Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому (шитье) развитию «Лоскуток» средняя группа
методическая разработка по конструированию, ручному труду (средняя группа)
В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами технического прогресса. Всё меньше внимания уделяется родителями занятиям со своим ребёнком рисованием, лепкой, аппликацией и ручным трудом. Дети от природы наделены яркими способностями. И задача взрослых: и педагогов, и родителей - заинтересовать ребёнка художественной деятельностью, пробудить желание к созданию различных поделок, развить важнейшие психические процессы: воображение, мышлении, помочь овладеть простыми ручными операциями, подготовить ребёнка к обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_rabota_loskutok_2019-2020.docx | 88.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 «Ягодка» хутора Садовый Минераловодского района Ставропольского края
СОГЛАСОВАНО на педагогическом совете МКДОУ детского сада № 17 «Ягодка» х. Садовый Протокол № | УТВЕРЖДАЮ Заведующая МКДОУ детским садом № 17 «Ягодка» х. Садовый Приказ № ______________ О.И. Лазуткина |
Программа дополнительного образования
по художественно-эстетическому развитию
«Лоскуток»
средняя группа № 3 «Почемучки»
на 2019-2020 учебный год
руководитель
Курпитко О.В.
Содержание
Пояснительная записка……………………….………………………………………………………………………………….3
Цели и задачи……………………………………………………………………………………………………………………..5
Методические указания………………………………………………………………………………………………………….6
Инструменты и материал…………………………………………………………………………………………………………7
Прогноз результативности………………………………….……………...…………………………………………………….7
Список детей…………………….………….……………………………….……………………………………………………8
Табель посещаемости…………………………………………………………………………………………………………….9
Учебный план…………………………………………………………………………………………………………………….10
Система диагностики……………………………………………………………………………………………………………11
Тематическое планирование……………………………………………………………………………………………………..15
Перспективное планирование………………………………………………………………………………..…………….…….17
Литература…………….…………………………………………………………………………………………………………24
Содержание программы……………………………………………………………………………………………..……………25
Пояснительная записка
Истоки способностей и дарований детей
– на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли.
В.А. Сухомлинский
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.
Художественный ручной труд способствует развитию сенсомоторики согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления аппликаций постепенно образуется система специальных навыков и умений. Большое влияние оказывает ручной труд на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления.
Непосредственный контакт ребенка с различными видами ткани, а также проведении элементарных опытов с нею позволяют знать ее свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников.
Актуальность программы
В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами технического прогресса. Всё меньше внимания уделяется родителями занятиям со своим ребёнком рисованием, лепкой, аппликацией и ручным трудом. Дети от природы наделены яркими способностями. И задача взрослых: и педагогов, и родителей - заинтересовать ребёнка художественной деятельностью, пробудить желание к созданию различных поделок, развить важнейшие психические процессы: воображение, мышлении, помочь овладеть простыми ручными операциями, подготовить ребёнка к обучению в школе.
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.
Интегрирование областей развития: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Цель программы: Познакомить детей с доступным их возрасту видом полезной и интересной работы художественным ручным трудом - рукоделием. Заинтересовать работой с тканями и развить художественно-творческие способности детей, проявляющих интерес к рукоделию. Развить мелкую моторику рук, глазомер.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с ручным трудом – рукоделеем;
- обучить качественно выполнять работу, рационально используя материал и время;
- формировать навыки работы с тканями: различать по фактуре, цвету, назначению;
- формировать навык выбирать последовательность операций по изготовлению изделия.
Воспитательные:
- воспитывать у детей художественный вкус, пространственное и комбинаторное мышление (посредством развития способностей сочетать цвета, работать с формой, составлять композиции, комбинировать детали);
- воспитывать усидчивость, силу воли, терпение, умение доводить начатое дело до конца.
Развивающие:
- развивать моторику рук и глазомер во время работы с тканями;
- развивать идейно-художественное мышление;
- развивать самостоятельность при выборе и изготовлении изделий из ткани.
Данная программа рассчитана на возрастную категорию детей от 3 до 4 лет.
Итогом работы за год служит выставка работ воспитанников, которая проводится по завершении учебного года.
Режим занятий: 1 раз в неделю по вторникам в течение 20 минут с 16:00 до 16:20.
