Мини-музей, в предметно-развивающей среде ДОУ
проект по теме
Создание мини-музея в ДОУ. Описание педагогической инициативы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mini-muzey_v_dou.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Мини – музей, в предметно – развивающей среде ДОУ».
Описание педагогической инициативы.
Актуальность.
В сентябре 2010 года во время подготовки спектакля «Заяц Хваста» для районного конкурса «Театральная жемчужина» в подготовительной группе у нас возникла проблема: недостаточный эмоциональный отклик детей- артистов во время создания сценических образов.
Неожиданно возникла идея: организовать в детском саду «Музей зайца».
Гипотеза: Я предположила, что создание «Мини – музея любимого героя»
создаст условия для эстетического, нравственного развития личности
и поможет проявлению творческих и художественных способностей детей.
Цели и задачи педагогической инициативы:
Приобщение старших дошкольников к взрослой жизни через игру и с помощью музейных средств, приобщение детей и их родителей к музейному искусству.
Создание мини – музея в нашем детском саду – новая форма работы, которая поможет нам решить следующие задачи:
- Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
- Формирование у дошкольников представления о музее.
- Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
- Формирование проектно – исследовательских умений и навыков.
- Развитие речи и расширение словарного запаса.
- Воспитание любви к искусству и чувство сопричастности к его созданию.
Для решения поставленных задач мною разработан проект «Мини – музей в предметно – развивающей среде ДОУ» с учётом моего многолетнего опыта практической работы в области музыкального и эстетического образования дошкольников.
Вид проекта – творческий.
Длительность проекта – краткосрочный (один месяц).
Участники проекта: Педагог по изобразительной деятельности, музыкальный руководитель, воспитатели и дети старшей и подготовительной к школе групп, воспитатели младшей и средней групп, родители воспитанников ДОУ, выпускники нашего ДОУ.
Достоинства проекта:
- Приобщение детей дошкольного возраста к высокохудожественной культуре.
- Расширение кругозора и любознательности детей.
- Учёт желаний детей (дети могут принять проект, а могут предложить свой).
- Развитие ближайшей мотивации (ребёнок понимает, зачем он изготовляет экспонаты, повторяет стихи, песни, хороводы).
- Наличие завершённого практического результата в виде конкретного события, понятного ребёнку. (Экскурсия в «Мини- музей» в форме игры).
Целевая аудитория: Дети подготовительной группы – участники спектакля «Заяц Хваста» по русской, народной сказке.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭТАПАМ ПРОЕКТА
Этап | Деятельность детей | Деятельность педагогов. |
1.Обрисовка сюжетной канвы. Выявление проблемы. | Осознают и личностно воспринимают проблему. Принимают задачи проекта. | Формулируют проблему (цель), определяют задачи. Музыкальный руководитель составляет сценарий проведения экскурсии в мини – музей и подбирает музыкальное оформление: песни, стихи, игры. Воспитатель знакомит детей со сказками. Просматривает с детьми видео материал, рассматривает иллюстрации в книгах и привлекает родителей к сбору экспонатов и их изготовлению. |
2.Организация работы над проектом. С 13 сентября по 13 октября 2010г. | Раскрашивают предложенный наглядный материал (раскраски). Изготавливают экспонаты для оформления экспозиции мини –музея. Разучивают стихи. Повторяют песни, хороводы, игры на заданную тему. Представляют продукт деятельности родителям. | Воспитатели организуют работу над проектом: готовят необходимый наглядный материал совместно с педагогом по изобразительной деятельности, повторяют с детьми песни, хороводы, игры совместно с музыкальным руководителем. Музыкальный руководитель и воспитатели участвуют в представлении проекта для детей и их родителей с 18 по 29 октября 2010г. |
3.Выдвижение новых проблем. | Определяют цель нового проекта. | Выдвигают новый проект: Создание стационарной демонстрационной ниши для экспозиций «Мини – музея в ДОУ» в январе 2011г. |
Средства, технологии: При разработке и проведении мероприятий по реализации педагогической инициативы учитывала принципы:
. Интерактивность (дети знали для чего делали зайцев).
. Комплексность (в одной экскурсии сочетались просмотр фото презентации, игры, хороводы, чтение потешек и стихов про зайцев, просмотр мультфильма).
