Формирование гендерной идентичности у дошкольников посредствам целенаправленной педагогической работы
статья (старшая группа)
Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.
Мир маленького человека красочный, эмоциональный и еще не совсем окрепший. Наша задача, направить деятельность ребенка в нужное русло, подготовить его сознание к его предназначению, к становлению мужского и женского начала.
В основу моего опыта положено высказывание Н.Е. Татаринцевой ««Мальчики и девочки два разных мира. Ни в коем случае нельзя их воспитывать одинаково! Они по - разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Они разные и по - своему прекрасны!».
Постараемся понять наших мальчиков и девочек, ведь они - будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути, воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем. Осознание гендерной идентичности детьми дошкольного возраста не происходит само по себе, понятие принадлежности к тому или иному полу у ребенка формируется благодаря воспитанию, которое он получает в семье и детском саду.
Цель: формирование гендерной идентичности у старших дошкольников посредством целенаправленной педагогической деятельности.
Задачи:
- Формировать у детей овладение способами гендерного поведения
- Развивать нравственно-волевых качества, характерные для мальчиков (смелость, решительность, сила, выносливость, вера и др.) и девочек (чувствительность, доброта, нежность, сострадание и др.).
- Формировать позитивное отношение к своему полу, способность дифференцировать свою половую принадлежность.
- Знакомить детей со специфическими видами трудовой деятельности; «мужскими» и «женскими» операциями в разных видах трудовой деятельности.
- Формировать дружеское, толерантное отношение к противоположному полу.
- Обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института.
- Формировать у родителей гендерную компетентность.
- Организовать систему мероприятий по взаимодействию ДОУ и семьи, обеспечивающих полноценную социализацию личности ребёнка.
Система моей работы состоит из 4 этапов:
1. Диагностический этап - включает в себя отбор и проведение диагностических методик для выявления уровня сформированности гендерной идентичности дошкольников, и гендерной компетентности у родителей (законных представителей)
2. Подготовительный этап - создание условия для организации педагогической деятельности
3. Основной этап - непосредственно это реализация перспективного плана
4.Заключительный этап - подведение итогов и анализ полученных результатов работы, выявление эффективности, определение дальнейшей перспективы.
Предлагаю рассмотреть основной этап более подробно. На данном этапе идет работа по перспективному планированию.
В своей работе я опиралась на методические разработки Н.Е. Татаринцевой, А.М. Щетининой и Л.В. Коломийченко.
Данные пособия содержат материал, необходимый для более успешного формирования гендерной идентичности в дошкольном возрасте в условиях ДОУ.
Работа с воспитанниками реализуется в виде совместной образовательной деятельности.
Основной этап состоит из 2 направлений: работа с детьми, работа с родителями (законными представителями) из 5 блоков:
1 Блок: «Мальчики и девочки – будущие мамы и папы» («Моя семья»).
Цель: расширять и систематизировать представления детей о семье, формировать умение выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола
В данном блоке дошкольников знакомят с многочисленным составом семьи, объясняют, что все члены семьи связаны друг с другом, находятся в разных семейных отношениях.
Формируют представление о семейных половых ролях и полоролевом репертуаре, т.е. дошкольников знакомят с тем, что главой семейства, защитой и опорой считается мужчина, а женщина являлась хранительницей домашнего очага.
Дошкольников знакомят с трудовыми обязанностями и правилами поведения в семье (уважать интересы каждого, вместе выполнять домашнюю работу, проявлять заботу друг к другу и т.д.)
Блок: «Мужчины и женщины, мальчики и девочки – разные и похожие» («Различие полов»)
Цель: формировать умение дифференцировать себя от представителей другого пола.
Дошкольникам дают представление о том, что они отличаются друг от друга биологически и внешне.
Формируют представление о том, что мальчики и девочки не только разные, но и похожи.
Развивать представление о себе самом, о своих отличительных чертах.
3 Блок «Маленькие умельцы и умелицы»
Цель: формировать бережное и уважительное отношение к труду взрослых
Дошкольников знакомят с особенностями трудового воспитания, принятыми в русской культуре. Мальчики овладевают способами работы со слесарными инструментами (молоток, напильник, отвертка и т.д.). Девочки же овладевают способами работы с иголкой и ниткой (пришивание пуговиц, вышивание гладью), приобретают навыки приготовления пищи (резка, приготовление салатов, изделий из теста, использование технологических карт при приготовлении того или иного блюда).
4 Блок «Защита и сострадание – качества мужчины и женщины»
Цель: развивать нравственно-волевые качества, характерные для мальчиков (смелость, решительность, сила, выносливость и т.д.) и девочек (чувственность, доброта, нежность, сострадание и т.д.).
У дошкольников формируют чувство любви к родине, к родному очагу. Знакомят с наиболее значимыми событиями героической истории Отечества, его героями. Из былин и сказаний дети узнают о защитниках Земли русской, воинах, богатырях.
Формируют представление о том, что сегодня защита и сострадание являются одним из лучших качеств мужчины и женщины, что мальчики и девочки должны проявлять заботу друг о друге, о малышах, родителях, животных.
5 Блок «Мужской и женский этикет»
Цель: учить, мальчиков и девочек, оценивать своё поведение и сверстников в соответствии с эталонами культурного поведения, принятыми в обществе, также формировать представление об этических нормах общения вне зависимости от пола.
Дошкольников знакомят с искусством хороших манер. Дошкольники узнают, что при общении с людьми необходимо пользоваться общепринятыми правилами поведения, вне зависимости от пола (во время разговора смотреть друг другу в глаза, называть друг друга по имени, здороваться и улыбаться при встрече и т.д.)
У них формируют представление о том, что мужчины и женщины по-разному ведут себя в общении: мужчины пожимают руку, когда здороваются, а женщины говорят «здравствуйте», слегка наклонив голову. Мужчины помогают женщинам войти или выйти из транспорта, уступают место в автобусе и т.д.
