Перспективный план кружка «Юный художник»
материал (старшая группа) на тему
Учебно — тематический план совместной изобразительной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение реализующие общеобразовательные программы дошкольного образования, ГБОУСОШ «Центр образования» п. Варламово
Перспективный план кружка
«Юный художник»
Руководитель кружка: Воспитатель Капустина В.Р.
2015 год
Пояснительная записка
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением.
Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство. Освоение этой области знаний — часть формирования эстетической культуры личности. Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству.
Настоящая программа описывает курс подготовки по изобразительной деятельности (рисовании, аппликации, лепки.) детей дошкольного возраста 5-6 лет (старшая группа) и разработана на основе обязательного минимума содержания по изобразительной деятельности для ДОО. Программа предусматривает также интеграцию разных областей знаний: изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, фольклорного искусства русского народа.
Актуальность
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представление малышей об окружающем мире, они осмысливают качество предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознано их использовать.
Изобразительный труд, включающий рисование, лепку, аппликацию, способствует разностороннему развитию детской личности. Изобразительная деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Каждый ребенок сможет наиболее полно проявить себя в изобразительном искусстве без давления со стороны взрослого.
Педагогическая целесообразность
Эффективным для художественно-творческого развития детей является применение нетрадиционных техник и материалов: рисование ладошками, пальцами, штампами, аппликация обрывками цветной бумаги и дорисовка, наклеивание ватных шариков, ниток, лепка из разноцветного теста. В процессе работы педагог активизирует у детей стремление создавать в разных видах деятельности образы, которые вызвали интерес. Помогает понять и принять тему, предложенную педагогом, включаться в деятельность, создавать простые изображения (по близкой к личному опыту тематике). Вопросами образными сравнениями, обыгрыванием предметов и игрушек воспитатель активизирует стремление детей передать красоту предметов окружающего мира.
Активизирует желание детей принимать участие в создании как индивидуальных, так и коллективных (совместных со взрослыми и детьми) композиций в рисунке, лепке, аппликации. Создает ситуации, способствующие постепенному переходу детей от подражания и повторения за взрослым к самостоятельному созданию изображения.
Необходимо целенаправленное обучение детей художественному творчеству. Для эстетического развития и формирования художественно-творческих способностей детей необходимы определенные условия:
Приоритетное внимание должно быть уделено игре, рисованию, лепке, аппликации, театрализованной, конструктивной и музыкальной деятельностью.
Содержательная составляющая образования должна быть интересной для детей, формировать художественно-творческие способности, строится на основе интеграции видов искусства и использование разнообразных методов и приемов работы с детьми в этом направлении.
В детском саду необходимо создавать эстетическую среду. Широко использовать детские рисунки, лепку, аппликации; систематически организовывать выставки.
Включать в педагогический процесс разнообразные игры приемы и ситуации.
Такие методы максимально способствуют формированию значимой для каждого ребенка мотивации обучения, овладения деятельностью и развитию творческих способностей у детей. А для успешного освоения изобразительной деятельности, постоянного его развития и совершенствования, у ребенка следует формировать такие качества, как трудолюбие, настойчивость, упорство в достижении наилучшего результата.
Цель программы - формирование у детей умений и навыков в рисовании, аппликации, лепки. Развитие их творческих способностей, фантазии, воображения.
Задачи:
- Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, персонажей литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в рисунках.
- Учить детей передавать расположение предметов на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, двигаться, быть в разных позах и т.д.).
- Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т.п.).
- Поддерживать интерес у детей к народному и декоративному искусству; знакомить с разными видами изобразительного искусства; поощрять интерес детей к изобразительной деятельности.
- Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства.
- В рисовании развивать у детей умение создавать с натуры или по представлению образы и простые сюжеты, передавая основные признаки изображаемых объектов.
- В лепке заинтересовать детей лепкой объемных фигурок и простых композиций из глины, пластилина, соленого теста, снега.
- В аппликации создавать аппликации из природного материала; развивать умение пользоваться ножницами; поощрять создавать композиции из самостоятельно вырезанных или иным способом подготовленных форм в предметной, сюжетной, декоративной аппликации.
- Вызвать у детей интерес создавать сюжетные композиции на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений.
- Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской и филимоновской игрушках и их росписи; предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с её цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю в первую половину дня. Продолжительность занятия 25 минут.