Использовала нетрадиционные формы работы – технологии музейной педагогики:
Интегрирование в образовательные области: «Художественное творчество», «Музыка», «Чтение художественной литературы».
Проведение образовательной деятельности в мини-музее в форме игры.
В результате моей инициативы:
В ДОУ был создан передвижной « Мини – музей любимого героя» (зайца),
создание экспонатов (зайцев) и проведение экскурсии содействовало
выразительному исполнению ролей зайцев в конкурсном спектакле, а Оля П. победила в номинации «Лучшая юная актриса второго плана».
Простая идея, создания «Музея зайца» объединила в совместной деятельности родителей и их детей, воспитателей и педагогов нашего МБДОУ. «Музей» проработал неделю: за это время его посетило более 200 человек, среди них представители РОНО, музыкальные руководители и воспитатели нашего района, родители, сотрудники ДОУ и наши выпускники, чьи младшие братья и сёстры ходят сейчас в наше учреждение, так как они (выпускники) также приняли участие в изготовлении экспонатов. Овладевая пространством мини - музея дети, примеряли на себя и роль творца (изготовляя экспонаты), исследователя (сравнивая экспонаты по размеру, цвету, материалу …), роль экскурсанта, экскурсовода, что соответствует соорганизации определённых позиций – музейной коммуникации.
На педагогическом совещании подводя итоги проделанной работы, приняли решение:
1.Использовать музейные технологии в работе педколлектива ДОУ.
2.Для этого оборудовать демонстрационную нишу у входа в музыкальный зал с полками и подсветкой.
3.Темы экспозиций сочетать с тематикой годового плана, в оформлении которых воспитатели всех групп будут участвовать по очереди.
4.Составлять сценарный план проведения экскурсий с музыкально – литературным сопровождением, используя музыкальные, литературные, видео материалы и технологии программы «Синтез» К. Тарасовой.
5. В тесном сотрудничестве с руководителем ИЗО студии создавать с
воспитанниками нужные экспонаты, рисунки, макеты, муляжи.
6.Привлекать к сбору и изготовлению экспонатов родителей всех групп.
7.Использовать в работе мини - муузея техническое оснащение ДОУ: интерактивную доску, проектор для демонстрации слайдов, фото презентаций и просмотра другого видео материала, большой выбор которого имеется в педагогическом кабинете и музыкальном зале.
8.Недостаток площади мини – музея компенсировать использованием пространства музыкального зала.
9.Экскурсии в мини – музее проводить 2 раза в месяц.
10. Экскурсии в мини – музей проводить для детей средней, старшей и подготовительной групп по подгруппам в количестве 8 – 10 человек.
11.Планирование работы мини – музея должно основываться комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса и
сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости.
Используемые ресурсы:
- Информация берётся из Интернета, в педкабинете из методической литературы, журналов и из моей личной библиотеки, насчитывающей около 2000 тысяч книг, собранных мной за 34 года для работы с дошкольниками.
- Сотрудничество с директором по репертуару Кайдани М. Б. из Красноярского театра оперы и балета, с методистами КИМЦ,
краеведческого музея и другими учреждениями культуры Красноярска.
- Помощь родителей в сборе и изготовлении экспонатов музея.
В марте 2011года демонстрационная ниша была смонтирована и оформлена новая экспозиция: «В ногу со временем». В соответствии с «Принципами построения предметно – пространственной среды в ДОУ» в арке, где расположена демонстрационная ниша нет острых углов, она хорошо освещена (полки с подсветкой), светло серый цвет ниши позволяет размещать на ней яркие фотографии, репродукции картин, открытки, игрушки и т.д. и т.п. Все экспонаты мини – музея эстетичны, вызывают у детей желание действовать с ними, безопасны для жизни детей. Предметная среда сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребёнка. Кроме макетов, муляжей, книг, фотографий и других экспонатов, есть листы с информацией, которые могут прочесть родители, сотрудники и гости ДОУ и которые очень быстро можно поменять, а близость музыкального зала позволяет включать в программу экскурсии просмотр фото презентаций, мультфильмов и проведении подвижных игр и хороводов. Организация пространства должна предоставлять возможность многовариативных игр, что даёт простор фантазии, изобретательства, открытиям. После окончания каждой экскурсии дети могут задать вопросы педагогу или ребёнку – экскурсоводу им разрешается потрогать, рассмотреть поближе и даже понюхать заинтересовавший их экспонат.