Данная тема может легко применяться в любой программе. Опытом работы могут пользоваться воспитатели, родители (законные представители).
Востребованность результатов данного проекта обусловлена, прежде всего, его социальной значимостью. Бесполость воспитания, царившая долгие годы в нашей стране, привела и к тому, что многие испытывают сегодня беспомощность и растерянность в выполнении функциональных обязанностей, требующих фемининных или маскулинных проявлений.
Особенно это касается установления семейных отношений. Распространенные сегодня формы гражданского сожительства, гостевых браков делают проблематичным процесс приобщения детей к семейным социокультурным ценностям, лишают их ориентации в специфике межполовых отношений. Дети, воспитывающиеся в неполных семьях, зачастую испытывают чувство ущербности, неполноценности, неспособны в дальнейшем выстраивать свои половые роли по образу семейных пар, особенно если отношения в них были далеки от идеала.
Перспективный план работы с воспитанниками старшей группы по теме «Формирование гендерной идентичности старших дошкольников посредством целенаправленной педагогической деятельности»
Месяц: Ноябрь
Блок: «Мальчики и девочки – будущие мамы и папы» («Моя семья»).
Цель: расширять и систематизировать представления детей о семье, формировать умение выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола
Задачи:
- Дать знания о родословном древе, выявить знания детей об их близких родственниках.
- Формировать представление о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков
- Знакомство с народными идеалами семейной жизни, которые помогают понять важность семьи в жизни человека, знакомят с семейными функциями, взаимоотношениями.
- Воспитывать желание оказывать помощь членам семьи.
- Формировать умение идентифицировать себя и окружающих людей по половому признаку.
- Формировать умения отображать в игре полученные знания о составе семьи, социальных ролях всех членов семья, характерных особенностях.
- Обратить внимание на яркие мужские и женские образы, умение выделять чисто женские и чисто мужские черты характера, которые помогают героям добиться успеха.
- Знакомство с столярными и хозяйственно-бытовыми инструментами, с обязанностями мужчины и женщины.
Чтение художественной литературы и фольклор | Игровая деятельность | Речевая деятельность | Трудовая деятельность | Познавательная деятельность | Продуктивная деятельность | Музыкальная деятельность |
Работа с пословицами «Земля без воды мертва, человек без семьи – пустоцвет», «Всякий дом хозяином держится», «Нет такого дружка, как родная матушка», «Мир в семье женой держится». Чтение русских народных сказок «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Аленький цветочек». Рассматривание иллюстраций к сказкам «Гуси лебеди», «Царевна лягушка» и др. Чтение произведений Н. Артюхова «Трудный вечер», С. Маршак «Счастливый день», Е. Серов «Папа дома».
| Дидактическая игра «Семья», «Семейные традиции». Игра с мячом «Ты мне – я тебе» Развивающая игра «Дом добрых дел» Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Поездка на дачу», «Переезд на новую квартиру» Игра – лото «Семья» | Беседа «Как я дома помогаю?» Рассказывание по картине «Семья» Презентация своего «родословного древа» | Встреча с интересными людьми: с плотником (мальчики) Встреча с интересными людьми: с поваром, прачкой и швей (девочки) Мастер – класс (мамы и дочки) по изготовлению оберега | Рассматривание фотографий на тему «Моя семья» Рассматривание иллюстраций на тему «Семья» | Рисование «Я и моя семья»
| Прослушивание песен «Под крышей дома твоего» (муз. Ю. антонова, сл. М. Пляцковского), «Родительский дом» (муз. В. Шаинского, сл. М. Рябинина) Исполнение песен: «Моя семья» (сл. и муз. Е.А. Гомонова) Досуг «Посиделки с мамами» (фольклорный праздник, посвященный Дню Матери) |
Месяц: Декабрь
Блок: «Мужчины и женщины, мальчики и девочки – разные и похожие» («Различие полов»).
Цель: формировать умение дифференцировать себя от представителей другого пола.
Задачи:
- Формировать умение различать мальчиков и девочек по внешним признакам.
- Формировать представление о том, что мальчики и девочки не только разные, но и похожи.
- Закрепить основные внешние отличия, характерные признаки.
- Развивать представление о себе самом, о своих отличительных чертах.
- Способствовать сближению детей, проявлению интереса друг к другу, идентифицировать себя с женским, мужским именем.
- Воспитать дружеские отношения между мальчиками и девочками, формировать у детей в танце жестов и движений, характерных для мужского и женского пола.
- Учить изготавливать деревянную игрушку по образцу из деревянного материала, используя молоток и гвозди. Учить изготавливать куклу из тряпочек, не используя иголки. Знакомство со старинными народными традициями.
Чтение художественной литературы и фольклор | Игровая деятельность | Речевая деятельность | Трудовая деятельность | Познавательная деятельность | Продуктивная деятельность | Музыкальная деятельность |
Чтение произведения: С. Маршак «О девочках и мальчиках», Э. Успенский из серии Про мальчика Яшу «Как мальчик Яша с одной девочкой сами себя украшали» | Игра «Чем мы похожи» Игровые упражнения: «Кто сильнее?», «Мы мальчики, мы девочки», «Карусель», «Сборный портрет» Дидактическая игра «Собери фигуру», «Узнай по описанию» (мужские и женские качества), «Имена» Символическая игра «Рассказ музыки», «Предмет-мужчина, предмет-женщина» Игра-состязание: «Женские и мужские имена». Дидактическая игра «Кто что носит» Подвижная игра: «Надень и попляши», «В хороводе были мы» Хороводная игра «В колокольчик позвони – своё имя назови»
| Этические беседы: «Каким должен быть мальчик (девочка)?», «Чем девочка (мальчик) отличается от мальчика (девочки)?», «Что ты ценишь в себе, как в девочке (мальчике)?», «Что бы ты хотел (а) в себе изменить?» | Изготовление деревянной игрушки (мальчики) Изготовление украшений из бросового материала (девочки) | Рассматривание картин с изображением мужских и женских образов: И. Крамской «Неизвестная», А. Дейнека «Мать», В.Васнецов «Аленушка», «Три богатыря», Ф. Решетников «Прибыл на каникулы», Г. Мясоедов «Косцы». | Рисование «Мой портрет» Внесение лэпбука «Я – девочка, я - мальчик». | Прослушивание песен: М. Пляцковского «Из чего же?» Исполнение песен: «Про мальчиков и девочек» (сл. и муз. Е.А. Гомонова) |
Месяц: Январь
Блок: «Маленькие умельцы и умелицы»
Цель: формировать бережное и уважительное отношение к труду взрослых
Задачи:
- Определение профессий, более подходящих мужчинам, женщинам, смешанных. По каким критериям можно это определить и почему.
