Методические рекомендации для педагогов "Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников"
методическая разработка
Методические рекомендации для педагогов ДОУ
«Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_rek_dlya_vospit.docx | 23.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 30 «Дельфиненок»
города Павлово
Методические рекомендации для педагогов ДОУ
«Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников»
подготовила
воспитатель
Емельянова Наталья Александровна
2020 г.
Красота родного края, открывается благодаря сказке,
фантазии, творчеству – это источник любви к Родине.
Понимание и чувствование величия, могущества Родины
приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту
В.А. Сухомлинский
Общество постоянно меняется, но воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням.
Патриотическое воспитание – понятие ёмкое. Всё, что усвоено в дошкольный период, – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера - оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности. Работа должна проходить с широким использованием культурных и педагогических средств:
- иллюстративных материалов,
- художественной литературы,
- музыкальных произведений,
- предметов народно-прикладного искусства,
- диафильмов,
- слайдов,
- мини-музеев.
Указ Президента РФ от 24.12.2014 N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики" определяет, что на протяжении всей отечественной истории культура сохраняла, накапливала и передавала новым поколениям духовный опыт нации, обеспечивала единство многонационального народа России, воспитывала чувства патриотизма и национальной гордости, укрепляла авторитет страны на международной арене.
В области воспитания перед педагогами и родителями воспитанников ДОУ стоят задачи:
- возрождать традиции семейного воспитания, преодолевать разрыв между поколениями внутри семьи;
- утверждать в общественном сознании традиционные семейные ценности, повышать социальный статус семьи;
- налаживать диалог между поколениями в масштабах общества.
Пути и средства патриотического воспитания дошкольников через приобщение к национальной культуре включают в себя:
- понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях;
- русские народные былины, как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность стать на защиту родной земли);
- русские сказки и их роль в процессе формирования любви к Родине, к своему народу, к природе родного края, сказки о солдатской дружбе и прочее;
- героическо - патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль;
- русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости. Их использование в воспитательной работе с детьми.
Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни особенности языка и быта. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.
Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней.
Первое чувство гражданственности и патриотизма. Доступно ли оно малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей стране. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Народные отличия сохранятся и в ΧΧΙ веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний». (Д.С. Лихачев).
При знакомстве с традициями и обычаями народной культуры необходимо помнить, что старое и новое находится во взаимосвязи и взаимопонимании. И для того чтобы воспитать культурное отношение у подрастающего поколения к прошлому, должны стремиться к примирению настоящего с прошлым, и возрождать то, что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству личности. При ознакомлении детей дошкольного возраста с традициями, обычаями праздниками прошлого, надо брать только то, что сделает ребят лучше, чище, духовно богаче.
Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков. Русский фольклор - песни, былины, сказки. Православные праздники, проводимые с такой широтой, размахом, весельем. Всё это и есть наша культура, наши традиции, наше наследие, представляющее собой неиссякаемый источник красоты, творчества, доброты и мудрости народной.
Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской. Это и Святой Преподобный Сергий Радонежский, это и князь Александр Невский, знаменитые слова которого «Не в силе Бог, а в правде» до сих пор помнят потомки. Это князь Дмитрий Донской, великие полководцы – М.И. Кутузов, А.В. Суворов. Все они являются высоким нравственным примером для наших детей.
В основу патриотического воспитания через приобщение к национальной культуре положены важные стратегические принципы современной системы российского образования:
- профессиональная компетентность, основанная на личностно-ориентированном взаимодействии с ребенком;
- сохранение самоценности дошкольного периода, как созидательного, раскрывающего ребенку окружающий мир и высокую духовность национальной культуры;
- сочетание научности и доступности исторического материала, учитывая приоритет ведущей деятельности дошкольника – игру;
- взаимосвязь и взаимопроникновение разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности – как главный принцип формирования творческой активной личности ребенка;
- единство тематических целей и специфичность средств выразительности каждого вида искусства в отдельности.
При помощи практического и методического материала по данной теме, учитывая возрастные особенности детей, в качестве патриотических задач выделено:
- разработка системы работы по ознакомлению дошкольников с культурой русского народа;
- составление перспективных планов для обучения и воспитания детей;
- разработка цикла практических занятий с детьми;
- формирование у детей потребности в применении полученных знаний в самостоятельной деятельности (художественно продуктивная, музыкальная);
- разработка системы работы с родителями по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа (посиделки, именины, развлечения, экскурсии и т. д.).
Решить возникшие задачи может организационный процесс обучения:
- Научить детей играть в русские народные игры.
- Помочь ребенку использовать в активной речи русский фольклор.
- Уметь соотносить увиденное в природе с народными приметами.
- Осмысленное и активное участие детей в проведении календарно-обрядовых праздников.
