Методическая разработка по теме самообразования «Юный эколог» для детей старшей и подготовительной группы
рабочая программа (старшая группа) по теме
Методическая разработка по теме самообразования «Юный эколог» для детей старшей и подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2014-2015.docx | 112.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад № 73
Алтайский край, г. Бийск.
Методическая разработка по теме самообразования
«Юный эколог»
для детей старшей и подготовительной группы
на 2014 – 2015 учебный год
Составитель:
Мурашова Марина Васильевна
– воспитатель МБДОУ ЦРР д/с №73
г. Бийск, 2014 г.
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
В. Сухомлинский.
Направления и актуальность:
Методическая разработка «Юный эколог» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
В основу содержания данной методической разработки легла программа С. Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Причинами создания методической разработки « Юный эколог» стали:
- направленность ДОУ на экологическое воспитание детей,
- желание родителей,
- работа со способными детьми.
При построении системы работы методической разработки мы обратили особое внимание на следующие основные направления.
- Познавательно-развивающее направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
- Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
- Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Цель:
Основной целью методической разработки является:
- воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к природе;
- формирование представлений о самоценности природы, эмоциональному, положительному отношению к ней, умению экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту;
- закрепление приобретённых первоначальных умений, позволяющих участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края, осознание последствий своих действий по отношению к окружающей среде.
Задачи:
Методическая разработка реализует следующие задачи:
- Обучающая задача заключается в обогащении словарного запаса, расширении и уточнении знаний ребенка об окружающем мире, обучению повествовательной речи (пересказывание, составление диалога), развитию у детей элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях, получении первоначальных сведений о природе.
- Развивающая задача направлена на развитие личности ребенка в целом, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения. Совершенствование мышления, творческих способностей, умение думать самостоятельно, логично и последовательно, поддержание их познавательного интереса и стремление к самостоятельным повторам.
- Воспитательная задача заключается в развитии у ребенка эмоций, умения сочувствовать, удивляться, переживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира и бережно относиться к ней.
Отличительные особенности методической разработки:
Новым в методической разработке « Юный эколог» предусматривается введение в занятия экспериментальной деятельности, с помощью которой дети смогут познавать окружающую среду не только теоретически, но и на практике, используя накопленный опыт.
Возраст детей, участвующих в реализации данной разработки составляет 5-6 лет (старшая группа)
Сроки реализации программы – 1 год обучения.
Режим работы кружка 1 раз в неделю
Продолжительность образовательного процесса составляет - 36 часов;
Каждая тема разработки раскрывается при помощи комплекса занятий различного типа.
Мет одика работ ы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений (в помещении, на прогулке, в домашних условиях) при использовании музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности .
Формы проведения:
- игра – путешествие;
- занятия в игровой форме;
-экскурсии в природу;
- досуги;
- экспериментальная деятельность;
Мет оды проведения:
-рассматривание картин;
-демонстрация фильмов;
-труд в природе;
-коллективный труд;
-индивидуальные поручения.
Наглядные Наблюдения | Практические Игра Эксперименты | Словесные Рассказывание | ||
Кратковременные | Дидактические игры | Беседа | ||
Длительные Определение предмета | (настольно-печатные, словесные), | Чтение | ||
по определённым признакам | Игры-занятия Подвижные игры | |||
Восстановление картины целого по отдельным | Творческие игры | |||
признакам |
Занятия проводятся во второй половине дня, один раз в неделю, по 30 минут.
Ожидаемые результ ат ы:
К концу учебного года дети должны знать и уметь:
- называть природные объекты и воспроизводить их по требованию взрослого;
- правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести ответственность за свои поступки, и понимать их последствия для окружающего мира;
- владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки рационального природопользования;
- знать условия существования живого организма и зависимости пребывания его в разных условиях.
- понимать ценность природных объектов.
Результаты освоения методической разработки:
Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на наблюдениях за детьми, заполнив диагностическую карту.