- Учить детей соотносить рабочую одежду с профессией человека, называть соответствующие профессии.
- Воспитывать отношение к представителям противоположного пола как к носителям определенных «мужских» и «женских» умений и качеств.
- Знакомство с мужскими и женскими видами труда.
- Учить работать с основными рабочими инструментами.
- Формировать трудовые навыки в разных видах детского труда
- Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей
- Формировать положительное взаимоотношение между детьми в процессе труда
Чтение художественной литературы и фольклор | Игровая деятельность | Речевая деятельность | Трудовая деятельность | Познавательная деятельность | Продуктивная деятельность | Музыкальная деятельность |
Работа с пословицами: «Землю красит солнце, а человека труд», «Труд кормит, а лень портит», «Кто мастер на все руки, у того нет скуки». Чтение произведения: С. Маршак «Все профессии нужны, все профессии важны», В.В. Маяковского «Кем быть?», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», Чтение басни - И. Крылов «Стрекоза и муравей», «Лебедь, Щука и Рак»
| Игра «Мужские и женские профессии» Лото «Профессии» Игры состязания: «Назови самую смелую профессию», «Назови самую добрую профессию» Дидактическая игра «Сундучок русской хозяюшки» Дидактическая игра «Оденем куклу на работу», «Ремесла на Руси», «Кому что нужно для труда» Народные игры: «Горшки», «Ткачиха» Состязательная игра (для девочек) «Маленькая хозяюшка» | Беседа: «Мальчики – юные мастера», «Девочки – маленькие хозяюшки» Этические беседы: «Что умеют делать твои папа, дедушка (мама, бабушка)? В чем ты помогаешь?», «Что как мальчик (девочка) ты делаешь в семье?», «Как стать настоящим мастером (хозяюшкой)?» | Ремонт стульчиков (мальчики) Печем Яблочный пирог (девочки) Совместный труд: «Постираем кукольное белье», «Полив комнатных растений», «Моем детские игрушки» | Рассматривание картинок «Помощь детей взрослым», «Труд мужской и женский» Рассматривание картин из серии «Профессии»
| Презентация: «Профессия моей мамы», «Профессия моего папы» | Прослушивание песен: русская народная песня «Во кузнице», «Прялица» «Все успею, все сумею» (сл. С. Михалков, муз. А. Лепин), «Песня о трудовых людях» (сл. и муз. В. Агафонников) Разучивание танца (мальчики): «Молодые кузнецы» |
Месяц: Февраль
Блок: «Защита и сострадание – качества мужчины и женщины»
Цель: развивать нравственно-волевые качества, характерные для мальчиков (смелость, решительность, сила, выносливость и т.д.) и девочек (чувственность, доброта, нежность, сострадание и т.д.).
Задачи:
- Формировать представление о героях своего Отечества, о лучших мужских качествах (мужество, справедливость, воля, сила духа, решительность), запечатленных в образах героев русских былин и сказок
- Формировать эмоционально-положительное отношение к традициям русского народа
- Формировать представление о том, что сегодня защита и сострадание являются одним из лучших качеств мужчины и женщины, что мальчики и девочки должны проявлять заботу друг о друге
Чтение художественной литературы и фольклор | Игровая деятельность | Речевая деятельность | Трудовая деятельность | Познавательная деятельность | Продуктивная деятельность | Музыкальная деятельность |
Чтение русских народных сказок «Иван – крестьянский сын» и «Чудо-Юдо», «Никита-Кожемяка»; «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко». Чтение произведений С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое» | Игры состязания: (мальчики) «Перетягивание каната», «Бой петухов», «Успей на свое место», «Раздави шар ногой» Подвижная игра: «Золотые ворота», «Царевна-королевна» Сюжетно – ролевая игра: «Богатыри» Символическая игра «Кто живет в твоем сердце»
| Этические беседы: «Почему нужно защищать слабых?», «Как ты думаешь трудно быть храбрым?», «Можно ли доказать правоту не «кулаками»?», «Почему девочек называют маленькими утешительницами? Кого они утешают?», «Что значить охранять покой в доме?» Составление рассказа: «Если б я был богатырем…» «Если б я была принцессой….» | Пришивание пуговиц (девочки) Изготовление скворечника (мальчики)
| Рассматривание картин: В. Васнецова «Три богатыря», «Аленушка» Экскурсия в мини – музей «Русская изба» | Рисование: «Богатыри» Аппликация, оригами: «Богатырский щит и меч»
| Прослушивание песен: «Богатыри», «Смелость и отвага» (сл. и муз. Е.А. Гомонова), фрагмент «Богатырская симфония» А. Бородина. Исполнение песен: (девочки) Русская народная песня «Колыбельная», «Спи, дитя» Инсценировка (фольклор) «Богатыри» (мальчики) Квест – игра: (мальчики и папы) «Защитники отечества» Богатырские забавы: «Богатыри и мореходы» (фольклор) |
Месяц: Март
Блок: «Мужской и женский этикет»
Цель: учить, мальчиков и девочек, оценивать своё поведение и сверстников в соответствии с эталонами культурного поведения, принятыми в обществе, также формировать представление об этических нормах общения вне зависимости от пола.
