Образовательная программа кружковой работы по вариативному направлению художественно-эстетическому развитию детей "Волшебное тесто"
методическая разработка по аппликации, лепке на тему
Образовательная программа кружковой работы по вариативному направлению художественно-эстетическому развитию детей "Волшебное тесто"
Скачать:
Предварительный просмотр:
МДОУ ИРМО «Марковский детский сад комбинированного вида»
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ КРУЖОК
«Волшебное тесто»
Автор-составитель:
воспитатель первой
квалификационной категории
Джалилова Татьяна Сергеевна
2013 год
Воображение – это начало творения.
Вы представляете то, чего желаете,
вы стремитесь к тому, что представляете,
и, наконец, вы создаёте то, к чему
стремитесь.
Джордж Бернард Шоу
Пояснительная записка
Поделки из теста древняя традиция, но и сегодня соленое тесто весьма популярный материал для лепки.
Лепка - является одним из полезнейших занятий для ребенка. Это одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают мелкую моторику рук, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию.
Солёное тесто – это доступный, дешевый и легкий в использовании материал. Его можно заготовить впрок и хранить в холодильнике несколько дней. Тесту можно придать разные цвета, добавляя краски в воду при замешивании или раскрасить уже готовое высохшее изделие. После обжига или сушки такие изделия затвердевают, они могут долго храниться, с ними можно играть или подарить сувениры своим родным и близким людям.
Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства.
Работа с тестом своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с маленькими детьми. Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположены в мышцах) – это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно – ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Поэтому на занятиях по тестопластике широко используются пальчиковые игры, гимнастика и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами.
Занятия лепкой из теста помогают развить не только мелкую моторику рук, но и решить ряд следующих задач и целей.
Цель:
Научить лепке из солёного теста, развивать художественные способности абстрактное мышление и воображение.
Задачи:
Задачи по развитию детей младшего возраста:
∙ развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук;
∙ формировать сенсорные эталоны формы, цвета и величины, развивать тактильную чувствительность рук;
∙ знакомить со свойствами материала;
∙ обучать приёмам лепки.
Задачи по развитию детей старшего возраста:
∙ развивать навыки лепки простых форм (цилиндра, палочки, диска, шарика и т.д.) и на их основе формировать умение изготавливать из теста сложные предметы (овощи, фрукты и т.д.);
∙ развивать мышление и воображение;
∙ развивать внимание;
∙ способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Принципы:
∙ Сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учётом природных особенностей в данный момент деятельности.
∙ Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.
∙ Принцип обогащения сенсорного опыта.
∙ Последовательности и систематичности.
∙ Личностно-ориентированный подход.
∙ Культурного обогащения, содержания деятельности по тестопластике, в соответствии особенностями познавательного развития детей разных возрастов.
∙ Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.
∙ Игровое обучение.
∙ Педагогика сотрудничества
Преимущества соленого теста:
1. Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних средств;
2. Легко отмывается и не оставляет следов;
3. Безопасно при попадании в рот, если не добавлять клей, – обычно, один раз попробовав тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот – невкусно!!!
4. Если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;
5. Можно сушить в духовке, а можно – просто на воздухе;
6. Краска пристает любая, а возможности для росписи – практически неограниченные;
7. Поверх краски хорошо еще покрывать лаком – сохранится на века...
8. С готовым можно играть без боязни, что оно потеряет форму.
Рецепт соленого теста: 2 стакана муки (можно в муку, не выходя из нормы двух стаканов, добавить сухой крахмал. Например, 1 1/2 стакана муки + 1/2 стакана крахмала. С добавлением крахмала тесто станет более эластичным. Из такого теста особенно хорошо получаются тонкие детали, например, лепестки цветов.), 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180г, можно добавить 2 ст. ложки клея ПВА. Вместо воды можно сварить клейстер из крахмала.
Способы сушки. Сушка в духовке. Нужно исходить из того, что изделие толщиной 5мм сушится в течение 1 часа. Температура при этом должна быть 75 градусов.
