каждого участника. Выявление индивидуальных особенностей детей позволяет педагогу наметить перспективу развития коллективного творчества.

Другой вариант организации сотрудничества детей заключается в том, что общая цель деятельности выполняется несколькими подгруппами и итоговый результат зависит от качества работы каждой подгруппы. Деятельность такого типа вызывает чувство удовлетворения у каждого ее участника, у ребенка возникает ощущение полезности и личного вклада в общее дело, что придает ему уверенность в своих силах.

Заключительные этапы коллективного взаимодействия связаны с достижением, осознанием и оценкой значимости полученного результата. При этом педагог акцентирует внимание детей на личном вкладе каждого в общее дело, подчеркивает, что без совместных усилий реализация коллективного замысла была бы невозможна. Хорошо, когда успешность коллективной деятельности оценивается не только самими детьми, но и людьми, мнением которых они дорожат - родителями, другими воспитателями, детьми других групп.

Недостатком в работе педагогов, мешающим развитию детского творчества, является излишняя опека ребёнка, т. е. вмешательство воспитателя в сам творческий процесс ребёнка, навязывание своей идеи работы. Следующим недостатком, следует считать ограниченность материалов, предлагаемых детям для создания макета и игрушек, ограниченность детьми способов работы. Самый отрицательный недостаток работы в развитии детского творчества, неправильное руководство детским творчеством и низкий уровень квалификации педагога, т. е в педагоге отсутствует творческий потенциал для решения данного вопроса.

Таким образом, творческая деятельность дошкольника делает  его существом, обращенным к будущему, ведь ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенной природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструктивно – модельной деятельности и прикладном творчестве, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои макеты, игрушки, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Педагогу важно правильно организовать работу по развитию творческого макетирования и созданию игрушек. Детей увлекающихся модельно – конструктивной деятельностью и созданием игрушек из поделочного материала, отличает богатые фантазия и воображения, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать. Развивается логическое мышление, память, что является основой интеллектуального развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие креативности дошкольников через создание игрушек из бросового материала"

Развитие творчески активной личности - одна  из важнейших и актуальнейших  задач современноно мира.  Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем  п...

Создание макета "Русская изба".

фото как сделать "бревенчатый" сруб из бумаги, изобразить печку, деревянную мебель....

конспект НОД "Мой город" (создание макета)

Формирование у детей представлений о городе, в котором они живут...

Организация работы по развитию речи через конструктивно-техническое творчество дошкольников. «Создание макета «Весенний лес».

Организация работы по развитию речи через конструктивно-техническое творчество дошкольников.«Создание макета «Весенний лес». Средняя группа Воспитатель Кадоркина Алёна Вяче...

Сценарий организации коллективной художественно-продуктивной деятельности в подготовительной группе №3 Тема: «Создание макета «В хантыйском стойбище»

Задачи:- совершенствовать умения тонировать лист бумаги гуашевыми красками, смешивать краски для создания определенного тона;-закрепить умение силуэтного способа вырезания из картона, соединения детал...

Проект " Новый год у ворот. Создание новогодних игрушек из броссового материала"

Городской дистанционный экологический конкурс  «Эко-превращение»Проект «Новый год у ворот. Создание новогодних игрушек из бросового материала»...

Коллективное творчество детей по созданию сказочных образов сказки «Теремок»

    В современной жизни, когда родители заняты большей частью на работе, дети страдают от недостатка общения. Дома они больше времени проводят за компьютером или телевизором, где стан...