«Творческий подход к формированию у дошкольников положительного отношения к различным видам труда».
материал (старшая группа) по теме
Материал был разработан мной на областное выступление (делилась опытом работы по данной теме). Описана форма работа с педагогами и родителями а также какие изменения произошли в средствах обучения касающиеся различного вида труда и творчества в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование у дошкольников позитивного отношения к различным видам труда и творчества | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Раннева Елена Юрьевна, воспитатель СПДС «Колосок» ГБОУ СОШ пос. Комсомольский Кинельского района
Тема выступления: «Творческий подход к формированию у дошкольников положительного отношения к различным видам труда».
Человеческим трудом создаются все материальные и духовные ценности; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. Поэтому дошкольное трудовое воспитание направляется на воспитание психологической и практической готовности дошкольника к труду. Современный этап общественного и экономического развития предъявляет высокие требования к личности ребенка: отношение к труду как важнейшему общественному долгу; добросовестное отношение к работе, к трудовой и профессиональной деятельности; проявление инициативы, активного, творческого подхода к труду взрослых; внутренняя потребность работать в полную меру своих умственных и физических сил; отношение к трудовой деятельности как к осознанной необходимости и основой жизненной потребности человека.
Подготовка детей к взрослой трудовой деятельности, жизненному и профессиональному самоопределению, их адаптация к существующей динамичной социально-экономической ситуации имеет в современном российском обществе статус приоритетной социально-педагогической проблемы.
В п.3.1 ФГОС ДО описаны требования к условиям реализации основной образовательной программы ДО «Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие детей во всех основных образовательных областях…». Таким образом позитивные установки к различным видам труда является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов достигнутых в труде, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения, навыки и мышления.
Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему:
И Великий Ушинский, и Белинский, и Л. Толстой; и Горький и А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.
«Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания человеческого достоинства»
К. Ушинский.
«Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов».
А.С.Макаренко
Для успешного решения задач, предусмотренных программой по Формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Антон Семенович Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.
Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества, у детей дошкольного возраста отображены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) в области «Социально-коммуникативное развитие».
На основании выше изложенного приходим к выводу, что трудовое воспитание должно стать одним из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является – формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- Воспитания ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; Воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества.
- Развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества;
В процессе решения задач по этому направлению может быть выявлен ряд недостатков.
Недостатки в основном процессе:
- Не всегда фиксируются различные виды труда и творчества в альбомах, выставках и прочее;
- Не достаточно используется современный комплекс методов при ознакомлении с трудом взрослых;
- Не в полной мере используются схемы, модели, алгоритмы при ознакомлении со структурой различного вида труда и творчества;
- Слабо поддерживается связь с семьей в этом направлении (совместные творческие выставки, проекты, конференции, дни открытых дверей).
Недостатки в условиях:
- Недостаточное количество учебно-методических пособий по формированию позитивного отношения к различным видам труда и творчества;
- Недостаточное оснащение предметно-пространственной среды (отсутствие современно-технического оборудования, мультимедийных методических пособий и материалов, которые могли бы помочь реализовать ФГОС ДО).
Недостатки в результатах:
У большинства детей:
- Недостаточно сформированы предпосылки к различным видам труда и творчества;
- Дети не проявляют интереса к совместному труду со сверстниками и со взрослыми;
- Недостаточно сформированы технические навыки владения необходимыми предметами в различных видах труда и творчества;
- Дети с трудом подбирают объекты трудовой деятельности.
На основе выявленных недостатков возникает проблема по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества:
Современные дети не готовы самостоятельно решать возникающие жизненные задачи, касающиеся различного вида труда и творчества.
В решении данной проблемы необходимо:
- Во первых стремиться устранять недостатки в образовательном процессе;
- Во вторых помогать ребенку в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта;
- В третьих развивать желания и потребности детей в получении определенных трудовых умений.
Принципы воспитания у детей позитивного отношения к труду
Образовательный процесс, направленный на воспитание позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества будет успешен при создании организационных и психолого-педагогических условий должен строиться с учетом следующих принципов:
- принципа развивающего образования (системности и последовательности);
- принцип новизны (использование новейших информационных технологий);
- принципа интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий);
- комплексно-тематический принцип;
Для устранения недостатков следует обратить внимание
Во первых: на формы и методы работы с педагогами:
- индивидуальные: беседы, консультации («Роль потешек и поговорок в формировании у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества»), анкетирование направленные на повышения уровня знаний по данной теме;
- коллективные: семинары, семинары-практикуму, мастер-классы («Работа с семьей-один из главных факторов способствующих формированию положительного отношения детей к труду»), педагогическая игра – викторина («Терпение и труд все перетрут»), открытые занятия, совещания в форме круглого стола, создание мини музеев.
Эта работа направлена на повышения уровня практических и теоретических знаний у педагогов по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Во вторых: на обновление средств создания развивающей образовательной среды по ознакомлению с профессиями:
Изменения в средствах обучения:
- расширение картотеки сюжетно-ролевых игр; («Прием у врача», «Инспектор ГИБДД», «Няня», «Автозаправщик», «Кассир»).
- создание мультимедийных пособий; (мною создана мультимедийная игра «Что лишнее?» для детей старшей группы).
- пополнение наглядного материала (с помощью родителей созданы альбомы «Труженики нашего села», «Все профессии важны все профессии нужны». Используются издания переодической печати-это детские журналы «Умняша», «Веселые почемучки» из них даются рекомендации для родителей чем и как занять ребенка в свободное время. Приобретены серии книг «Чудеса своими руками».
- В третьих: Для решения проблемы по формированию позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества уделяется большое внимание совместной работе детского сада и семьи.
Формы и методы работы с родителями:
- увеличение совместных с родителями и детьми мероприятий по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества (Совместные походы-это был проект «От зернышка до булочки», конечным результатом была организована фотовыставка и выставка детских рисунков. Благоустройство территории: оформление своих участков и помощь в оформлении участка ветерану. Совместное с родителями сооружение зимних построек. Совместные творческие выставки детей и родителей. Оформление групповых комнат к праздникам.
- рекомендаций для родителей по данному направлению (Папки-передвижки, стенгазеты и другие наглядные информационные материалы, мастер-классы для родителей).
- привлечение родителей в образовательную деятельность (Создание мини-музеев «Умелые руки наших мам», «Предметы старины» и другте. Встреча с интересными людьми. Шоу показ мод- родители вместе с детьми изготавливали модели из бросового материала).
Достижения
В результате нашей совместной деятельности с родителями многие работы были оценены на районном и всероссийском уровне. Что тоже послужило стимулом для творчества родителей.
Заключение
Вывод:
Таким образом, только творческий подход к решению проблемы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях позволяет достичь хороших результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организационные и психолого-педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества»
Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом свои...
Организационные и психолого-педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества
Социальная значимость труда в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определённое значение. Человеческим трудом создаются все материальные и духовные ценности; в процессе труда совершенствует...
Конспект проекта «Путешествие колоска»(в рамках реализации годовой задачи «Формирование у детей положительного отношения к труду»)
Конспект проекта «Путешествие колоска»(в рамках реализации годовой задачи «Формирование у детей положительного отношения к труду»)...
Сказка как средство формирования у дошкольников положительного отношения к межкультурным различиям.
Одной из важнейших задач патриотического воспитания в дошкольном возрасте является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к окружающим народам....
«Формирование позитивных установок к различным видам труда у дошкольников в образовательной деятельности»
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка...
«ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ШКОЛЕ В ИГРАХ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ»
Подготовить ребенка к школе – это значит воспитывать у него осознанное положительное отношение к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важность и необходимость о...
Формирование позитивных установок к различным видам труда, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.
Формирование позитивных установок к различным видам труда, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.Формирование позитивных установок к различным видам труда, воспитание положите...
Комментарии
Трудовое воспитание
Действительно, в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность.И поэтому вы действительно правы, т.к. трудовое воспитание направленно не только на воспитание психологической, но и практической готовности дошкольника к труду.