Методическая разработка по теме самообразования «Юный эколог» для детей старшей и подготовительной группы
рабочая программа (старшая группа) по теме
Методическая разработка по теме самообразования «Юный эколог» для детей старшей и подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 112.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад № 73
Алтайский край, г. Бийск.
Методическая разработка по теме самообразования
«Юный эколог»
для детей старшей и подготовительной группы
на 2014 – 2015 учебный год
Составитель:
Мурашова Марина Васильевна
– воспитатель МБДОУ ЦРР д/с №73
г. Бийск, 2014 г.
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
В. Сухомлинский.
Направления и актуальность:
Методическая разработка «Юный эколог» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
В основу содержания данной методической разработки легла программа С. Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Причинами создания методической разработки « Юный эколог» стали:
- направленность ДОУ на экологическое воспитание детей,
- желание родителей,
- работа со способными детьми.
При построении системы работы методической разработки мы обратили особое внимание на следующие основные направления.
- Познавательно-развивающее направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
- Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
- Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Цель:
Основной целью методической разработки является:
- воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к природе;
- формирование представлений о самоценности природы, эмоциональному, положительному отношению к ней, умению экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту;
- закрепление приобретённых первоначальных умений, позволяющих участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края, осознание последствий своих действий по отношению к окружающей среде.
Задачи:
Методическая разработка реализует следующие задачи:
- Обучающая задача заключается в обогащении словарного запаса, расширении и уточнении знаний ребенка об окружающем мире, обучению повествовательной речи (пересказывание, составление диалога), развитию у детей элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях, получении первоначальных сведений о природе.
- Развивающая задача направлена на развитие личности ребенка в целом, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения. Совершенствование мышления, творческих способностей, умение думать самостоятельно, логично и последовательно, поддержание их познавательного интереса и стремление к самостоятельным повторам.
- Воспитательная задача заключается в развитии у ребенка эмоций, умения сочувствовать, удивляться, переживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира и бережно относиться к ней.
Отличительные особенности методической разработки:
Новым в методической разработке « Юный эколог» предусматривается введение в занятия экспериментальной деятельности, с помощью которой дети смогут познавать окружающую среду не только теоретически, но и на практике, используя накопленный опыт.
Возраст детей, участвующих в реализации данной разработки составляет 5-6 лет (старшая группа)
Сроки реализации программы – 1 год обучения.
Режим работы кружка 1 раз в неделю
Продолжительность образовательного процесса составляет - 36 часов;
Каждая тема разработки раскрывается при помощи комплекса занятий различного типа.
Мет одика работ ы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений (в помещении, на прогулке, в домашних условиях) при использовании музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности .
Формы проведения:
- игра – путешествие;
- занятия в игровой форме;
-экскурсии в природу;
- досуги;
- экспериментальная деятельность;
Мет оды проведения:
-рассматривание картин;
-демонстрация фильмов;
-труд в природе;
-коллективный труд;
-индивидуальные поручения.
Наглядные Наблюдения | Практические Игра Эксперименты | Словесные Рассказывание | ||
Кратковременные | Дидактические игры | Беседа | ||
Длительные Определение предмета | (настольно-печатные, словесные), | Чтение | ||
по определённым признакам | Игры-занятия Подвижные игры | |||
Восстановление картины целого по отдельным | Творческие игры | |||
признакам |
Занятия проводятся во второй половине дня, один раз в неделю, по 30 минут.
Ожидаемые результ ат ы:
К концу учебного года дети должны знать и уметь:
- называть природные объекты и воспроизводить их по требованию взрослого;
- правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести ответственность за свои поступки, и понимать их последствия для окружающего мира;
- владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки рационального природопользования;
- знать условия существования живого организма и зависимости пребывания его в разных условиях.
- понимать ценность природных объектов.
Результаты освоения методической разработки:
Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на наблюдениях за детьми, заполнив диагностическую карту.
Возрастные особенности детей:
Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста:
Дети шестого года жизни овладевают главными движениями, их отношение с взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее. Совершенствуются умственные способности: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольным – память и внимание. Все это позволяет усложнить содержание экологического образования.