Возрастные особенности детей:
Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста:
Дети шестого года жизни овладевают главными движениями, их отношение с взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее. Совершенствуются умственные способности: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольным – память и внимание. Все это позволяет усложнить содержание экологического образования.
Эколого-педагогическая работа с детьми возраста имеет сходства с системой среднего возраста, и отличие от нее. Организуются наблюдения, все циклы наблюдений объединяют компоненты умственного и нравственного воспитания: дети сенсорно – чувственным путем приобретают конкретные знания, которые обеспечивают становление единственно правильного, действенного отношения к живым существам. Литературным стержнем экологической работы являются произведения В. Бианки, познавательные сказки которого отвечают экологическому содержанию и возможностям усвоения его детьми. Воспитателю старшей группы следует обратить внимание на комплексные занятия, их развивающее значение. Смену видов деятельности.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объекта в результате различных воздействий, представления о развитии и т. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно
оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь.
Таким образом, эколого-педагогическая работа с детьми старшей группы, базируясь на материале предыдущего возраста, развивает, усложняет его, то есть является новым витком в общей системе экологического образования дошкольников – формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней.
Учебно – тематический план
№ п/п | Раздел | Количество занятий |
1 | «Я и природа» | 2 |
2 | «Вода» | 4 |
3 | «Воздух» | 3 |
4 | «Солнце» | 3 |
5 | «Почва» | 4 |
6 | «Растения» | 6 |
7 | «Животные» | 8 |
8 | «Лес» | 3 |
9 | «Человек и природа» | 3 |
Итого: | 36 |
Содержание и методическое обеспечение программы
№ п/ п | Месяц | Темы | Задачи | Форма проведения | Дидактический материал и оборудование | Литература | ||
1 | Сентябрь | 1. «Что такое природа?» Понятие о живой и неживой природе. | Дать понятие живая – неживая природа. Учить детей различать по характерным признакам живую и неживую природу. | Беседа в комнате природы | Обитатели живого уголка, материалы из экспериментальной зоны (камни, песок, глина) | Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» стр.40. | ||
2. «Наш дом – природа»- экскурсия по экологической тропе. | Формировать у детей представление о том, что в природе всё взаимосвязано, создание у детей радостного | Занятие на кой тропинке | Размещение указателей объектов экологической тропы.. | Жернал «Дошкольноевоспитание» № 7 – 2000г. , |
настроения , воспитание любви к природе. | стр. 2 | |||||||
2 | Октябрь | 1. «Вода вокруг нас» (вода в природе, водоемы, осадки) | Обобщить, уточнить знания детей о воде: течёт, без цвета, без запаха. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. | Беседа в комнате природы | Глобус , картинки с изображением различных водоёмов. | Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина , Л.А Обухова «Сценарии занятий по экол. воспитание дошкольников» стр.122. | ||
2. «Эта волшебница вода» (разнообразное состояние воды в природе: лед, пар, вода) | Познакомить детей с различными природными явлениями (дождь, роса, снег, иней и т.д.) показать разнообразие состояний воды в окружающей среде. | Дидактическая игра. « Какой вода бывает?» | Вода в жидком состоянии, намороженный лед, картинки снежинок, сосулек, дождя. | Загадки о воде и её состоянии. Т.А Шорыгина «Зелёные сказки»стр.14. | ||||
3. «Ходит капелька по кругу» (Круговорот воды в природе) | Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе. | Занятия в лаборатории | Мисочки для воды, план – схема «Круговорот воды в природе, альбомы, краски, кисти | Л. Г. Горькова , А.В Кочергина, Л.А Обухова «Сценарии занятий по экол. воспитание. дошк.» с.127. | ||||
