Организация различных видов труда в ДОУ
консультация по теме
Консультация для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Арский детский сад № 8» Арского муниципального района
Республики Татарстан
Организация различных видов труда в ДОУ
Методическая консультация для педагогов
Провела: воспитатель
Сайфуллина Г.Р.
Январь, 2013
Содержание
1. Значение трудового воспитания в развитии личности ребенка дошкольника.
2. Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста по группам.
3. Организация различных видов труда в ДОУ.
3.1. Самообслуживание. Задачи и содержание работы по группам.
3.2. Хозяйственно-бытовой труд. Задачи и содержание работы по группам.
4. Заключение.
5. Список литературы.
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Включая детей в трудовую деятельность, воспитатель формирует трудовые навыки, воспитывает привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы, формирует положительные взаимоотношения между детьми.
Цель: формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда.
• Воспитание уважения к людям труда, бережного отношения к результатам труда.
• Формирование трудовых навыков, положительных взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками.
Основные виды труда в детском саду — это самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации — поручения, дежурства и коллективный труд детей.
Такие виды труда, как самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд в природе, используются во всех возрастных группах, а ручной труд — в старшей и подготовительной группах. Поручения широко используются во всех возрастных группах детского сада. Но в младшей группе они являются ведущей формой организации труда. Поэтому работу с малышами по трудовому воспитанию надо начинать с индивидуальных поручений, которые ребенок выполняет вместе с воспитателем, и только много позже переходить к другим формам.
В силу психологических особенностей дети младших групп недостаточно самостоятельны в своих действиях, склонны к подражанию, не могут согласовывать свои действия с действиями товарищей и работать в нужном для коллектива темпе, часто отвлекаются, не доводят начатое дело до конца. Малышей мало интересует результат, их влечет сам процесс действия. Они еще не владеют необходимыми умениями и навыками для достижения результата. Поэтому только со второй половины года во 2-й младшей группе, когда дети уже имеют некоторый трудовой опыт, воспитатели используют групповые поручения.
Основной формой объединения детей этого возраста в труде является труд «рядом», когда каждый ребенок работает самостоятельно и за свою работу отвечает перед воспитателем. При этом малыш упражняется в умениях и навыках, необходимых в коллективной работе.
Во второй половине года во 2-й младшей группе вводятся дежурства — систематический труд, требующий определенного уровня самостоятельности.
Наиболее широкое применение разного вида дежурства получают в старшей и подготовительной группах.
Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Широко он используется только в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки детей становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети к этому возрасту уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возрастные возможности детей позволяют воспитателю решить более сложные задачи трудового воспитания:
• приучать детей договариваться о предстоящей работе;
• работать в нужном темпе;
• выполнять задание в определенный срок.
В старшей группе педагог использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание, а в конце работы подводится общий итог. В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.
В процессе труда дети приобретают необходимые навыки, в том числе навыки ухода за растениями и животными (труд в природе), осваивают простейшие действия с предметами, узнают о материалах и их свойствах (ручной труд). У детей формируется интерес к труду, желание трудиться (хозяйственно-бытовой труд, самообслуживание). В каждой группе необходимо создать условия для всех видов труда, соответствующие возрасту детей.
Должен рационально храниться инвентарь и материалы, чтобы дети имели возможность самостоятельно ими пользоваться. Содержание труда детей, система включения их в труд, его продолжительность и объем, формы объединения детей в труд, методы и приемы, постепенное усложнение задач и повышение требований к самостоятельности детей должны соответствовать программе каждой возрастной группы.
Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста по группам:
1-я младшая группа
• Воспитывать уважение к людям любой профессии.
• Подчеркивать значимость результатов их труда.
• Поддерживать желание детей помогать взрослым.
• Приобщать детей к самообслуживанию
2-я младшая группа
• Воспитывать желание принимать посильное участие в трудовой деятельности.
Средняя группа
• Воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться.
• Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.
• Формировать начала ответственного отношения к порученному заданию (умение и желание доводить начатое дело до конца, стремление сделать его хорошо).
• Разъяснять детям значимость их труда.
• Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.
Старшая группа
• Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Показывать результаты труда, его общественную значимость. Систематизировать знания о труде людей в разное время года.
• Рассказывать о профессиях педагога, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, швейной промышленности, торговли и др.
• Объяснять, что для облегчения труда используется разнообразная техника (компьютер, кассовый аппарат, электрическая швейная машина и т. п.).
• Познакомить детей с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства. Показать результаты их труда: картины, книги, ноты, предметы декоративного искусства.
• Объяснять детям, что труд взрослых оплачивается, а заработанные деньги люди тратят на приобретение пищи, одежды, мебели, на отдых.
• Развивать желание вместе со взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения.
• Учить доводить начатое дело до конца.
• Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда. Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений.
• Учить наиболее экономным приемам работы. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.
• Учить оценивать результат своей работы с помощью взрослого.
• Стимулировать желание принимать участие в трудовой деятельности.
Подготовительная группа
• Продолжать воспитывать интерес к различным профессиям, месту работы родителей.
• Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой местных условий.
• Расширять представления о труде взрослых. Воспитывать уважение к людям труда.
• Формировать потребность трудиться.
• Воспитывать любовь к труду.
• Приучать старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.
• Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, добиваться результатов.
Приобщение детей к трудовой деятельности начинается с 1-й младшей группы. Основной вид труда в этом возрасте — самообслуживание.
Во 2-й младшей группе продолжается формирование у детей желания к посильному труду.
Объем задач по трудовому воспитанию нарастает со средней группы, достигая максимума в старшей. Именно в средней группе дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно-бытового и самообслуживающего труда.
В старшей группе добавляется ручной труд. В старшей группе делается больший акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата.
В подготовительной группе сформированные навыки и умения совершенствуются. Но базовая основа трудовых умений детей закладывается в старшей группе.
Самообслуживание.
Задачи и содержание работы по группам:
1-я младшая группа
• Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды).
