Образовательный проект "Сказки - для ума и души закваски"
проект (средняя, старшая группа) на тему

Ларченко Светлана Михайловна

Краткосрочный проект по познавательному развитию "Сказки для ума и души закваски" Для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazki_-_dlya_uma.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

«СКАЗКИ - ДЛЯ УМА И ДУШИ ЗАКВАСКИ»

Над проектом работали:

Ларченко С.М.

воспитатель ГБОУ школы № 1357

Дошкольное подразделение № 9

Москва, 2015 г.

  «Под влиянием знакомства с миром сказок… в дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем»

Т.В. Кудрявцев

Пожалуй, не найдется на свете человека, который не побывал бы в удивительном завораживающем мире – мире сказок. Наверное, и я, не смогла бы представить свое детство без любимых русских народных сказок. Совсем маленькой я очень любила сказки о животных, а становясь старше больший интерес вызывали герои волшебных и бытовых  сказок. Теперь став взрослым человеком, я не перестаю удивляться какой богатый фантазией и выдумкой обладал наш русский народ.

В каждой сказке новое чудо! А самое главное в них нет непоправимых бед и несчастий. Сказки наказывают злодеев, делают удачливыми добрых, мужественных, справедливых героев. Сказки кончаются счастливо, и выдумка избавления от бед так увлекательна, что хочется верить в чудеса.

Однако, сейчас, к сожалению, современные дети почти всегда играют в героев западных мультфильмов и комиксов – Человека-паука, Зомби, Черепашек-ниндзя и прочих непонятных существ. Мне кажется, во всем виноват тот огромный поток информации, который они получают из различных источников: журналов, компьютерных игр, телепередач и т.д. мы прекрасно знаем, ведь дети, что видят чаще – то и воспроизводят в своих играх. А ведь в наших сказках гораздо больше добра, света и радости. Вот почему основной целью данного проекта является желание вызвать интерес детей к персонажам наших русских народных сказок. Сказок богатых и своими героями, и фантазиями, а главное обязательно утверждающим правилом: «Добро всегда побеждает зло!».

Хочется надеяться, что наш проект позволит детям глубже проникнуть в необыкновенное «сказочное царство» и вызовет желание соприкасаться с этим прекрасным, волшебным миром.

«Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать!»

Песталоцци

Вид проекта: групповой, познавательно-творческий.

Образовательная область: познавательное развитие.

Продолжительность: краткосрочный – 2 недели.

Участники проекта:

- дети среднего и старшего дошкольного возраста,

- воспитатели,

- специалисты ДОУ,

- родители.

Тематический контекст: Проект родился в ходе подготовки к неделе «Театра». В группе случайно появилась кукла, сделанная старшими дошкольниками на кружке по ручному труду, для игры-драматизации. Они очень заинтересовались этой куклой и долго спорили, что это за персонаж.

ПОГРУЖЕНИЕ В ПРОЕКТ

Актуальность проекта вызвана отсутствием у детей знаний русских народных сказок и их героев.

Мотивация детей: непосредственный интерес к куклам, персонажам русских народных сказок.

Цель: Вызвать познавательный интерес к героям русских народных сказок через различные виды деятельности.

Предполагаемый результат

  • Развитие интереса к русской народной сказке, и ее героям.
  • Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
  • Развитие эмоциональной отзывчивости.

Образовательные задачи:

  • Приобщать детей к творчеству русского народа – сказке, способствуя развитию образного мышления, фантазии, творческих способностей.
  • Воспитывать культуру речи, обогащать и расширять словарный запас детей.

Продукт проектной деятельности:

  • Куклы-ходилки для игры-драматизации - персонажи русских народных сказок.
  • Рисунки и поделки по сказкам.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Подбор и систематизация информационных ресурсов для проекта.
  • Обогащение предметно-развивающей среды группы при активном участии родителей.
  • Планирование детской деятельности по решению задач проекта.
  • Создание условий в группе для активной самостоятельной деятельности детей.
  • Организация совместной деятельности с детьми.
  • Проведение работы с родителями просветительского характера, анкетирование.
  • Обозначение предполагаемой формы презентации результатов, итогов работы.

Роль родителей  в  реализации проекта

  • создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
  • просмотр и чтение русских народных сказок;
  • совместная  творческая и игровая деятельность с детьми.

Обеспечение

Сборники русских народных сказок, аудио записей, мультфильмов, подборка иллюстраций, репродукций картин, фотографий и рисунков к сказкам, аудиозаписи русской народной музыки, музыкальные инструменты, методическая литература, наборы  кукольного и пальчикового театров, элементы костюмов для театрализации, материалы для изодеятельности, конструкторы, наборы дидактических игр по сказкам, подборка подвижных русских народных игр.

Вопросы, детям по предлагаемому проекту

- Что мы знаем о героях русских сказок?

- Что мы хотим узнать о них?

- Как нам найти ответы на наши вопросы?

Предварительная работа

- Обсуждение проекта, выяснение возможностей и средств, необходимых для реализации проекта.

- Консультации: «Сказка в жизни ребенка», «Домашняя детская библиотека».