4.»Узнаем ,какая вода»- опыты и эксперименты с водой. | Выявить свойства воды: прозрачная , без запаха , без вкуса, растворить. | Опытно-экспериментальная | Набора для экспериментирования | О. В. Дыбина Н.П. Рахманова, |
деятельность. | Лабораторная посуда | «Неизведанное рядом» с.5. | ||||||
3 | Ноябрь | 1. «Воздух вокруг нас, свойства воздуха. Ветер- движение воздуха. | Дать представление о воздухе как материальной среде, и о ветре как движении воздуха. | Практическое занятие «Мыльные пузыри» | Воздушные шарики, стаканчики с мыльной водой и соломинки. | Стихотворение «Мыльные пузыри» С. Маршака .Т. А. Шорыгина «Зелёные сказки» с.5.., О. В. Дыбина «Неизведанное рядом» с.6. | ||
2. «Прозрачный невидимка»- опыты с воздухом. | Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха. | Опытно-экспериментальная деятельность. | Полиэтиленовые пакеты , трубочки для коктейля, мыльные пузыри ,воздушные шарики. | О. В. Дыбина , Н.П Рахманова, В.В Щетинина «Неизведанное рядом». |
3. Чистый и загрязненный воздух. | Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности. | Занятие на тему: « Вот труба – над нею дым» | Пылесос, картинки с изображение автомобилей, заводов с трубами. Сказочный герой Карлосон. | Рассказ « Экологическая тревога. «Дымоловка» из книги А. Дитрих «Почемучка» | ||||
4. Солнечная система. Солнце – источник света и тепла. | Дать первоначальные представления о строении Солнечной системы. Познакомить детей с «небесным светилом» - солнцем. Наблюдать за изменением длины дня, связывать их с положением солнца на небе. | Занятие : «Солнце, Земля и другие планеты» | Карта солнечной системы, глобус и лампа для освещения шапочки с изображением солнца, мел, верёвка, бинокли | Журнал «Дошкольное воспитание» № 11 – 2000г. стр. 31 Л. Г. Горькова «Сценарии занятий по экол. воспитанию дошкольников» с.131. | ||||
4 | Декабрь | 1. Роль света в жизни растений , животных, человека. Сезонные изменения в природе. | Познакомить детей с ролью солнечного света в жизни растительного и животного мира. Учить понимать причины сезонных изменений в природе. | Беседа в живом уголке комнаты природы и практические | Горшочки для посадки растений ( для дальнейшего наблюдения за ними во время роста в светлом и тёмном местах.) | А. И. Иванова» Мир растений» стр.114.. |
занятия в уголке экспериментирования. | ||||||||
2. «Космос, Вселенная, Звезды» | Уточнить и расширить представления детей о космосе, работе космонавтов, подчеркнуть уникальность планеты Земля. | Беседа | Иллюстрации с изображением Вселенной , звёзд, фото космонавтов. | Л. Г. Горькова ,»Сценарии занятий по экол. воспитанию дошкольников» с.209» . | ||||
3.Почва – верхний слой земли – «Живая земля» | Познакомить детей с понятием «Живая земля». Познакомить с составом Земли – почвой. | Практическое занятие, чтение | Образцы разных видов почвы: торф, песок, глина, земля, перегной. Рассказ «Почва- «живая земля» | Т.А .Шорыгина «Зелёные сказки» стр.25. | ||||
4. Обитатели почвы. Значение почвы для жизни растений, животных, человека. | Учить узнавать, различать, называть обитателей почвы. Рассказать о значении почвы для жизни растений, животных, человека. | Практическое занятие | Песок, глина, перегной, семена, дождевые черви или жужелица, музыкальные заставки. | И. Белавина, Н. Найдёнкая «Планета - наш дом», стр. 24 «Почва» |
5 | Январь | 1. Песок и глина. | Закрепить знания о минералах: песок, глина. | Практическое занятие в уголке экспериментирования. | Глина, песок, часы песочные, банка с водой,2-3 гвоздя, молоток, поднос для лепки, фишки для награждения | Журнал « Дошкольное воспитание» № 9 – 2000г. стр. 47 С. Николаева «Юный эколог» с.43. | ||
2.Камни. | Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства. Дать представление о том, что камни бывают разные: (морские, речные), ценные (мрамор, гранит), драгоценные. | Практическое занятие в лаборатории. | Наборы камней, лупы, кусок дерева, гвозди, молоток. Слайды изделий из гранита. Загадки о камнях. | Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 – 2005г. стр. 27 , С. Н. Николава «Комплексные занятия по экологии» с.42. | ||||
