Мини-музей «Мир удивительных камней» как форма организации предметно-развивающей среды в ДОУ
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Захарова Анна Александровна

Музейная педагогика в ДОУ – область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мини-музей «Мир удивительных камней» как форма организации 

предметно-развивающей среды в ДОУ

Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. В современных условиях реформирования образования, дошкольное образовательное учреждение представляет собой открытую развивающуюся систему.

Принятый ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ предусматривает обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.

Качество дошкольного образования определяется:

• содержанием дошкольного образования,

• требованиями к подготовке выпускников,

• созданием предметно-пространственной среды.

«Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной».

Создать такие условия может помочь музейная педагогика. Музейная педагогика – это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя.

Музейная педагогика в ДОУ – область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности.

Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.  

Основными задачами музейной педагогики являются:

• обогащение предметно-развивающей среды ДОУ;

• формирование у дошкольников представления о музее;

• расширение кругозора дошкольников;

• формирование проектно-исследовательских умений и навыков;

• формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;

• развитие творческого и логического мышления, воображения;

• формирование активной жизненной позиции;

• вовлечение родителей (семей воспитанников) в жизнь детского сада

Основные принципы, которые учитываются при организации мини-музея в ДОУ:

• наглядность;

• доступность;

• динамичность;

• содержательность;

• обязательное сочетание предметного мира музея с программой, реализуемой в ДОУ;

• последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями;

• гуманизм;

• поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии;

• активность детей в усвоении музейного наследия;

• подвижность структуры занятий-экскурсий.

Реализация проекта проходит в 4 этапа:

• Подготовительный - «Планирование мини-музея»

• Практический – «Создание мини-музея»

• Презентационный – «Представление мини-музея»

• Обобщающий этап

Первый - подготовительный этап – «Планирование мини-музея» заключается в следующем:

• знакомство педагогов с принципами функционирования мини-музея;

• разработка тематического планирования мини-музея и музейных экспозиций;

• анкетирование родителей;

• определение перспективы создания мини-музея;

• разработка алгоритма по созданию мини-музея в группе;

• создание творческой группы педагогов.

Второй – практический этап - «Создание мини-музея».

• выбор темы мини-музея;

• определение места размещения мини-музея:

• планирование экспозиций;

• выбор дизайна оформления мини-музея;

• подбор экспонатов;

• оформление визитной карточки и паспорта мини-музея;

• разработка форм работы с экспозициями мини-музея;

• разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей;

• разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея;

• планирование организации поисково-познавательной деятельности в мини-музее.

Следующий - презентационный этап – «Представление мини-музея»:

• экскурсии с творческими заданиями;

• игры драматизации;

• мини-концерты.

Можно назвать еще некоторые формы, используемые в работе с экспозициями мини-музея:

• беседы с детьми;

• экскурсии для детей и родителей;

• самостоятельное рассматривание экспонатов;

• мастер-класс по изготовлению экспонатов;

• творческие игры, образовательные путешествия;

• чтение художественной литературы;

• исследовательская деятельность, экспериментирование;

• прослушивание аудиоматериалов, просмотр презентаций;

• возможность смены экспозиции

Обобщающий этап предполагает подведение итогов:

• Что было сделано?

• Что понравилось больше всего? (субъективный выбор)

• Что нового узнали?

• Что хотели бы еще узнать?

• С кем можем поделиться полученными знаниями?

Вот уже в течение нескольких лет коллектив нашего сада успешно разрабатывает и внедряет в деятельность ДОУ различные образовательные технологии. В частности, успешно используем метод проектов. Один из проектов нашей группы называется «Мини-музей Удивительный мир камней». Важная особенность мини- музея — участие в его создании детей и родителей. Дети чувствуют свою причастность к мини- музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, пополнять их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини-музее не только можно, но и нужно, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Желаю творческих успехов!

C:\Users\Администратор\Desktop\уголки\мини музей\2dbimhiqrkc (1).jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\уголки\мини музей\4ah3beyq2li.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проект "Мини-музей "Город Снеговиков" - как одна из форм работы с родителями в условиях реализации ФГОС в дошкольном образовательном учреждении» (из опыта работы)

В современных условиях родители являются основными заказчиками услуг дошкольного учреждения. Поэтому необходимо взаимодействие между родителями и педагогами. Одной из главных целей работы педагогов яв...

Презентация к мини-музею "Удивительный мир камней - минералы"

Мини - музей "Мир камней - минералы" мы вместе с детьми и родителями собирали и оформляли  в течении двух лет. Дети с удовольствием рассматривают и изучают камни, играют. На основе собранного мат...

Доклад с презентацией Тема: «Мини-музей как форма организации предметно-развивающей среды в ДОУ»

Музейная педагогика в ДОУ – область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности...

Коллекция камней в мини-музей "Мир камней"

В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, дети знакомятся с окружающим миром. Ребёнок познает окружающий мир, учится ориентироваться в явлениях окружающей природы, предме...

«Мини-музей Великой Отечественной Войны, как иновационная форма работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»

№ п/п Основные разделыТребования к содержанию, оформлению проекта1.Название проекта«Мини-музей Великой Отечественной Войны, как иновационная форма работы по нравственно-патриотическому восп...

МИНИ-МУЗЕЙ ВОИНСКОЙ ДОБЛЕСТИ И СЛАВЫ КАК ФОРМА ПАРТНЕРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

В работе изложен современный подход к вопросу о взаимодействии дошкольного образовательного учреждения и семьи  в решении задач –патриотического воспитания дошкольников через пр...

Мини - музей как форма организации развивающей среды

Мини-музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм кон­кретной национальной и региональной культуры....