Методическая разработка на тему «Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста в процессе наблюдения за зимующими птицами»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему
Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsikl_nablyudeniya_za_zimuyushchimi_ptitsami.doc | 516 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему «Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста в процессе наблюдения за зимующими птицами»
«Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС»
Шатковский муниципальный район
МОУ «Пановская НШДС», ГДО
Гильмзянова Валентина Павловна ,
воспитатель
Нижний Новгород 2016 г.
Форма работы: наблюдение за зимующими птицами.
Цель: расширить представление детей о зимующих птицах.
Третья неделя января — начало цикла наблюдений за зимующими птицами.
Наблюдение 1. «Какие птицы прилетают на участок?»
Цель: уточнить названия птиц, которые кормятся на кормушке и летают вблизи участка; учить детей различать птиц по двум-трем характерным признакам: воробьи маленькие, серенькие или серо-коричневые, летают стайкой; ворона крупная, серо-черная, летает одна; голуби крупнее воробьев, серо-голубые, кормятся стаей.
Ход наблюдения
Воспитатель обращает внимание детей на то, что не все птицы садятся на кормушку. Предлагает поискать глазами других птиц, которые летают вокруг, наблюдают за кормушкой и ее посетителями. Просит назвать, откуда вороны ведут свои наблюдения (с забора, с деревьев, с крыш соседних домов и т. д.).
Наблюдение 2. «Какая ворона и какой воробей?»
Цель: учить детей замечать характерные особенности строения птиц, размер, окраску, разный цвет оперения на различных участках тела, напомнить названия птиц, прилетающих на кормушку.
Ход наблюдения
В свободное время воспитатель разучивает с детьми стихотворение.
В. Звягина «Воробышки»
Что весна не скоро,
Что в морозы лютые
Плохо греют шубки..
Я принес воробышкам
На тарелке крупки:
На дворе морозище —
Градусов под сорок.
Плачутся воробышки,
— Кушайте, воробышки,
Кушайте, хорошие.
Я бы вам и валенки
Подарил с калошами.
Но сказала мама:
— Воробей ведь маленький —
Сразу, как запрыгает,
Потеряет валенки.
Наблюдение 3. «Как птицы кормятся на кормушке?»
Цель: учить детей замечать особенности поведения птиц на кормушке (одни уверенно кормятся на кормушке, никого не опасаясь, другие, схватив корм, улетают с ним, третьи кормятся под кормушкой, собирая остатки, четвертые лишь наблюдают за событиями на кормушке).
Ход наблюдения
С календарем наблюдений за зимующими птицами дети и воспитатель работают всю неделю ежедневно. Воспитатель предлагает детям найти в календаре птиц тех видов, которые именно в этот день посещали кормушку или были рядом с ней. В первый день (понедельник) он сам отбирает изображения пернатых, вставляет их в прорези на панораме календаря со словами: «На кормушке были воробышки, их было много. Мы тоже поставим несколько птичек. Еще на кормушке был один голубь — мы про него не забудем. Под кормушкой собирали крошки воробышки-трусишки. Их было двое. А вот над участком летала одна ворона. Она все смотрела, как птицы кормятся, но к ним не подлетала. Мы вставим птичку-ворону там, где у нас небо. Теперь посмотрите, какая получилась панорама в календаре. Сегодня именно так было на нашем участке». В конце дня воспитатель разбирает панораму, чтобы на следующий день создать новую картину. Уже со вторника воспитатель предоставляет детям возможность самим выбирать картинки с птицами и вставлять их в календарь. Помогает детям по мере необходимости, хвалит за правильные ответы и действия.
Наблюдение 4. «Какие звуки издают птицы?»
Цель: учить детей различать голоса разных птиц (карканье вороны, чириканье воробьев, воркование голубей), наблюдать поведение птиц и объяснять, в каких случаях они издают звуки, а в каких молчат.
Ход наблюдения
Воспитатель дает детям задание для самостоятельного наблюдения: во время игры прислушаться к птицам, понаблюдать, будут ли слышны голоса птиц, чтобы точно выяснить, кто как из них кричит и по какому по воду. В конце прогулки воспитатель обсуждает с детьми их и свои наблюдения. Разучивает стихотворение В. Приходько про воробья.
Наблюдение 5. «Сколько ног у птиц и как они ходят?»
Цель: уточнить представления детей о количестве ног у птиц и их функциональном назначении: с помощью ног пернатые ходят по твердой поверхности (дороге, крыше), сидят на ветках, птицы передвигаются по-разному: вороны и голуби ходят, воробьи скачут.
Ход наблюдения
Воспитатель снова дает детям задание для самостоятельного наблюдения. При этом он может заинтересовать их проблемной ситуацией: «Ребята, что-то я не совсем уверена: сколько ног у птиц? Я знаю (мы с вами рассматривали), что у собаки и у кошки по четыре ноги. А вот сколько их у птиц — я сомневаюсь. Я прошу вас понаблюдать за всеми птицами: может, у них четыре, а может, три или две ноги? И вообще — для чего птицам ноги?»
В конце прогулки воспитатель обсуждает с дошкольниками их наблюдения. Если дети не заметили, где и как птицы ходят, сидят, воспитатель рассказывает о том, что увидел сам.
Наблюдение 6. «Птичьи следы на снегу».
Цель: развивать у детей интерес и наблюдательность, умения определять птиц по их следам (размер «крестиков», характер «цепочки»), читать по следам события («цепочка» оборвалась — значит, птица взлетела; «крестиков» много и они в беспорядке — значит, несколько птиц кормилось на этом месте и т. п.); уточнить представления о том, что следы остаются на свежевыпавшем снегу, так как он мягкий, пушистый, рыхлый, а на утоптанном снегу следов не видно.
Ход наблюдения
Календарь наблюдений за зимующими птицами на этой неделе воспитатель может вести или не вести по своему усмотрению или желанию детей. Педагог может спросить у ребят, хотят ли они этим заниматься. Если будут желающие, воспитатель может поручить им находить карточки и вставлять в прорези. При этом оказывает детям помощь, а остальным предлагает рассматривать календарь, который ежедневно ведут желающие.