Методические рекомендации для педагогов: Дидактические упражнения для формирования интеллектуальной готовности у детей старшего дошкольного возраста .
методическая разработка по теме
Методические рекомендации для педагогов: Дидактические упражнения для формирования интеллектуальной готовности у детей старшего дошкольного возраста .
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для педагогов: Дидактические упражнения для формирования интеллектуальной готовности у детей старшего дошкольного возраста .
Подготовила
педагог-психолог
Марьина Ю.А.
2013-2014 уч.год
Дидактические упражнения для мальчиков.
« Слушаем тишину»
цель: развитие слухового внимания.
В течение 3 мин. слушать тишину, затем обсуждать, кто, что услышал, в каком порядке.
« Жил был кот»
цель: развитие слуховой памяти,воспроизвести информацию без искажения.
Составление ряда определений к существительному.Каждый участник повторяет весь предыдущий ряд, добавляя своё определение. Например:
- Это был красивый кот?
- Это был красивый, пушистый кот?
- Это был красивый, пушистый,зеленоглазый кот?и т. д.
Могут быть разные варианты, напр.: « Бабушка испекла пирог, это был...»
«Что мы делаем?»
цель: Учить правильно употреблять глаголы в речи. Описание: Педагог шепотом дает задание ведущему, который пантомимой изображает соответствующее действие, не произнося ни слова. Задача уч-ков- отгадать действие.Кто правильно расскажет, тому и водить.
«Нарисуй картинку палочками»
цель:формирование мыслительных операций анализа и схематизации зрительных образов.
Ход: Педагог предлагает детям изобразить фигурки животных, людей, предметов с помощью счетных палочек.
« Определение понятий»
цель: использование применения отвлеченных категорий при включении данного понятия в систему более общих понятий.
Оборуд-е: ряд слов, обозначающих разные понятия.
Ход: педагог предлагает детям ответить на вопрос: « Что такое..стол?». Варианты: дружба, верность, землетрясение и т. д.
« Запоминаем вместе»
цель: развитие слух. Памяти.
Один ребенок называет предмет, второй повторяет слово и добавляет своё,третий ребенок повторяет два слова первых и добавляет третье и т. д.
«Кто, что слышит?»
цель:Развитие слов.запаса и фразовой речи.
Оборуд-е: ширма, разные звучащие предметы
описание: педагог за ширмой производит звуки разн.предметами, дети отгадывают, каким предметом произведен звук. Звуки д.б. четкими и контрастными.
« Назови предмет».
Цель:Развитие мыслит.операций синтеза.
Называется ряд признаков предмета. Дети мысленно объединяют их и называют этот предмет.Напр.: упругий,круглый,красный (мяч)
«Слова»
цель: развитие слух.памяти.
Внимание: Слон, заяц,телевизор, курица,шарф,мышь, волк,диван, кресло, медведь.Повтори!
« Четыре стихии»
цель: развитие внимания,связ.с координацией слух.и двигат.анализаторов.
Педагог договаривается, что если он скажет слово «земля» то все опустят руки, если «вода»-руки вперед, если «воздух»- руки вверх, если « огонь»- вращение руками в локтях.Кто ошибся-проиграл.
« Путешествие в сочинялку»
цель: учить сочинять,импровизировать, разыгрывать диалоги,использов.выразительную речь.
Педагог начинает рассказ,дети продолжают, при затруднении взр-й задает наводящие вопросы.
« Инопланетяне»
цель:развитие связной речи
Ребенок должен рассказать инопланетянам понятнее и короче,что такое: карандаш,стол, книга, игрушка и яблоко.
« Составление предложений»
цель:формирование мыслительной операции синтеза.
Педагог называет любые три слова, не связанные по смыслу. Ребенок должен сост-ить как можно больше предложений с этими словами.Примеры набора слов: море,карандаш, медведь; улица, книга, фартук; мяч, небо,цветок; и т. д.
«Найди сходство-отличия»
цель:формирование мыслительных операций сравнения и синтеза
оборуд-е:2 предмета,изображения предметов, среди которых только 2 одинаковых.
Ход:педагог показывает 2 предмета и предлагает найти признаки, которые у них общие, и наоборот, 2предмета-найти призники их отличия,ребенку предлагается отыскать 2 одинаковых предмета среди нескольких игрушек или среди нескольких игрушек найти предмет, отличающийся от других. Объяснить.
