Методическая разработка по теме самообразования «Юный эколог» для детей средней группы
рабочая программа (средняя группа) по теме
Методическая разработка по теме самообразования «Юный эколог» для детей средней группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2013-2014.docx | 39.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад № 73
Алтайский край, г. Бийск.
Методическая разработка по теме самообразования
«Юный эколог»
для детей средней группы
на 2013 – 2014 учебный год
Составитель:
Мурашова Марина Васильевна
– воспитатель МБДОУ ЦРР д/с №73
г. Бийск, 2013 г.
Расписание работы
Методическая разработка работает в течение учебного года (сентябрь – май включительно), один раз в неделю. План кружка рассчитан на год. Количество детей посещающих кружок - 12 человек. Возраст детей: от 4 до 5 лет.
«Любовь к природе, впрочем,
Как и всякая человеческая любовь
Несомненно, закладывается в нас с детства»
И. Соколов-Никитов.
Пояснительная записка
Методическая разработка «Юный эколог» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
В основу содержания методической разработки легла программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Дополнительные цели:
-продолжать развивать образное эстетическое восприятие;
-учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке, аппликации.
Работа методической разработки «Юный эколог» призвана решать следующие задачи:
1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.
3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.
Методы, используемые для реализации работы методического кружка:
- Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
- Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
- Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
- Практические методы
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
При построении системы работы методической разработки мы обратили особое внимание на следующие основные направления.
- Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
- Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
- Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
- Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
- Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
- Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.
Перспективный план работы методической разработки «Юный эколог»
2013 – 2014учебный год
Дата | тема | задачи | содержание |
04.09 | «Цветы на участке осенью» | Закрепить знания детей об осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду, стадии созревания семян. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых цветов. | Загадывание загадок, игра «Угадай по описанию», наблюдение. |
11.09 | «Осенние цветы» | Учить рисовать цветы на клумбе; закреплять основные приемы рисования кистью и акварелью. Развивать эстетический вкус. | Рисование по теме. |
18.09 | «Что нам осень подарила» | Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия. | Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, наблюдение, беседа«Что растет на грядке?» |
25.09 | «Дары осени» | Закреплять основные приемы работы с пластилином. Учить работать на положительный результат. | Лепка с использованием природного материала по теме. |
02.10 18.09. | «Осень в белые туманы» | Уточнить знания детей о таком природном явлении, как туман. Развить познавательную активность. Активизировать словарь детей: туман, сыро, влажно, густой покров. | Беседа «Что это – туман?», чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение. |
9.10 | «Осенняя корзина» | Закреплять умение пользоваться ножницами, вырезать из больших форм малые; Учить аккуратно пользоваться клеем. Учить работать коллективно. | Коллективная аппликация. |
16.10 | «То березка, то рябинка» | Продолжить знакомство детей с характерными особенностями деревьев, сезонными изменениями. Воспитывать любовь к природе. | Чтение стихов: «Березонька», «Рябинка», игра «Опиши дерево», загадывание загадок, наблюдение |
23.10 | «Доброе, хорошее солнышко» | Уточнить знания детей о солнце осенью. Формировать умения определять погоду по приметам. Активизировать словарь детей: вода, тепло, свет, земля | Чтение стихов: «Четыре клада…» М. Маханева. Наблюдение, опыт «Ладошки», |
06.11 | «Осеннее дерево» | Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях. | Рассматривание иллюстраций, наблюдения, чтение стихотворений , подв.игра «Листья на дереве» |
07.13 | «Красивое дерево» | Закреплять приемы рисования красками, учить пользоваться палитрой. Развивать эстетический вкус. | Рисование по теме. |
20.11 | «Домашние животные» | Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни. | Беседа, использование худ-ного слова, пальчиковая игра «Облака», игра «Вспомни и назови» |
27.11 | «Бычок- пятнистый бочок» | Продолжать учить детей работать с бумагой, ровно ее сворачивать, перегибать. | Работа в технике оригами. |
04.12 | «Дикие звери зимой» | Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей. | Чтение стих-ний, творческие задания, подв. игра «Зайцы и волк», беседа. |
11.12 | «Зверюшки» | Учить вырезать фигуры овальной и круглой формы, аккуратно пользоваться клеем. | Аппликация по теме. |
18.12 | «Снежинка» | Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы. Активизировать словарь детей: первый снег. | Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов, проблемная ситуация. |
25.12 | «Снежинки для украшения группы» | Учить складывать салфетку несколько раз и вырезать по нарисованному изображению. Создать радостное настроение. | Работа с бумагой и ножницами. |
08.01 | «Защитите ель и сосну» | Знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев. Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку. Активизировать словарь детей: ель, сосна. | Наблюдение, беседа, игра «Найди по описанию» |
15.01 | «Зимний лес» | Учить создавать изображение на тонированной бумаге, аккуратно наклеивать детали. | Аппликация по теме. |
22.01 | «Снежный хоровод» | Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира. | Наблюдение, рассматривание картины «Зима», продуктивная, опытная (снежки) деятельность. |
29.01 | «Мороз-художник» | Учить изображать морозные узоры на листе. Развивать фантазию. | Рисование по теме. |
