Особенности формирования полоролевой идентичности у дошкольников.
статья по теме
В настоящее время незаслуженно мало уделяется внимания вопросам формирования гендерной идентичности у дошкольников в условиях ДОУ. Многие полагают, что дети внутренне мотивированы к тому, чтобы принимать свой пол. Если половая роль усваивается практически сразу (ребенок знает, мальчик он или девочка), то гендерная схема (обусловленные полом нормы поведения) формируется на протяжении первых 6-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_formirovaniya_polorolevoy_identichnosti_u_malchikov_i_devochek_4.docx | 16.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности формирования полоролевой идентичности у мальчиков и девочек 4-5 лет.
Современное общество характеризуется изменением ценностно-нравственных ориентаций в сфере отношений между полами, в нем происходит размывание границ между женскими и мужскими социальными ролями, отмечается влияние негативного информационного фона, провоцирующего агрессию у девочек и повышенную тревожность у мальчиков.
В связи с этим возникает необходимость знаний о гендерной идентичности у дошкольников, выявления особенностей ее формирования, педагогами. Невнимание к проблеме полоролевой идентификации и социализации в целом обернулось многими проблемами для современного общества. Мальчики оказываются недостаточно эмоционально устойчивыми, решительными, сильными, а у девочек обнаруживается нехватка нежности, скромности, мягкости, терпимости.
Что же такое – полоролевая идентификация? Это процесс и результат приобретения ребенком психологических черт и особенностей поведения человека одного и того же с ним или другого пола.
Большинство авторов рассматривает гендерную идентичность, как одну из подструктур идентичности личности. Гендерная идентичность также может быть описана с точки зрения особенностей самовосприятия, самоопределения человека, его принадлежности к женской или мужской группе, формирующаяся на основе усвоения социальных и культурных образцов, моделей, норм и правил поведения, и включающая в себя не только ролевой аспект, но и образ человека в целом. В настоящее время остро чувствуется необходимость использования гендерного подхода в дошкольном образовании, предполагающем преодоление стереотипов, мешающих успешному развитию личности ребенка и формирование социально приемлемых моделей поведения, основанных на личных интересах, потребностях, ценностях ребенка.
Гипотезы исследований допускают, что гендерная идентичность формируется не только на основе биологического пола, но и на основе сложившихся социокультурных традиций восприятия гендерных смыслов и моделей поведения, а также на гендерную идентичность оказывает влияние стиль семейного воспитания.
В психологии по-разному рассматривали соотношение мужского и женского в психологическом облике человека. Во-первых, мускулинность (мужественность) и фемининность (женственность) противопоставлялись и понимались дихотомически: либо одно, либо другое. Во-вторых, эти качества рассматривались, как полюса одного континуума: то, что уводит от мужественности, автоматически приближает к женственности. В-третьих, они могут рассматриваться, как независимые автономные измерения, и каждый человек может содержать в себе некоторые маскулинные и некоторые фемининные признаки.
Маленькие девочки и мальчики уже, как правило имеют особенности творчества и поведения в соответствии с полом. Матери интуитивно поощряют активность маленьких мальчиков, стремление к соперничеству и достижениям. В то же время требования к девочкам имеют другое содержание: реже предъявляются запреты на плач и пр.
Осознанно и бессознательно поощряя одни формы поведения и оттормаживая другие, можно регулировать процесс маскулинизации-феминизации ребенка.
Несколько десятилетий назад психологи советовали родителям и педагогам прилагать усилия к тому, чтобы дети усвоили характерное для своего пола поведение к моменту поступления в школу, поскольку не справившихся с этой задачей детей могли ожидать в дальнейшем серьезные проблемы, связанные с психологической дезадаптацией. Однако в настоящее время берет верх иная точка зрения, сводящаяся к тому, что однозначный упор на маскулинность или феминность в моделях поведения ограничивает эмоциональное и интеллектуальное развитие, как мужчин, так и женщин. Полотипизированные дети (ставшие заложниками гендерной схемы), склонные к особо жестким, стереотипным представлениям о допустимом для того или иного пола поведении, в дальнейшей своей жизни испытывают больше трудностей в системе гендерных отношений, чем их неполотипизированные сверстники. Таким образом, становится понятно, что раннее детство является ключевым периодом для формирования гендерных характеристик личности.
Компетентность педагога при организации воспитания мальчиков и девочек должна включать в себя три основные составляющие: 1) создание педагогических условий для естественного развития различных сфер индивидуальности мальчика/девочки дошкольного возраста; 2) целенаправленную педагогическую деятельность по полоролевому воспитанию; 3) упорядочение процесса полоролевой социализации дошкольников (индивидуальная помощь девочке/мальчику вДОУ и вне его в переходе от ситуативной зависимости к внеситуативной саморегуляции поло-ролевого поведения).
И в заключение хочется добавить, что одним из условий решения проблемы развития гендерной идентификации детей дошкольного возраста является организация театрализовано-игровой досуговой деятельности в детском саду. Содержание игровой деятельности дошкольника, в которой происходит формирование гендерных установок, могут быть разные виды продуктивной детской деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль сказки в формировании полоролевых стереотипов у дошкольников.
Закреплять представления детей о роли женщин и мужчин в социуме, развивать положительное эмоциональное отношение к ним. Внедрить систему воспитания полоролевых стереотипов у дошкольников через путешес...
Формирование гендерной идентичности старших дошкольников средствами народной культуры в условиях ДОУ
Компьютерная презентация на тему: "Формирование гендерной идентичности старших дошкольников средствами народной культуры в условиях ДОУ...
Формирование гендерной идентичности у дошкольников в условиях детского сада (из опыта работы)
Проблема формирования гендерной идентичности детей в дошкольных учреждениях сегодня актуальна как никогда. Всё больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подх...
Особенности формирования гендерной идентичности у детей с интеллектуальной недостаточностью
Данный материал является текстом выступления на научно - практическом семинаре "Оценка развития детей с интеллектуальной недостаточностью: проблемы и решения"....
Формирование гендерной идентичности у дошкольников посредствам целенаправленной педагогической работы
Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обще...
12.12.22 Презентация "Формирование гражданской идентичности у дошкольников"
Презентация "Формирование гражданской идентичности у дошкольников"...
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (ПРИНАДЛЕЖНОСТИ) ДОШКОЛЬНИКОВ
Формирование гражданской идентичности связано с такими качествами . которые связаны с приобщением к общественным ценностям, духовно-нравственным идеалам роднго народа: ответственность, честность, бере...