- Познакомить детей с былинными и сказочными героями, научить узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
- Знать историю русского костюма, его элементы, уметь объяснить значение украшений костюмов.
- Уметь различать изделия различных народных промыслов.
- Создать детско-взрослое сообщество, приобщая родителей к решению данной проблему в условиях ДОУ и семьи.
- Зажечь в ребенке искру любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, воспитать патриотов.
Учитывая, что в этом возрасте только начинают формироваться у детей навыки, нравственные умения и привычки следует пользоваться следующими средствами и приемами нравственного воспитания у детей:
- музыкальные занятия;
- комбинированные занятия;
- развлечения;
- экскурсии и наблюдения;
- народные подвижные игры;
- кукольный театр;
- драматизация;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание картин, фотографий, использование фонотеки;
- посещение музеев;
- работа с семьей.
Одновременно с этим создается развивающая среда по означенной теме.
Большую помощь в патриотическом воспитании оказывает музей на базе группы. Материалы экспозиций музея, систематизированные и представленные для детей в доступной форме, дают детям реальную возможность соприкоснуться с историей своего народа, своего Отечества. Музей, это обучающая и развивающаяся среда, которая дает самый существенный результат в воспитании будущего гражданина.
Мы пришли к выводу, что тяга к какому-либо коллекционированию у детей достаточно сильна и, в общем - то, приносит больше пользу, чем вред. Для этого необходимо выделить в групповой комнате небольшое пространство, «уголок», полочку. Важно, чтобы там была возможность хранить личные вещи, «предметы красоты», материалы для рисования, лепки, аппликации. Всё это стимулирует культурные интересы и творческую деятельность детей.
Вместе с ребёнком необходимо обсудить, коллекции каких предметов он хотел бы собирать (рисунки, открытки, картинки, мелкие игрушки животных, камушки, ракушки, шишки, семена и плоды растений). Возникающий интерес к собирательству «предметов красоты и природы» - один из показателей культурной активности ребёнка. В результате у ребёнка пробуждается потребность к созидательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд людей культуры и искусства.
В результате опросов ребят и родителей наших воспитанников было принято решение о создании на базе групп ДОУ мини – музеев. Тематика музея выбрана в соответствии с желанием детей, их возрастными особенностями, интересами.
Экспозиции музеев постоянно пополнялись экспонатами, сделанными своими руками, принесёнными из дома воспитанниками и их родителями. Экспонаты наших музеев можно и нужно было трогать, пристально изучать, пытаться воспроизводить. Всё это вызывает у ребят не только желание узнавать новое, но и служит развитию эстетических и, главное, патриотических чувств. Самые близкие люди – родители и воспитатели – помогают ребёнку формировать чувство гордости за близкую родину.
Патриотическое воспитание через приобщение к семейной культуре, национальной культуре очень актуально он знакомит с творческим, увлекательным подходом к народным праздникам, постановкой спектаклей и театрализованных игр и многим другим, что делает жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества.
Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!».
Список литературы
- Баранова Е. От навыков к творчеству [Текст]/Е.Баранова, М.: Мозаика - Синтез, 2009
- Комарова Т. «Детское художественное творчество» [Текст]/ Т.Комарова, М.: Мозаика - Синтез, 2012
- Комарова Т. «Народное искусство в воспитании дошкольников» [Текст]/ Т.Комарова, М.: Педагогическое общество России, 2012
- Романенко О. Г. Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре [Текст] / О. Г. Романенко, Т. В. Дорошина, К. И. Григорян // Актуальные вопросы современной педагогики. — Уфа: Лето, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Организация работы по патриотическому воспитанию дошкольников"
Методическая разработка Организация работы по патриотическому воспитанию дошкольников ...
Методическое сопровождение системы работы по патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным краем
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовател...
Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Статья: "Патриотическое воспитание, как одно из направлений работы с детьми в дошкольном учреждении"
Аннотация: статья раскрывает вопросы, связанные с реализацией патриотического воспитания, как одного из направлений воспитательной работы в дошкольном учреждении. Приводятся пример...
Методические рекомендации Художественная литература, как средство патриотического воспитания у дошкольников любви к родному краю"
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение к культур...
Методические рекомендации по наполнению центров нравственно - патриотического воспитания
Информация по содержанию и наполнению центров нраственно-патриотичнского воспитания для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....
Представление опыта работы на методическом объединении «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»
В данной выступлении воспитатель Ахмадова Элина Жамалаевна делится опытом по формированию у детей любви к Родине, поселку, стране, природе родного края, культурному наследию своего народа. Воспит...
ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр в рамках реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» Опыт работы по Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидакти
Условия возникновения и становления педагогического опытаМама, семья, Родина, Отечество… для Патриота это не просто слова, в них сущность таких социальных чувств, которые двигают им не только н...