Методические указания
На занятиях используются различные методы обучения – игровые, объяснительные, демонстрационные, практические.
Игровой метод включает в себя дидактические игры, сюжетно - ролевые ситуации.
Объяснительный метод включает в себя словесное разъяснение техники выполнения рукоделия.
Демонстрационный метод – это рассматривание дидактических пособий, швейных изделий, инструментов и материалов.
Практический метод в работе включает изготовление изделий.
Все объекты труда должны быть максимально познавательными, иметь эстетическую привлекательность и давать представление о технике лоскутного шитья и рукоделия на основе тканей.
Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности. Дети учатся изготавливать изделия, при этом проявляют изобретательность, фантазию и творчество. Они знакомятся с основами композиции, видами орнаментов, цветовой гаммой и сочетаниями цветов, придумывают свои орнаменты, подбирают ткани по фактуре, волокнистому составу, цвету, учатся делать стёжку изделия, создают индивидуальные, неповторимые изделия. Работая с тканью, ищут более рациональные варианты их использования.
Инструменты и материалы, необходимые для деятельности кружка «Лоскуток»:
|
|
Прогнозируемые результаты:
Для создания устойчивого интереса детей к самостоятельному изготовлению тканевого изделия необходимо постепенное обучение детей основам ручного труда. Сочетание группового и индивидуального обучения дает возможность дифференцированного подхода к обучению каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей. Все это позволяет детям к концу обучения сформировать следующие навыки:
- планировать последовательность изготовления тканевого изделий;
- качественно выполнять работу, рационально используя материал и время;
- уметь выполнять разнообразные тканевые изделия из деталей.
Список детей, посещающих «Лоскуток»:
№ | ФИО | Дата рождения |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
8 | ||
9 | ||
10 | ||
11 | ||
12 | ||
13 | ||
14 | ||
15 | ||
16 |
Табель посещаемости детей.
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май
ФИО/ДАТА | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Барков | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Будко | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Волховицкий | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Калюжный | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Нехлюдова | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Омарасхабова | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пономарева | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пивоваров | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Петаева | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рашевская | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Соловьева | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Черкасов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Хабарова | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Щекин | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учебный план
№ | Вид деятельности | Часы |
1. | Диагностика | 4 |
2. | Дидактические игры | 7 |
3. | Сюжетно - ролевые игры | 3 |
4. | Прикладная | 17 |
5. | НОД | 5 |
Всего: | 36 |
Система диагностики.
Для отслеживания динамики достижений детей 2 раза в год проводится диагностика:
Диагностика - это анализ ручной умелости воспитанников, анализ и оценка творческих способностей детей в ходе работы кружка «Лоскуток». Диагностика проводится с целью фиксации достижений ребенка, отслеживания результатов его развития и предназначена для индивидуализации работы с детьми.
- первичная диагностика с целью выявления стартовых условий, проблем развития и достижений детей (проводится в течении 2 занятий в сентябре месяце)
- итоговая диагностика с целью оценки степени решения поставленных задач (проводится в течении 2 занятий в мае месяце)
Основными методами диагностики являются: наблюдение, беседа и анализ совместной деятельности. Результаты исследований представляются в виде трехуровневой шкалы:
Баллы:
1 балл – низкий уровень усвоения НУ
2 балла – уровень усвоения ниже среднего НСУ
3 балла – средний уровень усвоения СУ
4 балла – уровень усвоения выше среднего ВСУ
5 балла –высокий уровень усвоения ВУ
Мониторинг освоения дополнительной образовательной программы «Лоскуток»
на 2019 – 2020 учебный год.
ФИО/Критерии | Различает виды материалов (ткань и ее виды, бумага, картон, нитки), из которых изготовлено изделие. | Знает и называет швейные принадлежность: игла, нитки, ткань, швейная машинка, пяльцы, спицы. | Хорошо развита моторика рук, умело пользуется ножницами, умеет вырезать детали по контуру | Интересуется декоративно – прикладным искусством, проявляет интерес к изготовлению изделий из ткани и нитей. | Знает о профессии швеи, где она работае, проявляет интерес к швейной работе, умеет делать элементарные стежки. | Проявляет интерес к миру моды, знает характерные особенности видов одежды по сезонам, интересуется журналами моды, журналами по кройке и шитью. | Итоговый показатель по ребенку | |||||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | |
Таблица художественно-эстетического развития (швейное дело) детей в процентном отношении
Всего детей | НУ | % | НСУ | % | СУ | % | ВСУ | % | ВУ | % | |
Начало года | |||||||||||
Конец года |
Диаграмма
Выводы по результатам (сентябрь)
Тематическое планирование дополнительного образования
по художественном – эстетическому развитию «Лоскуток»
Сентябрь
- Беседа по технике безопасности. Диагностика.