Задачи:
- Знакомство с правилами этикета
- Формировать представление о том, что мужчины и женщины по-разному ведут себя в общении
- Формировать осознанное отношение к выполнению норм и правил поведения
- Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений
Чтение художественной литературы и фольклор | Игровая деятельность | Речевая деятельность | Трудовая деятельность | Познавательная деятельность | Продуктивная деятельность | Музыкальная деятельность |
Работа с пословицами: «Доброе слово сказать, что дождь в засуху», «Доброе слово сказать – посошок в руку дать», «С добрым словом, и черная корова сдобой пахнет». Чтение произведений В. Осеева «Волшебное слово», О. Дриз «Про веселый пирожок», К. Чуковский «Федорино горе» Чтение стих. С. Маршака «Ежели вы вежливы» (отрывок) | Игра – соревнование «Кто больше назовет вежливых слов» Дидактическая игра «Уроки этикета», «История этикета» (рукопожатие), «Накрой стол для угощения» Игра – тренинг: «Луноход», «Приветствие гостей», «Прощание» Сюжетно-ролевая игра: «В гостях» Русская народная игра «Вежливый ручеек»
| Моделирование жизненно значимой ситуации: «Ты едешь в автобусе», «У Алёши неправильно застёгнуто пальто», «Дети вышли на прогулку» Беседа о культуре поведения в общественных местах (в театре, транспорте, магазине и т.д.) Словесные игры: «Давайте говорить друг другу комплименты», «Вежливые слова», «Доскажи словечко»
| Мастер – класс «Складывание салфеток» (девочки) Изготовление русских народных музыкальных инструментов (мальчики) | Рассматривание иллюстраций: Книги Н. Богуславской, Н. Купиной «Веселый этикет» Просмотр мультфильма: «Веселый урок. Этикет поведения» | Рисование: «Добрый, вежливый человек» Аппликация: «Украшаем салфетку» | Исполнение песни: «Улыбка» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского) Досуг «Мартовский канал» (посвящённый Международному дню женщин) |
Перспективный план работы с родителями (законными представителями) старшей группы по теме «Формирование гендерной идентичности старших дошкольников посредством целенаправленной педагогической деятельности»
Задачи:
- Расширить представление родителей (законных представителей) об особенностях полоролевого развития детей
- Способствовать сближению детей и родителей, развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи
- Повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания девочек и мальчиков
- Содействовать пониманию социальных ролей женщины матери, мужчины – отца, мальчика – сына, девочки – дочери
- Активизация общения с родителями по проблеме гендерной социализации детей, оказание практической помощи в данных вопросах
- Формировать понятие родителей о том какие произведения целесообразно использовать при показе детям особенностей взаимоотношения полов, при воспитании у них полоролевого поведения
- Формировать умение родителей изъявлять поощрения детей в соответствие с полого ребенка
Месяц | Тема | Мероприятия |
Ноябрь
| «Мальчики и девочки – будущие мамы и папы» («Моя семья») | Консультация «Семья-главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка» Наглядная информация «Гендерное воспитание в семье» Буклет «Роль отца в воспитании детей» Буклет «Роль матери в воспитании детей» Изготовление схем генеалогического древа Досуг «Посиделки с мамами» (фольклорный праздник, посвященный Дню Матери) Мастер – класс (мамы и дочки) по изготовлению оберега |
Декабрь | «Мальчик и девочки – разные и похожи» | Папка – передвижка «Мальчики и девочки – два разных мира» Наглядная информация «Будущий мужчина», «Будущая женщина» Памятки «Советы по воспитанию мальчиков и девочек» Организация работы почтового ящика «Спрашивайте – отвечаем» |
Январь | «Маленькие умельцы и умелицы» | Создание презентации «Профессия моей мамы», «Профессия моего папы» Буклет «Труд старшего дошкольника в семье» Консультация «Трудовое воспитание в семье» Работа в мастерской девочек совместно с мамами «А ну-ка мамы, а ну-ка, девочки» |
Февраль | «Защита и сострадание – качества мужчины и женщины»
| Консультация «Роль книги в процессе гендерной социализации дошкольников» Памятки «Словесные поощрения девочек и мальчиков» Наглядная информация «Детско-родительские игры», «Колыбельные для мальчиков и девочек» Квест – игра: (мальчики и папы) «Защитники отечества» |
Март | «Мужской и женский этикет» | Шпаргалки для родителей «Этикет для малышей» Папка передвижка «Детская вежливость» Досуг «Мартовский канал» (посвящённый Международному дню женщин) |
Список литературы:
- Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Формирование гендерной идентичности. Метод. Пособие. – М., 2012. – 128 с.
- Коломийченко, Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста / Л. В. Коломийченко. - Пермь.: ПГПУ, 2002. – 115 с.
- Коломийченко, Л. В. Программа полового воспитания детей дошкольного возраста / Л. В. Коломийченко // Детский сад от А до Я. – 2006. - № 1. - С. 54 – 89.
- Татаринцева, Н. Е. Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций. Учебно-методическое пособие. – М., 2013. – 96 с.
- Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников: практические материалы. Учебно-методическое пособие. – М., 2013. – 176 с.
- Щетинина А.М., Иванова О. И. Полоролевое развитие детей 5-7 лет: метод. Пособие. – М., 2010. – 128 с.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Гимранова Анастасия Владимировна
Формирование гендерной идентичности у дошкольников посредствам целенаправленной педагогической работы
Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.
Мир маленького человека красочный, эмоциональный и еще не совсем окрепший. Наша задача, направить деятельность ребенка в нужное русло, подготовить его сознание к его предназначению, к становлению мужского и женского начала.
В основу моего опыта положено высказывание Н.Е. Татаринцевой ««Мальчики и девочки два разных мира. Ни в коем случае нельзя их воспитывать одинаково! Они по - разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Они разные и по - своему прекрасны!».
