Конспект образовательной деятельности в старшей группе "Матрёшка"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Конспект образовательной деятельности в старшей группе " Матрёшка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_obrazovatelnoy_deyatelnosti_v_starshey_gruppe.docx | 17.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности в старшей группе
«Давайте познакомимся - русская матрешка»
Цель: продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством русского народа – деревянной матрешкой. Учить видеть красоту, самобытность; учить понимать назначение произведений искусства, кто их создает. Воспитывать чувство уважения к мастерству народных мастеров. Развивать эмоционально-эстетические чувства, вкусы. Вызвать желание создавать красоту своими руками. Углублять представления о пословицах и поговорках. Обогащать словарный запас словами «мастера», «ремесло», «мастерство», «роспись», «ярмарка».
Материалы: матрешки, иллюстрации с изображением цветов, дерева – липы.
Ход:
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
Расскажу я вам сегодня об игрушках, которые давно известны в нашей стране. Догадайтесь, о каких игрушках идет речь?
Ростом разные подружки
И похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка!
(матрешка)
В этой молодице
Прячутся сестрицы,
Каждая сестрица –
Для меньшой темница.
Красные щечки,
Пестрые платочки,
Хлопают в ладошки
Веселые … (матрешки)
Конечно, это матрешка, самая необычная игрушка. (Предложить рассмотреть, потрогать, полюбоваться.) Посмотрите, какая она красивая, какими яркими красками расписал ее художник. Нравится она вам? Любуешься на нее и сердце радуется. А вы знаете, откуда матрешка к нам в Россию пришла? Давным-давно привезли в Россию из далекой страны Японии фигурку – добродушного лысого старичка Фукуруму. И таким умным-преумным был этот Фукурума, что его голова вытянулась от постоянных раздумий вверх. Игрушка-старичок раздвигалась, а внутри нее сидела вся его многочисленная семья, поэтому выражение лица у Фукурума было таким озабоченным, ведь всю семью надо как-то прокормить. Игрушка эта была выточена из дерева. Значит она какая? (Деревянная) Когда в Японию приехал русский художник Сергей Васильевич Малютин, он увидел фигурку деревянного Фукурумы, и так она ему понравилась, что решил он ее привезти в Россию. Показал ее русским умельцам, народным мастерам. Заморский гость им тоже понравился, по душе пришелся. Только решили русские мастера переодеть куклу в русский сарафан, голову покрыть платочком. Как вы думаете, почему? (Раньше русские женщины обязательно ходили в платках.) Сделали мастера заготовки из дерева, выточили пустые фигурки и художникам отдали. Потрогайте, погладьте матрешку внутри и снаружи. Чем отличается внутренняя поверхность от наружной? (ответы детей) Расписали русские художники игрушку на славу: губки бантиком, румянец на щечках яблочками лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из-под него толстая коса. И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать! Только какое? Дуняша? Маняша? Матреша! И стали новые игрушки матрешками. И начали матрешек по русским селам из дерева вытачивать. Не зря ведь в народе говорят:
«С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся»
«Люби дело – мастером будешь»
«Всякий мастер сам себе дивится»
«Дело мастера боится»
«Всякому молодцу ремесло к лицу»
Разные мастера матрешек расписывали по-разному. Поэтому хоть и похожи матрешки, да у каждой свой характер угадать можно: одна грустит отчего-то, а другая смеется, а третья как будто задумалась, четвертая сердится немного. (обратить внимание на выставку матрешек.)
Игра «Скажи, какая?»
Матрешка какая? (Веселая, озорная, румяная, улыбающаяся, гладкая, большая, неповторимая, единственная, яркая, блестящая.)
Лицо у матрешки какое? (Веселое, грустное, радостное, румяное, красивое ,детское, милое, доброе, озорное, лукавое.)
Платок какой? (Пестрый, цветастый, в горошек, яркий, розовый, узорчатый.)
Сарафан какой? (Русский, длинный, нарядный, цветастый, яркий, необычный, неповторимый, широкий, расписной.)