Эколого-педагогическая работа с детьми возраста имеет сходства с системой среднего возраста, и отличие от нее. Организуются наблюдения, все циклы наблюдений объединяют компоненты умственного и нравственного воспитания: дети сенсорно – чувственным путем приобретают конкретные знания, которые обеспечивают становление единственно правильного, действенного отношения к живым существам. Литературным стержнем экологической работы являются произведения В. Бианки, познавательные сказки которого отвечают экологическому содержанию и возможностям усвоения его детьми. Воспитателю старшей группы следует обратить внимание на комплексные занятия, их развивающее значение. Смену видов деятельности.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объекта в результате различных воздействий, представления о развитии и т. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно
оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь.
Таким образом, эколого-педагогическая работа с детьми старшей группы, базируясь на материале предыдущего возраста, развивает, усложняет его, то есть является новым витком в общей системе экологического образования дошкольников – формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней.
Учебно – тематический план
№ п/п | Раздел | Количество занятий |
1 | «Я и природа» | 2 |
2 | «Вода» | 4 |
3 | «Воздух» | 3 |
4 | «Солнце» | 3 |
5 | «Почва» | 4 |
6 | «Растения» | 6 |
7 | «Животные» | 8 |
8 | «Лес» | 3 |
9 | «Человек и природа» | 3 |
Итого: | 36 |
Содержание и методическое обеспечение программы
№ п/ п | Месяц | Темы | Задачи | Форма проведения | Дидактический материал и оборудование | Литература | ||
1 | Сентябрь | 1. «Что такое природа?» Понятие о живой и неживой природе. | Дать понятие живая – неживая природа. Учить детей различать по характерным признакам живую и неживую природу. | Беседа в комнате природы | Обитатели живого уголка, материалы из экспериментальной зоны (камни, песок, глина) | Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» стр.40. | ||
2. «Наш дом – природа»- экскурсия по экологической тропе. | Формировать у детей представление о том, что в природе всё взаимосвязано, создание у детей радостного | Занятие на кой тропинке | Размещение указателей объектов экологической тропы.. | Жернал «Дошкольноевоспитание» № 7 – 2000г. , |
настроения , воспитание любви к природе. | стр. 2 | |||||||
2 | Октябрь | 1. «Вода вокруг нас» (вода в природе, водоемы, осадки) | Обобщить, уточнить знания детей о воде: течёт, без цвета, без запаха. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. | Беседа в комнате природы | Глобус , картинки с изображением различных водоёмов. | Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина , Л.А Обухова «Сценарии занятий по экол. воспитание дошкольников» стр.122. | ||
2. «Эта волшебница вода» (разнообразное состояние воды в природе: лед, пар, вода) | Познакомить детей с различными природными явлениями (дождь, роса, снег, иней и т.д.) показать разнообразие состояний воды в окружающей среде. | Дидактическая игра. « Какой вода бывает?» | Вода в жидком состоянии, намороженный лед, картинки снежинок, сосулек, дождя. | Загадки о воде и её состоянии. Т.А Шорыгина «Зелёные сказки»стр.14. | ||||
3. «Ходит капелька по кругу» (Круговорот воды в природе) | Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе. | Занятия в лаборатории | Мисочки для воды, план – схема «Круговорот воды в природе, альбомы, краски, кисти | Л. Г. Горькова , А.В Кочергина, Л.А Обухова «Сценарии занятий по экол. воспитание. дошк.» с.127. | ||||
4.»Узнаем ,какая вода»- опыты и эксперименты с водой. | Выявить свойства воды: прозрачная , без запаха , без вкуса, растворить. | Опытно-экспериментальная | Набора для экспериментирования | О. В. Дыбина Н.П. Рахманова, |
деятельность. | Лабораторная посуда | «Неизведанное рядом» с.5. | ||||||
