Доклад «Мини-музей как часть предметно-развивающей среды ДОУ для социализации личности детей дошкольного возраста»
консультация (старшая группа)

Опыт работы по созданию мини-музея "Русская тряпичная кукла" в рамках создания  предметно-развивающей среды для социализации личности дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mini-muzey_kak_chast_pprs.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Россияночка»

Доклад

с презентацией

 «Мини-музей

как часть предметно-развивающей среды ДОУ

для социализации личности детей дошкольного возраста»

Воспитатель

                                                                                     Панкратова В.Н.

Смоленск, 2019

Мини-музей как часть предметно-развивающей среды ДОУ для социализации личности детей дошкольного возраста

СЛАЙД 1

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу предложить вам рассмотреть тему: «Мини-музей как часть предметно-развивающей среды ДОУ для социализации личности детей дошкольного возраста»

СЛАЙД 2

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ предусматривает обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.

Качество дошкольного образования определяется:

•        содержанием дошкольного образования,

•        требованиями к подготовке выпускников,

•        созданием предметно-пространственной среды.

«Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной».

Поэтому педагоги, создавая развивающую среду, стараются оформить групповые комнаты, учитывая возраст, интересы, склонности детей, способности, гендерную принадлежность, так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть.

СЛАЙД 3

Эта возможность прекрасно может быть реализована в процессе создания в группах мини-музеев различной тематики.

Музейная педагогика – это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные пространства помещения, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.

Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.  Учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

СЛАЙД 4

Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.  

СЛАЙД 5

  • Музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы.
  • Является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса.
  • Способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности.
  • Помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.
  • Мини-музеи в детском саду играют роль помещения для психологической разгрузки детей, и открывают новые возможности для коррекционной работы с «особыми» детьми

СЛАЙД 6

Основные принципы, которые учитываются при организации мини-музея в ДОУ.

•        наглядность;

•        доступность;

•        динамичность;

•        содержательность;

•    обязательное сочетание предметного мира музея с программой, реализуемой в ДОУ;

•        последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями;

•        гуманизм;

•        поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии;

•        активность детей в усвоении музейного наследия;

•        подвижность структуры занятий-экскурсий.

СЛАЙД 7

В нашем детском саду разработано два тесно переплетающихся проекта: музей «Русская старина» и «Музей Мир игрушки». Проекты долгосрочные. Музей «Русская старина» расположен в отдельном помещении, он рассказывает детям об историческом и культурном прошлом России.

СЛАЙД 8

         Экспозиция музея «Мир игрушки» «Русская тряпичная кукла» расположен непосредственно в групповой комнате.

СЛАЙД 9

Через игру с куклой ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Народная тряпичная кукла способствует передаче ребенку нравственных, символических, мифологических знаний. Эта игрушка по-своему уникальна, содержит символические знания предыдущих поколений.

СЛАЙД 10

Рукотворные изделия, и в их числе куклы, всегда были нужны людям  не только для практических целей: они связывают людей с опытом прошлого, с местными традициями, национальной культурой.  Народная игровая кукла, как и игрушка вообще, является необходимым традиционным элементом воспитательного процесса. Через игру с куклой ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Народная тряпичная кукла способствует передаче ребенку нравственных, символических, мифологических знаний. Эта игрушка по-своему уникальна, содержит символические знания предыдущих поколений.

       Народная тряпичная кукла – это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям  познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста.  Являясь образцом человека, она позволяет играющему с ней ребенку, подражать миру взрослых отношений.  В игре с народной тряпичной куклой ребенок познает окружающий мир, учится выражать свои чувства, у ребенка появляются навыки общения.

Кроме всего прочего, народная тряпичная кукла – это великолепный образец  для занятий по рукоделию, художественному труду  и творчеству, декоративно-прикладному и текстильному дизайну.

СЛАЙД 11

Профиль музея – познавательный. Цель – пробуждение интереса к русской культуре через знакомство с русской тряпичной куклой.