Воздушная сушка. Самый экономичный, но и самый длительный. При воздушной сушке влага из изделия испаряется очень медленно – за 1 день изделие просушивается не более чем на 1мм толщины. Такую сушку целесообразнее всего проводить летом, когда можно использовать тепло солнечных лучей (зимой на батарею украшения ни в коем случае класть нельзя!).
Комбинированная сушка. Она более всего подходит для объемных лепных украшений: изделия выдерживают несколько дней на солнце, затем досушивают в духовке.
В присутствие детей замешивается тесто чтобы ребёнок мог принять участие в этом процессе: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте (твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т.д.). Сначала дети учатся лепить и украшать плоские фигурки - декоративные пластины с налепом, сердечки. Для раскатывания используются скалочки, а для вырезания – формочки для печенья, вареников, крышки от бутылок. Затем учатся лепить объемные формы: при помощи деревянного стержня (спички или зубочистки). А потом к основе добавляются характерные признаки: ушки, носик, глазки, хвост.
После того, как дети освоили лепку из двух или нескольких шаров, предлагается тема по “По замыслу”. На этих занятиях анализируется степень усвоения материала, как дети самостоятельно применяют те навыки и приемы, которые уже усвоили.
Следующий этап – это облепливание тестом разнообразных объемных форм: бутылочек из под детского питания, сока, баночки. Детям необходимо было сначала облепить форму, а затем придумать интересную игрушку, добавляя характерные детали и мелкие декоративные элементы: цветы, грибы, шляпки и др.
Одним из этапов изготовления поделок является – раскрашивание. Для этого используются краски-гуашь, акварель, фломастеры. Постепенно дети привыкают и учатся использовать в работе палитру, для смешивания красок, кисточки разного размера и жесткости. Работы получаться интересные, выразительные.
Чтобы разнообразить работу с тестом предлагается такой прием – украшается сырое изделие мелким бисером, красивыми бусинками, стразами, пуговицами и косточками. Дети с удовольствием лепят, любовно украшают сувениры для своих родных и близких.
Тестопластика сегодня актуальна, так как она помогает детям разного возраста отражать свою неповторимую самобытность, помогает реализовать свой творческий потенциал и развить свои способности и возможности в декоративно-прикладной деятельности.
Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое мышление, внимание, наблюдательность, воображение.
Тестопластика
(средняя группа)
Задачи: Вызвать у детей интерес к лепке из солёного теста. Обучать различным приёмам лепки:
- отрывать от большого куска теста на небольшие куски;
- раскатывать прямыми и круговыми движениями;
- учить соединять детали при помощи воды;
- учить использовать стеки, трубочки, печатки;
- развивать любознательность, эстетическое восприятие окружающего мира;
- развивать творческое воображение детей.
Перспективное планирование
Октябрь
Занятия проводятся один раз в неделю
неделя | тема | материал |
1 неделя | Гусеница | Солёное тесто, кисточка, краски, стеки, вода, трубочки. |
2 неделя | Пирамидка | |
3 неделя | Грибочек | |
4 неделя | Цветочек |
Ноябрь
Занятия проводятся два раза в неделю.