- «Королева иголочка и ее царство». Диагностика.
- «Мир природы»:
- «Осенний листочек»,
- «Осенний лес».
Октябрь «Мир одежды»
- «Сезонная одежда: теплый период, холодный период». (2 занятия)
- «Виды тканей: теплые, легкие ткани». (2 занятия)
Ноябрь «В мире животных и растений»
- «Кто дает на шерсть» (2 занятия)
- «Какие растения дают нам нитки» (2 занятия).
- Мастер – класс с родителями: «Поделка из нитей».
Декабрь «Новогодние чудеса»
- «Снеговик» (2 занятия).
- «Новогодняя елочка» (2 занятия).
Январь «Зимушка зима»
- «Рукавички».
- «Шарфик».
Февраль «Папин праздник»
- «Подарок для папы». (3 занятия)
Март «Мамин праздник»
- «Цветы для мамы».
- «Подснежник» (2 занятия).
Апрель «Мир природы»
- «Космические дали» (2 занятия)
- «Светлая Пасха» (2 занятия).
Май «Весна пришла!»
- «Весенний луг».
- «Насекомые».
- Диагностика.
- Итоговое мероприятие «Выставка наших работ».
Перспективное планирование дополнительного образования
по художественно – эстетическому развитию «Лоскуток».
Месяц | Кол-во | Тема | Цель | Материал | |
Сентябрь | 1 | «Беседа по технике безопасности». Диагностика | Проведение инструктажа по технике безопасности на рабочем месте. Беседа о целях и задачах кружка. Демонстрация инструментов и материала, необходимых для занятий в кружке. | Пояснительная записка для ребенка и родителей. | |
2 | «Королева иголочка и ее царство». Диагностика. | Познакомить с видами ниток и иголок, с материалами, инструментами и их назначением для рукоделия. Познакомить со свойствами тканей. Во время занятия обучать ребенка четким, координированным движениям руки, тренировать пальцы рук, развивать глазомер. Развивать любовь к красоте, показать красоту изделий из ткани. Заинтересовать детей, вызвать желание работать с тканями. | Коврограф «Ларчик», мини-музей «Лоскуток». | ||
3 | «Осенний листочек» | Создавать красивый образ осеннего листа посредством передачи цвета. Познакомить детей со цветовой гаммой: теплые и холодные тона, учить комбинировать цвета и виды тканей. | Ткани, картон, клей. | ||
4 | «Осенний лес» | Коллективный труд. Оформление панно из осенних листочков, формирование навыков совместной работы, учить подбирать цветовую гамму для экспозиции, правильно сочетать различные виды ткани. Развивать моторику рук, учить работать обеими руками. Воспитывать усидчивость. | Ткань, нитки, картон, клей. | ||
Октябрь. | 1, 2 | «Сезонная одежда: теплый период, холодный период» | Обучение правильному называнию основных деталей одежды. Дать представления о названиях предметов одежды, о ее назначении в зависимости от времени года, об одежде для мальчиков и для девочек. Стимулирование творческого воображения и накопление положительного эмоционального опыта. | Коврограф «Ларчик», куклы, комплекты сезонной одежды, конструктор картинок 2. | |
3, 4 | «Виды тканей: теплые, легкие ткани» | Закрепить знания детей о ткани, ее свойствах и качествах. Развивать восприятие, зрительную и тактильную память. Учить устанавливать отношения между материалом, из которого изготовлен предмет и способом использования предмета. Формировать навык делать умозаключения и выводы. | Ткань разных видов, нитки, кукла, виды сезонной одежды. | ||
Ноябрь. | 1, 2 | «Кто дает на шерсть» | Закрепить знания детей о диких и домашних животных, о внешнем виде овцы и барана. Познакомить детей о пользе овец и баранов для человека. Познакомить детей с новым видом ручного труда – аппликацией из шерстяных ниток. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомера; умение самостоятельно располагать нитку на бумаге. Воспитывать аккуратность при работе с нитками. Развивать моторику рук, учить работать обеими руками. Воспитывать усидчивость. | Конструктор картинок 2, клубок ниток, трафареты картинок, клей. | |