Структура занятий:
-организационное время - 5мин.
-основная часть - 15 мин (теория и практика)
-заключительная часть - 5мин
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный — в октябре, итоговый — в апреле.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам
1 «Театрализованная деятельность». Рисование по впечатлениям просмотренных сказок, постановок; рисование пригласительных билетов; гримирование в рисунке под определенного персонажа, моделирование театральных костюмов.
2 «Физическая культура». Использование рисунков в оформлении к праздникам, развлечениям.
3 «Музыкальное воспитание». Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания на строения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
4 «Развитие речи». Использование на занятиях художественного слова, рисование иллюстраций к потешкам, сказкам, стихотворениям; развитие монологической речи при описании репродукций картин художников, собственных работ и работ своих товарищей.
5 «Ознакомление с окружающим». Расширение кругозора в процессе рассматривания картин, различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир), а также знакомства со строением предметов, объектов.
Программа строится с учетом основных принципов:
Принцип гуманизации - создание условий для максимального раскрытия возможностей и способностей ребенка.
Принцип дифференциации и индивидуализации обучения - учет психических и физических возможностей и способностей каждого ребенка.
Принцип наглядности и доступности – комплексное использование всех методов обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Принцип сознательности и активности - понимание воспитанником того, что данные умения и знания пригодятся ему в жизни, проявление желания овладеть этими знаниями.
Формы и методы обучения:
В процессе практической деятельности основными формами являются индивидуальные и групповые занятия, игровые обучающие ситуации. Практическая часть преобладает, т.к. необходимо закрепить полученные знания, умения, навыки; научить детей взаимодействовать друг с другом; отрабатывать сценические умения. При изучении теории с учетом возрастных особенностей целесообразно использовать методы рассказа с элементами показа, беседы, применение информационно – коммуникативных технологий.
- Работа в кружке.
- Целевые прогулки и наблюдения.
- Проведение выставок детских работ.
- Участие в областных и районных выставках и конкурсах.
- Ожидаемый результат:
Должен знать: | Должен уметь: | |
Старшая группа | «нетрадиционные техники» рисования, лепки, аппликации. •Явления и объекты природы, произведения искусства. •Основные цвета и некоторые оттенки, проявления величины, пространственные отношения. •О некоторых предметах народных промыслов. •Некоторые элементы росписи; различают скульптурные образы, живописные и графические изображения. | •Создавать изображения, используя разные изобразительные материалы. •Создавать простейшие изображения (предметные, сюжетные и декоративные) на основе линий, штрихов пятен, простых форм. •Использовать некоторые изобразительно-выразительные и технические умения. Передавать сходство с реальными предметами, обогащать образ выразительными деталями. |
Техническое оснащение:
Иллюстрированные альбомы и книги, фотоальбомы, наглядные пособия, образцы, раздаточный материал: (шаблоны, схемы), эскизы, ножницы, карандаши, линейки, клей ПВА, ручки, фломастеры, картон, кусочки ткани, гуашь, акриловые краски, рамки, газеты, пластилин, альбомы.
Методическое обеспечение программы
1. Подбор традиционного и нетрадиционного материала и инструментов для творческой деятельности детей.
2. Систематизация литературно-художественного материала: стихи, загадки, пословицы, поговорки — с целью активизации деятельности детей, расширения представлений об окружающем, русских традициях.
3. Изготовление картотеки пальчиковых игр для подготовки руки к работе, расслабления, укрепления мелких мышц руки.
4. Составление фонотеки — подбор классических произведений, детского репертуара для музыкального фона, сопровождающего творческую деятельность детей.
5. Подбор дидактических, развивающих и подвижных игр.
Учебно — тематический план совместной изобразительной деятельности.
Диагностическая карта
Анализ продукта деятельности
№ | Фамилия, имя | Передача формы | Строение предмета | Передача пропорции предмета в изображении | Передача движения | Цвет | Разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения |
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
6 | |||||||
7 | |||||||
8 | |||||||
9 |
Анализ процесса деятельности
№ | Фамилия, имя | отношение к оценке взрослого | оценка ребенком созданного им изображения | эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко ребенок относится | Уровень самостоя - тельности | Творчество |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 |
Анализ продукта деятельности
1. Передача формы:
3 балла - форма передана точно;
2 балла - есть незначительные искажения;
1 балл - искажения значительные, форма не удалась.
