Формирование позитивных установок к различным видам труда, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.
консультация
Формирование позитивных установок к различным видам труда, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.
Формирование позитивных установок к различным видам труда, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться. Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственном их участие в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.
В детском саду решение поставленных задач происходит:
- при организации предметно-пространственной среды,
- во время непосредственной образовательной деятельности, через знакомство с различными профессиями, продуктивную деятельность и с помощью художественных средств
-во время игровой деятельности детей, через сюжетно – ролевые игры
- в режимных моментах, через поручения, совместную деятельность с воспитателем, дежурства по столовой, занятиям, в уголке природы, во время самообслуживания
- во время прогулок – труд в природе: - уборка мусора на участке; бор семян цветов; коллективный сбор урожая; сбор листьев; подметание дорожек; сгребание сухих листьев; работа в огороде летом (полив, уборка сорняков).
Обо всем этом подробнее:
Важное значение в формировании позитивных установок к разным видам труда играет развивающая предметно-пространственная среда и ей предметное наполнение:
- в уголке природы – лейки, пульверизаторы;
- в месте, отведенном для ручного труда – ножницы, разные виды бумаги, клей;
- принадлежности для хозяйственно – бытового труда - щеточки и совки;
- для дежурных по столовой – фартуки, колпаки.
Оборудование для труда детей должно быть абсолютно безопасно, храниться в доступном для детей месте, иметь привлекательный внешний вид, яркий цвет - все это радует детей, способствует формированию культуры труда, вызывает эстетическое удовольствие, формируется бережное отношение к инвентарю.
Знакомство с различными профессиями
Ознакомление с профессиями взрослых имеет значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о значимости профессий в жизни общества.
Есть план (схема), что, за чем следует делать:
1. Четко назвать полное наименование профессии и сделать маленький очерк о том, что именно делает тот или иной работник.
2. Далее описать место его труда. Например, для врача и медсестры – это больница или поликлиника, а для повара – кухня, столовая, ресторан и прочее.
3. В тех случаях, когда при работе следует носить форму, можно познакомить ребенка с отдельными видами и рассказать, чем один костюм отличается от другого. Во что одет милиционер, а во что пожарник, машинист поезда и пр.
4. Ответить на вопрос малыша об используемом в процессе работы оборудовании или инструменте. Милиционеру нужен жезл, портнихе — ножницы, швейный мел и линейка, астроному – телескоп.
5. Описать, а по возможности показать наглядно или проиграть действия рабочих: повар – варит, журналист – берет интервью, клоун – развлекает публику.
6. Охарактеризовать получаемые в конце работы результаты: приготовленные обед, вылеченный зуб и т.д.
7. В конце беседы стоит поговорить о значимости, полезности и необходимости труда одного человека для других.
Продуктивная деятельность (ручной труд) подразумевает работу руками. Дети дошкольного возраста выполняют поделки, используя различные материалы. Ручной труд способствует развитию таких качеств, как терпение, усидчивость, эстетический вкус. Здесь, как и в любом другом виде трудовой деятельности, малышу важно получать похвалу со стороны взрослых, чтобы поддерживать интерес к данной деятельности.
Художественные средства - музыка, живопись, литература и т. д. также способствуют развитию интереса детей к труду. Безусловно, нельзя обучиться труду, слушая сказку или музыкальные произведения. Однако это помогает заинтересовать ребёнка. В большинстве рассказов и сказках главные герои всегда трудолюбивы, помогают нуждающимся, и в итоге получают любовь, признание. Дети могут испытать такие эмоции, благодаря которым ему захочется быть похожим на того, кто выполняет трудовую деятельность и не боится труда.
Сюжетно-ролевые игры
В сюжетно-ролевой игре происходит воспроизведение детьми окружающего взрослого мира. В ней дети создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих взрослых, примеряя на себя те или иные роли, и выполняют их в созданной ими игровой обстановке.
Основная черта сюжетно-ролевой игры – это самостоятельная деятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют её сюжет, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и т.д. При этом дети свободны в выборе средств, для создания своего образа. Например, Играя в «Школу» ребенок берет в руки любую книгу и палочку «указку» становится учителем. Такая игра фантазии и свобода в реализации замысла игры позволяет ребенку ощутить себя частью взрослого мира, вжиться в любую профессию, которые в реальной жизни ему еще не скоро будут доступны.
Содержание игры помогает осознать основные мотивы и цели профессиональной деятельности взрослых. Дети старшей группы воспроизводят в игре не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе. В старшем дошкольном возрасте, например, конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребенок учится пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и творчество.
Самообслуживание — это начало трудового воспитания дошкольника. Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для психофизического развития ребенка в целом, происходит развитие
- общей моторики
- мелкая моторика
- зрительно-слуховое внимание
- мышление
Овладение навыками самообслуживания (напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.
Для успешного формирования навыков самообслуживания необходима косвенная подготовка рук и развитие их мелкой моторики. Этим можно заниматься на специально организованных занятиях, в играх или просто в бытовых ситуациях.
Труд в природе
Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного развития. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами, качествами, состояниями объектов природы. Мы учим детей ориентироваться на свойствах объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля).
Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, вызывает у них интерес к объектам природы, воспитанию интереса к сельскохозяйственному труду и уважения к людям, которые им занимаются. В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, орудиями, овладевают навыками работы с ними, учатся бережному отношению к природе.
В процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями и животными, развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и инструменты, намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда, оценивать результаты и т. д.
Труд в природе создает благоприятные условия для физического развития детей, так как в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка.
В труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и интересная работа доставляет им радость, а это — основа для воспитания в дальнейшем желания трудиться, устойчивого интереса к труду.
Трудовая деятельность дома.
Родители должны показывать достойный пример. Если мама и папа постоянно спорят, кто сегодня пойдёт выносить мусор или моет посуду, то и ребенка сложно будет приучить к трудолюбию.
Если малыш хочет самостоятельно что-то сделать, родители не должны препятствовать. Даже если ребёнок плохо помыл тарелку или слишком медленно одевается. Нужно набраться терпения. Поручать ребенку определенные простые обязанности. Хвалить ребёнка за любое сделанное дело. Детям очень важно понимать, что они молодцы. Восхищение родителей - лучшая награда.
Не нужно заставлять ребёнка заниматься трудовой деятельностью. Лучший вариант - совместная трудовая работа. Можно превратить обыкновенную уборку в игру, соревнование.
Также хорошо доверить ребенку регулярные обязанности, согласно его возрасту: кормление домашних животных, уход за цветами. Так ребёнок будет понимать, что его труд очень важен в семье. Также детям необходимо понимать результат своих действий. объяснять им, для чего они выполняет тот или иной труд: если не кормить рыбок, то они погибнут, а цветы без воды завянут.
Какие-то поручения могут быть не понятны ребёнку, поэтому родителям нужно показать, как именно выполнять работу. Вероятно, потребуется некоторое время, чтобы ребёнок понял, запастись терпением и повторить столько раз, сколько потребуется.
Если ребёнок выполнил работу не качественно, а родители открыто потом за него доделывают или переделывают, то в дальнейшем малыш будет отлынивать от выполнения поручений, зная, что за него и так все сделают.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 19.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование позитивных установок к различным видам труда, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.
Формирование позитивных установок к различным видам труда, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться. Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственном их участие в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.
В детском саду решение поставленных задач происходит:
- при организации предметно-пространственной среды,
- во время непосредственной образовательной деятельности, через знакомство с различными профессиями, продуктивную деятельность и с помощью художественных средств
-во время игровой деятельности детей, через сюжетно – ролевые игры
- в режимных моментах, через поручения, совместную деятельность с воспитателем, дежурства по столовой, занятиям, в уголке природы, во время самообслуживания
- во время прогулок – труд в природе: - уборка мусора на участке; бор семян цветов; коллективный сбор урожая; сбор листьев; подметание дорожек; сгребание сухих листьев; работа в огороде летом (полив, уборка сорняков).
Обо всем этом подробнее:
Важное значение в формировании позитивных установок к разным видам труда играет развивающая предметно-пространственная среда и ей предметное наполнение:
- в уголке природы – лейки, пульверизаторы;
- в месте, отведенном для ручного труда – ножницы, разные виды бумаги, клей;
- принадлежности для хозяйственно – бытового труда - щеточки и совки;
- для дежурных по столовой – фартуки, колпаки.
Оборудование для труда детей должно быть абсолютно безопасно, храниться в доступном для детей месте, иметь привлекательный внешний вид, яркий цвет - все это радует детей, способствует формированию культуры труда, вызывает эстетическое удовольствие, формируется бережное отношение к инвентарю.
Знакомство с различными профессиями
Ознакомление с профессиями взрослых имеет значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о значимости профессий в жизни общества.
Есть план (схема), что, за чем следует делать:
1. Четко назвать полное наименование профессии и сделать маленький очерк о том, что именно делает тот или иной работник.
2. Далее описать место его труда. Например, для врача и медсестры – это больница или поликлиника, а для повара – кухня, столовая, ресторан и прочее.
3. В тех случаях, когда при работе следует носить форму, можно познакомить ребенка с отдельными видами и рассказать, чем один костюм отличается от другого. Во что одет милиционер, а во что пожарник, машинист поезда и пр.
4. Ответить на вопрос малыша об используемом в процессе работы оборудовании или инструменте. Милиционеру нужен жезл, портнихе — ножницы, швейный мел и линейка, астроному – телескоп.
5. Описать, а по возможности показать наглядно или проиграть действия рабочих: повар – варит, журналист – берет интервью, клоун – развлекает публику.
6. Охарактеризовать получаемые в конце работы результаты: приготовленные обед, вылеченный зуб и т.д.
7. В конце беседы стоит поговорить о значимости, полезности и необходимости труда одного человека для других.
Продуктивная деятельность (ручной труд) подразумевает работу руками. Дети дошкольного возраста выполняют поделки, используя различные материалы. Ручной труд способствует развитию таких качеств, как терпение, усидчивость, эстетический вкус. Здесь, как и в любом другом виде трудовой деятельности, малышу важно получать похвалу со стороны взрослых, чтобы поддерживать интерес к данной деятельности.
