ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (ПРИНАДЛЕЖНОСТИ) ДОШКОЛЬНИКОВ
консультация (подготовительная группа)
Формирование гражданской идентичности связано с такими качествами . которые связаны с приобщением к общественным ценностям, духовно-нравственным идеалам роднго народа: ответственность, честность, бережливость, самостоятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_grazhdanskoy_prinadlezhnosti.docx | 23.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (ПРИНАДЛЕЖНОСТИ) ДОШКОЛЬНИКОВ
Актуальность проблемы формирования гражданской идентичности у детей связана с задачами укрепления социальной солидарности в обществе, с необходимостью сплочения перед лицом внешних и внутренних вызовов. Считаем необходимым и возможным формирование патриотического мышления и гражданской идентичности в дошкольном возрасте.
Под гражданской идентичностью понимают характерную черту общности граждан, осознание принадлежности некоторой социальной группе вместе с эмоциональным смыслом группового членства.
Дошкольный возраст очень восприимчив к внешним проявлениям. Пластичность детей максимально высока, поэтому именно в этом возрасте необходимо транслировать базовые истины о единении общества, духовно-нравственных ценностях, любви к близким, Родине, природе. Воспитание нравственно-патриотических чувств и гражданской идентичности является традиционной задачей образования, в том числе дошкольного образования. Образование представляет ведущую социальную деятельность, участвующую в порождении таких системных социальных и ментальных эффектах в жизни общества, как формирование гражданской, этнокультурной и общечеловеческой идентичности [1, с.25].
Формирование гражданской идентичности связано с такими качествами, которые связаны с приобщением к общественным ценностям, духовно-нравственным идеалам родного народа: ответственность, бережливость, честность, самостоятельность.
Родители являются полноценными участниками образовательного процесса, способные своим примером, конструктивными беседами и действиями воспитывать патриотический дух и экономическую грамотность детей. Образовательное учреждение выступает как среда, в которой ребенок растет и развивается. Объединив усилия семьи и педагогов дошкольного образовательного учреждения, создается возможность, осуществляя экономическую деятельность формировать предпосылки гражданской идентичности.
Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, и патриотические чувства у него проявляются в восхищении своей страной. Учитывая то, что игра является наиболее близким, доступным и интересным для ребенка видом деятельности, мы можем применять ее в формировании гражданской идентичности, внося элементы экономических категорий в деятельность дошкольника.
Большие возможности открываются в непосредственно образовательной деятельности. В ней существует возможность интеграции задач познавательного и социально-коммуникативного развития, а также формирования социально значимых качеств, необходимых для жизни в современном обществе.
Огромный потенциал представляет собой художественная литература, где в эмоционально-образной форме раскрываются духовно-нравственные ценности.
Таким образом, познавательная и игровая деятельность дошкольников являются инструментами формирования качеств личности ребёнка, в которых проявляется гражданская идентичность. Через эмоциональную взаимосвязь семьи, страны, общества ребёнок приобщается к социальной действительности.
Очевидно, необходимо объединить усилия детского сада и семьи по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников. Традиционно в современных программах нового поколения данной теме уделяется внимание, но, как показывает практика, часто работа проводится поверхностно и эпизодически, без системного включения материала в привычные для дошкольника виды детской деятельности.
Необходимо создание четкой стратегии взаимодействия педагогов с родителями, вовлеченных непосредственно в образовательную деятельность, целью которой является развитие у детей старшего дошкольного возраста основ гражданской принадлежности и патриотизма в процессе ознакомления с военными событиями прошлого и настоящего России через различные виды детской деятельности.
Основные задачами:
- воспитать уважительное отношение дошкольников к истории Отечества, Вооруженным силам России, подвигу народа-освободителя, воинов по защите Родины; желание окружить заботой ветеранов войны и тыла; стремление стать защитником своей страны, быть смелым и отважным, полезным и совершать добрые поступки для окружающих;
- приобщать детей к прошлому и настоящему Отечества; уточнить и расширять представления об исторических событиях Великой Отечественной войны, современной армии, рода войск, боевой техник; познакомить с памятниками и мемориальными досками, находящимися на территории города; раскрыть образ защитника Отечества, качества бойца, подвести к пониманию, что во все времена народ защищал Родину, проявлял мужество и героизм;
- развивать у старших дошкольников гражданственность, чувство любви и гордости к Родине.
Литература:
- Асмолов, А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути преодоления кризиса идентичности и построению гражданского общества / А. Г. Асмолов // Вопросы образования. – 2008. – №1. – С.65-87.
- Баранникова, О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие / О. Н. Банникова. М.: АРКТИ, 2007. – 144 с.
- Гаджиев, К. С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования / К. С. Гаджиев // Вопросы философии. – 2010. – №3.
- Галкина, Л. Н. Развитие экономических способностей у детей старшего дошкольного возраста / Л.Н. Галкина // Одаренный ребенок. – 2010. – №4. – С.42-49.
- Захарова, И. В. Основы социального управления / И. В. Захарова. – Ульяновск: УлГТУ, 2006. – 152 с.
- Идентичность: Хрестоматия : учебно-методическое пособие / Сост. Л. Б. Шнейдер. – МОДЭК, МПСИ, 2003. – 272 с.
- Логинова, Н. В. Гражданское воспитание как объект педагогического исследования / Л. Н. Галкина // Человек и образование. – 2009. – №1.
- Мулько, И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет / И. Ф. Мулько. – М. : Изд-во «Сфера», 2007. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование гендерной идентичности старших дошкольников средствами народной культуры в условиях ДОУ
Компьютерная презентация на тему: "Формирование гендерной идентичности старших дошкольников средствами народной культуры в условиях ДОУ...
Особенности формирования полоролевой идентичности у дошкольников.
В настоящее время незаслуженно мало уделяется внимания вопросам формирования гендерной идентичности у дошкольников в условиях ДОУ. Многие полагают, что дети внутренне мотивированы к то...
МУЗЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
МУЗЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Проектный метод как средство формирования гражданской идентичности в период дошкольного детства
Формирование гражданской идентичности в качестве базовой предпосылки для укрепления российской государственности осознаётся основной миссией образования в современном обществе и закладывает основу для...
12.12.22 Презентация "Формирование гражданской идентичности у дошкольников"
Презентация "Формирование гражданской идентичности у дошкольников"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Формирование гражданской идентичности, уважения к историческому и культурному наследию России через сказки Александра Сергеевича Пушкина"
Одной из характеристик сказок является их роль и значимость в процессе воспитания подрастающего поколения. В сказках представлены ситуации из жизни, содержится глубокая нравственная мораль; они дают з...
ПРИКАЗ от 12.04.2023. № 63-ОД. О проведении муниципальной конференции работников образования "Формирование гражданской идентичности и воспитание патриотизма в системе: детский сад-школа-учреждения дополнительного образования"
ПРИКАЗ от 12.04.2023. № 63-ОД.О проведении 11.05.2023. муниципальной конференции работников образования на площадке д/с "Островок", с.Малокурильское. По теме:"Формирование гр...