Методическая разработка на тему «Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста в процессе наблюдения за зимующими птицами»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Актуальные  проблемы  дошкольного  образования  в  условиях  внедрения  ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsikl_nablyudeniya_za_zimuyushchimi_ptitsami.doc516 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая  разработка                                                                                      на  тему  «Формирование  экологической  культуры  у  детей  среднего  дошкольного  возраста  в  процессе  наблюдения  за  зимующими  птицами»

«Актуальные  проблемы  дошкольного  образования  в  условиях  внедрения  ФГОС»

                                                                                        

                                                                        Шатковский  муниципальный  район

                                                              МОУ «Пановская  НШДС», ГДО

                                                              Гильмзянова Валентина Павловна ,

                                                              воспитатель

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                                     

                                                                                                                                                                                                                       

                                    Нижний  Новгород  2016 г.

Форма  работы: наблюдение  за  зимующими  птицами.

Цель: расширить  представление   детей  о зимующих  птицах.

Третья неделя января — начало цикла наблюдений за зимующими птицами.

Наблюдение 1. «Какие птицы прилетают на участок?»

Цель: уточнить названия птиц, которые кормятся на кормушке и летают вблизи участка; учить детей различать птиц по двум-трем характерным признакам: воробьи маленькие, серенькие или серо-коричневые, летают стайкой; ворона крупная, серо-черная, летает одна; голуби крупнее воробьев, серо-голубые, кормятся стаей.

                                              Ход  наблюдения

Воспитатель обращает внимание детей на то, что не все птицы садятся на кормушку. Предлагает поискать глазами других птиц, которые летают вокруг, наблюдают за кормушкой и ее посетителями. Просит назвать, откуда вороны ведут свои наблюдения (с забора, с деревьев, с крыш соседних домов и т. д.).

Описание: C:\Users\Директор\Desktop\Разработка\Новая папка\i.jpg

Наблюдение 2. «Какая ворона и какой воробей?»

Цель: учить детей замечать характерные особенности строения птиц, размер, окраску, разный цвет оперения на различных участках тела, напомнить названия птиц, прилетающих на кормушку.

                                  Ход  наблюдения

Описание: C:\Users\Директор\Desktop\Разработка\Новая папка\tn_195764_125148ed05d9.jpg

В свободное время воспитатель разучивает с детьми стихотворение.

В. Звягина «Воробышки»

Что весна не скоро,

Что в морозы лютые

Плохо греют шубки..

Я принес воробышкам

На тарелке крупки:

На дворе морозище —

Градусов под сорок.

Плачутся воробышки,

— Кушайте, воробышки,

Кушайте, хорошие.

Я бы вам и валенки

Подарил с калошами.

Но сказала мама:

— Воробей ведь маленький —

Сразу, как запрыгает,

Потеряет валенки.

Наблюдение 3. «Как птицы кормятся на кормушке?»

Цель: учить детей замечать особенности поведения птиц на кормушке (одни уверенно кормятся на кормушке, никого не опасаясь, другие, схватив корм, улетают с ним, третьи кормятся под кормушкой, собирая остатки, четвертые лишь наблюдают за событиями на кормушке).

                                  Ход  наблюдения

Описание: C:\Users\Директор\Desktop\Разработка\Новая папка\a826e0f0-6bb1-4c2e-9d8d-670af2376639.jpg

        

С календарем наблюдений за зимующими птицами дети и воспитатель работают всю неделю ежедневно. Воспитатель предлагает детям найти в календаре птиц тех видов, которые именно в этот день посещали кормушку или были рядом с ней. В первый день (понедельник) он сам отбирает изображения пернатых, вставляет их в прорези на панораме календаря со словами: «На кормушке были воробышки, их было много. Мы тоже поставим несколько птичек. Еще на кормушке был один голубь — мы про него не забудем. Под кормушкой собирали крошки воробышки-трусишки. Их было двое. А вот над участком летала одна ворона. Она все смотрела, как птицы кормятся, но к ним не подлетала. Мы вставим птичку-ворону там, где у нас небо. Теперь посмотрите, какая получилась панорама в календаре. Сегодня именно так было на нашем участке». В конце дня воспитатель разбирает панораму, чтобы на следующий день создать новую картину. Уже со вторника воспитатель предоставляет детям возможность самим выбирать картинки с птицами и вставлять их в календарь. Помогает детям по мере необходимости, хвалит за правильные ответы и действия.

Наблюдение 4. «Какие звуки издают птицы?»

Цель: учить детей различать голоса разных птиц (карканье вороны, чириканье воробьев, воркование голубей), наблюдать поведение птиц и объяснять, в каких случаях они издают звуки, а в каких молчат.

                                  Ход  наблюдения

Описание: C:\Users\Директор\Desktop\Разработка\Новая папка\i8.jpg

Воспитатель дает детям задание для самостоятельного наблюдения: во время игры прислушаться к птицам, понаблюдать, будут ли слышны голоса птиц, чтобы точно выяснить, кто как из них кричит и по какому по воду. В конце прогулки воспитатель обсуждает с детьми их и свои наблюдения. Разучивает стихотворение В. Приходько про воробья.

Описание: C:\Users\Директор\Desktop\Разработка\Новая папка\img-20140922091311-891.jpg

Наблюдение 5. «Сколько ног у птиц и как они ходят?»

Цель: уточнить представления детей о количестве ног у птиц и их функциональном назначении: с помощью ног пернатые ходят по твердой поверхности (дороге, крыше), сидят на ветках, птицы передвигаются по-разному: вороны и голуби ходят, воробьи скачут.

                                  Ход  наблюдения

        

Воспитатель снова дает детям задание для самостоятельного наблюдения. При этом он может заинтересовать их проблемной ситуацией: «Ребята, что-то я не совсем уверена: сколько ног у птиц? Я знаю (мы с вами рассматривали), что у собаки и у кошки по четыре ноги. А вот сколько их у птиц — я сомневаюсь. Я прошу вас понаблюдать за всеми птицами: может, у них четыре, а может, три или две ноги? И вообще — для чего птицам ноги?»

В конце прогулки воспитатель обсуждает с дошкольниками их наблюдения. Если дети не заметили, где и как птицы ходят, сидят, воспитатель рассказывает о том, что увидел сам.

Описание: C:\Users\Директор\Desktop\Разработка\Новая папка\640.jpg

Наблюдение 6. «Птичьи следы на снегу».

Цель: развивать у детей интерес и наблюдательность, умения определять птиц по их следам (размер «крестиков», характер «цепочки»), читать по следам события («цепочка» оборвалась — значит, птица взлетела; «крестиков» много и они в беспорядке — значит, несколько птиц кормилось на этом месте и т. п.); уточнить представления о том, что следы остаются на свежевыпавшем снегу, так как он мягкий, пушистый, рыхлый, а на утоптанном снегу следов не видно.

                                  Ход  наблюдения

Описание: C:\Users\Директор\Desktop\Разработка\Новая папка\i13.jpgОписание: C:\Users\Директор\Desktop\Разработка\Новая папка\i14.jpg

Описание: C:\Users\Директор\Desktop\Разработка\Новая папка\i15.jpg

Календарь наблюдений за зимующими птицами на этой неделе воспитатель может вести или не вести по своему усмотрению или желанию детей. Педагог может спросить у ребят, хотят ли они этим заниматься. Если будут желающие, воспитатель может поручить им находить карточки и вставлять в прорези. При этом оказывает детям помощь, а остальным предлагает рассматривать календарь, который ежедневно ведут желающие.