Программа по вариативному направлению - художественно-эстетическое развитие кружка с элементами театральной культуры "Чебурашка"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
МДОУ ИРМО «Марковский детский сад комбинированного вида»
Программа кружка
"Чебурашка"
с элементами театральной культуры
логопед Евдокимова Ирина Юрьевна
1 квалификационная категория
Пояснительная записка
Огромным стимулом для развития и совершенствования речи является театральная деятельность. Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи). Поэтому в качестве мотива на исправление речевых нарушений у детей была выбрана театрализованная игра, которая помогает развитию связной и грамматически правильной речи в ненавязчивой форме, являясь необходимым условием увлекательной деятельности.
Одна из интереснейших форм занятий логопеда с дошкольниками в этом направлении – кружковая работа. Занятия в кружке, способствуют объединению детей, умению взаимодействовать между собой и педагогом; раскрывают их творческие способности, обогащают детей новыми знаниями, умениями, навыками и закрепляют их; развивают внимание, усидчивость, слухоречевую память, мышление, творческое воображение и другие психические процессы и качества, необходимые для жизни и обучения.
При этом решаются речевые задачи: пополняется словарный запас ребенка, развивается грамматический строй речи, связная речь, автоматизируются поставленные звуки.
С учетом выше сказанного была разработана программа кружка “Чебурашка” с элементами театральной культуры.
Программа решает одну из важных проблем – развитие культуры речевого поведения ребенка в современном обществе. Позволяет обеспечить всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств дошкольника, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как любознательность, ответственность, самостоятельность.
Цель программы:
знакомство дошкольников с культурой речевого поведения, совершенствования их речи на основе использования элементов театральной деятельности.
Содержание всей программы подчинено единому принципу расширения и углубления знаний, умений и включает в себя следующие разделы:
- Общение. Речевой этикет
- Театральная игра
- Ритмопластика
- Культура и техника речи
- Основы театральной культуры
Задачи программы
Общение. Речевой этикет
- Учить видеть дошкольников в слове не только средство общения, но и орудие, способное влиять на собеседника как положительно, так и негативно.
- Способствовать разрушению психологического барьера, возникающего при общении в разных речевых ситуациях.
- Учить владеть своим голосом, понимать когда нужно говорить громко – тихо, быстро – медленно, с какой интонацией и т.д.
- Учить внимательно слушать собеседника, адекватно реагируя на речь говорящего.
- Совершенствовать невербальные средства общения.
Театральная игра
- Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему.
- Развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, а также интерес к сценическому искусству.
- Воспитывать нравственно-эстетические качества, культуру поведения в театре и в жизни, доброжелательность, контактное отношение со сверстниками, любовь к фольклору.
Ритмопластика
- Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно.
- Развивать координацию движений, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.
- Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию.
- Добиваться создания образа животных с помощью выразительных пластических движений.
- Воспитывать гуманные чувства.
Культура и техника речи
- Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи.
- Развивать, связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
- Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.
- Активизировать и расширять словарный запас детей.
Основы театральной культуры
- Познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства.
- Совершенствовать артистические навыки.
- Воспитывать культуру поведения в театре.
Основные формы работы:
1. Мастер-класс – это занятия в игровой форме, где с помощью различных средств метода театрализации будет проходить изучение основ театрального искусства:
- культуры речи,
- сценического движения,
- кукловождения,
- работы над художественным образом,
- пантомимические этюды и упражнения,
- режиссерской игра (со строительным и дидактическим материалом).
2. Репетиция – разбор сюжетной линии. Определение ряда сцен, работа над исполнительским планом, работа над сценическим движением – «разводка» сцен.
3. Индивидуальные занятия – работа над художественным воплощением образа, вокальным исполнением или танцевальным номером.
4. Показ спектакля (других форм театрализации) – публичное выступление.
5. Воспитательные формы работы – беседы, посещение театров, совместные праздники.
6. Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.
7. Изготовление образных игрушек, кукол-бибабо, фигурок, вылепленных из пластилина и глины, игрушек из киндер-сюрпризов.
Различные формы работы направлены на сплочение ребят в один дружный, работоспособный творческий состав, что предполагает разноуровневое общение в атмосфере творчества.
Курс начинается введением и заканчивается завершающим занятием, которое должно носить характер практической реализации полученных в течение года сведений и сформированных умений. Это возможно в условиях проведения отчетного (в конце учебного года) театрального представления или спектакля, где обучающиеся принимают активное участие.