3. Разнообразие видов растений. | Способствовать обобщению представлений детей о растениях: растения - это деревья, кусты, травы. Учить детей распознавать растения по внешнему виду и другим признакам. | Обобщающая беседа. Дидактическая игра. | Демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим миром», дидактическая игра «Лото» | Т.А. Шорыгина « Кустарники. Какие они?» Т.А. Шорыгина « Травы. Какие они?» |
4. Части растений. | Формировать представления детей о том, что у растений есть корень, стебель, листья, цветы и какое значение они имеют для растений. | Занятие «Из каких частей состоит растение» | Демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим миром», гербарий растений. | А. И. Иванова «Мир растений» с.75. | ||||
6 | Февраль | 1. Развитие растений. Влияние света, тепла и воды на жизнь растений. | Формировать у детей представления о том, что для нормального развития и жизни растениям необходимы сразу несколько факторов: влага, тепло, свет, почва. | Экспериментальное занятие | Растения теневыносливые и светолюбивые. Баночки с водой для посадки черенков растений в разных световых условиях. Черенки растений (бальзамина). | А.И. Иванова «Живая экология», стр.60 «Растения» | ||
2Комнатные растения. | Обобщить представления детей о комнатных растениях , об уходе за ними , закрепить знания об основных потребностях комнатных растений. | Беседа по вопросам и иллюстрациям. | Иллюстрации комнатных растений , растения , лейка с водой , тряпочки. | Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина «Сценарии занятий по экологич. воспитаю» с.93. | ||||
3. Понятие о дикорастущих и культурных растениях. Лекарственные и ядовитые растения. | Познакомить детей с разновидностями растений. Учить различать их в природе. | Игра – путешествие в страну | Иллюстрации лекарственных и ядовитых растений, Гербарий этих растений. | Л. Г. Горькова , А. В. Кочергина «Сценарии занятий по экол. воспитанию». |
«Полезны х и вредных растений» | Кукла Айболит. | дошкольников» с.54. , с.98. | ||||||
4. Охрана растений. Красная книга природы. | Познакомить детей с охраняемыми растениями, сформировать чувство ответственности за сохранение зелёного наряда планеты, познакомить с различными видами деятельности по охране растений, вызвать стремление к этой деятельности. | Беседа на тему: «Растения просят помощи» | Рисунки охраняемых растений, Красная книга, плакаты по охране природы, репродукции художников - пейзажистов И.И. Шишкина, Ф. А. Васильева. | Л. Г. Горькова , А. В. Кочергина «Сценарии занятий по экол. воспитанию дошкольников» стр.122. | ||||
7 | Март | 1.Дикие и домашние животные. | Познакомить детей с разнообразными видами животных .Уточнить признаки диких и домашних животных, чем они отличаются друг от друга. | Рассматривание иллюстрации животных разных широт, беседа по содержанию. | Демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим миром», «Животные» | Т.М Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет». С.90., Л, Г. Горькова стр.71-74. |
2. Рыбы. | Расширять знания детей о разновидностях рыб: аквариумные; пресноводные – прудовые, речные; морские; океанические. | Рассматривание иллюстрации о рыбах, беседа по содержан, рисование рыб. | Иллюстрации с видами рыб и мест их обитания, аквариум с рыбами, альбомы, цветные карандаши | Демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим миром»: «Рыбы в картинках», «Обитатели океана в картинках» | ||||
3. Земноводные. | Познакомить детей с таким классом животных, как земноводные. Их особенностями и средой обитания. | |||||||
4. Пресмыкающиеся. | Познакомить детей с таким классом животных, как пресмыкающиеся. Их особенностями и средой обитания. |
8 | Апрель | 1. Насекомые | Учить детей сравнивать насекомых по способу передвижения, определять их по издаваемым звукам и правильно называть | Экскурсия по территории детского сада. Наблюдения за насекомыми, рассматривание картин с изображением насекомых | Наглядный материал «Насекомые в картинках», сачки, коробочки – садки для насекомых. | Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» с.34. , Л. Г. Горькова с.105. | ||