3, 4 | «Какие растения дают нам нитки» | Познакомить детей со свойствами нитей, помочь определить особенности их; дать представление о ткацком промысле, познакомить детей с растениями из которых человек научился получать тонкие нити. Развивать моторику рук, учить работать обеими руками. Воспитывать усидчивость. | Иллюстрации растений, нитки, игла, ножницы, ткань. | ||
Мастер-класс с родителями «Поделка из нитей» | Привлечь родителей к совместной деятельности с ребенком. Наглядно показать деятельность в кружке, и полученные знания. | ||||
Декабрь | 1,2 | «Снеговик» | Познакомить с разнообразием тканей, учить выполнять работу самостоятельно, аккуратно. Формировать навык выкладывать форму из нескольких готовых частей, развивать воображение: придумать украшение из рюшей ваты, пуговиц и т.п. Развивать моторику рук, учить работать обеими руками. Воспитывать усидчивость. | Картон, шерстяные нитки, карандаш, ножницы, вата, рюши, ватные тампоны, ткань, пуговицы, бусины. | |
2, 3 | «Новогодняя елочка» | Поддержать интерес к созданию творческой новогодней поделки своими руками, формировать представление о проектировании чертежа изделия, учить обращать внимание на аккуратность. Продолжить учить крепить детали: бусин, бисера. Способствовать развитию вкуса, воображения. Развивать моторику рук, учить работать обеими руками. Воспитывать усидчивость. | Нитки, клей, ножницы, бумага, ткань, украшения, пуговицы, бисер, бусины. | ||
Январь. | 1 | «Рукавички» | Поддержать желание и интерес воспитанника к созданию изделия одежды своими руками. Ознакомить кружковца с понятием «рукавица», Научится видам подбирать нужную ткань для изделия, учитывая фактуру, цвет. Формировать навыки снятия мерок, построения чертежа, перенос макета изделия на ткань. Учить детей самостоятельно раскроить детали. Продолжить ознакомление с декором одежды. Развивать моторику рук, учить работать обеими руками. Воспитывать усидчивость. | Коврограф «Ларчик», бумага, карандаш, ножницы, фетр, пуговицы, тесьма, бусины. | |
2 | «Шарфик» | Поддержать желание и интерес воспитанника к созданию изделия одежды своими руками. Ознакомить кружковца с понятием «шарф», Научится видам подбирать нужную ткань для изделия, учитывая фактуру, цвет. Формировать навыки снятия мерок, построения чертежа, перенос макета изделия на ткань. Учить детей самостоятельно раскроить детали. Продолжить ознакомление с декором одежды. Развивать моторику рук, учить работать обеими руками. Воспитывать усидчивость. | Коврограф «Ларчик», кукла, бумага, карандаш, ножницы, фетр, пуговицы, тесьма, бусины. | ||
Февраль | 1, 2, 3 | «Подарок папе. Галстук». | Ознакомить детей с праздником 23 февраля – денем защитника отечества. Рассматривание книжных пособий по швейной тематике «Аппликация из ткани». Предоставить ребенку право самостоятельно принять решение в выборе цвета, декора изделия. Научить ответственно подходить к заданной цели. Применить имеющиеся навыки в изготовлении изделия. Учить определять ткань на ощупь, видеть структуру тканей. Воспитывать художественный, эстетический вкус. Развивать творческое воображение, аккуратность в работе. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать любовь к родным и близким. | Ткань, нитки, клей, ножницы, картон, резинка, пуговицы. | |
Март | 1 | «Цветы для мамы». | Ознакомить детей с праздником 8 марта – денем женщин. Рассматривание книжных пособий по швейной тематике «Аппликация из ткани». Предоставить ребенку право самостоятельно принять решение в выборе цвета, декора изделия. Продолжить учить ответственно подходить к заданной цели, применять имеющиеся навыки в изготовлении изделия. Продолжить учить определять ткань на ощупь, видеть структуру тканей. Воспитывать художественный, эстетический вкус. Развивать творческое воображение, аккуратность в работе. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать любовь к родным и близким. | Нитки, ножницы, бумага, линейка, карандаш, сантиметровая лента, ткань, резинка, пуговицы, украшения. | |