3 | Ноябрь | 1. «Воздух вокруг нас, свойства воздуха. Ветер- движение воздуха. | Дать представление о воздухе как материальной среде, и о ветре как движении воздуха. | Практическое занятие «Мыльные пузыри» | Воздушные шарики, стаканчики с мыльной водой и соломинки. | Стихотворение «Мыльные пузыри» С. Маршака .Т. А. Шорыгина «Зелёные сказки» с.5.., О. В. Дыбина «Неизведанное рядом» с.6. | ||
2. «Прозрачный невидимка»- опыты с воздухом. | Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха. | Опытно-экспериментальная деятельность. | Полиэтиленовые пакеты , трубочки для коктейля, мыльные пузыри ,воздушные шарики. | О. В. Дыбина , Н.П Рахманова, В.В Щетинина «Неизведанное рядом». |
3. Чистый и загрязненный воздух. | Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности. | Занятие на тему: « Вот труба – над нею дым» | Пылесос, картинки с изображение автомобилей, заводов с трубами. Сказочный герой Карлосон. | Рассказ « Экологическая тревога. «Дымоловка» из книги А. Дитрих «Почемучка» | ||||
4. Солнечная система. Солнце – источник света и тепла. | Дать первоначальные представления о строении Солнечной системы. Познакомить детей с «небесным светилом» - солнцем. Наблюдать за изменением длины дня, связывать их с положением солнца на небе. | Занятие : «Солнце, Земля и другие планеты» | Карта солнечной системы, глобус и лампа для освещения шапочки с изображением солнца, мел, верёвка, бинокли | Журнал «Дошкольное воспитание» № 11 – 2000г. стр. 31 Л. Г. Горькова «Сценарии занятий по экол. воспитанию дошкольников» с.131. | ||||
4 | Декабрь | 1. Роль света в жизни растений , животных, человека. Сезонные изменения в природе. | Познакомить детей с ролью солнечного света в жизни растительного и животного мира. Учить понимать причины сезонных изменений в природе. | Беседа в живом уголке комнаты природы и практические | Горшочки для посадки растений ( для дальнейшего наблюдения за ними во время роста в светлом и тёмном местах.) | А. И. Иванова» Мир растений» стр.114.. |
занятия в уголке экспериментирования. | ||||||||
2. «Космос, Вселенная, Звезды» | Уточнить и расширить представления детей о космосе, работе космонавтов, подчеркнуть уникальность планеты Земля. | Беседа | Иллюстрации с изображением Вселенной , звёзд, фото космонавтов. | Л. Г. Горькова ,»Сценарии занятий по экол. воспитанию дошкольников» с.209» . | ||||
3.Почва – верхний слой земли – «Живая земля» | Познакомить детей с понятием «Живая земля». Познакомить с составом Земли – почвой. | Практическое занятие, чтение | Образцы разных видов почвы: торф, песок, глина, земля, перегной. Рассказ «Почва- «живая земля» | Т.А .Шорыгина «Зелёные сказки» стр.25. | ||||
4. Обитатели почвы. Значение почвы для жизни растений, животных, человека. | Учить узнавать, различать, называть обитателей почвы. Рассказать о значении почвы для жизни растений, животных, человека. | Практическое занятие | Песок, глина, перегной, семена, дождевые черви или жужелица, музыкальные заставки. | И. Белавина, Н. Найдёнкая «Планета - наш дом», стр. 24 «Почва» |
5 | Январь | 1. Песок и глина. | Закрепить знания о минералах: песок, глина. | Практическое занятие в уголке экспериментирования. | Глина, песок, часы песочные, банка с водой,2-3 гвоздя, молоток, поднос для лепки, фишки для награждения | Журнал « Дошкольное воспитание» № 9 – 2000г. стр. 47 С. Николаева «Юный эколог» с.43. | ||
2.Камни. | Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства. Дать представление о том, что камни бывают разные: (морские, речные), ценные (мрамор, гранит), драгоценные. | Практическое занятие в лаборатории. | Наборы камней, лупы, кусок дерева, гвозди, молоток. Слайды изделий из гранита. Загадки о камнях. | Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 – 2005г. стр. 27 , С. Н. Николава «Комплексные занятия по экологии» с.42. | ||||
3. Разнообразие видов растений. | Способствовать обобщению представлений детей о растениях: растения - это деревья, кусты, травы. Учить детей распознавать растения по внешнему виду и другим признакам. | Обобщающая беседа. Дидактическая игра. | Демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим миром», дидактическая игра «Лото» | Т.А. Шорыгина « Кустарники. Какие они?» Т.А. Шорыгина « Травы. Какие они?» |
