Консультация для воспитателей "Сказка - для светлого ума закваска"
консультация (старшая группа)
Сказка всегда, во все времена имела огромную власть над детским сердцем. Необходимо, чтобы ребёнок знакомился со сказками, на которых выросло не одно поколение. В них, устоявшихся, проверенных веками, заключена мудрость народа, который их создавал, в них основы национальной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_skazka_-_dlya_svetlogo_uma_zakvaska.doc | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД № 27«СКАЗКА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
г.Саяногорск
НЕСТАНДАРТНАЯ МЕТОДИКА РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ
Л. Б. ФЕСЮКОВОЙ
ВОСПИТАТЕЛЬ ВКК
ЖИГУЛОВА Е.В.
Сегодня, когда по-иному, широко и фундаментально, решается проблема образования и воспитания, и усложняются задачи, стоящие перед всеми, кто её решает – а это, в первую очередь, педагоги общеобразовательных учреждений, - непоколебимой остаётся идея приобщения детей с самого раннего возраста к художественной литературе. Именно художественное (а нередко и познавательное) произведение позволяет ребёнку познакомиться с окружающей действительностью, удовлетворить свои познавательные интересы, научиться видеть себя в тесной связи с другими людьми.
Дети воспринимают окружающий мир целостно, не всегда замечая детали, образно - эмоционально, познавая разнообразные жизненные явления через игру. Они не выносят однообразия и скуки, остро ощущают фальшь в изображении действительности, предпочитая весёлых, неунывающих героев.
Сейчас такое время, когда о чём бы не заговорили, будь то наука, промышленность, образование или искусство – всё обрастает массой проблем. Да, наше время – время стрессов, резких взлётов и ещё более резких падений в судьбах людей. Пресса, телевидение, фильмы, даже детские мультфильмы несут в себе достаточный заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Всё это обрушивается на незащищенное эмоциональное поле ребёнка. Как уберечь его от такой страшной разрушающей силы?
Сказка всегда, во все времена имела огромную власть над детским сердцем. Необходимо, чтобы ребёнок знакомился со сказками, на которых выросло не одно поколение. В них, устоявшихся, проверенных веками, заключена мудрость народа, который их создавал, в них основы национальной культуры. Да и где ещё можно почувствовать себя вдали от житейской суеты и трудностей, как не в хорошей сказке? Теперь мы подробно разбираем все свойства сказки, её педагогические, психологические и медитативные возможности. Но суть всех этих рассуждений одна: без сказки у ребёнка нет ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания. Видеоиграми сыт не будешь, особенно если они созданы в чужой стране, где люди живут иными проблемами.
Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя, даёт возможность за 15-20 минут примерить на себе и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Это уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для жизни и судьбы ставит сказки в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми. Пользуясь зашифрованным в сказке опытом прошлых поколений, ребёнок и взрослый могут проникнуть в мир бессознательного и на ином, внутреннем уровне разглядеть собственный мир чувств и переживаний.
Конечно, сказки есть в каждом доме, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Удивительный сказочник Д.Родари, а в дальнейшем большинство авторов направления ТРИЗ совершенно справедливо утверждают следующее:
- Существует много сказок жестоких, несущих в самом содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты;
- Сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном это чтение, рассказывание, пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей по знакомым сказкам;
- Сказки далеко не в полной форме используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств;
- С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Смотреть телевизор легче и интереснее.
В решении перечисленных проблем Л.Б.Фесюкова разработала свою нестандартную методику работы со сказкой, используя творческое наследие Д. Родари, ТРИЗ (автор Г.Альтшуллер, М. Шустерман и др.) и собственный опыт.
Автор предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно.
Нетрадиционно – это научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать свои концовки, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.
Рассмотрим более подробно методику выполнения наиболее часто повторяемых заданий и вопросов.
- Нравственный урок.
Он был совершенно лишним при традиционном подходе к текстам. А при нетрадиционном подходе он берёт на себя нагрузку дать чуть-чуть непривычное пояснение. Не зря существует поговорка: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Выявить этот всегда напрямую сформулированный «намёк», прояснить его суть, дать себе урок – вот главная задача.
Нетрадиционный подход как раз даёт и воспитателю и ребёнку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: всё можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей – должна стать творческим девизом для ребёнка. Такая главная установка. (Например: сказка «Лиса и заяц». Нравственный урок «не имей сто рублей, а имей сто друзей»).
Важно не опоздать с главным – научить детей оценивать своих героев с этической позиции.
- Воспитание добрых чувств.