Объем учебного материала соответствует возрастным, физиологическим нормативам, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Занятия проводятся в группах наполняемостью не более 10–12 человек, 2 раза в неделю по 25 – 30 минут, во второй половине дня, в рамках кружковой работы. Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Программа “Чебурашка” с элементами театральной культуры может быть включена в качестве дополнительного курса в любую программу дошкольного образования и воспитания или же как отдельная программа для кружковой работы
Планируемые итоговые результаты освоения Программы
1. Дети должны знать:
- некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей, театр теней и др.);
- особенность театрального искусства;
- основы актерского мастерства;
- театральную терминологию;
- культуру зрителя;
- некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный), настольном, настольно-плоскостном, конусной игрушки, стендовом на фланелеграфе и магнитной доске.
2. Дети должны уметь:
- чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
- общаться с людьми в разных ситуациях, выступать перед сверстниками, детьми младших групп, иной аудиторией;
- разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест);
- с интересом изготавливать и использовать театрализованные образные игрушки из разных материалов;
- делать длинный вдох при незаметном коротком вздохе, не прерывая дыхание в середине фразы и беззвучно;
- выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями;
- составлять предложения с заданными словами;
- сочинять этюды по сказкам.
Материально-техническое обеспечение
- Музыкальный зал (для показа театрального представления или спектакля)
- Звуковая аппаратура, микрофоны, музыкальный центр
- А/записи
- Декорации
- Театральные костюмы
- Маски
- Перчаточные куклы
- Куклы – бибабо
- Плоскостной театр
- Конусные куклы
- Мягкие игрушки
- Книги со сказками
- Ширма
- Фотографии, картинки, иллюстрации.
Литература:
- Курцева З.И. “Дошкольная риторика”. – М.: Баласс, 2007.
- Лапковская В.П., Володькова Н.П. «Речевые развлечения в детском саду». – М.: Мозаика – Синтез, 2009.
- Машевская С.А. “Риторика + Театр”. – И.: “Исток”, 2005.
- Чурилова Э.Г. “Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников”. – М.: Владос, 2005.
- Щеткин А.В. “Театральная деятельность в детском саду”. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду». М.,2000
7. Власенко О.П. «Ребёнок в мире сказок» Волгоград: Учитель,2009.-411с.
8. Жучкова Г.Н. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики. практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов». - М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2006.-64с.
9. Программа Н.Ф Сорокиной «Театр – творчество – дети»
10. Чистякова М. «Психогимнастика»
11. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду» : Игры, упражнения, сценарии. 2-у изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
12. Буренина А.И. «Театр Всевозможного». Вып. 1: От игры до спектакля: Учебн. - метод. Пособие. – 2-у изд., перераб. и допол. – СПб., 2002.
13. Маханева М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» М., 2003
14. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» М., Просв., 1991
15. Алексеевская «Домашний театр» М., Лист, 2000
16. Мирясова В.И. «Играем в театр» М., Гном-Пресс, 1999
17.Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. «Кукольный театр – дошкольникам» М.,1982
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа направление «Художественно-эстетическое развитие» образовательная область «Художественное творчество»
Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.Задачи: развитие продуктивной деятельност...
Конспект совместной деятельности с детьми второй младшей группы по направлению «Художественно-эстетическое развитие (рисование с элементами аппликации)» на тему: "Снеговик"
Конспект совместной деятельности с детьми второй младшей группы по направлению«Художественно-эстетическое развитие (рисование с элементами аппликации)»...
Рабочая программа по теме «Эстетическое воспитание старших дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность» Направление «художественно-эстетическое развитие, коммуникативно-личностное развитие, познавательно-речевое развитие»
В последние годы возросло внимание к проблемам эстетического воспитания, как к важнейшему средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Для эстетического воспитания, наиб...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию художественно-эстетической направленности театральный кружок «В гостях у сказки
старший возраст...
Образовательная программа кружковой работы по вариативному направлению художественно-эстетическому развитию детей "Волшебное тесто"
Образовательная программа кружковой работы по вариативному направлению художественно-эстетическому развитию детей "Волшебное тесто"...
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому (шитье) развитию «Лоскуток» средняя группа
В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами техниче...
Дополнительная общеразвивающая программа «Пряничный домик» направление: художественно – эстетическое (пластелинография) возраст детей: 3-5 лет
Пластилинография — это один из сравнительно недавно появившегося, нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: ...