2. Строение предмета:
3 балла - части расположены, верно;
2 балла - есть незначительные искажения;
1 балл - части предмета расположены неверно.
3. Передача пропорции предмета в изображении:
3 балла - пропорции предмета соблюдаются;
2 балла - есть незначительные искажения;
1 балл - пропорции предмета переданы неверно.
4. Передача движения:
3 балла - движение передано достаточно четко;
2 балла - движение передано неопределенно, неумело;
1 балл - изображение статичное.
5. Цвет.
цветовое решение изображения:
3 балла -• передан реальный цвет предметов;
2 балла - есть отступления от реальной окраски;
1 балл - цвет предметов передан неверно;
6. разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:
3 балла - многоцветная или ограниченная гамма: цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого;
2 балла - преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;
1 балл - безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).
Анализ процесса деятельности
1. Регуляция деятельности.
а) отношение к оценке взрослого:
3 балла - адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности;
2 балла - эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале — радуется, темп работы увеличивается, при замечании — сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);
1 балл - безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);
б) оценка ребенком созданного им изображения:
3 балла - адекватна;
2 балла - неадекватна (завышенная, заниженная);
1 балл - отсутствует;
в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко ребенок относится:
• к предложенному заданию;
3 балла - сильно,
2 балла - средне,
1 балл – безразлично,
• к процессу деятельности;
3 балла - сильно,
2 балла - средне,
1 балл – безразлично,
• к продукту собственной деятельности;
3 балла - сильно,
2 балла - средне,
1 балл – безразлично,
2. Уровень самостоятельности:
3 балла - выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;
2 балла - требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;
1 балл - необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.
3. Творчество:
3 балла - самостоятельность замысла;
2 балла -оригинальность изображения;
1 балл - стремление к наиболее полному раскрытию замысла.
Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребенку суммируются. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения изобразительной деятельностью. Для этого нужно создать ранговый ряд, то есть составить список детей в последовательности от наибольшего числа набранных ребенком баллов к наименьшему.
Такой ранговый ряд можно построить и по каждому критерию. Ранговый ряд условно можно разделить на 3 части. Так, если в группе диагностировались 10 детей, то в каждой подгруппе может быть 3-4 ребёнка, но могут быть и резкие различия. Каждая подгруппа будет отнесена к высшему, среднему или низшему уровню (по числу набранных баллов). Следующее диагностическое обследование, проведенное после целенаправленных занятий с детьми, изменит количество ребят в каждой подгруппе за счет увеличения числа детей в подгруппах высокого и среднего уровня и сокращения числа детей, выполнивших изображение на низком уровне за счет перехода в подгруппы более высокого уровня. Это будет свидетельствовать об эффективности работы с детьми.
Для определения уровня развития творчества к этой диагностике следует добавить диагностику с дорисовыванием кругов.
Задание на дорисовывание шести кругов состоит в следующем: детям даётся альбомный лист бумаги с нарисованными на нем в 2 ряда (по 3 круга в каждом ряду) кругами одинаковой величины (диаметр 4,5 см). Детям, предлагается рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить их, чтобы получилось красиво. Диагностическое задание должно стимулировать творческие способности детей и дать им возможность осмысливать, модифицировать и трансформировать имеющийся опыт.
Выполнение этого диагностического задания оценивается следующим образом: по критерию «продуктивность» — количество кругов, оформленных ребенком в образы, составляет выставляемый балл. Так, если в образы оформлялись все 6 кругов, то выставлялась оценка 6, если 5 кругов, то выставляется оценка 5 и т.д. Все полученные детьми баллы суммируются. Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности выполнения задания группой в целом.
Результаты выполнения детьми задания по критерию «оригинальность» оцениваются по 3-балльной системе.
- балла (высокий уровень) —ставится тем детям, которые наделяют предмет оригинальным образным содержанием преимущественно без повторения одного (яблоко (желтое, красное, зеленое), мордочки зверюшек (заяц, мишка и т.п.)) или близкого образа.
- балла (средний уровень) — ставится тем детям, которые наделяли образным значением все или почти все круги, но допускали почти буквальное повторение (например, мордочка) или оформляли круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, яблоко и т.п.).
