Методические рекомендации для педагогов «Система упражнений и проблемных ситуаций для организации самостоятельного и совместного с взрослым экспериментирования»
консультация на тему

Синельникова Ольга Станислововна

Представлены методические рекомендации по использованию системы упражнений и проблемных ситуаций для организации самостоятельного и совместного с взрослым экспериментирования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_sinelnikovoy_o.s.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

«Система упражнений и проблемных ситуаций для организации самостоятельного и совместного с взрослым экспериментирования»

О.С. Синельникова,

воспитатель МДОУ

«Детский сад комбинированного вида №18 п.Разумное»

Психологи признают, что начало и источник творческого мышления — это проблемная ситуация. Она вызывает познавательную потребность как внутреннее условие. Через познавательную потребность преподаватель может управлять процессом усвоения учащимися новых знаний.

       Проблемная ситуация — это интеллектуальное затруднение человека, когда он не находит объяснения какому-то факту, явлению, процессу. Известные способы действия не обеспечивают достижения цели, и тогда человек начинает искать новые. Таким образом, проблемная ситуация — это ситуация конфликта между знаниями как прошлым опытом и незнанием того, как объяснить новые явления. Это затруднение и является условием возникновения познавательной потребности. Проблемная

       ситуация содержит такие основные компоненты: 1) неизвестные знания; 2) противоречие, когда прошлого опыта недостаточно для выхода из затруднения; 3) познавательная потребность как внутреннее условие, стимулирующее мыслительную деятельность; 4) интеллектуальные возможности учащегося к «открытию» нового. Как видим, в структуре проблемной ситуации есть внешние факторы и внутренние условия.

В процессе учебной, или другой работы у человека (школьника) возникает, возможно, не одна проблемная ситуация. Но он одни из них принимает, а другие — нет. Иначе говоря, не всякое возникшее затруднение его затронет, т.е. станет проблемой.

       Проблема — это та проблемная ситуация, которую учащийся принял к решению, опираясь на имеющиеся у него средства: систему знаний, практический опыт поиска и др. Значит, важной задачей преподавателя является формирование ценностного отношения ученика к знанию, познавательного интереса.

Преподаватель использует разные способы создания проблемных ситуаций. На основе обобщения передового опыта М.И. Махмутов предлагает следующие.

       1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений; фактов, внешнего несоответствия между ними.

       2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих у учащихся при выполнении практических занятий.

       3. Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения.

       4. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, содержащих противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.

       5. Выдвижение гипотез, формулировка выводов, их опытная проверка.

       6. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, действий, порождающих проблемную ситуацию.

       7. Побуждение учащихся к предварительному обобщению фактов.

       8. Ознакомление учащихся с фактами, которые будто бы невозможно объяснить. А это приводит в истории науки к постановке научной проблемы.

       9. Организация межпредметных связей.

       10. Варьирование задачи, переформулировка вопроса.

       Как видим, педагогическая практика дает много вариантов и способов создания проблемных ситуаций в учебном процессе. Они помогают преподавателю выбрать конкретный путь, не один, а несколько вариантов, чтобы создать проблемную ситуацию. Возникает возможность развернуть целую систему проблемных ситуаций.

В соответствии с процессом развития деятельности экспериментирования в своей практике и при составлении предстоящей деятельности я выдвигаю следующие цели:

•   развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, через создание проблемных ситуаций;

•   подводить детей к формулировке проблемы, анализу ситуаций;

•   развивать умения планировать свою деятельность, выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы;

•   развивать коммуникативные навыки;

•   помогать накоплению и расширению конкретных представлений у детей о свойствах различных объектов неживой природы;

•   способствовать развитию умения  обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости;

•   развивать умения организовывать свою деятельность: подбирать материал, продумывать ход деятельности;

Познавательно-исследовательская деятельность предполагает реализацию материалов из 3-х блоков (решение проблемной ситуации, экспериментирование и самостоятельное выполнение упражнений-экспериментов или игр-упражнений).

Перспективный план работы представлен 3 блоками, которые составляют содержание занятий с детьми старшего дошкольного возраста:

 Блок 1. Комплекс проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста.

 Блок 2. Комплекс экспериментов для детей старшего дошкольного возраста.

 Блок 3. Комплекс игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста.

 Содержание первого блока представлено комплексом проблемных ситуаций, разработанных на основе пособия Е. Волковой, С. Микерина «Играем в ученых».

 Содержание второго блока представлено комплексом экспериментов, разработанных на основе пособия О.В. Дыбиной «Неизведанное рядом».

 В основе содержания третьего блока (комплекс игры и упражнений на формирование у старших дошкольников экологических представлений) лежат рекомендации Л.Н. Прохоровой («Организация экспериментальной деятельности дошкольников»).