4. Части растений. | Формировать представления детей о том, что у растений есть корень, стебель, листья, цветы и какое значение они имеют для растений. | Занятие «Из каких частей состоит растение» | Демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим миром», гербарий растений. | А. И. Иванова «Мир растений» с.75. | ||||
6 | Февраль | 1. Развитие растений. Влияние света, тепла и воды на жизнь растений. | Формировать у детей представления о том, что для нормального развития и жизни растениям необходимы сразу несколько факторов: влага, тепло, свет, почва. | Экспериментальное занятие | Растения теневыносливые и светолюбивые. Баночки с водой для посадки черенков растений в разных световых условиях. Черенки растений (бальзамина). | А.И. Иванова «Живая экология», стр.60 «Растения» | ||
2Комнатные растения. | Обобщить представления детей о комнатных растениях , об уходе за ними , закрепить знания об основных потребностях комнатных растений. | Беседа по вопросам и иллюстрациям. | Иллюстрации комнатных растений , растения , лейка с водой , тряпочки. | Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина «Сценарии занятий по экологич. воспитаю» с.93. | ||||
3. Понятие о дикорастущих и культурных растениях. Лекарственные и ядовитые растения. | Познакомить детей с разновидностями растений. Учить различать их в природе. | Игра – путешествие в страну | Иллюстрации лекарственных и ядовитых растений, Гербарий этих растений. | Л. Г. Горькова , А. В. Кочергина «Сценарии занятий по экол. воспитанию». |
«Полезны х и вредных растений» | Кукла Айболит. | дошкольников» с.54. , с.98. | ||||||
4. Охрана растений. Красная книга природы. | Познакомить детей с охраняемыми растениями, сформировать чувство ответственности за сохранение зелёного наряда планеты, познакомить с различными видами деятельности по охране растений, вызвать стремление к этой деятельности. | Беседа на тему: «Растения просят помощи» | Рисунки охраняемых растений, Красная книга, плакаты по охране природы, репродукции художников - пейзажистов И.И. Шишкина, Ф. А. Васильева. | Л. Г. Горькова , А. В. Кочергина «Сценарии занятий по экол. воспитанию дошкольников» стр.122. | ||||
7 | Март | 1.Дикие и домашние животные. | Познакомить детей с разнообразными видами животных .Уточнить признаки диких и домашних животных, чем они отличаются друг от друга. | Рассматривание иллюстрации животных разных широт, беседа по содержанию. | Демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим миром», «Животные» | Т.М Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет». С.90., Л, Г. Горькова стр.71-74. |
2. Рыбы. | Расширять знания детей о разновидностях рыб: аквариумные; пресноводные – прудовые, речные; морские; океанические. | Рассматривание иллюстрации о рыбах, беседа по содержан, рисование рыб. | Иллюстрации с видами рыб и мест их обитания, аквариум с рыбами, альбомы, цветные карандаши | Демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим миром»: «Рыбы в картинках», «Обитатели океана в картинках» | ||||
3. Земноводные. | Познакомить детей с таким классом животных, как земноводные. Их особенностями и средой обитания. | |||||||
4. Пресмыкающиеся. | Познакомить детей с таким классом животных, как пресмыкающиеся. Их особенностями и средой обитания. |
8 | Апрель | 1. Насекомые | Учить детей сравнивать насекомых по способу передвижения, определять их по издаваемым звукам и правильно называть | Экскурсия по территории детского сада. Наблюдения за насекомыми, рассматривание картин с изображением насекомых | Наглядный материал «Насекомые в картинках», сачки, коробочки – садки для насекомых. | Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» с.34. , Л. Г. Горькова с.105. | ||