2. Птицы. | Учить различать и классифицировать птиц по местам их обитания, по повадкам, | Занятие : «Какая птица, где живёт» | Наглядный материал «Птицы в картинках». | Т.А. Шорыгина «Птицы. Какие они?», Т.М. Бондаренко с.92. | ||||
3. Звери. | Учить группировать животных | Занятие : | Демонстрационный | Т.А. Шорыгина |
по общим признакам. | «Звери, какие они?» | материал из серии «Знакомство с окружающим миром», «Животные» | «Звери. Какие они?» | |||||
4. Животные разных континентов. Красная книга Природы. | Научить детей осознавать значение животных не только для человека, но и в природе. Познакомить детей с Красной книгой. Помочь детям осознать, что исчезновение животных на Земле приведет к гибели всей природе, в том числе и человека. | Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» с.122. | ||||||
9 | Май | 1. Лес, как пример сообщества. | Дать детям первоначальные сведения о лесе. Учить различать по внешнему виду и по другим признакам 5-7 деревьев. Более подробно познакомить детей с обитателями леса нашей местности. | Занятие – беседа с использованием иллюстраций с видами леса, его обитателями. | Иллюстрации, вопросы к детям, чтение стихотворения» В лесу» И. Белоусова | Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» с.85.., С. Н. Николаева «Юный эколог» С.67. , с.92. |
2. Лес и человек. Охрана леса. | Привить детям навыки экологически грамотного поведения во время пребывания в лесу, научить любоваться им, понимать необходимость бережного отношения к лесу, и последствий экологически неграмотного поведения. | Видео экскурсия в лес. | Заповеди правильного поведения людей в лесу. | Л. Г. Горькова «Сценарии занятий по экол. воспит-ю дошкольников» с.109., с. 158. | ||||
3.Десять заповедей друзей природы. | Познакомить детей с десятью заповедями поведения в природе , понимать их значение и применять эти правила в жизни по отношению к объектам природы. | Дидактическая игра: «Угадай правило» | Рисунки с графическим изображением правил . | Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 – 1993г. стр. 6 | ||||
4. Нужны все на свете (Обобщение знаний) | Обобщение знаний, полученных в процессе обучения по предыдущим блокам. Закрепление и обобщение правил экологически грамотного поведения человека в природе и в быту. | Экологический вечер развлечений « Земля -наш общий дом!» | Костюмы по содержанию . | См. «Форм. экологической культуры» стр.145 |
Литература:
1.Технология и программа «Детский сад-дом радости» под ред. Н. М. Крыловой, В. Т Иванова; Перм.гос.пед.ун-т.-2-е издание, перераб. и доп. -Пермь, 2006
2.Основная общеобразовательная программа МДОУ ЦРР детский сад №42 Истринского муниципального района, разработанная на основе программы воспитания и обучения в детском саду
«От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой Москва. Мозаика
— Синтез 2011г
3.Богданец Т.Г., Смирнова Л.Я. Формирование экологических представлений у шестилетних первоклассников. //Начальная школа.-1989.-№5.- с.30-31
4.Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Пособие для родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов.- М.: Просвещение,1978.-223 с.
5.Виноградова Н.Ф. Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5-6 лет.- М.: Вентана – Граф,2007.- 144с.
6.Гончарова Е.В. Современные технологии экологического образования периода дошкольного детства.- Ростов – на – Дону: издательство Ростовского государственного педагогического университета, 2001.-288 с.
7.Дошкольная педагогика.- М.: «Академия», 2008.-416 с.
8.Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. Пособие для родителей, учителей, воспитателей.- М.: АрКТИ,2001.-128 с.
9.Как познакомить дошкольников с природой / Под. Ред. П.Г. Саморуковой.- М.: Просвещение, 1988,- 223 с.
10.Козлова С.А. Дошкольная педагогика.- М.: «Академия», 2008,-416 с.