Постараемся понять наших мальчиков и девочек, ведь они - будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути, воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем. Осознание гендерной идентичности детьми дошкольного возраста не происходит само по себе, понятие принадлежности к тому или иному полу у ребенка формируется благодаря воспитанию, которое он получает в семье и детском саду.
Цель: формирование гендерной идентичности у старших дошкольников посредством целенаправленной педагогической деятельности.
Задачи:
- Формировать у детей овладение способами гендерного поведения
- Развивать нравственно-волевых качества, характерные для мальчиков (смелость, решительность, сила, выносливость, вера и др.) и девочек (чувствительность, доброта, нежность, сострадание и др.).
- Формировать позитивное отношение к своему полу, способность дифференцировать свою половую принадлежность.
- Знакомить детей со специфическими видами трудовой деятельности; «мужскими» и «женскими» операциями в разных видах трудовой деятельности.
- Формировать дружеское, толерантное отношение к противоположному полу.
- Обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института.
- Формировать у родителей гендерную компетентность.
- Организовать систему мероприятий по взаимодействию ДОУ и семьи, обеспечивающих полноценную социализацию личности ребёнка.
Система моей работы состоит из 4 этапов:
1. Диагностический этап - включает в себя отбор и проведение диагностических методик для выявления уровня сформированности гендерной идентичности дошкольников, и гендерной компетентности у родителей (законных представителей)
2. Подготовительный этап - создание условия для организации педагогической деятельности
3. Основной этап - непосредственно это реализация перспективного плана
4.Заключительный этап - подведение итогов и анализ полученных результатов работы, выявление эффективности, определение дальнейшей перспективы.
Предлагаю рассмотреть основной этап более подробно. На данном этапе идет работа по перспективному планированию.
В своей работе я опиралась на методические разработки Н.Е. Татаринцевой, А.М. Щетининой и Л.В. Коломийченко.
Данные пособия содержат материал, необходимый для более успешного формирования гендерной идентичности в дошкольном возрасте в условиях ДОУ.
Работа с воспитанниками реализуется в виде совместной образовательной деятельности.
Основной этап состоит из 2 направлений: работа с детьми, работа с родителями (законными представителями) из 5 блоков:
1 Блок: «Мальчики и девочки – будущие мамы и папы» («Моя семья»).
Цель: расширять и систематизировать представления детей о семье, формировать умение выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола
В данном блоке дошкольников знакомят с многочисленным составом семьи, объясняют, что все члены семьи связаны друг с другом, находятся в разных семейных отношениях.
Формируют представление о семейных половых ролях и полоролевом репертуаре, т.е. дошкольников знакомят с тем, что главой семейства, защитой и опорой считается мужчина, а женщина являлась хранительницей домашнего очага.
Дошкольников знакомят с трудовыми обязанностями и правилами поведения в семье (уважать интересы каждого, вместе выполнять домашнюю работу, проявлять заботу друг к другу и т.д.)
Блок: «Мужчины и женщины, мальчики и девочки – разные и похожие» («Различие полов»)
Цель: формировать умение дифференцировать себя от представителей другого пола.
Дошкольникам дают представление о том, что они отличаются друг от друга биологически и внешне.
Формируют представление о том, что мальчики и девочки не только разные, но и похожи.
Развивать представление о себе самом, о своих отличительных чертах.
3 Блок «Маленькие умельцы и умелицы»
Цель: формировать бережное и уважительное отношение к труду взрослых
Дошкольников знакомят с особенностями трудового воспитания, принятыми в русской культуре. Мальчики овладевают способами работы со слесарными инструментами (молоток, напильник, отвертка и т.д.). Девочки же овладевают способами работы с иголкой и ниткой (пришивание пуговиц, вышивание гладью), приобретают навыки приготовления пищи (резка, приготовление салатов, изделий из теста, использование технологических карт при приготовлении того или иного блюда).
4 Блок «Защита и сострадание – качества мужчины и женщины»
Цель: развивать нравственно-волевые качества, характерные для мальчиков (смелость, решительность, сила, выносливость и т.д.) и девочек (чувственность, доброта, нежность, сострадание и т.д.).
У дошкольников формируют чувство любви к родине, к родному очагу. Знакомят с наиболее значимыми событиями героической истории Отечества, его героями. Из былин и сказаний дети узнают о защитниках Земли русской, воинах, богатырях.
Формируют представление о том, что сегодня защита и сострадание являются одним из лучших качеств мужчины и женщины, что мальчики и девочки должны проявлять заботу друг о друге, о малышах, родителях, животных.
5 Блок «Мужской и женский этикет»
Цель: учить, мальчиков и девочек, оценивать своё поведение и сверстников в соответствии с эталонами культурного поведения, принятыми в обществе, также формировать представление об этических нормах общения вне зависимости от пола.
Дошкольников знакомят с искусством хороших манер. Дошкольники узнают, что при общении с людьми необходимо пользоваться общепринятыми правилами поведения, вне зависимости от пола (во время разговора смотреть друг другу в глаза, называть друг друга по имени, здороваться и улыбаться при встрече и т.д.)
У них формируют представление о том, что мужчины и женщины по-разному ведут себя в общении: мужчины пожимают руку, когда здороваются, а женщины говорят «здравствуйте», слегка наклонив голову. Мужчины помогают женщинам войти или выйти из транспорта, уступают место в автобусе и т.д.
Данная тема может легко применяться в любой программе. Опытом работы могут пользоваться воспитатели, родители (законные представители).
Востребованность результатов данного проекта обусловлена, прежде всего, его социальной значимостью. Бесполость воспитания, царившая долгие годы в нашей стране, привела и к тому, что многие испытывают сегодня беспомощность и растерянность в выполнении функциональных обязанностей, требующих фемининных или маскулинных проявлений.