Фартук (передник) какой? (Красивый, пестрый, цветастый, яркий, узорчатый.)
Сосчитайте, сколько в какой матрешке других меньших матрешек? (ответы детей)
Обратите внимание, что у каждой матрешки на сарафане букет цветов. Вам нравится? Не хотите ли спеть про матрешек?
Мы – матрешки,
Маленькие крошки!
Как у нас, как у нас
Красные сапожки!
Мы – матрешки,
Маленькие крошки!
Как у нас, как у нас
Красненькие щечки!
Мы – матрешки,
Маленькие крошки!
Побежим, побежим
По крутой дорожке!
Посмотрите на матрешек, они румяные, улыбающиеся. И маленькие, и побольше, и совсем большие… Одна рыжекудрая, вторая – с черной косой, третья – с озорным прищуром, четвертая – с большими, как блюдечки, голубыми глазами! Цветут на матрешкиных одеждах розы, распускаются тюльпаны, сплетаются в гирлянды пышные гвоздики.
Отгадайте, какие цветы нарисованы на сарафанчиках наших матрешек?
Загадывание загадок (Предложить отгадку показать на картинке и на сарафане.)
Прекрасная красавица
Боится лишь мороза,
В букете всем нам нравится.
Какой цветочек? (роза)
Все знакомы с нами:
Яркие как пламя
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйся дикими
Алыми …(гвоздиками)
Солнце жжет мою макушку,
Хочет сделать погремушку. (мак)
Стоит в поле кудряшка –
Белая рубашка,
Сердечко золотое,
Что это такое? (ромашка)
Колосится в поле рожь,
Там во ржи его найдешь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (василек)
Матрешка с каким цветком на сарафане или платочке вам нравится больше? Почему? (ответы детей)
Игра-конкурс «Матрешки».
Выбрать считалкой трех игроков. По сигналу они наряжаются матрешками. Для них уже приготовлены сарафаны и платки. Выигрывает тот, кто быстрее нарядится. победители пропевают и выполняют движения «Ладушки» - хлопают в ладоши, показывают сапожки на ногах, ставят попеременно каждую ногу на носочек, на пяточку, стучат каблучками, кружатся.
Мы веселые матрешки,
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки.
В сарафанах наших пестрых,
Ладушки, ладушки,
Мы похожи, словно сестры,
Ладушки, ладушки.
А теперь предлагаю вам стать настоящими художниками и украсить матрешкам сарафаны, рубашки и платочки. (Проводится рисование на тему «Русская матрешка»)
Список использованной литературы:
- Бударина Т.А., Маркеева О.А. Знакомство детей с устным народным творчеством. – СПб., 2001
- Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Сост. Бахметьева Т.Т., Соколова Г.Т. – Ярославль, 2000
- Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб., 1999
- Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. Пособие для воспитателей детского сада. – 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1985
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке Гуси-лебеди» Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» Формирование элементарных математических представлений
Тема: «Путешествие по сказке Гуси - лебеди»Образовательная область: «Познавательное развитие»Тип: ИнтегрированноеИнтеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникатив...
Конспект образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие»
Конспект занятия по программе "детский сад 2100" "Идет волшебница - зима"...
Конспект образовательной деятельности в старшей группе по теме «Раскрась планету» нетрадиционные техники рисования Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Представляю подробный конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в старшей группе на тему "Раскрась планету". Дети окунуться в увлекательное незабываемое к...
Конспект ООД Тема: Образовательная область «Познавательное развитие» раздел «Формирование элементарных математических представлений» конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Завяжем кукле бантики»
Дата:Тема: «Завяжем кукле бантики»Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 10Задачи:Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.Продолжать формировать ...
Конспект образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности на тему "Карлсон и его занимательные игры". Приоритетная образовательная область познавательное развитие.
Закрепление полученных знаний по теме недели "Дикие животные"...
Конспект Образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Автобус» Приоритетная образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Цель: Развивать конструктивные способности детей в аппликации.Обучающие задачи:Учить детей, передавать характерные особенности формы автобуса и его частей.Закреплять приемы вырезывания и аккуратного н...