неделя | тема | материал |
1 неделя | Золотая рыбка. Яблочко. | Солёное тесто, кисточка, краски, стеки, вода, трубочки. |
2 неделя | Стрекоза. Бабочка. | |
3 неделя | Белочка. Груша. | |
4 неделя | Виноград. Пчёлка. |
Декабрь
неделя | тема | материал |
1 неделя | Чебурашка, Барашек | Солёное тесто, кисточка, краски, стеки, вода, трубочки. |
2 неделя | Мухомор, Ёлочка | |
3 неделя | Матрёшка, Зайчик | |
4 неделя | Ромашка, Снеговик |
Январь
Четыре занятия в месяц
Проводится одно занятие в неделю
неделя | тема | материал |
1 неделя | Ангелочек | Солёное тесто, кисточка, краски, стеки, вода, трубочки. |
2 неделя | Птичка | |
3 неделя | Колокольчик | |
4 неделя | Кактус |
Февраль
Проводится одно занятие в неделю
неделя | тема | материал |
1 неделя | Танк , Ракета | Солёное тесто, кисточка, краски, стеки, вода, трубочки. |
2 неделя | Самолёт , Кит | |
3 неделя | .Земляника, Одуванчик | |
4 неделя | Подсолнух, Змея |
Март
Занятия проводятся два раза в неделю
неделя | тема | материал |
1 неделя | Кружка, Лошарик | Солёное тесто, кисточка, краски, стеки, вода, трубочки. |
2 неделя | Чайник, Натюрморт | |
3 неделя | Божья коровка, Пасхальное яйцо | |
4 неделя | Колобок, Лебедь |
Апрель
Занятия проводятся два раза в неделю
неделя | тема | материал |
1 неделя | Лягушка, Медведь | Солёное тесто, кисточка, краски, стеки, вода, трубочки. |
2 неделя | Неволяшка, Самолётик | |
3 неделя | Кораблик, Уточка | |
4 неделя | Дельфин, Лисичка |
Май
Занятия проводятся два раза в неделю
неделя | тема | материал |
1 неделя | Морская звезда, Мышка | Солёное тесто, кисточка, краски, стеки, вода, трубочки. |
2 неделя | Поросёнок, Домик | |
3 неделя | Машинка, Долька арбуза | |
4 неделя | Лук, Смородинка |
Тестопластика
(старшая группа)
Задачи: Вызвать у детей интерес к лепке из солёного теста. Обучать различным приёмам лепки:
- отрывать от большого куска теста на небольшие куски;
- раскатывать прямыми и круговыми движениями;
- учить соединять детали при помощи воды;
- учить использовать стеки, трубочки, печатки;
- развивать любознательность, эстетическое восприятие окружающего мира;
- развивать творческое воображение детей.
Перспективное планирование
Ноябрь
Занятия проводятся два раза в неделю
неделя | тема | материал |
1 неделя | Цветик-семицветик, Улитка | Солёное тесто, кисточка, краски, стеки, вода, трубочки. |
2 неделя | Пингвин, Дракончик | |
3 неделя | Зайчик, Рак | |
4 неделя | Совунья, Лягушка |
Декабрь
Занятия проводятся два раза в неделю
неделя | тема | материал |
1 неделя | Снегурочка, Ёлочка | Солёное тесто, кисточка, краски, стеки, вода, трубочки, бросовый материал, манная крупа. |
2 неделя | Свечка, Дед Мороз | |
3 неделя | Рождественский сапожок Конфетка | |
4 неделя | Снеговичок, Снегирь |
Февраль
Занятия проводятся два раза в неделю
неделя | тема | материал |
1 неделя | Крабик, Солнышко | Солёное тесто, кисточка, краски, стеки, вода, трубочки,манная крупа, бусины. |
2 неделя | Облачко, Рыбка | |
3 неделя | Овечка, Тюльпан | |
4 неделя | Бабочка, Неволяшка |
Март
Занятия проводятся два раза в неделю
неделя | тема | материал |
1 неделя | Одуванчик, Пальма | Солёное тесто, кисточка, краски, стеки, вода, трубочки,греневая крупа горох,бусины. |
2 неделя | Черепашка, Осьминожка | |
3 неделя | Морская звезда, Божья коровка | |
4 неделя | Ракушка с жемчужиной, Жираф |
Апрель
Занятия проводятся два раза в неделю
неделя | тема | материал |
1 неделя | Ромашка, Корзина с яблоками | Солёное тесто, кисточка, краски, стеки, вода, трубочки. |
2 неделя | Чайник, Слива | |
3 неделя | Петушок, Нерпочка | |
4 неделя | Осенний натюрморт, Кит |
Май
Занятия проводятся два раза в неделю
неделя | тема | материал |
1 неделя | Панда, Грузовая машина | Солёное тесто, кисточка, краски, стеки, вода, трубочки,пшено. |
2 неделя | Домик, Цыплёнок | |
3 неделя | Чебурашка, Клубничка | |
4 неделя | Поросёнок, Золотая рыбка |
Тестопластика
(подготовительная группа)
Задачи: Вызвать у детей интерес к лепке из солёного теста. Обучать различным приёмам лепки:
- отрывать от большого куска теста на небольшие куски;
- раскатывать прямыми и круговыми движениями;
- учить соединять детали при помощи воды;
- учить использовать стеки, трубочки, печатки;
- развивать любознательность, эстетическое восприятие окружающего мира;
- развивать творческое воображение детей.