« Придумай загадку»д/мальчиков ( о конфетах,ягодах. цветах)
цель:Развитие речевого творчества, подбирая точные образные слова для описания предмета.
Дидактические упражнения для девочек
« Комбинирование»
цель:развитие гибкости мышления.
Придумать и нарисовать как можно больше предметов, используя геом. фигуры(круг,квадрат т. д.)
«Встаньте те,кто..»
цель:развитие навыка выделения опред-х признаков, отвлеченных от остальных.
Сидя в кругу , одного стула не хватает. Педагог предлагает встать и поменяться местами тем, у кого голубые глаза и т.д.Ведущий тот ,у кого не хватило места. Варианты: длинные волосы, младший брат, у кого есть друг и т. д.
« Выложи кружки в той же последовательности»
цель:увеличение объема внимания и развитие памяти.
Пять разноцветных кружков выкладываются,дети повторяют в той же последовательности.
«Говорящие рисунки»
цель:развитие навыков использования схематизации вербального материала.
По серии рисунков составление целостного рассказа.
« Найди одинаковые»
цель:выделение признаков объекта при отвлечении от остальных.
Дети смотрят вокруг себя и должны увидеть как можно больше предметов одной и той же формы, цвета, материала: предметы, названия кот.начин-ся с заданной буквы и т.д. Это м.б.детское лото,сюжетн.картинки. Выигрывает тот, который назвал предмет последним.
«Запомни картинки»
цель: развитие зрит.памяти
16 карточек перекладываются, запоминаются в течение 1 мин.и ребенок перемешивает и восстанавливает порядок.
« Угадай, какой буквы не стало»
цель: развитие памяти, объема вримания
Любые 8 букв лежат на столе в разной последоват-ти, ребенок в теч.10 сек.запоминает, закрывает глаза, затем определяет, какой буквы не стало.
« Сгруппируй буквы»
цель:развитие зрительного анализа.
Надо сгруппировать одинаковые буквы: по названию, жирным шрифтом,строчные,печатные, и т. д.
« Как это можно использовать»
цель: развитие гибкости мышления
Предлагается найти большее число вариантов использования какого-либо предмета.
«Рисуем по памяти узор»
цель:развитие зрит.памяти,внимания,мелкой моторики.
Ребенок 2 мин.смотрит на узор воспроизводит его по памяти.
«Спрятанная игрушка»
цель:Умение соотносить схему с реальным пространством.
Прячется игрушка, отмечается ее местонахождение на карте группы,дети ищут,потом сами могут прятать игрушку.
«Недостающие картинки»
Надо подобрать 8-10 пар картинок, связанных по смыслу, разложить
попарно.Педагог убирает левый ряд, ребенок называет недостающие в правом ряду картинки.
« Перевертыши»
цель: создание образов на основе фрагментов изображения
ход: педагог показывает фрагменты геом.фигур или линий и предлагает создать целостное изображение, затем переворачивает исходный фрагмент на 90 градусов и снова предлагает закончить рисунок, затем снова переворачивает и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по преодолению трудностей в усвоении устной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Методические рекомендации по преодолению трудностей в усвоении устной речи у детей старшего дошкольного возраста. Материал содержит актуальность, цели, задачи, методы и приёмы по данной те...
Методические рекомендации к логопедической работе по развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Материал включает в себя подробное описание этапов и направлений логопедической работы по развитию монологической речи дошкольников с ОНР, содержание логопедической рабоы по формированию монологическо...
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ «Азбука безопасности в природе для детей старшего дошкольного возраста».
Не для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащи...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МИНИ - РОБОТОВ «Bee-bot»
В своей работе я представила методические рекомендации по обеспечению эффективных условий по развитию познавательной активности и пространственного мышления у старших дошкольников на основе использова...
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ "Методика формирования нравственно-экологического отношения детей старшего дошкольного возраста к природе"
В методических рекомендациях представлена специфика экологического развития детей дошкольного возраста, которая позволяет достичь высоких результатов в этом направлении. Адресуется воспитателям дошкол...
Методические рекомендации воспитателям и родителям по воспитанию восприятия цвета у детей старшего дошкольного возраста.
Воспитателям старшей группы необходимо познакомить детей с цветовыми эталонами: расположением цветов в цветовом спектре на примере радуги. Расширить представления детей о получении оттенков любого цве...
Методические рекомендации для родителей и воспитателей по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Методические рекомендации для родителей и воспитателей по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста.Вам часто жалуются, что ребенок невнимательный, крутится - вертится на занятиях, недос...