Формирование гендерной идентичности старших дошкольников средствами народной культуры в условиях ДОУ
презентация к занятию (старшая группа) по теме
Компьютерная презентация на тему: "Формирование гендерной идентичности старших дошкольников средствами народной культуры в условиях ДОУ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность выбранной темы В настоящее время незаслуженно мало уделяется внимания вопросам формирования гендерной идентичности у старших дошкольников в условиях ДОУ, недооцениваются возможности традиционной народной культуры в процессе формирования мужественности и женственности у детей.
Основными внешними источниками формирования полоролевой идентичности ребёнка являются: семья дошкольные учреждения школа сверстники СМИ народная культура
Эти внешние источники формирования полоролевой идентичности ребёнка предлагают различные, плохо стыкующиеся между собой гендерные ценности и установки, что значительно осложняет психосексуальное и социальное развитие ребенка, затрудняет выбор конструктивных паттернов маскулинности - фемининности . В сложившейся ситуации представляется особенно важным сохранить преемственность между способами формирования гендерных стандартов, используемых в народной культуре, и современными навыками овладения детьми мужскими и женскими ролями.
Русская народная культура как средство становления полоролевого образа я Под русской народной культурой понимается способ организации жизнедеятельности, обусловленный особенностями патриархального мировоззрения
В русской народной культуре функционировала система недирективного формирования гендерной идентичности ребенка через традиционные механизмы обучения и воспитания: ритуалы мифы обычаи фольклор трудовая деятельность
С момента рождения ребенка народная культура последовательно очерчивала его: г половой рост развивала способность относить себя к определенному полу помогала позитивно воспринимать себя как представителя того или иного пола, со свойственным ему репертуаром половых ролей.
Таким образом, средства традиционной культуры при их умелом использовании (адаптации к социальным реалиям, сочетании с современными методиками полоролевого воспитания) позволяют оптимально способствовать становлению полоролевого образа Я, адекватному национальной ментальности.
Программа «Добры молодцы, красны девицы» Экскурсия в краеведческий музей Диалогово - игровые методы Игры - состязания Русские народные игры
Экскурсия в краеведческий музей. Цель: Знакомить с историей предков, их жизненным укладом, одеждой, ролью мужчины и женщины в семье и обществе, символами, знаками, предметами мужского и женского мира, особенностями воспитания мальчиков и девочек; воспитывать интерес к истории родного края, к своей малой родине, чувство гордости за своих предков.
Диалогово – игровые методы «Беседа с героем сказки» «Главные слова» «Инсценировка по сюжету фольклорных произведений» «Сказка наоборот»
Игры - состязания Задание Назвать пословицы, раскрывающие мужские и женские качества характера; назвать пословицы о семье, почитании родителей, любви к детям.
Русские народные игры «В хороводе были мы…» «Горелки» «Наседка и коршун»
Для создания большей выразительности образов мужчин и женщин в сказках, репродукциях и иллюстрациях по их сюжетам может использоваться музыкальное сопровождение в виде классической музыки: «Сказка о царе Салтане » «Снегурочка» «Золотой петушок» « Кащей Бессмертный»
Выводы 1) Народная культура содержит уникальные формы упорядочения отношений между полами, эталонные образы семьи, женщины, мужчины и реальные пути приближения к ним. Она помогает осознавать себя как человека определенного пола, чувствовать свою сопричастность к передающимся из поколения в поколение эталонным моделям полоролевого поведения. 2) Средства традиционной культуры (фольклор, игры, танцы, произведения декоративно-прикладного творчества и др.) при их умелом применении в педагогическом процессе позволяют оптимально способствовать становлению адекватного национальному менталитету образу Я мальчика – девочки. 3) Условиями наиболее эффективного формирования гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста средствами народной культуры являются: целенаправленно организованные виды деятельности и общения, отражающие гендерные ценности русской народной культуры; специально созданная развивающая среда, насыщенная традиционными моделями воспитания мужественности и женственности; гендерная компетентность педагогов и родителей, способных оптимизировать полоролевое воспитание детей, опираясь на народный опыт такой деятельности.
Список используемой литературы Афанасьев А.Н. Сборник русских народных сказок. 1982, 576 с. Даль В.И. Пословицы русского народа. Сборник. Издательство: Дрофа, 2009, 816 с Зыкова М.Н. Фольклоротерапия . Структурирование жизни через обряд. М.; Издательство Московского психолого – социального института, Воронеж, 2004, 160 с. Зыкова М.Н. Фольклоротерапия . Структурирование жизни через обряд. М.; Издательство Московского психолого – социального института, Воронеж, 2004, 160 с. Кон И.С. Введение в сексологию. М. Медицина. 1989, с 336.
Русская народная игра «Горелки» в старшей группе
Разучивание русской хороводной песни «Во поле берёза..»
Миниреконструкция трудовой деятельности у мальчиков
Миниреконструкция трудовой деятельности у девочек
Разучивание русской народной песни «Зайка беленький сидит..»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно-трудовое воспитание дошкольников средствами народной культуры.
В работе освещен опыт по формированию нравственно-трудовых качеств дошкольников средствами народной культуры....
Формирование гендерной принадлежности старших дошкольников
Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек ...
Формирование графо-моторных навыков старших дошкольников средствами физической культуры
Статья раскрывает формы работы по формированию графомоторныхнавыков старших дошкольников средствами физической культуры....
Формирование гендерной идентичности у дошкольников в условиях детского сада (из опыта работы)
Проблема формирования гендерной идентичности детей в дошкольных учреждениях сегодня актуальна как никогда. Всё больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подх...
ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ БАШКИРСКОГО НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА
Консультация для педагогов на тему "Гендерное воспитание дошкольников средствами башкирского народного фольклора"...
Формирование гендерной идентичности у дошкольников посредствам целенаправленной педагогической работы
Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обще...
Формирование основ патриотизма у старших дошкольников средствами физической культуры (Юные патриоты)
Сообщение для воспитателей ДОУ...