Всем нам понятно, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Каким мы представляем себе доброго человека – любящим помогать другим людям, умеющим сочувствовать, сопереживать и т.д. Важно тактично направить мысли и чувства малышей в нужное русло. Обращаясь к сказке, отметим, что в каждом конкретном случае её сюжет обращает внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: или на самоотверженность, или на сопереживание. В этой связи и следует обратить внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно то, что:
- учит детей сравнивать, сопоставлять;
- формирует привычку доказывать, что это, так или иначе;
- ставит ребёнка на место положительного или отрицательного героя, тем самым, давая возможность выбора собственной позиции; (К примеру: «Докажи, что Алёнка лучше всех»; «Кого тебе жалко в этой сказке?»; «Как бы ты поступил на месте…?»).
Нередко здесь используется тризовская игра «Хорошо – плохо». Развести в стороны хорошие и плохие поступки, явления – значит, сделать ещё один шаг в формировании доброты, пусть пока на уровне представлений.
- Речевая зарядка.
Право же, трудно отрицать роль сказок и художественных произведений в воспитании правильной устной речи. Это, во-первых, умения задавать вопросы. Ребёнку гораздо труднее поставить шуточный вопрос к героям.
Кроме спонтанного формирования устной речи, требуется специальное обучение. Большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений. Вместе с детьми нужно:
- придумать несколько однокоренных слов (лес- лесок - лесовичок);
- срифмовать два слова (кузнец – удалец), а затем переходить к рифмованной цепочке;
- составить длинное, распространённое предложение в игре «от каждого – по словечку» - «Колобок» - «Колобок катится» - «Колобок катится по дорожке» и т.д.
Хорошо известно также, что элементы лингвистического образования закладываются с самых ранних лет. В этой связи автор считает важным не только научить ребёнка устно сочинять, но и показать новые возможности, открывающиеся в экране письменного общения друг с другом – это записки, телеграммы, короткие письма. Любимые герои сказок являются первыми объектами такого общения. И вместе с ребёнком начинаем сочинять (ребёнок говорит, взрослый записывает).
Для развития речи автор советует прибегать к испытанному методу – придумывать иные, новые названия сказок , не искажая идеи произведения.
Для поддержания интереса к сказке и для того, чтобы нарушить привычные стереотипы, повернуть сюжет сказки в новое русло, используется метод, который условно назван «Введение частицы «не». (Не репа выросла на грядке, а…,).
Важным, по мнению автора, является воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья способствуют следующие приёмы в работе со сказками:
- найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
- сочинить длинное и в то же время смешное слово (к примеру, о лисе – «длиннохвостая», «пушистохвостая»);
- разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях (мука- мука);
- объяснить этимологию слова, т.е. его происхождение;
- произнести без гласных звуков какое-либо слово и предложить ребёнку узнать его.
Предлагать задания типа «определите лишнее слово» из разряда слов (пример: лиса, заяц, собака, избушка, петух…).
Сказка должна способствовать и общению. Для этого предлагает автор использовать игру-задание «Интервью». А кто берёт, кто его даёт, по какому поводу – все эти конкретные моменты диктуются сюжетами сказки.
- Развитие мышления и воображения.
Особо обращается внимание на развитие ребёнка до того уровня воображения, который помогает ему различать реальную жизнь и фантазии. Здесь предлагается детям впервые отойти от привычных стереотипов и изобрести новую сказку или какой-то её эпизод.
Очень хорошо, когда есть «волшебная палочка». Вначале мы, взрослые, оперируем ею в различных ситуациях (помогаем стать колобку невидимкою или наоборот, великаном и т.д.). А затем, обученный владению «волшебной палочкой», ребёнок сам начинает действовать, вызволяя, таким образом, героев из беды. Возникает обратная связь: ребёнок сам творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.
Следующий метод в общей системе развития мышления и воображения – «постановка проблемного вопроса». Детям традиционно задаются вопросы по тексту на уровне констатации (куда пошла Красная шапочка?; чем закончилась сказка? и т.д.). Но куда полезнее вопросы поискового характера (почему, зачем, каким образом, а если бы, всегда ли).
Следующий метод – метод аналогии. Такой метод помогает формировать ассоциативное мышление (мультфильм Том и Джерри. А в каких сказках тоже встречаются кошки и мышки?»). Ребёнок начинает вспоминать и проводить параллели.
Ещё один метод – метод шифров. Шифровать можно по-разному:
- перевернуть слово слева направо («путаница» - «ацинатуп»);
- изобразить вверх ногами всего две буквы («путаница» - «шушаница»); и т.д.
