Мини-музей «Мир удивительных камней» как форма организации предметно-развивающей среды в ДОУ
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Музейная педагогика в ДОУ – область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мини- музей "Мир удивительных камней" | 365.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Мини-музей «Мир удивительных камней» как форма организации
предметно-развивающей среды в ДОУ
Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. В современных условиях реформирования образования, дошкольное образовательное учреждение представляет собой открытую развивающуюся систему.
Принятый ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ предусматривает обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.
Качество дошкольного образования определяется:
• содержанием дошкольного образования,
• требованиями к подготовке выпускников,
• созданием предметно-пространственной среды.
«Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной».
Создать такие условия может помочь музейная педагогика. Музейная педагогика – это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя.
Музейная педагогика в ДОУ – область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности.
Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Основными задачами музейной педагогики являются:
• обогащение предметно-развивающей среды ДОУ;
• формирование у дошкольников представления о музее;
• расширение кругозора дошкольников;
• формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
• формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
• развитие творческого и логического мышления, воображения;
• формирование активной жизненной позиции;
• вовлечение родителей (семей воспитанников) в жизнь детского сада
Основные принципы, которые учитываются при организации мини-музея в ДОУ:
• наглядность;
• доступность;
• динамичность;
• содержательность;
• обязательное сочетание предметного мира музея с программой, реализуемой в ДОУ;
• последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями;
• гуманизм;
• поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии;
• активность детей в усвоении музейного наследия;
• подвижность структуры занятий-экскурсий.
Реализация проекта проходит в 4 этапа:
• Подготовительный - «Планирование мини-музея»
• Практический – «Создание мини-музея»
• Презентационный – «Представление мини-музея»
• Обобщающий этап
Первый - подготовительный этап – «Планирование мини-музея» заключается в следующем:
• знакомство педагогов с принципами функционирования мини-музея;
• разработка тематического планирования мини-музея и музейных экспозиций;
• анкетирование родителей;
• определение перспективы создания мини-музея;
• разработка алгоритма по созданию мини-музея в группе;
• создание творческой группы педагогов.
Второй – практический этап - «Создание мини-музея».
• выбор темы мини-музея;
• определение места размещения мини-музея:
• планирование экспозиций;
• выбор дизайна оформления мини-музея;
• подбор экспонатов;
• оформление визитной карточки и паспорта мини-музея;
• разработка форм работы с экспозициями мини-музея;
• разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей;
• разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея;
• планирование организации поисково-познавательной деятельности в мини-музее.
Следующий - презентационный этап – «Представление мини-музея»:
• экскурсии с творческими заданиями;
• игры драматизации;
• мини-концерты.
Можно назвать еще некоторые формы, используемые в работе с экспозициями мини-музея:
• беседы с детьми;
• экскурсии для детей и родителей;
• самостоятельное рассматривание экспонатов;
• мастер-класс по изготовлению экспонатов;
• творческие игры, образовательные путешествия;
• чтение художественной литературы;
• исследовательская деятельность, экспериментирование;
• прослушивание аудиоматериалов, просмотр презентаций;
• возможность смены экспозиции
Обобщающий этап предполагает подведение итогов:
• Что было сделано?
• Что понравилось больше всего? (субъективный выбор)
• Что нового узнали?
• Что хотели бы еще узнать?
• С кем можем поделиться полученными знаниями?
Вот уже в течение нескольких лет коллектив нашего сада успешно разрабатывает и внедряет в деятельность ДОУ различные образовательные технологии. В частности, успешно используем метод проектов. Один из проектов нашей группы называется «Мини-музей Удивительный мир камней». Важная особенность мини- музея — участие в его создании детей и родителей. Дети чувствуют свою причастность к мини- музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, пополнять их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини-музее не только можно, но и нужно, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Желаю творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Проект "Мини-музей "Город Снеговиков" - как одна из форм работы с родителями в условиях реализации ФГОС в дошкольном образовательном учреждении» (из опыта работы)
В современных условиях родители являются основными заказчиками услуг дошкольного учреждения. Поэтому необходимо взаимодействие между родителями и педагогами. Одной из главных целей работы педагогов яв...
Презентация к мини-музею "Удивительный мир камней - минералы"
Мини - музей "Мир камней - минералы" мы вместе с детьми и родителями собирали и оформляли в течении двух лет. Дети с удовольствием рассматривают и изучают камни, играют. На основе собранного мат...
Доклад с презентацией Тема: «Мини-музей как форма организации предметно-развивающей среды в ДОУ»
Музейная педагогика в ДОУ – область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности...
Коллекция камней в мини-музей "Мир камней"
В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, дети знакомятся с окружающим миром. Ребёнок познает окружающий мир, учится ориентироваться в явлениях окружающей природы, предме...
«Мини-музей Великой Отечественной Войны, как иновационная форма работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»
№ п/п Основные разделыТребования к содержанию, оформлению проекта1.Название проекта«Мини-музей Великой Отечественной Войны, как иновационная форма работы по нравственно-патриотическому восп...
МИНИ-МУЗЕЙ ВОИНСКОЙ ДОБЛЕСТИ И СЛАВЫ КАК ФОРМА ПАРТНЕРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
В работе изложен современный подход к вопросу о взаимодействии дошкольного образовательного учреждения и семьи в решении задач –патриотического воспитания дошкольников через пр...
Мини - музей как форма организации развивающей среды
Мини-музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры....