Организационные и психолого-педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества
методическая разработка на тему
Социальная значимость труда в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определённое значение. Человеческим трудом создаются все материальные и духовные ценности; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. От того, как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит успешность его социализации.Подготовка детей к взрослой трудовой деятельности, жизненному и профессиональному самоопределению, их адаптация к существующей динамичной социально-экономической ситуации имеет в современном российском обществе статус приоритетной социально-педагогической проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsionnye_i_psikhologo_1.docx | 33.04 КБ |
Предварительный просмотр:
«ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЗИТИВНЫХ УСТАНОВОК К РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ТРУДА И ТВОРЧЕСТВА»
- Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Социальная значимость труда в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определённое значение. Человеческим трудом создаются все материальные и духовные ценности; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. От того, как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит успешность его социализации. Об этом ярко говорят народные пословицы, поговорки, сказки.
Поэтому дошкольное трудовое воспитание необходимо направить на воспитание психологической и практической готовности дошкольника к труду.
Современный этап общественного и экономического развития предъявляет высокие требования к личности ребенка: отношение к труду как важнейшему общественному долгу; добросовестное отношение к работе, к трудовой и профессиональной деятельности; проявление инициативы, активного, творческого подхода к труду взрослых; внутренняя потребность работать в полную меру своих умственных и физических сил; отношение к трудовой деятельности как к осознанной необходимости и основой жизненной потребности человека.
Подготовка детей к взрослой трудовой деятельности, жизненному и профессиональному самоопределению, их адаптация к существующей динамичной социально-экономической ситуации имеет в современном российском обществе статус приоритетной социально-педагогической проблемы.
Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребёнка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематически. Правильная организация трудового воспитания с самого раннего детства служит надёжной основой для его дальнейшего развития, поэтому необходимо постепенно развивать у детей (с учётом возрастных особенностей) интерес к труду взрослых, воспитание желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия. Особо подчёркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формированием уважительного отношения к людям труда.
В п.2.6. ФГОС ДО одно из направлений в социально-коммуникативном развитии - это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Позитивные установки к различным видам труда являются одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов достигнутых в труде, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду. Кроме этого, в процессе труда развиваются способности, умения, навыки и мышление.
Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества, у детей дошкольного возраста отображены в ФГОС (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155) в области «Социально-коммуникативное развитие».
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества дошкольников понимается как целенаправленная организация процесса по развитию у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.
Таким образом, педагогический процесс по формированию положительного отношения к труду должен стать одним из важных направлений в работе дошкольных учреждений через решение следующих задач:
- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- Воспитания ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества;
- Развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.
Но в практике деятельности по этому направлению может быть выявлен ряд недостатков.
Недостатки в результатах:
У большинства детей:
- Недостаточно сформированы предпосылки к различным видам труда и творчества;
- Дети не проявляют интереса к совместному труду со сверстниками и со взрослыми;
- Недостаточно сформированы технические навыки владения необходимыми предметами в различных видах труда и творчества;
- Дети с трудом подбирают объекты трудовой деятельности.
Недостатки в основном процессе:
- Не достаточно используется современный комплекс методов при ознакомлении с трудом взрослых;
- В организации современных форм взаимодействия педагога с детьми;
- Не всегда фиксируются различные виды труда и творчества в альбомах, выставках и прочее;
- Не в полной мере используются схемы, модели, алгоритмы при ознакомлении со структурой различного вида труда и творчества;
- Слабо поддерживается связь с семьей в этом направлении (совместные творческие выставки, проекты, конференции, дни открытых дверей).
Недостатки в условиях профессиональной деятельности:
- Недостаточное количество учебно-методических пособий по формированию позитивного отношения к различным видам труда и творчества;
- Недостаток наглядного материала, на основе которого формируется интерес к трудовой деятельности;
- Недостаток дидактических пособий и дидактических игр, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми навыков трудовой деятельности;
- Недостаточное оснащение предметно-пространственной среды (отсутствие современно-технического оборудования, мультимедийных методических пособий и материалов, которые могли бы помочь реализовать ФГОС ДО).
На основе выделенных недостатков можно сформулировать противоречие: формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества предполагает использование системно - деятельностного подхода по педагогической организации процесса воспитания положительного отношения к труду взрослых, организации различных форм трудовой деятельности для освоения трудовых процессов и видов труда детьми, однако плохая оснащенность предметно-пространственной среды, отсутствие современных технических средств, интерактивных пособий создают проблемы и трудности в обеспечении условий для развития положительного отношения к труду.
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведённого анализа.
На основе проведенного анализа можно сформулировать проблему: для устранения недостатков по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества необходимо обеспечение организационных и психолого-педагогических условий, которые будут способствовать успешной реализации этого процесса.
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
Результативность можно определить следующими целевыми ориентирами:
Целевые ориентиры | Конкретизация | Проявления |
1. Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др., способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. 2. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе. | - Через организацию различных видов детского труда (самообслуживание, элементарный хозяйственно-бытовой труд, конструирование). - Становление инициативы и самостоятельности в трудовой деятельности через поручения, дежурства по столовой, занятиям, уголку природы. - Формирование способности выбирать себе тот род занятий, который интересен через организацию различных видов детской трудовой деятельности. - Развитие способности выбирать себе участников по совместной деятельности. - Ознакомление детей с профессиями взрослых.
- Развитие трудовых действий и процессов в игровой, трудовой и др. видах деятельности; - Развитие способности испытывать удовольствие в процессе выполнения трудовых действий; - Проявляет интерес к труду взрослых. | - Владеет навыками самостоятельности в самообслуживании: ( умеет умываться, одеваться и раздеваться, аккуратно складывать одежду и т.д.); - Умеет оказывать необходимую хозяйственную помощь; - Умеет пользоваться разнообразными орудиями труда. - Знает и самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, занятиям, уголку природы; - Активно участвует в различных формах детского труда: дежурствах, коллективном труде, конструировании. - Умеет планировать свою деятельность, отбирать необходимые материалы. - Умеет пользоваться ножницами, лепить, создавать игрушки из природного, бросового материала, бумаги; владеет некоторыми приемами рукоделия. - Умеет взаимодействовать со взрослыми и детьми; -Умеет договариваться; - Помогает детям при выполнении различных трудовых действий; - Радуется процессу совместного труда. - Знает и называет разные профессии, знает о значимости труда взрослых; - Умеет бережно относиться к тому, что сделано руками человека; - Активно отображает трудовые процессы в игровой деятельности; - Стремится к хорошему результату; - Дает оценку труду; - Радуется результатам труда; - Может вместе со взрослым что-то делать, задает вопросы о трудовой деятельности. |
4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Работа с детьми ведется по всем видам трудовой деятельности, доступной для дошкольного возраста. Во всех видах труда учитываются возрастные особенности дошкольников; объем умений и навыков, которым овладевают дети.
Чтобы познакомить детей с трудом взрослых, организуются экскурсии и беседы, проводятся сюжетно-ролевые игры "Прием у врача", "Лаборатория", "Инспектор ГИБДД" и др.; дидактические самостоятельные игры "Кому что нужно", "Из чего и кем сделано", " Кто что делает", "Исправь ошибку", "Определи профессию"; чтение художественной литературы, рисование людей разных профессий и т. п.).
Должное внимание в работе с детьми уделяется народному творчеству во всем его многообразии, в педагогический процесс трудового воспитания включаются пословицы, поговорки ("Труд кормит, а лень портит", "Без труда не вытянешь и рыбку из пруда", "Кому работа в тягость, тому не будет радость" и др.) , сказки ("Три поросенка", "Крошечка-Хаврошечка", "Золушка"), загадки, песни ( "Я пеку, пеку, пеку").
Также уделяется внимание воспитанию у детей культуры труда; умение подготовить рабочее место, убрать материалы и оборудование, рационализировать свой труд, правильно пользоваться инвентарем и оборудованием; формирование стойких трудовых навыков, привычек.
Для устранения недостатков следует обратить внимание:
- на формы и методы работы с педагогами:
- индивидуальные: беседы, консультации («Роль потешек и поговорок в формировании у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества»), анкетирования, направленные на повышения уровня знаний по данной теме;
- коллективные: семинары, семинары - практикуму, мастер-классы («Работа с семьей - один из главных факторов способствующих формированию положительного отношения детей к труду»), педагогическая игра – викторина («Терпение и труд все перетрут»), открытые занятия, совещания в форме круглого стола, создание мини музеев.
(Эта работа направлена на повышения уровня практических и теоретических знаний у педагогов по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества).
- Изменения в средствах обучения:
- расширение тематики сюжетно-ролевых игр: "Турагенство", "Салон мод", "Массажный кабинет", "Ветеринарная клиника" и др.
- использование инновационных форм :
- оформление тематических портфолио,
- краткосрочные коллективные проекты "Как делают автомобили?", "Откуда хлеб к нам пришел?", "Все профессии важны, все профессии нужны" и др.,
- средства ИКТ (создание презентаций "Путешествие в мир профессий", "О труде людей транспортных профессий", "О людях мужественных профессий"), создание мультимедийных пособий (создана мультимедийная игра «Кому что нужно?" для детей старшей группы).
- пополнение наглядного материала (с помощью родителей созданы альбомы «Труженики нашего села», «Все профессии важны, все профессии нужны». Используются издания периодической печати - это детские журналы «Умняша», «Веселые почемучки» из них даются рекомендации для родителей чем и как занять ребенка в свободное время. Приобретены серии книг «Чудеса своими руками».
- Формы и методы работы с родителями:
- увеличение совместных с родителями и детьми мероприятий по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества (совместные походы, благоустройство территории, оформление своих участков, совместное с родителями сооружение зимних построек, совместные творческие выставки детей и родителей, оформление групповых комнат к праздникам).
- рекомендаций для родителей по данному направлению (Папки-передвижки, стенгазеты и другие наглядные информационные материалы, мастер-классы для родителей).
- организация новых форм работы с родителями: ( КВН, тренинги, диспуты и т.д.)
Для отслеживания результатов работы необходимо внести изменения в диагностику. Воспитатель, проводит диагностику в начале и в конце года. Диагностика проводится в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения в форме беседы.
Цель диагностики: выявить представление детей о труде взрослых
Критерии | Проявление в поведении и деятельности | Не знает | Знает частично | Знает полностью |
Представление о разнообразии профессий | Знает и называет разные профессии и соответствующие им орудия труда, имитирует трудовые действия в игровой деятельности. | |||
Представления о современной технике, машинах и механизмах, задействованных в труде человека. | Различает и называет технику, облегчающую труд человека. | |||
Имеет общие представления о работе близких людей | Рассказывает о профессиях родителей, близких людей. |
Также используется карта наблюдения, целью которой является выявление уровня сформированности позитивного отношения к различным видам труда и творчества.
Показатель | Критерии наблюдения | Проявление в поведении и деятельности | Дежурство по столовой | По занятиям | По уголку природы |
Отношение к различным формам труда | Стремление к самостоятельности | Ярко выражено стремление ребенка к самостоятельности | |||
Ребенок устойчиво проявляет трудолюбие | |||||
Стремится стать умелым | |||||
Уважительно относится к результатам труда других людей | |||||
Использует имеющиеся умения для освоения новых трудовых процессов | |||||
Испытывает чувство удовлетворения от хорошо выполненного дела, реализации трудового замысла | |||||
Результативность | Труд ребенка результативен | ||||
Ребенок оценивает результат своего труда | |||||
Стремится к хорошему результату | |||||
Оказание помощи сверстникам | Инициативен в оказании помощи сверстникам | ||||
Учит других тому, что умеет сам | |||||
Способен к деловому сотрудничеству | |||||
Владеет организаторскими способностями | |||||
Культурен в общении со сверстниками | |||||
Ощущает радость от процесса совместного или коллективного труда | |||||
Объективно оценивает действия сверстников | |||||
Радуется результатам общего труда |
5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Достижению новых образовательных результатов способствуют новые условия:
Кадровые:
- повышение квалификации педагогов в СИПКРО, ЦРО;
- участие в методических объединениях;
- создание творческих объединений педагогов;
- повышение самообразования;
- педагогические советы на данную тему, выступление педагогов с целью обмена опытом.
Научно-методические:
- календарно – тематическое планирование работы;
- создание методического материала для работы с детьми;
- использование проектной деятельности;
- разработка электронных дидактических пособий
- подборка научных статей;
- разработка методических рекомендаций для родителей.
Материально-технические:
- проектирование предметно-развивающей среды
- приобретение интерактивной техники (компьютер, проектор, интерактивная доска);
-приобретение дидактических игр, наглядного материала.
Нормативно-правовые:
- ФГОС ДО Утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
- заключение договоров с различными социальными организациями;
- утверждение программ;
- внесение изменений в годовой план;
- локальные акты
Информационные:
- оснастить группы интернет ресурсами;
- дистанционные образовательные курсы;
- создание веб - страниц;
- создание электронных презентаций.
Организационные:
- использование разнообразия видов детской деятельности и их интеграция в целях воспитания положительного отношения к труду;
- мероприятия, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов взаимодействия друг с другом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организационные и психолого-педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества»
Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом свои...
Проект по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста. (для детей с 6 до7 лет)
проект по ознакомлению дошкольников с профессией учителя...
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества в соответствии с требованиями ФГОС.
Аннотация: Основная идея данной статьи заключается в описании особенностей формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества, как одного из приоритетных направлений реализации...
Обобщение опыта: «Формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и навыков трудовой деятельности».
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются с детства....
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЗИТИВНЫХ УСТАНОВОК К РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ»
Педагогическая технология«Формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам трудовой деятельности в ходе реализации проектов»...
«Система работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях и позитивных установок к различным видам труда»
Цель опыта работы:Создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о разнообразии существующих профессий и их значимости для общества....
Формирование позитивных установок к различным видам труда, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.
Формирование позитивных установок к различным видам труда, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.Формирование позитивных установок к различным видам труда, воспитание положите...