 На этапе, предваряющем деятельность, педагог организует введение детей в тему: 1) сбор информации, научных сведений об объекте; 2) освоение закономерностей как познание природных объектов; 3) принятие принципов, правил и норм отношения к природе; 4) установление причинно-следственных связей между конкретными действиями человека в природе; 5) видение прямых и обратных экологических связей, ближайших и отдаленных последствий производимых в природе изменений.

 Совместная деятельность педагога и детей в деятельности направлена на добывание новых знаний, их экспериментальной проверки и закрепления в играх и упражнениях. Наиболее важным в процессе разрешения проблемной ситуации и экспериментирования является предоставление детям возможности самостоятельно формулировать цель (или принять задачу педагога), разработать гипотезу и пути ее решения.


Перспективный план работы по развитию познавательной активности детей

средствами экспериментирования (на примере одной темы)

Раздел, тема/

Цель

Неживая природа. Вода

Развивать представления детей о свойствах воды; формировать позитивное отношение к воде как источнику жизни, иссекаемому ресурсу, требующему бережного отношения; учить формулировать цель, выдвигать гипотезы и разрабатывать пути их проверки.

Месяц/Блоки

I. Проблемная ситуация

II. Эксперимент

III. Игры и упражнения

1

2

3

4

Сентябрь

Сколько не руби – воду не разрубишь (индонезийская пословица). Верно ли высказывание?

Задачи: учить анализировать проблему, рассматривать противоположные точки зрения, обосновывать свою точку зрения.

Предварительная работа:

наблюдение воды в твердом, газообразном и жидком состоянии на прогулках и в быту;

составление моделей («веселые человечки») воды в ее различных физических состояниях.

Вода камни двигает.

Задачи: учить принимать задачу, разрабатывать план эксперимента, фиксировать результаты и делать выводы на основе записей.

Материалы: вода в сосуде; соломинка для коктейля; пластилин; морозильная камера.

Содержание эксперимента: заморозить воду в соломинке, закупоренной пластилином. Проанализировать процесс увеличения объема воды.

Плыви, кораблик!

Задачи: учить принимать (или формулировать) задачу, планировать пути ее решения.

Содержание упражнения: На пластиковой бутылке аппликация - кораблик, вода в бутылке не достигает его дна. Что сделать, чтобы кораблик «поплыл»?

Возможные варианты: сколько камешков нужно бросить в бутылку (сколько ложек воды добавить), чтобы вода поднялась на необходимую высоту?

На каком корабле можно отправиться в путешествие (бумага, картон, пенопласт, дерево, металл, пластик и др.)?

Задачи: исследовать результаты воздействия воды на различные материалы

Содержание эксперимента: проверить на плавучесть и прочность различные материалы (подборка поручается детям). Фиксировать результаты эксперимента. Сделать выводы по результатам.

Октябрь

Как вода «по кругу ходит»? Просмотр мультфильма «Заяц Коська и Родничок»

Задачи: учить воспринимать информацию, анализировать ее, используя в т.ч. ранее приобретенные знания и опыт; совершенствовать умение создавать модели природных явлений и процессов взаимодействия экосистем.

Предварительная работа: наблюдение облаков, туч, дождя, тумана над рекой;

подборка детских книг, энциклопедий по теме (закладки по теме);

беседы по содержанию Детской энциклопедии

и др., подобранных детьми книг

Круговорот воды в лабораторных условиях.

Задачи: учить принимать задачу, разрабатывать план эксперимента, фиксировать результаты и делать выводы на основе записей.

Материалы: прозрачная мерная емкость с прозрачной крышкой

Содержание эксперимента: положить в емкость лед, герметично закрыть ее, поставить в тепло. Наблюдать ежедневно таяние и конденсацию воды. Фиксировать результаты

1. Испарение речной и морской воды

Задачи: учить проводить длительное наблюдение нескольких объектов

Содержание эксперимента: подготовить прозрачные открытые мерные емкости и наполнить их равным количеством воды: один - чистой пресной, другой – соленой; разместить емкости в уголке для проведения экспериментов. Фиксировать ежедневно уровень воды и состояние стенок емкостей. Сделать сравнительный анализ по результатам эксперимента.


Эффективность проблемного обучения доказана многочисленными исследованиями в 70-х — начале 80-х годов по разным учебным предметам и практикой как в школе, так и в вузе. Вместе с тем ведущие исследователи этого вопроса (М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, Ю.К. Бабанский и др.) предупреждают от универсализации проблемного обучения. Они предлагают рассматривать его наряду с информационно-иллюстративным типом обучения.