• Продолжать учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
• Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого.
• Формировать навык пользования индивидуальными предметами носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
• Побуждать детей к самостоятельности во время еды, учить держать ложку в правой руке.
• Обучать детей порядку одевания и раздевания.
• Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.
• Учить в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.
• Учить правильно надевать одежду и обувь.
2-я младшая группа
• Продолжать учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать одежду и т. п.).
• Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.
• Продолжать учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком.
• Учить правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой.
Средняя группа
• Совершенствовать умения самостоятельно одеваться, раздеваться; приучать аккуратно складывать и вешать одежду с помощью взрослого, приводить ее в порядок — чистить, просушивать
• Воспитывать стремление быть всегда аккуратными, опрятными.
• Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом
• Закреплять умения пользоваться расческой, носовым платком.
• Приучать при кашле и чихании отворачиваться и прикрывать нос и рот платком
• Продолжать учить пользоваться правильно столовыми приборами — ложкой, вилкой, ножом).
• Учить полоскать рот после еды
Старшая группа
• Формировать привычку ежедневно чистить зубы и умываться, по мере необходимости мыть руки.
• Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать в шкаф одежду, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить, убирать на место).
• Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.
• Формировать привычку бережно относиться к личным вещам.
• Развивать желание помогать друг другу
• Приучать самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей
• Соблюдать порядок в своем шкафу, раскладывать одежду в определенные места
• Учить опрятно убирать постель
Подготовительная группа
• Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно и аккуратно складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).
• Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично говорить товарищу о неполадке в его костюме, обуви, помогать устранять его. Формировать такие качества, как отзывчивость, взаимопомощь.
• Учить самостоятельно готовить материалы и пособия к занятию
• Приучать чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном
К концу года дети могут: одеваться и раздеваться, следить за порядком в своей одежде, в случае необходимости приводить ее в порядок.
Хозяйственно-бытовой труд.
Задачи и содержание работы по группам:
1-я младшая группа
• Приучать детей поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.
• Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий. Совместно со взрослым и под его контролем перед едой ставить на стол хлебницы (без хлеба) и салфетницы.
2-я младшая группа
• Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений — готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.); после игры убирать на место игрушки, строительный материал
• Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада
• Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.
• Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой: помогать накрывать стол к обеду (раскладывать ложки и вилки, расставлять хлебницы, тарелки, чашки и т. п.).
Средняя группа
• Приучать детей поддерживать порядок в группе и на участке детского сада: убирать на место строительный материал, помогать воспитателю, подклеивать книги, коробки.
• Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).
Старшая группа
• Учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать игрушки и учебные пособия, мыть игрушки и строительный материал, ремонтировать книги, игрушки
• Формировать умение наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой от снега, поливать песок в песочнице
• Учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой сервировать стол, убирать посуду после еды
• Учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы
Подготовительная группа
• Продолжать учить детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в группе и на участке: протирать игрушки и пособия, мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки.
• Продолжать учить самостоятельно наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой от снега, поливать песок в песочнице.
• Учить самостоятельно убирать постель после сна
• Приучать детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: полностью сервировать стол, раздавать второе и третье (ягоды, фрукты) блюда, убирать посуду после еды, подметать пол
• Учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, протирать столы.
К концу года дети могут: организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании занятий.
Работа по формированию у детей навыков хозяйственно-бытового труда взаимосвязана с формированием общей культуры ребенка: правильно сервировать, убирать стол, поддерживать чистоту, порядок в комнате, на участке.
Овладение трудовыми хозяйственно-бытовыми операциями делает ребенка самостоятельным, готовым к взрослой жизни.
Список литературы
1. Буре Р.С., Година Г. Н. Учите детей трудиться. Пособие для воспитателя детского сада.- М., 1993.
2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
3. Виноградова Н.Ф., Куликова Г.А. Дети, взрослые и мир вокруг.- М., 1993.
4. Воспитание дошкольников в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой.- М., 1993.
5. Кокорева Н.Н., Бондаренко А.К. Любить труд на родной земле.- М., 1997.
6. Методика ознакомления с природой в детском саду / Под ред. П.Г.Саморуковой.- М., 1992.
7. Наблюдение и труд детей в природе / Сост. А.Ф. Мазурина.- М., 1996.
8. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей.- М., 2002.
9. Павлова Л. Работа с дошкольниками в уголке природы // Ребёнок в детском саду.- 2005.- №5.
10. Теплюк С. Опыт включения младших дошкольников в первые трудовые действия // Дошкольное воспитание.- 2007.-№3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Творческий подход к формированию у дошкольников положительного отношения к различным видам труда».
Материал был разработан мной на областное выступление (делилась опытом работы по данной теме). Описана форма работа с педагогами и родителями а также какие изменения произошли в средствах обучения кас...

«Организационные и психолого-педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества»
Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом свои...

Организационные и психолого-педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества
Социальная значимость труда в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определённое значение. Человеческим трудом создаются все материальные и духовные ценности; в процессе труда совершенствует...
Организация различных видов детской деятельности ознакомления с трудом взрослых в системе комплексно - тематического планирования. Профессия - пожарный.
Одной из задач образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» является трудовое воспитание дошкольников. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ставит перед ...

Педагогические условия организации различных видов труда детей дошкольного возраста
Условия организации труда...

Условия организации различных видов труда детей дошкольного возраста
Условия организации труда детей дошкольного возраста....

Формирование позитивных установок к различным видам труда, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.
Формирование позитивных установок к различным видам труда, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.Формирование позитивных установок к различным видам труда, воспитание положите...