30.01 | «Зимняя красавица - ель» | Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, признаки, отличающие ее от других деревьев, формированию умения видеть отличие игрушечной ели от настоящей; воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе. | Игровой сюрпризный момент, составление рассказа-описания о ели с опорой на план, игра - имитация «Собери шишки, беседа «Должен ли человек беречь красоту природы?». Творческая работа, конспект. |
05.02 | «Наблюдение за снегом и льдом» | Формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед). | Проведение опытов, подвижные игры «Затейники», «Пожарные на ученье», использование художественного слова. |
12.02 | «Жизнь птиц зимой» | Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями. | Беседа, игра «Накорми птицу», дид. и. «Улетают – не улетают». |
19.02 | «Птичка-невеличка» | Закреплять приемы лепки птички. Воспитываем аккуратность, доброту, фантазию. | Лепка по теме. |
26.02 | «Выращиваем лук на окошке» | Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта | Беседа с элементами труда. |
02.03 | «К нам весна шагает быстрыми шагами» | Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление. | Чтение стих-ния “Март”, «Весна идёт», д.и. «Найди настроение. Покажи настроение», наблюдение. |
9.03. | «Наши четвероногие друзья – собака» | Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах. Закреплять приемы лепки. | Чтение стихотворений, лепка по теме. |
16.03. | «Забота о здоровье» | Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце; развивать у детей умения заботиться о своем здоровье; воспитывать чувства заботы о больном товарище. | Игра «Порадуйся солнышку», «Что полезно для здоровья, что вредно», беседа о витаминной пище. |
23.03. | «Первые цветы в природе» | Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения. | Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение стихов. |
02.04 | «Появились из-под снега первые цветы» | Закреплять умение вырезать из цв. бумаги заготовки для аппликации и аккуратно наклеивать их. | Аппликация по теме. |
9.04. | «Божья коровка» | Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к природным явлениям, уточнить представления о внешних особенностях жучка. | Наблюдение за божьей коровкой. Разучивание потешки, продуктивная деятельность(рисование карандашами, фломастерами),пальчиковая гимнастика «Божьи коровки». |
16.04. | «Русская березка» | Формировать представления у детей о русской березе. Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе. | Загадывание загадок, хоровод, продуктивная деятельность |
23.04 | «Люблю березку русскую…» | Развивать чувство прекрасного, патриотические чувства. Закреплять приемы барельефной лепки. | Барельефная лепка по теме. |
07.05. | «Весенний пейзаж» | Закрепить представления детей о весне, о характерных особенностях данного времени года. Обратить внимание детей на первые признаки весны. Воспитывать у детей любовь к родному краю. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость. | Беседа, художественное слово, рассматривание и сравнение картин по теме «Весна», загадка, превращение детей в художников, прослушивание мелодий «Времена года». |
14.05. | «Кто живёт в пруду?» | Познакомить детей с прудом – природным водоемом, его обитателями, растениями, формировать знания, что пруд не следует засорять; обобщить представления об основных факторах водной среды: природный слой почвы, вода, камни, растения, которые приспособились жить в воде. Закреплять приемы коллективной аппликации. | Беседа, чтение стихотворений, рассматриваиние иллюстраций, коллективная аппликация по теме. |
21.05. | «Что такое облака, дождь, гроза?» | Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. | Наблюдение, рассматривание иллюстраций, чтение, конспект. |
28.05 | «Ненастье» | Учить рисовать грозу, учить отображать состояние природы в ненастную погоду. | Рисование по теме. |
30.05. | «Лето на пороге» | Расширять кругозор детей. Закрепить знания о летних изменениях в природе. Воспитывать любовь к родному краю. Развивать интерес к живой природе, воспитывать эмоциональную отзывчивость. | Чтение загадок, подв. игра, беседа. Наблюдение. Рассматривание иллюстраций. |
- Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
- Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998. - 320 с.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999. - 207 с.
- Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес: - М; Мозаика-Синтез, 2009. - 79с.
- Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 330 с.
- http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac409.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме самообразования «Юный эколог» для детей старшей и подготовительной группы
Методическая разработка по теме самообразования «Юный эколог» для детей старшей и подготовительной группы...
Методическая разработка на тему " Педагогическая поддержка развития воображения детей средней группы посредством нетрадиционных техник рисования"
*Изучение теоретических основ использования тактик педагогической поддержки в процессе рисования нетрадиционными техниками для развития творческого воображения детей средней группы и...
Методическая разработка на тему «Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста в процессе наблюдения за зимующими птицами»
Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС...
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей средней группы детского сада на тему: « Дары осени"
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей средней группы детского сада на тему: « Дары осени"...
Методическая разработка летней прогулки с элементами экспериментирования для детей средней группы на тему "Песок. Свойства песка."
Цель:Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.Обучающие задачи:• Способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого и мокрого песка.• Активизировать ин...
Рабочая программа кружка «Юный эколог» для детей средней группы
Задачи:-Подвести дошкольников к понятию, что взрослые и дети - это тоже часть природы.-Показать детям важность природных ресурсов (вода, воздух) в жизни человека.-Подвести детей к осознанному понимани...
Методическая разработка по образовательной области "Речевое развитие" для детей средней группы. Тема: "Письмо Деду Морозу"
Данная методическая разработка создана для детей средней группы. Для закрепления умения составлять описательный рассказ об игрушке с опорой на схему....