2. Птицы. | Учить различать и классифицировать птиц по местам их обитания, по повадкам, | Занятие : «Какая птица, где живёт» | Наглядный материал «Птицы в картинках». | Т.А. Шорыгина «Птицы. Какие они?», Т.М. Бондаренко с.92. | ||||
3. Звери. | Учить группировать животных | Занятие : | Демонстрационный | Т.А. Шорыгина |
по общим признакам. | «Звери, какие они?» | материал из серии «Знакомство с окружающим миром», «Животные» | «Звери. Какие они?» | |||||
4. Животные разных континентов. Красная книга Природы. | Научить детей осознавать значение животных не только для человека, но и в природе. Познакомить детей с Красной книгой. Помочь детям осознать, что исчезновение животных на Земле приведет к гибели всей природе, в том числе и человека. | Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» с.122. | ||||||
9 | Май | 1. Лес, как пример сообщества. | Дать детям первоначальные сведения о лесе. Учить различать по внешнему виду и по другим признакам 5-7 деревьев. Более подробно познакомить детей с обитателями леса нашей местности. | Занятие – беседа с использованием иллюстраций с видами леса, его обитателями. | Иллюстрации, вопросы к детям, чтение стихотворения» В лесу» И. Белоусова | Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» с.85.., С. Н. Николаева «Юный эколог» С.67. , с.92. |
2. Лес и человек. Охрана леса. | Привить детям навыки экологически грамотного поведения во время пребывания в лесу, научить любоваться им, понимать необходимость бережного отношения к лесу, и последствий экологически неграмотного поведения. | Видео экскурсия в лес. | Заповеди правильного поведения людей в лесу. | Л. Г. Горькова «Сценарии занятий по экол. воспит-ю дошкольников» с.109., с. 158. | ||||
3.Десять заповедей друзей природы. | Познакомить детей с десятью заповедями поведения в природе , понимать их значение и применять эти правила в жизни по отношению к объектам природы. | Дидактическая игра: «Угадай правило» | Рисунки с графическим изображением правил . | Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 – 1993г. стр. 6 | ||||
4. Нужны все на свете (Обобщение знаний) | Обобщение знаний, полученных в процессе обучения по предыдущим блокам. Закрепление и обобщение правил экологически грамотного поведения человека в природе и в быту. | Экологический вечер развлечений « Земля -наш общий дом!» | Костюмы по содержанию . | См. «Форм. экологической культуры» стр.145 |
Литература:
1.Технология и программа «Детский сад-дом радости» под ред. Н. М. Крыловой, В. Т Иванова; Перм.гос.пед.ун-т.-2-е издание, перераб. и доп. -Пермь, 2006
2.Основная общеобразовательная программа МДОУ ЦРР детский сад №42 Истринского муниципального района, разработанная на основе программы воспитания и обучения в детском саду
«От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой Москва. Мозаика
— Синтез 2011г
3.Богданец Т.Г., Смирнова Л.Я. Формирование экологических представлений у шестилетних первоклассников. //Начальная школа.-1989.-№5.- с.30-31
4.Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Пособие для родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов.- М.: Просвещение,1978.-223 с.
5.Виноградова Н.Ф. Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5-6 лет.- М.: Вентана – Граф,2007.- 144с.
6.Гончарова Е.В. Современные технологии экологического образования периода дошкольного детства.- Ростов – на – Дону: издательство Ростовского государственного педагогического университета, 2001.-288 с.
7.Дошкольная педагогика.- М.: «Академия», 2008.-416 с.
8.Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. Пособие для родителей, учителей, воспитателей.- М.: АрКТИ,2001.-128 с.
9.Как познакомить дошкольников с природой / Под. Ред. П.Г. Саморуковой.- М.: Просвещение, 1988,- 223 с.
10.Козлова С.А. Дошкольная педагогика.- М.: «Академия», 2008,-416 с.
11.Марковская М.М. Уголок природы в детском саду.- М. :Просвещение, 1984.- 160 с.
12.Методические рекомендации к «программе воспитания и обучения в детском саду»/ Под ред. Руссковой Л. В..- М.:Просвещение,1986.-256 с.