Апрель | 1, 2 | «Космические дали» | Поддержать желание и интерес воспитанника к созданию изделия - поделки из ткани своими руками. Научится видам подбирать нужную ткань для изделия, учитывая фактуру, цвет. Продолжить формировать навыки построения чертежа, перенос макета изделия на ткань. Развивать моторику рук, учить работать обеими руками. Воспитывать усидчивость. | Нитки, ножницы, бумага, линейка, карандаш, ткань, пуговица, украшения. | |
4, 5. | «Светлая Пасха». | Познакомить детей с православным праздником - Пасхой. Закрепить знание детей о холодных и теплых цветах. Сформировать понятие детей о специфических особенностях изображения на ткани. Развивать внимание, логическое мышление. Воспитывать усидчивость, стремление активно учувствовать в обсуждении в ходе НОД. | Шарики, нитки, ножницы, бумага, карандаш, ткань на пяльцах, кисть колонок № 4, белка № 6, баночка для воды, разведенная акварель в баночках, пуговица, украшения. | ||
Май | 1 | «Весенний луг» | Коллективная работа. Знакомство детей с цветущими растениями данной местности. Воспитывать бережное отношение к природе. Продолжить учить работать ножницами, аккуратно выполнять работу, не выступать за контур. | Нитки, ножницы, бумага, карандаш, ткань. | |
2 | «Насекомые: бабочка, пчелка, гусеница». | Коллективная работа. Знакомство детей с насекомыми данной местности. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать навык самостоятельно выбирать изделие. Продолжить учить работать ножницами, аккуратно выполнять работу, не выступать за контур. | Нитки, ножницы, бумага, карандаш, ткань. | ||
3,4 | Диагностика | Демонстрация результатов детского труда воспитанникам детского сада, педагогическому совету, родителям. | Все работы детей. |
Программа составлена на основе:
1. Пособия для руководителей кружков школ и внешкольных учреждений: Л.П. Чижикова «Кружок конструирования и моделирования одежды».- М.: Просвещение, 2011.
2. Учебно-методического пособия для воспитателя: Нагель О.И. «Художественное лоскутное шитьё» (Основы лоскутного шитья и традиции народного текстильного лоскута): Учебно-методическое пособие для воспитателя. – М.: Школа-Пресс, 2000.
3. Журнал «Хозяюшка» Гладкова Т.В. – М.: «Сфера»
4. «Школа кройки и шитья на дому» Л.В. Мартопляс, Г.В. Скачкова, Минск «Ваш дом», 1995
5. «Вяжем детскую одежду и игрушки.» Горянова О.В. Ростов н/Д «Феникс», 2004
6. Модельер – конструктор – М.: Издательство Эксмо, 2005
Курпитко Оксана Владимировна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования художественно — эстетической направленности «Мастерская чудес» для детей средней группы
Программа дополнительного образования содержит пояснительную записку и подробное тематическое планирование....
Программа дополнительного образования художественно — эстетической направленности «Мастерская чудес» для детей старшей группы
планирование кружка...
Программа дополнительного образования художественно — эстетической направленности «Мастерская чудес» для детей подготовительной группы
подробный план + мониторинг...
Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год
Программа «Умелые мастера» разработана на основании программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...
Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия "Умелые ручки" .Возраст детей 5-6лет.Срок реализации программы : 1 год.
Программа относится к художественно- эстетической и социально –педагогической направленностям...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ «ФАНТАЗЕРЫ» В МАДОУ д/с №70 «СОЛНЕЧНАЯ МАСТЕРСКАЯ»
Детское творчество – сложный процесс познания растущим человеком самого себя и окружающего мира, способ выражения своего личностного отношения к реальности. Поэтому очень важно научить ребенка о...
Рабочая программа дополнительного образования художественно - эстетической направленности «Приключения кляксы» Программа предназначена для детей 5-7 лет
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. В нетрадиционном рисовании нет правильных или неправ...