11.Марковская М.М. Уголок природы в детском саду.- М. :Просвещение, 1984.- 160 с.
12.Методические рекомендации к «программе воспитания и обучения в детском саду»/ Под ред. Руссковой Л. В..- М.:Просвещение,1986.-256 с.
13.Миллер Т. Жизнь в окружающей среде: Программа всеобщего экологического образования/ Под ред. Г.А. Ягодина.- М., 1993.
14.Мир природы и ребенок: методика экологического воспитания дошкольников./ Под ред. Л.М. Моневцовой, П.Г. Саморуковой.- Спб., 1998.
15.Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М. :Просвещение, 2001.-2008 Николаева С.Н. Наблюдая – познаем.// Дошкольное воспитание.- 1991.-№ 1, с. 3-5.
16.Николаева Т. Знаем ли мы природу?// Дошкольное воспитание.- 1991, №6.-с. 28-37. 17.Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.- М., 2002.
18.Николаева С.Н. Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка».- М., 2001.
19.Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа, литературными персонажами.- М., 2003.
20.Плешакова А.А. От земли до неба. Атлас – определитель по природоведению и экологии для учащихся начальных классов.- М.,1998.
21.Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Зверев И.Д. Практикум по курсу «Основы экологии». Методические рекомендации.- М., 2002.
Журналы « Дошкольное воспитание»:
№ 7 – 1993г. « Ребёнок и природа», стр. 3.
№ 7 – 2000г. «Наш дом – природа», стр. 2 -26.
№9 – 2000г. « Ознакомление дошкольников с неживой природой», стр.47
№11 – 2000г. « Ознакомление дошкольников с неживой природой», стр.31
№7 – 2005г. « Воспитание бережного отношения к воде» , стр. 37
Наглядное пособие для педагогов детского сада
Серия « Знакомство с окружающим миром и развитие речи»:
«Насекомые в картинках», выпуск №1, №2, №3. , Москва 2008г., Изд. ООО « ГНОМ».
«Обитатели океана в картинках», выпуск №1, №2, №3. , Москва 2008г., Изд. ООО « ГНОМ» .
«Птицы в картинках», выпуск №1, №2, №3. , Москва 2008г., Изд. ООО « ГНОМ».
«Рыбы в картинках», выпуск №1, №2, №3. , Москва 2008г., Изд. ООО « ГНОМ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме самообразования «Юный эколог» для детей средней группы
Методическая разработка по теме самообразования «Юный эколог» для детей средней группы...
Методическая разработка "Сценарий мероприятия посвященного Дню космонавтики" для детей старшей и подготовительных групп"
Праздник посвященный 60 - летию первого полета в космос Юрией Гагариным....
Методическая разработка на тему "Пособия по ФЭМП для дошкольников старшего и подготовительного возраста своими руками
Все пособия, созданные в группе соответствуют:- принципу развивающего обучения, цель которого — развитие ребенка;- основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом име...
Методическая разработка на тему :" Путешествие по Санкт-Петербургу" для старшей и подготовительной группы.
Методическая разработка :Занятие в старшей и подготовительной группе на тему "Путешествие по Санкт-Петербургу"....
Методическая разработка. Сценарий праздника к 9 мая для детей старшей и подготовительной группы. "Я помню! Я горжусь!"
Сценарий праздника к 9 мая для старшей и подготовительной группы. "Я помню! Я горжусь!"...
Методическая разработка на тему: "Картотека подвижных игр для детей старшей группы"
Методическая разработка на тему: "Картотека подвижных игр для детей старшей группы".Подвижные игры имеют важное значение для формирования личности дошкольника. Они не только способствуют физ...
Методическая разработка Сценарий «Путешествие по Санкт – Петербургу». для детей старшей и подготовительных групп
Цель: расширение и углубление знаний о Санкт-Петербурге.Задачи:1. Образовательные:-Формировать понятия о достопримечательностях города Санкт-Петербурга;-Закрепить знаний детей о городе;2. Развивающие:...