       Бесспорно, что проблемное обучение положительно влияет на активное отношение учащихся к учению, формирует их творческий потенциал в решении учебных задач, познавательный интерес как мотив учения, стимулирует общее интеллектуальное развитие школьников. К недостаткам можно отнести то, что проблемное обучение отнимает много времени, значительно больше, чем информационное (по сообщению готовых знаний). Проблемное обучение часто выходит за пределы одного урока. И все же его достоинства перевешивают его слабости. И оно как методическая система используется в обучении и школьников, и студентов.

В процессе осуществления планомерной работы по данному направлению выявлены трудности. Из-за уплотненности непосредственно организованной деятельности в режиме ДОУ, небольшого количества часов в учебном плане группы, невозможно достичь нужного результата. Возникла необходимость объединить несколько образовательных областей общей темой, а также включить экспериментирование в некоторые виды деятельности.

Система упражнений и проблемных ситуаций для организации самостоятельного и совместного с взрослыми экспериментирования

 (в рамках темы «Освоение принципа сохранения количества, величины в процессе экспериментирования»)

 1. Как и почему вода льется? (Вода льется из разных сосудов по-разному: из широкого - большим потоком, из узкого - тоненькой струйкой; от воды летят брызги; вода принимает форму того сосуда, в который налита; если воду лишь переливать из одного сосуда в другой, её останется столько же; воды станет меньше, если её отлить)

 2. Можно ли удариться о воду? Как из воды сделать значок? (Вода может быть в виде жидкости, пара, льда; для этого необходима определенная температура. Использовать лист бумаги.)

 3. Почему стучит крышка у чайника? Как увидеть пар? (Вода испаряется и её становиться меньше.)

 4. Почему идет дождь? Почему идет снег? (Конденсация пара на крышке чайника.)

 5. Можно ли унести воду в решете? (Различные материалы пропускают воду, фильтрация с использованием различных материалов и веществ.)

 6. Измеряем воду. (Вода в различных емкостях.) Поровну ли в емкостях воды? Как это проверить? Как узнать, сколько воды в непрозрачном сосуде?

 7. Помоги умыть Хрюшу. (Вода и её взаимодействие с другими материалами и веществами: солью, сахаром, гуашью, масляной краской, глиной, содой, мукой, речным песком, землей, стеклом, резиной.)

 8. Бывает ли жидкий камень? (Парафин, пластилин, лед, железо, стекло, олово.)

 9. Зачем нужен нос? (Воздух и запах.)

 10. Как увидеть воздух? Откуда дует ветер? (Флюгер)

 11. Почему летит мыльный пузырь? (Что летает, не летает - мыльный пузырь, воздушный шарик, воздушный змей, пух, парашют.)

 12. Как сделать подарок ослику Иа? (Использовать резину - сжимается, принимает прежний вид; растягивается - принимает прежний вид; губку, эластичный бинт, автомобильную покрышку; бинт растянулся, он стал длиннее; губка сжалась, изменила форму.)

 13. Почему глина лепиться? (Глина, пластилин, пластик принимают разную форму. Можно раскатать и скатать снова - меняется форма, а не количество.)

 14. Волшебный гвоздик. (Магнит и его свойства - притягивает железные предметы. Почему магнит отталкивает? Стороны света, действие компаса.)

 15. Как сделать из мухи слона? (Увеличительное стекло)

 16. Как разжечь костер, если нет спичек? (Использовать увеличительное стекло)

 17. Бывает ли стекло непрозрачным? (Цветное стекло. Зачем нужны солнечные очки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов: Дидактические упражнения для формирования интеллектуальной готовности у детей старшего дошкольного возраста .

Методические рекомендации для педагогов: Дидактические упражнения для формирования  интеллектуальной готовности у детей старшего дошкольного возраста ....

Методические рекомендации для педагогов: Дидактические упражнения для формирования интеллектуальной готовности у детей старшего дошкольного возраста .

Методические рекомендации для педагогов: Дидактические упражнения для формирования  интеллектуальной готовности у детей старшего дошкольного возраста ....

Система упражнений и проблемных ситуаций для развития социально-значимых качеств у дошкольника

Эксперименты с помощью которых можно развивать социально-значимые качества у дошкольника...

Методическая рекомендация для педагогов по развитию связной речи ("по цепной" организации)

Методическая рекомендация Воробьевой В.К. ,"по цепной" организации, от картинки к картинке....

Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по организации ознакомления детей дошкольного возраста со стихотворением детей дошкольного возраста.

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по организации ознакомления детей  дошкольного возраста  со стихотворением в условиях...

Методические рекомендации для педагогов "Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников"

Методические рекомендации для педагогов ДОУ«Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников»...

Методические рекомендации для педагогов "Система упражнений на развитие двух полушарий головного мозга у дошкольников"

Даны рекомендации педагогам по использаванию игр и упражнений на развитие двух полушарий головного мозга у доошкольников"...