Перспективное планирование
Сентябрь
Занятия проводятся два раза в неделю
неделя | тема | материал |
1 неделя | Улитка, Гусеничка | Солёное тесто, кисточка, краски, стеки, вода, трубочки,бросовый мате риал,разная крупа. |
2 неделя | Фруктовый натюрморт, Уточка с утятами | |
3 неделя | Мышка-норушка, Кудрявые ёжики | |
4 неделя | Корзинка, Черепаха |
Октябрь
Занятия проводятся два раза в неделю
неделя | тема | материал |
1 неделя | Жуки, Мухомор | Солёное тесто, кисточка, краски, стеки, вода, трубочки, горох. |
2 неделя | Грибочки, Осенний натюрморт | |
3 неделя | Блюдце с кружкой, Красивые цветы | |
4 неделя | Аквариумные рыбки, Зайка |
Ноябрь
Занятия проводятся два раза в неделю
неделя | тема | материал |
1 неделя | Красивая ваза, Колокольчик | Солёное тесто, кисточка, краски, стеки, вода, трубочки,бросовый мате риал,бусины,разная кру па.. |
2 неделя | Кошечка, Собачка | |
3 неделя | Стрекоза, Бабочка | |
4 неделя | Паучок, Матрёшка |
Декабрь
неделя | тема | материал |
1 неделя | Дед Мороз, Снеговик | Солёное тесто, кисточка, краски, стеки, вода, трубочки,манная крупа, разные бусины. |
2 неделя | Снегурочка, Снежинка | |
3 неделя | Зимняя ёлочка, Новогодняя игрушка | |
4 неделя | Фонарик, Руковичи |
Январь
Занятия проводятся один раз в неделю
неделя | тема | материал |
3 неделя | Крокодил, Змея | Солёное тесто, кисточка, краски, стеки, вода, трубочки. |
4 неделя | Лисичка, Куколка |
Февраль
Занятия проводятся два раза в неделю
неделя | тема | материал |
1 неделя | Птичка-синичка, Красивая тарелка | Солёное тесто, кисточка, краски, стеки, вода, трубочки,разная крупа. |
2 неделя | Ваза с цветами, Пароход | |
3 неделя | Смешарик-Нюша, Лосяш | |
4 неделя | Смешарик-Крош, Совунья |
Март
Занятия проводятся два раза в неделю
неделя | тема | материал |
1 неделя | Ландыш. Сорока-белобока. | Солёное тесто, кисточка, краски, стеки, вода, трубочки. |
2 неделя | Подснежник. Ворона. | |
3 неделя | Легковая машина. Самолёт. | |
4 неделя | Павлин. Лягушка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по вариативному направлению - художественно-эстетическое развитие кружка с элементами театральной культуры "Чебурашка"
Представленна программа кружковой работы....
Дополнительная образовательная программа кружковой работы по направлению "Исследовательская деятельность" под названием "Почемучка"
Данная программа расчитана для детей дошкольного возраста (4-7) лет, срок реализации 3 года....
Дополнительная образовательная программа кружковых занятий "Пластилиновая страна" по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста 4-5 лет
Программа "Пластилиновая страна" по художественно-эстетическому направлению развития детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет). Программа обеспечена тематической подборкой художественног...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» (в соответствии с ФГОС ДО) на 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» (в соответствии с ФГОС ДО) на 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД...
Кружковая работа «Волшебный квадрат» Направление: художественно-эстетическое Подготовительная группа
...
Программа по работе с одаренными детьми художественно – эстетической направленности «Волшебный карандаш»
Актуальность педагогического опыта по развитию художественной одаренности детей через использование нетрадиционных техник рисования видится в новых подходах, которые дарят ребенку атмосферу свободного...
Открытое образовательное мероприятие в средней группе по направлению художественно-эстетическое развитие. Тема: «Золотая хохлома, роспись хохломских досок»,
Направлено на воспитание интереса к народным промыслам, любови и бережного отношения к природе, к народному декоративному творчеству; развитие умений активно и творчески применять ранее ус...