Особенно это касается установления семейных отношений. Распространенные сегодня формы гражданского сожительства, гостевых браков делают проблематичным процесс приобщения детей к семейным социокультурным ценностям, лишают их ориентации в специфике межполовых отношений. Дети, воспитывающиеся в неполных семьях, зачастую испытывают чувство ущербности, неполноценности, неспособны в дальнейшем выстраивать свои половые роли по образу семейных пар, особенно если отношения в них были далеки от идеала.
Список литературы:
- Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Формирование гендерной идентичности. Метод. Пособие. – М., 2012. – 128 с.
- Коломийченко, Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста / Л. В. Коломийченко. - Пермь.: ПГПУ, 2002. – 115 с.
- Коломийченко, Л. В. Программа полового воспитания детей дошкольного возраста / Л. В. Коломийченко // Детский сад от А до Я. – 2006. - № 1. - С. 54 – 89.
- Татаринцева, Н. Е. Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций. Учебно-методическое пособие. – М., 2013. – 96 с.
- Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников: практические материалы. Учебно-методическое пособие. – М., 2013. – 176 с.
- Щетинина А.М., Иванова О. И. Полоролевое развитие детей 5-7 лет: метод. Пособие. – М., 2010. – 128 с.
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы с воспитанниками старшей группы по теме «Формирование гендерной идентичности старших дошкольников посредством целенаправленной педагогической деятельности»
Месяц: Ноябрь
Блок: «Мальчики и девочки – будущие мамы и папы» («Моя семья»).
Цель: расширять и систематизировать представления детей о семье, формировать умение выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола
Задачи:
- Дать знания о родословном древе, выявить знания детей об их близких родственниках.
- Формировать представление о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков
- Знакомство с народными идеалами семейной жизни, которые помогают понять важность семьи в жизни человека, знакомят с семейными функциями, взаимоотношениями.
- Воспитывать желание оказывать помощь членам семьи.
- Формировать умение идентифицировать себя и окружающих людей по половому признаку.
- Формировать умения отображать в игре полученные знания о составе семьи, социальных ролях всех членов семья, характерных особенностях.
- Обратить внимание на яркие мужские и женские образы, умение выделять чисто женские и чисто мужские черты характера, которые помогают героям добиться успеха.
- Знакомство с столярными и хозяйственно-бытовыми инструментами, с обязанностями мужчины и женщины.
Чтение художественной литературы и фольклор | Игровая деятельность | Речевая деятельность | Трудовая деятельность | Познавательная деятельность | Продуктивная деятельность | Музыкальная деятельность |
Работа с пословицами «Земля без воды мертва, человек без семьи – пустоцвет», «Всякий дом хозяином держится», «Нет такого дружка, как родная матушка», «Мир в семье женой держится». Чтение русских народных сказок «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Аленький цветочек». Рассматривание иллюстраций к сказкам «Гуси лебеди», «Царевна лягушка» и др. Чтение произведений Н. Артюхова «Трудный вечер», С. Маршак «Счастливый день», Е. Серов «Папа дома». | Дидактическая игра «Семья», «Семейные традиции». Игра с мячом «Ты мне – я тебе» Развивающая игра «Дом добрых дел» Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Поездка на дачу», «Переезд на новую квартиру» Игра – лото «Семья» | Беседа «Как я дома помогаю?» Рассказывание по картине «Семья» Презентация своего «родословного древа» | Встреча с интересными людьми: с плотником (мальчики) Встреча с интересными людьми: с поваром, прачкой и швей (девочки) Мастер – класс (мамы и дочки) по изготовлению оберега | Рассматривание фотографий на тему «Моя семья» Рассматривание иллюстраций на тему «Семья» | Рисование «Я и моя семья» | Прослушивание песен «Под крышей дома твоего» (муз. Ю. антонова, сл. М. Пляцковского), «Родительский дом» (муз. В. Шаинского, сл. М. Рябинина) Исполнение песен: «Моя семья» (сл. и муз. Е.А. Гомонова) Досуг «Посиделки с мамами» (фольклорный праздник, посвященный Дню Матери) |
Месяц: Декабрь
Блок: «Мужчины и женщины, мальчики и девочки – разные и похожие» («Различие полов»).
Цель: формировать умение дифференцировать себя от представителей другого пола.
Задачи:
- Формировать умение различать мальчиков и девочек по внешним признакам.
- Формировать представление о том, что мальчики и девочки не только разные, но и похожи.
- Закрепить основные внешние отличия, характерные признаки.
- Развивать представление о себе самом, о своих отличительных чертах.
- Способствовать сближению детей, проявлению интереса друг к другу, идентифицировать себя с женским, мужским именем.
- Воспитать дружеские отношения между мальчиками и девочками, формировать у детей в танце жестов и движений, характерных для мужского и женского пола.
- Учить изготавливать деревянную игрушку по образцу из деревянного материала, используя молоток и гвозди. Учить изготавливать куклу из тряпочек, не используя иголки. Знакомство со старинными народными традициями.
Чтение художественной литературы и фольклор | Игровая деятельность | Речевая деятельность | Трудовая деятельность | Познавательная деятельность | Продуктивная деятельность | Музыкальная деятельность |
Чтение произведения: С. Маршак «О девочках и мальчиках», Э. Успенский из серии Про мальчика Яшу «Как мальчик Яша с одной девочкой сами себя украшали» | Игра «Чем мы похожи» Игровые упражнения: «Кто сильнее?», «Мы мальчики, мы девочки», «Карусель», «Сборный портрет» Дидактическая игра «Собери фигуру», «Узнай по описанию» (мужские и женские качества), «Имена» Символическая игра «Рассказ музыки», «Предмет-мужчина, предмет-женщина» Игра-состязание: «Женские и мужские имена». Дидактическая игра «Кто что носит» Подвижная игра: «Надень и попляши», «В хороводе были мы» Хороводная игра «В колокольчик позвони – своё имя назови» | Этические беседы: «Каким должен быть мальчик (девочка)?», «Чем девочка (мальчик) отличается от мальчика (девочки)?», «Что ты ценишь в себе, как в девочке (мальчике)?», «Что бы ты хотел (а) в себе изменить?» | Изготовление деревянной игрушки (мальчики) Изготовление украшений из бросового материала (девочки) | Рассматривание картин с изображением мужских и женских образов: И. Крамской «Неизвестная», А. Дейнека «Мать», В.Васнецов «Аленушка», «Три богатыря», Ф. Решетников «Прибыл на каникулы», Г. Мясоедов «Косцы». | Рисование «Мой портрет» Внесение лэпбука «Я – девочка, я - мальчик». | Прослушивание песен: М. Пляцковского «Из чего же?» Исполнение песен: «Про мальчиков и девочек» (сл. и муз. Е.А. Гомонова) |
Месяц: Январь
Блок: «Маленькие умельцы и умелицы»
Цель: формировать бережное и уважительное отношение к труду взрослых
Задачи:
- Определение профессий, более подходящих мужчинам, женщинам, смешанных. По каким критериям можно это определить и почему.