5. Сказка и математика.
Для ребёнка сказка – это его жизнь. Тем более во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности («Два жадных медвежонка»; «Цветик–семицветик» и т.д.).
Теперь конкретно о математических вопросах. Самый распространённый из них: «Чем похожи, чем отличаются?». Понятно, что найти сходство и различия – это логика, но математика без логики не существует.
Когда ребёнок познакомится с геометрическими фигурами, полезно с их помощью шифровать, моделировать знакомые сказки, т.е. прятать героев в фигурки.
На основе сказки придумываются задачки или считалки, или задачки с числами.
- Сказка и экология
Одна из важнейших задач, стоящих на повестке дня – формирование экологической культуры детей, начиная с самого раннего возраста. В большинстве своём представления о природе поверхностны и отрывочны. Сказка сама подсказывает, какой же вопрос или задание дать детям. Говоря о природе, важно не упустить объяснение эволюции, динамики развития предмета или явления.
Пример: возьмём семя яблока и проследим его динамику: семя-дерево-цветущее дерево-плоды-варенье и т.д. Не менее важно изучить путь конечного результата к началу (т.е. от варения до семени). Для нас это кажется предельно ясным, а детям помогает подойти к пониманию того, что всё в природе взаимосвязано и всё находится в развитии.
Всё вокруг нас приспосабливается: заяц к зиме меняет цвет, лисий хвост помогает заметать следы и т.д. Это понимание взаимосвязанностей желательно перенести в сказки, помогая любимым героям в их бедах (колобку лучше поменять цвет на зелёный, тогда он не будет виден на траве).
Более осознанному пониманию детьми природы, природных явлений и природоохранной деятельности помогает игра «А если бы», которая ставит ребёнка в позицию исследователя («А если бы не наступила весна?»; «А если бы погасло солнце?» и т.д.
Понятно, что такие сложные, проблемные вопросы решаются сообща со взрослыми. Природа, как всё вокруг нас и в нас самих, противоречива. Вот и приходится нередко использовать игру «Хорошо-плохо» (аналогия «Вред-польза»).
- Сказка развивает руки.
Этот раздел мало нуждается в комментариях. Не случайно говорится «Когда слушаю-узнаю, когда делаю-запоминаю». Детям предлагается что-то сделать: вырезать, склеить, показать эпизод текста с помощью мимики и жестов. Весьма часто предлагается изобразить что-то ил кого-то из сказки, но нестандартно:
- объёмная аппликация; вырезается контур, слегка наклеивается, в случае необходимости дорисовывается;
- пальцевая живопись-рисунок выполняется с помощью пальца или кулачками;
- монотопия - рисунок наносится кистью и краской на целлофан, затем целлофан переворачивается и прижимается к бумаге;
- «живая» капля – большая капля краски вместе с бумагой наклоняется в различные стороны. Полученный рисунок по необходимости обводится или дорисовывается.
Предлагаемые семь разделов, заложенные в данную схему, выбраны условно. Их может быть меньше, может быть больше. Причём, несомненно и то, что каждый предлагаемый текст сказки по своему содержанию выдвигает на первый, главный план лишь одну-две из поставленных проблем, а остальные при этом второстепенные, сопутствующие.
Не обязательно каждую сказку втискивать в указанные семь разделов. Пусть не смущает, если в какой-то сказке не окажется материала для раздела «экология» или «математика». Важно, чтобы тот, кто использует эту методику, легко мог перестроиться, творчески переработав сказку, в целях гармоничного развития детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Пасха, светлая Пасха»
Пасха – это общий семейный праздник, когда за одним столом собираются много друзей и родственников, вокруг бегают детишки....
Краткосрочный проект в средней группе "Сказка- для светлого ума закваска"
Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению мной был разработа...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Пасха, светлая Пасха»
помочь родителям и детям в освоении понятий собственной национальной культуры, которая базируется на православных ценностях....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Пасха, светлая Пасха»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Пасха, светлая Пасха» Цель: помочь родителям и детям в освоении понятий собственной национальной культуры, которая базируется на православных цен...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Пасха, светлая Пасха»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Пасха, светлая Пасха»...
Консультация для родителей: "Наступает светлый праздник Пасха!"
Знакомство с христианским праздником Светлой Пасхи и его обычаями....
Консультация для родителей «Пасха, светлая Пасха»
Праздник Пасхи называли раньше по-разному: Христово Воскресенье, Светлый день, Велик день, Зеленые Святки....