Художественные средства - музыка, живопись, литература и т. д. также способствуют развитию интереса детей к труду. Безусловно, нельзя обучиться труду, слушая сказку или музыкальные произведения. Однако это помогает заинтересовать ребёнка. В большинстве рассказов и сказках главные герои всегда трудолюбивы, помогают нуждающимся, и в итоге получают любовь, признание. Дети могут испытать такие эмоции, благодаря которым ему захочется быть похожим на того, кто выполняет трудовую деятельность и не боится труда.
Сюжетно-ролевые игры
В сюжетно-ролевой игре происходит воспроизведение детьми окружающего взрослого мира. В ней дети создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих взрослых, примеряя на себя те или иные роли, и выполняют их в созданной ими игровой обстановке.
Основная черта сюжетно-ролевой игры – это самостоятельная деятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют её сюжет, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и т.д. При этом дети свободны в выборе средств, для создания своего образа. Например, Играя в «Школу» ребенок берет в руки любую книгу и палочку «указку» становится учителем. Такая игра фантазии и свобода в реализации замысла игры позволяет ребенку ощутить себя частью взрослого мира, вжиться в любую профессию, которые в реальной жизни ему еще не скоро будут доступны.
Содержание игры помогает осознать основные мотивы и цели профессиональной деятельности взрослых. Дети старшей группы воспроизводят в игре не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе. В старшем дошкольном возрасте, например, конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребенок учится пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и творчество.
Самообслуживание — это начало трудового воспитания дошкольника. Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для психофизического развития ребенка в целом, происходит развитие
- общей моторики
- мелкая моторика
- зрительно-слуховое внимание
- мышление
Овладение навыками самообслуживания (напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.
Для успешного формирования навыков самообслуживания необходима косвенная подготовка рук и развитие их мелкой моторики. Этим можно заниматься на специально организованных занятиях, в играх или просто в бытовых ситуациях.
Труд в природе
Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного развития. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами, качествами, состояниями объектов природы. Мы учим детей ориентироваться на свойствах объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля).
Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, вызывает у них интерес к объектам природы, воспитанию интереса к сельскохозяйственному труду и уважения к людям, которые им занимаются. В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, орудиями, овладевают навыками работы с ними, учатся бережному отношению к природе.
В процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями и животными, развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и инструменты, намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда, оценивать результаты и т. д.
Труд в природе создает благоприятные условия для физического развития детей, так как в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка.
В труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и интересная работа доставляет им радость, а это — основа для воспитания в дальнейшем желания трудиться, устойчивого интереса к труду.
Трудовая деятельность дома.
Родители должны показывать достойный пример. Если мама и папа постоянно спорят, кто сегодня пойдёт выносить мусор или моет посуду, то и ребенка сложно будет приучить к трудолюбию.
Если малыш хочет самостоятельно что-то сделать, родители не должны препятствовать. Даже если ребёнок плохо помыл тарелку или слишком медленно одевается. Нужно набраться терпения. Поручать ребенку определенные простые обязанности. Хвалить ребёнка за любое сделанное дело. Детям очень важно понимать, что они молодцы. Восхищение родителей - лучшая награда.
Не нужно заставлять ребёнка заниматься трудовой деятельностью. Лучший вариант - совместная трудовая работа. Можно превратить обыкновенную уборку в игру, соревнование.
Также хорошо доверить ребенку регулярные обязанности, согласно его возрасту: кормление домашних животных, уход за цветами. Так ребёнок будет понимать, что его труд очень важен в семье. Также детям необходимо понимать результат своих действий. объяснять им, для чего они выполняет тот или иной труд: если не кормить рыбок, то они погибнут, а цветы без воды завянут.
Какие-то поручения могут быть не понятны ребёнку, поэтому родителям нужно показать, как именно выполнять работу. Вероятно, потребуется некоторое время, чтобы ребёнок понял, запастись терпением и повторить столько раз, сколько потребуется.
Если ребёнок выполнил работу не качественно, а родители открыто потом за него доделывают или переделывают, то в дальнейшем малыш будет отлынивать от выполнения поручений, зная, что за него и так все сделают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организационные и психолого-педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества»
Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом свои...
Проект по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста. (для детей с 6 до7 лет)
проект по ознакомлению дошкольников с профессией учителя...
«Формирование позитивных установок к различным видам труда у дошкольников в образовательной деятельности»
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка...
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества в соответствии с требованиями ФГОС.
Аннотация: Основная идея данной статьи заключается в описании особенностей формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества, как одного из приоритетных направлений реализации...
Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Раздел «Формирование позитивных установок к различным видам труда» Тема: Высадка рассады цветов на клумбу. Возрастная группа: разновозрастная
Цель:Способствовать развитию представлений у детей о приёмах высадки рассады. Вызвать у детей интерес и желание вырастить цветы на участке....
Формирование позитивных установок к различным видам труда как средство социально-коммуникативного развития
Трудовое воспитание в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на формирование нравственных ориентиров, трудолюбия, осознание полезности труда. Трудов...