- Учить детей соотносить рабочую одежду с профессией человека, называть соответствующие профессии.
- Воспитывать отношение к представителям противоположного пола как к носителям определенных «мужских» и «женских» умений и качеств.
- Знакомство с мужскими и женскими видами труда.
- Учить работать с основными рабочими инструментами.
- Формировать трудовые навыки в разных видах детского труда
- Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей
- Формировать положительное взаимоотношение между детьми в процессе труда
Чтение художественной литературы и фольклор | Игровая деятельность | Речевая деятельность | Трудовая деятельность | Познавательная деятельность | Продуктивная деятельность | Музыкальная деятельность |
Работа с пословицами: «Землю красит солнце, а человека труд», «Труд кормит, а лень портит», «Кто мастер на все руки, у того нет скуки». Чтение произведения: С. Маршак «Все профессии нужны, все профессии важны», В.В. Маяковского «Кем быть?», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», Чтение басни - И. Крылов «Стрекоза и муравей», «Лебедь, Щука и Рак» | Игра «Мужские и женские профессии» Лото «Профессии» Игры состязания: «Назови самую смелую профессию», «Назови самую добрую профессию» Дидактическая игра «Сундучок русской хозяюшки» Дидактическая игра «Оденем куклу на работу», «Ремесла на Руси», «Кому что нужно для труда» Народные игры: «Горшки», «Ткачиха» Состязательная игра (для девочек) «Маленькая хозяюшка» | Беседа: «Мальчики – юные мастера», «Девочки – маленькие хозяюшки» Этические беседы: «Что умеют делать твои папа, дедушка (мама, бабушка)? В чем ты помогаешь?», «Что как мальчик (девочка) ты делаешь в семье?», «Как стать настоящим мастером (хозяюшкой)?» | Ремонт стульчиков (мальчики) Печем Яблочный пирог (девочки) Совместный труд: «Постираем кукольное белье», «Полив комнатных растений», «Моем детские игрушки» | Рассматривание картинок «Помощь детей взрослым», «Труд мужской и женский» Рассматривание картин из серии «Профессии» | Презентация: «Профессия моей мамы», «Профессия моего папы» | Прослушивание песен: русская народная песня «Во кузнице», «Прялица» «Все успею, все сумею» (сл. С. Михалков, муз. А. Лепин), «Песня о трудовых людях» (сл. и муз. В. Агафонников) Разучивание танца (мальчики): «Молодые кузнецы» |
Месяц: Февраль
Блок: «Защита и сострадание – качества мужчины и женщины»
Цель: развивать нравственно-волевые качества, характерные для мальчиков (смелость, решительность, сила, выносливость и т.д.) и девочек (чувственность, доброта, нежность, сострадание и т.д.).
Задачи:
- Формировать представление о героях своего Отечества, о лучших мужских качествах (мужество, справедливость, воля, сила духа, решительность), запечатленных в образах героев русских былин и сказок
- Формировать эмоционально-положительное отношение к традициям русского народа
- Формировать представление о том, что сегодня защита и сострадание являются одним из лучших качеств мужчины и женщины, что мальчики и девочки должны проявлять заботу друг о друге
Чтение художественной литературы и фольклор | Игровая деятельность | Речевая деятельность | Трудовая деятельность | Познавательная деятельность | Продуктивная деятельность | Музыкальная деятельность |
Чтение русских народных сказок «Иван – крестьянский сын» и «Чудо-Юдо», «Никита-Кожемяка»; «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко». Чтение произведений С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое» | Игры состязания: (мальчики) «Перетягивание каната», «Бой петухов», «Успей на свое место», «Раздави шар ногой» Подвижная игра: «Золотые ворота», «Царевна-королевна» Сюжетно – ролевая игра: «Богатыри» Символическая игра «Кто живет в твоем сердце» | Этические беседы: «Почему нужно защищать слабых?», «Как ты думаешь трудно быть храбрым?», «Можно ли доказать правоту не «кулаками»?», «Почему девочек называют маленькими утешительницами? Кого они утешают?», «Что значить охранять покой в доме?» Составление рассказа: «Если б я был богатырем…» «Если б я была принцессой….» | Пришивание пуговиц (девочки) Изготовление скворечника (мальчики) | Рассматривание картин: В. Васнецова «Три богатыря», «Аленушка» Экскурсия в мини – музей «Русская изба» | Рисование: «Богатыри» Аппликация, оригами: «Богатырский щит и меч» | Прослушивание песен: «Богатыри», «Смелость и отвага» (сл. и муз. Е.А. Гомонова), фрагмент «Богатырская симфония» А. Бородина. Исполнение песен: (девочки) Русская народная песня «Колыбельная», «Спи, дитя» Инсценировка (фольклор) «Богатыри» (мальчики) Квест – игра: (мальчики и папы) «Защитники отечества» Богатырские забавы: «Богатыри и мореходы» (фольклор) |
Месяц: Март
Блок: «Мужской и женский этикет»
Цель: учить, мальчиков и девочек, оценивать своё поведение и сверстников в соответствии с эталонами культурного поведения, принятыми в обществе, также формировать представление об этических нормах общения вне зависимости от пола.