СЛАЙД 12

Задачи:

  • Познакомить  с  традициями на Руси; в которых были задействованы лоскутные куклы.
  • Прививать интерес  и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества.
  • Обогащать словарный запас, знакомя с новыми словами и их значениями: кукла-оберег,  рукодельница, фартук, сорочка, тесьма, повойник и т.д.
  • Обогащение предметно-развивающей среды детского сада.
  • Воспитывать патриотические чувства.
  • Воспитывать интерес к народным промыслам, развивать воображение, художественный вкус, моторику рук (пеленание, игры с куклами).
  • Воспитывать у детей интерес к культуре своих предков, культуре предков России и мира.
  • Формировать художественно-эстетическое воспитание.
  • Воспитывать у дошкольников основ толерантности.
  • Привлечь родителей к культурно – досуговой деятельности детского сада.
  • Включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме; развивать познавательную активность детей.
  • Привлечь родителей к изготовлению экспонатов для мини-музея.

СЛАЙД 14

В процессе создания мини-музея «Русская тряпичная кукла» всю работу я разделила на этапы:

  • Подготовительный - «Планирование мини-музея»
  • Практический - «Создание мини-музея»
  • Обобщающий этап – функционирование мини-музея

СЛАЙД 15

 Подготовительный этап. В начале работы (дети, родители, воспитатели) определяли название мини-музея, разрабатывали его содержание, выбирали место для размещения. Содержание работы

  • Знакомство детей с историей изготовления народной куклы.
  • Разучивание  и прослушивание колыбельных песен, народных игр, частушек, пословиц. Чтение русских народных сказок. Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери». Рассматривание альбомов, иллюстраций.
  • Анкетирование родителей
  • Беседы с детьми, экскурсия в мини-музей «Русская изба»
  • Подготовка консультаций для родителей  («Тряпичная кукла – мотанка», «Народная кукла в игре современных детей»)
  • Изготовление Мини книг: «Изготовление народных кукол»
  • Определение местоположения мини-музея

СЛАЙД 16

 Практический этап. Сбор и расположение экспонатов в мини – музее. Экспонат – главное наше «учебное пособие» в мини-музее, которое дети могут потрогать, пощупать. Я учу, бережно относиться не только к музейным предметам, но и вообще к природе, собственному дому, книге, игрушке. А любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие – понимание - осмысливание -закрепление - применение.

 Важная особенность мини-музея — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем музее не только можно, но и нужно! Можно самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он

— соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.  Мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

СЛАЙДЫ 17-23

Экспонаты музея

СЛАЙДЫ  24-26

 Третий этап, заключительный, когда мини – музей уже готов. На этом этапе начинается работа с мини – музеем и экспонатами.

•        экскурсии с творческими заданиями;

•        игры -драматизации;

•        мини-концерты.

СЛАЙД 27- 30

Можно назвать еще некоторые формы, используемые в работе с экспозициями мини-музея:

•        беседы с детьми;

•        экскурсии для детей и родителей;

•        самостоятельное рассматривание экспонатов;

•        мастер-класс по изготовлению экспонатов;

•        творческие игры, образовательные путешествия;

•        чтение художественной литературы;

•        исследовательская деятельность, экспериментирование;

•        музицирование, прослушивание аудиоматериалов, просмотр презентаций;

•        возможность смены экспозиции

СЛАЙД 31

Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ заключается в следующем.

У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.

Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.

У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».

СЛАЙД 29

Спасибо за внимание! Желаю творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей и родителей « Создание предметно – развивающей среды для гармоничного развития детей дошкольного возраста в детском саду и дома».

Моя консультация предназначена прежде всего тем  родителям и педагогам, которые  интересуются методиками, помогающими гармонично, интересно, познавательно – развлекательно развивать логическ...

Требования к организации предметно - развивающей среды для познавательного развития детей дошкольного возраста

Образовательная  (развивающая) среда, по определению В. А. Ясвина, — это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и п...

Организация предметно-развивающей среды в группах для детей дошкольного возраста с целью всестороннего воспитания и развития

Организация предметно-развивающей среды в группах для детей дошкольного возраста с целью всестороннего воспитания и развития в условиях образовательного комплекса...

Создание предметно - развивающей среды, стимулирующей развитие творчества детей дошкольного возраста

Среда, созданная в непосредственной образовательной деятельности,  позволяет детям прочувствовать ситуацию, закрепить определённые навыки, узнать новое. Эта среда отражает содержание образователь...

Значение предметно развивающей среды в развитии личности ребенка дошкольного возраста.

На развитие личности ребенка оказывает влияние множество факторов и природных и социальных, как стихийных, так и специально организованных, как например, оразоваельная среда - окружение в котором ребе...