- балл (низкий уровень) — ставится тем, кто не смог наделить образным решением все круги, задание выполнил не до конца и небрежно.
Подсчитывается общее количество баллов, полученное детьми каждой группы (суммарный балл), затем выводится средний балл для группы (общее число баллов, полученное группой, делилось на количество детей в ней). Подсчитывается общее количество созданных детьми индивидуальных изображений.
При подсчете количества оригинальных изображений по группе учитывается не только индивидуальность образного решения, но и вариативность
воплощения изображений разными детьми.
Результаты выполнения задания оценивают в двух направлениях:
1) индивидуально по каждому ребенку (выделяя оригинальность созданных детьми изображений);
2) по группе в целом (выводя общее число баллов, средний балл, общее число образов).
Анализ выполнения детьми задания позволяет получить представления о передаче ряда свойств предметов: формы, цвета; осмыслении образной стороны действительности и др.
Разный уровень развития мыслительных операций: анализа, выделения общего и характерного, сравнения, уподобления, синтеза, обобщения, то есть операций, способствующих развитию когнитивных структур, определяемых психологами при оценке интеллектуального развития детей, выражается в следующем:
• в умении увидеть в стандартной ситуации нестандартное решение, образ (это и один из показателей творчества), например, объединение 2—3 кругов в единый предмет (очки, светофор, танк и т. п.) или необычный для данного возрастного периода образ: ведро, паутинка, глобус;
• в способности активизировать образы-представления, имеющиеся в опыте, соотнося их с поставленной задачей;
• в готовности увидеть общее в частном и частное, в общем (общность формы различных предметов и характерные особенности каждого из этих предметов: цвет, детали, дополняющие основную форму и позволяющие отличить общее от частного);
Выполнение детьми диагностического задания и анализ результатов позволяют оценить уровень воспитательно-образовательной работы в группе. С целью более глубокого анализа полученных результатов выполнения диагностического задания можно ввести дополнительные критерии и усложнить математическую обработку уже выделенных критериев.
Такой анализ созданных изображений позволяет более тонко дифференцировать детей по уровню развития творчества и художественно-творческих способностей.
Перечень методической литературы
- И.А. Лыкова "Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» издательский дом «Цветной мир» творческий центр «Сфера» Москва 2011
- И.А. Лыкова «Художественный труд в детском саду» учебно-методическое пособие «Умелые ручки» издательский дом «Цветной мир» Москва 2010.
- И.А. Лыкова «Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений».
- «Изобразительная деятельность в детском саду» старшая группа. - издательский дом «Цветной мир» «Карапуз», творческий центр «Сфера» Москва 2008
- И.А. Лыкова, Н.Е. Васюкова «Изодеятельность и детская литература» Мир сказки, интеграция искусств в детском саду. Издательский дом «Карапуз», творческий центр «Сфера» Москва 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план кружка "Маленький художник"
Технология работы по ознакомлению детей старшего возраста с живописью....

перспективный план кружка "Юный скульптор"
Цель кружка: Учить детей пользоваться стекой, доской, соленым тестом, формочкой. Учить детей нетрадиционным методам в своих работах. Учить делить большой кусок на несколько маленьких кусочков. Развива...

Перспективный план кружка «Юный эколог» по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы.
Перспективный план кружка «Юный эколог» по опытно-экспериментальной деятельности с объектами не живой природы для детей старшей группы. МесяцЭксперименты, наблюдения, опытыЗадачиМатериалСен...
Учебно - тематический план кружка "Юный художник"
Учебно тематический план кружка "Юный художник" . Подготовительная группа. Рисование....

Перспективный план кружка "Юные волшебники"
Пояснительная записка.Предлагаемый перспективный план составлен с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста.В истории дошкольной педаго...

Перспективный план кружка «Юный ткач»
Цель: приобщение воспитанников дошкольного возраста к одному из видов традиционного национального искусства - ручному ткачеству....

Перспективный план кружка "Юные волшебники" (средняя группа)
Знакомим детей с некоторыми нетрадиционными видами изодеятельности - пластилинографией, лепкой из соленого теста, аппликацией из осенних листьев, круп, ткани и резаных нитей. Создаем услов...