- Анкетирование родителей и опрос детей, какие книги читают дома, есть ли в домашней библиотеке русские народные сказки.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вид деятельности: познавательно-исследовательская

Формы организации:

  1. Просмотр мультфильмов:

- «Теремок», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят» (средняя группа)

- «По щучьему велению», «Финист – ясный сокол», «Волк и семеро козлят» (старшая группа)

  1. Посещение спектакля

- «Репка» (средняя группа)

- «Заюшкина избушка» (старшая группа)

  1. Посадка семян гороха «Домик для горошка» по сказке «Петушок золотой гребешок и жерновцы» (средняя группа)
  2. Решение проблемных ситуаций по основам безопасности жизнедеятельности с использованием сказки:

- НОД  «Волк и семеро козлят» (средняя группа, старшая группа)

Вид деятельности: чтение художественной литературы

Формы организации:

  1. Чтение русских народных сказок

- «Петушок золотой гребешок и жерновцы», «Бобовое зернышко», «Жихарка» (средняя группа)

- «Никита Кожемяка», «Царевна-лягушка», «У страха глаза велики» (старшая группа)

Вид деятельности: коммуникативная

Формы организации:

  1. Беседа:

- в мини-музее «Русская изба» «Как рождалась сказка?» (средняя группа)

- в библиотеке «Какие бывают сказки?» (старшая группа)

  1. Игра-инсценировка  по сюжету сказки «Лисичка со скалочкой» в мини-музее «Русская изба» (средняя группа)
  2. Обсуждение – рассуждение «Хорошие и плохие качества героев сказок» (старшая группа)

Вид деятельности: игровая

Формы организации

  1. Сюжетно-ролевые игры по сюжетам сказок (по выбору детей):

- «Три медведя»,

-  «Волк и семеро козлят»,

-  «Лиса и журавль»,

- «Теремок».

  1. Дидактические игры по мотивам русских народных сказок (по выбору детей):

Средняя группа:

- «Сказочное лото»

- «Герои русских народных сказок»

Старшая группа:

- «Угадай сказку»

- «Найди тень»

Вид деятельности: двигательная

Форма организации

  1. Русские народные подвижные игры и игры малой подвижности:

Средняя группа:

- «У медведя во бору»

- «Лиса и колобки»

- «Лиса по лесу ходила»

Старшая группа:

- «Две тетери»

- «Гуси-гуси»

- «Волк в лесу»

  1. Хороводные игры

- «Заинька»

- «Ручеек»

  1. Физкультминутки.

Средняя группа:

- «Курочка»

- «Посади репку»

Старшая группа:

- «Сказки»

- Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»

  1. Сюжетное физкультурное занятие «Идем в сказку» (средняя группа).

Вид деятельности: продуктивная

Форма организации

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества:

  1. «Колобок - румяный бок»

- практическое приготовление колобка из песочного теста; (средняя группа)

- коллективная лепка из пластилина сюжета сказки (старший возраст)

  1. Игра-рисование по следам прочитанного:

-  «Мой храбрый петушок» (средняя группа)

- «Царевна - лягушка» (старшая группа)

  1. Оформление альбома сказок

Совместная деятельность родителей и детей:

  1. Оформление альбома рисунков «Моя любимая сказка», «Мой любимый герой»; (средняя группа)
  2. Изготовление поделок и творческих работ в разной технике на тему «Моя любимая сказка», «Мой любимый герой»; (старшая группа)
  3. Фотовыставка «С мамой вместе»;

ПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА

  1. Изготовление кукол-ходилок  для игры-драматизации русской народной сказки «Заюшкина избушка» (средняя группа)
  2. Проведение игры-викторины «Сундучок с сюрпризом» (старшая группа)
  3. Оформление выставки детских работ по сказкам.

ОБОБЩЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА

Проект дал возможность тесно познакомить детей с творчеством русского народа – сказкой и приобщить к русской народной культуре. Систематизировать полученные знания для использования их в других видах деятельности. Проект  способствовал развитию творческого потенциала и накоплению эстетического опыта, умения слушать, понимать и эмоционально откликаться на них, воспитанию у детей культуры речи, обогащению и расширению словарного запаса детей. Стимулировал развитие у детей образного мышления, фантазии, творческих способностей.

…Сказка будит и пленяет мечту. Она даёт ребёнку первое чувство героического ...  Она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, любовь к родине, милой матушке, отличие «правды от кривды»…
И.А. Ильин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина для детей и их родителей "Сказка - для доброго дня закваска"

Это очень занимательная викторина для детей и их родителей,  она способствует созданию единого образовательного пространства по использованию сказки в социально - нравственном, творческом и речев...

Краткосрочный проект в средней группе "Сказка- для светлого ума закваска"

Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению мной был разработа...

Организация образовательной деятельности по проекту «Напитаем душу красотой. Творчество А.С.Пушкина»

Данный материал предназначен для работы педагогов старших групп ДОУ, использующих технологию проектной деятельности. Проект интересен и актуален тем, что позволяет:- индивидуализировать условия обучен...

Конспект интерактивного занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ . Тема : «Знакомство с притчей «О закваске».

Притчи Иисуса Христа — это семена нравственности. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы....

Консультация для воспитателей "Сказка - для светлого ума закваска"

Сказка всегда, во все времена имела огромную власть над детским сердцем. Необходимо, чтобы ребёнок знакомился со сказками, на которых выросло не одно поколение. В них, устоявшихся, проверенных веками,...

КВН - литературная викторина "Сказка - для доброго дня закваска"

Веселые позновательные задания в литературной викторине позволяют детям совершать увлекательные путешествия по страницам произведений, составляющих золотой фонд детской литературы....

КВН «Сказка — для доброго дня закваска» старшая группа

Цель: способствовать созданию единого образовательного пространства по использованию сказки в социально-нравственном, творческом и речевом развитии детей.Задачи:привлечь родителей к участию в вос...