С учётом положений возрастной психологии и дошкольной педагогики разработаны конспекты и проведены экскурсии по следующим темам:
- «В ногу со временем» ( о смене технических средств оснащения педагогической деятельности в нашем ДОУ за последние десятилетие).
- «Откуда пришёл Новый год?»
- «Основные идеи календарных праздников» и другие.
Планируем провести в будущем следующие экскурсии:
- « Н.А. Римского – Корсакова и русская народная сказка «Снегурочка».
- «Я и моя семья» ( экспозиция об отдельной семье, экскурсовод – ребёнок).
Методические рекомендации я разработала для каждой экскурсии и в дальнейшем при пополнении экспозиций новыми экспонатами и новыми интересными материалами конспекты будут дополняться и видоизменятся. Хранятся методические рекомендации и конспекты экскурсий в педкабинете и воспитатели могут использовать их при планировании своей работы.
Музей позволяет нам интегрировать разные виды детской деятельности в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Мини – музей в детском саду актуален и эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие и коммуникативные навыки.
Экспонаты музея после закрытия экспозиции хранятся в музыкальном зале и становятся частью её предметно - развивающей среды ДОУ, а иногда и украшением интерьера одной из групповых комнат. Экспозиция может быть полностью помещена в группу, например, как уголок по театрализованной деятельности, информационный материал из мини – музея можно размесить в уголке для родителей в рубриках «А знаете ли вы…».
Описанный опыт можно свободно применять воспитателям и музыкальным руководителям, в области музыкального и эстетического воспитания, а
нашему педколлективу внедрение моей педагогической инициативы даёт ещё одну возможность для реализации дополнительной программы «Синтез», поскольку для ребёнка естественны синкретическая ориентация в мире и синкретический характер художественно – творческой деятельности, а мини - музей создаёт для этого все условия.
Перечень научных, методических источников, используемых при разработке инициативы:
Описывая мою педагогическую инициативу опиралась на «Принципы построения предметно – пространственной среды в ДОУ».Учитывала «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Ноябрь 2009г.»
Основная общеразвивающая программа дошкольного образования
«От рождения до школы», под редакцией Н.Вераксы, Т.Комаровой, М. Васильевой Москва «Мозаика – Синтез»,2010г.
«Мини – музей в детском саду»,Н. Рыжовой, Л. Логиновой, А. Данюковой,
Москва, « Линка – пресс», 2008г.
Статья Н. Воронович «Музейная педагогика » (Интернет).
Статья «Построение развивающей среды в ДОУ» В.Петровского, Л.Клариной, Л .Смывиной, Л. Стрелковой.
Использовала материалы журнала «Музыкальный руководитель» №5.2006г., «Мини – музей музыкальных инструментов»,статья Е. Бусаргиной и З.Масленниковой;№6, 2006г.статья «Музыкальная предметно – развивающая среда ДОУ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обогащение предметно-развивающей среды посредством создания мини-музея в группе. Наш мини- музей "Чудо-дерево"
Каждое посещение нашего мини-музея – это деятельность, имеющая учебную, воспитательную, развивающую цель. В мини-музее в условиях группы происходит развитие познавательных интересов и познавател...
Статья "Организация предметно – развивающей среды в средней группе. Мини -музей хлеба в детском саду. "
Введение нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предлагает иные требования по организации пре...
Доклад с презентацией Тема: «Мини-музей как форма организации предметно-развивающей среды в ДОУ»
Музейная педагогика в ДОУ – область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности...
Консультация «МИНИ – МУЗЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ КАК ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ. МИНИ – МУЗЕИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»
Цель: Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями. Задачи: ·...
Мини-музей «Мир удивительных камней» как форма организации предметно-развивающей среды в ДОУ
Музейная педагогика в ДОУ – область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности....
Доклад «Мини-музей как часть предметно-развивающей среды ДОУ для социализации личности детей дошкольного возраста»
Опыт работы по созданию мини-музея "Русская тряпичная кукла" в рамках создания предметно-развивающей среды для социализации личности дошкольника...
Тема: «Мини-музей как форма организации предметно-развивающей среды в ДОУ»
Доклад с презентациейТема: «Мини-музей как форма организациипредметно-развивающей среды в ДОУ» В любом возрасте дети задают взрослым множество вопросов. Особенно о том, что им кажется...