13.Миллер Т. Жизнь в окружающей среде: Программа всеобщего экологического образования/ Под ред. Г.А. Ягодина.- М., 1993.
14.Мир природы и ребенок: методика экологического воспитания дошкольников./ Под ред. Л.М. Моневцовой, П.Г. Саморуковой.- Спб., 1998.
15.Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М. :Просвещение, 2001.-2008 Николаева С.Н. Наблюдая – познаем.// Дошкольное воспитание.- 1991.-№ 1, с. 3-5.
16.Николаева Т. Знаем ли мы природу?// Дошкольное воспитание.- 1991, №6.-с. 28-37. 17.Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.- М., 2002.
18.Николаева С.Н. Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка».- М., 2001.
19.Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа, литературными персонажами.- М., 2003.
20.Плешакова А.А. От земли до неба. Атлас – определитель по природоведению и экологии для учащихся начальных классов.- М.,1998.
21.Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Зверев И.Д. Практикум по курсу «Основы экологии». Методические рекомендации.- М., 2002.
Журналы « Дошкольное воспитание»:
№ 7 – 1993г. « Ребёнок и природа», стр. 3.
№ 7 – 2000г. «Наш дом – природа», стр. 2 -26.
№9 – 2000г. « Ознакомление дошкольников с неживой природой», стр.47
№11 – 2000г. « Ознакомление дошкольников с неживой природой», стр.31
№7 – 2005г. « Воспитание бережного отношения к воде» , стр. 37
Наглядное пособие для педагогов детского сада
Серия « Знакомство с окружающим миром и развитие речи»:
«Насекомые в картинках», выпуск №1, №2, №3. , Москва 2008г., Изд. ООО « ГНОМ».
«Обитатели океана в картинках», выпуск №1, №2, №3. , Москва 2008г., Изд. ООО « ГНОМ» .
«Птицы в картинках», выпуск №1, №2, №3. , Москва 2008г., Изд. ООО « ГНОМ».
«Рыбы в картинках», выпуск №1, №2, №3. , Москва 2008г., Изд. ООО « ГНОМ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/22/picture-382309-1477140518.jpg)
Методическая разработка по теме самообразования «Юный эколог» для детей средней группы
Методическая разработка по теме самообразования «Юный эколог» для детей средней группы...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/19/picture-769125-1616166614.jpg)
Методическая разработка "Сценарий мероприятия посвященного Дню космонавтики" для детей старшей и подготовительных групп"
Праздник посвященный 60 - летию первого полета в космос Юрией Гагариным....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/04/picture-746998-1454616643.jpg)
Методическая разработка на тему "Пособия по ФЭМП для дошкольников старшего и подготовительного возраста своими руками
Все пособия, созданные в группе соответствуют:- принципу развивающего обучения, цель которого — развитие ребенка;- основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом име...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/29/picture-1168616-1569763279.jpg)
Методическая разработка на тему :" Путешествие по Санкт-Петербургу" для старшей и подготовительной группы.
Методическая разработка :Занятие в старшей и подготовительной группе на тему "Путешествие по Санкт-Петербургу"....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/20/picture-834233-1476939460.jpg)
Методическая разработка. Сценарий праздника к 9 мая для детей старшей и подготовительной группы. "Я помню! Я горжусь!"
Сценарий праздника к 9 мая для старшей и подготовительной группы. "Я помню! Я горжусь!"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/24/picture-1347472-1664020763.jpg)
Методическая разработка на тему: "Картотека подвижных игр для детей старшей группы"
Методическая разработка на тему: "Картотека подвижных игр для детей старшей группы".Подвижные игры имеют важное значение для формирования личности дошкольника. Они не только способствуют физ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/05/picture-1440538-1670235022.jpg)
Методическая разработка Сценарий «Путешествие по Санкт – Петербургу». для детей старшей и подготовительных групп
Цель: расширение и углубление знаний о Санкт-Петербурге.Задачи:1. Образовательные:-Формировать понятия о достопримечательностях города Санкт-Петербурга;-Закрепить знаний детей о городе;2. Развивающие:...