Задачи:
- Знакомство с правилами этикета
- Формировать представление о том, что мужчины и женщины по-разному ведут себя в общении
- Формировать осознанное отношение к выполнению норм и правил поведения
- Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений
Чтение художественной литературы и фольклор | Игровая деятельность | Речевая деятельность | Трудовая деятельность | Познавательная деятельность | Продуктивная деятельность | Музыкальная деятельность |
Работа с пословицами: «Доброе слово сказать, что дождь в засуху», «Доброе слово сказать – посошок в руку дать», «С добрым словом, и черная корова сдобой пахнет». Чтение произведений В. Осеева «Волшебное слово», О. Дриз «Про веселый пирожок», К. Чуковский «Федорино горе» Чтение стих. С. Маршака «Ежели вы вежливы» (отрывок) | Игра – соревнование «Кто больше назовет вежливых слов» Дидактическая игра «Уроки этикета», «История этикета» (рукопожатие), «Накрой стол для угощения» Игра – тренинг: «Луноход», «Приветствие гостей», «Прощание» Сюжетно-ролевая игра: «В гостях» Русская народная игра «Вежливый ручеек» | Моделирование жизненно значимой ситуации: «Ты едешь в автобусе», «У Алёши неправильно застёгнуто пальто», «Дети вышли на прогулку» Беседа о культуре поведения в общественных местах (в театре, транспорте, магазине и т.д.) Словесные игры: «Давайте говорить друг другу комплименты», «Вежливые слова», «Доскажи словечко» | Мастер – класс «Складывание салфеток» (девочки) Изготовление русских народных музыкальных инструментов (мальчики) | Рассматривание иллюстраций: Книги Н. Богуславской, Н. Купиной «Веселый этикет» Просмотр мультфильма: «Веселый урок. Этикет поведения» | Рисование: «Добрый, вежливый человек» Аппликация: «Украшаем салфетку» | Исполнение песни: «Улыбка» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского) Досуг «Мартовский канал» (посвящённый Международному дню женщин) |
Перспективный план работы с родителями (законными представителями) старшей группы по теме «Формирование гендерной идентичности старших дошкольников посредством целенаправленной педагогической деятельности»
Задачи:
- Расширить представление родителей (законных представителей) об особенностях полоролевого развития детей
- Способствовать сближению детей и родителей, развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи
- Повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания девочек и мальчиков
- Содействовать пониманию социальных ролей женщины матери, мужчины – отца, мальчика – сына, девочки – дочери
- Активизация общения с родителями по проблеме гендерной социализации детей, оказание практической помощи в данных вопросах
- Формировать понятие родителей о том какие произведения целесообразно использовать при показе детям особенностей взаимоотношения полов, при воспитании у них полоролевого поведения
- Формировать умение родителей изъявлять поощрения детей в соответствие с полого ребенка
Месяц | Тема | Мероприятия |
Ноябрь | «Мальчики и девочки – будущие мамы и папы» («Моя семья») | Консультация «Семья-главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка» Наглядная информация «Гендерное воспитание в семье» Буклет «Роль отца в воспитании детей» Буклет «Роль матери в воспитании детей» Изготовление схем генеалогического древа Досуг «Посиделки с мамами» (фольклорный праздник, посвященный Дню Матери) Мастер – класс (мамы и дочки) по изготовлению оберега |
Декабрь | «Мальчик и девочки – разные и похожи» | Папка – передвижка «Мальчики и девочки – два разных мира» Наглядная информация «Будущий мужчина», «Будущая женщина» Памятки «Советы по воспитанию мальчиков и девочек» Организация работы почтового ящика «Спрашивайте – отвечаем» |
Январь | «Маленькие умельцы и умелицы» | Создание презентации «Профессия моей мамы», «Профессия моего папы» Буклет «Труд старшего дошкольника в семье» Консультация «Трудовое воспитание в семье» Работа в мастерской девочек совместно с мамами «А ну-ка мамы, а ну-ка, девочки» |
Февраль | «Защита и сострадание – качества мужчины и женщины» | Консультация «Роль книги в процессе гендерной социализации дошкольников» Памятки «Словесные поощрения девочек и мальчиков» Наглядная информация «Детско-родительские игры», «Колыбельные для мальчиков и девочек» Квест – игра: (мальчики и папы) «Защитники отечества» |
Март | «Мужской и женский этикет» | Шпаргалки для родителей «Этикет для малышей» Папка передвижка «Детская вежливость» Досуг «Мартовский канал» (посвящённый Международному дню женщин) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие "Путешествие в страну веселых клякс" по формированию гендерной идентичности для старших дошкольников
Цель: Формировать представление о различии между мальчиками и девочками – как внешних, так и в чертах характера и поведения. Формировать предпосылки мужественности и женственности, которые проявляются...
Формирование гендерной идентичности старших дошкольников средствами народной культуры в условиях ДОУ
Компьютерная презентация на тему: "Формирование гендерной идентичности старших дошкольников средствами народной культуры в условиях ДОУ...
Становление гендерной идентичности ребёнка дошкольника в игре,и формирование у родителей гендерной компетенции
Статья дает обзор гендерной идентичности дошкольника...
Формирование гендерной идентичности у дошкольников в условиях детского сада (из опыта работы)
Проблема формирования гендерной идентичности детей в дошкольных учреждениях сегодня актуальна как никогда. Всё больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подх...
Презентация "Формирование гендерного воспитания старших дошкольников посредством различных видов образовательной деятельности"
В презентации представлены материалы о традициях воспитания мальчиков и девочек в русской народной культуре, а также развитии ценностного отношения к себе, как к человеку соответсвующего пола, формиро...
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ И ПОВЫШЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье рассматривается проблема гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется сотрудничеству педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей. Представлены с...